«В мыслях великих ищут своё предназначение» материал

Эссе

В мыслях великих ищут свое предназначение

С каждой осенью я воскресаю вновь

А.С. Пушкин

Школа как жизнь. Её движение бесконечно, а пути неисповедимы и наполнены поиском новых процессов, определяющих магистральную линию образования. Но в чем хочется быть уверенным, так это в том, что образованность и интеллект всё больше будут относиться к разряду национальных богатств XXI века.

Неоднозначно знаковые слова «школа» и «осень» очень созвучны по смыслу. В них немного грусти, печали. Но в то же время по-пушкински мир с «каждой осенью воскресает вновь» от многоцветья листвы, даров и садов, прелести легкой прохлады и наступления эпохи ума и интеллекта. Эпохи, когда души учеников учатся, разум решает, а сердца велят поступать. Как? Покажет жизнь. А пока «ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит». Очень хочется «чтоб начался листопад, приглашая меня в осень». Благодарна судьбе, что «снова дел и забот у меня неимоверно», потому что «снова вдруг осенней порой уже в который раз в моей жизни начался год, который зовется учебным». Я рада, что «время выбрало меня зажигать души-свечи». Хочу признаться, что «уже в стотысячный раз я иду на урок, но волнуюсь как в первый». И уже с высоты своего опыта убеждена: «значит это судьба, значит это судьба – школа, парта, учитель». И, наконец, в который раз признаюсь в любви литературе.

Она предмет предметов. И не потому, что важнее географии, истории. Нет! Функция у неё глобальная- воспитание души. И если ученик однажды на уроке услышит, что Пушкин – гениально, Толстой – мудро, Достоевский – нравственно, Платонов – жизненно, Короленко – чисто, Зощенко – просто, то он обязательно когда-нибудь вернётся к ним. И с этой минуты может начаться совершенно необратимый процесс работы «ума и души».

Ах, эта всемогущая, всеобъемлющая и всё умеющая литература. Посмотрим на нее со стороны простого сельского учителя.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель (Л.Толстой)

Практически на любой вопрос: философский ли, жизни «кусачей» ли даст литература. Практически любая жизненная ситуация найдет в ней отклик.

Ну вот, к примеру, обо мне.

Высоким штилем Ю. Нагибина «Воспеваю – описываю детство, проходившее по трем адресам: село-дом-школа», где я по-нагибински «неистово» увлеклась профессией учителя и его же буднично-просторечным глаголом «подалась» в пединститут. Словами А. Баратынского «пространством времени полный возвращаюсь к полям отцов, дубравам милым» выражаю тему возвращения в родное село, в родной дом, в родную школу, к родным учителям. Возвращаюсь, чтобы понять: ребёнок – непризнанный гений средь буднично серых людей. И со своей неустойчивой натурой нуждается в особом прикосновении психотерапевтического воздействия. Его глазам необходим светлый взгляд, а сердцу – трепетный бальзам «успокоения». Воплощать все это в фантастически быстром жизненном ритме чрезвычайно сложно.

34 стр., 16581 слов

Методика использования инновационных технологий в преподавании ...

... выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании в средней школе мировой художественной культуры. Задачи работы сводятся к следующим основным: .описание педагогических инновационных технологий, ... современных педагогических технологий (интегрированных, игровых и др.). . Повышение компетентности учителя в овладении ИКТ и современными подходами к обучению (личностно ориентированным, ...

И трудно найти источник вдохновения, из которого черпаются силы.

Но учитель, соединивший любовь к ученикам и делу воедино, непременно найдет его в радуге красок хрупкой детской души, отблески которой сигналят педагогу о ее состоянии. Вот заблестел «зеленый» и сразу мысль: «живет, растет, развивается». А вот сверкнул «желтый» и романтика, теплота, нежность оживает на лице ребенка. А вот яркостью озарил «красный» и сразу срабатывает прием «стоп-коррекция». А вот «лиловый» заговорил о тоске и тревоге. И уже в руках учителя адресная педагогическая поддержка, как волшебная палочка.

И врачеватель ребячьей души, дирижер его помыслов с клятвой Гиппократа «Не навреди», — должен помнить, что только любящий да воспитает себе подобного в этом вечно кипящем и бурлящем, звонкоголосом заповедном мире, имя которому «детство», откуда все мы родом и где отмеряются годы пролетающей учительской жизни.

Литература – не творчество совершенной культуры.

Литература – творчество совершенной жизни.

(Бердяев)

Когда поблекнут дневные краски, а ночь постучится в окно и накроет своим крылом Вселенную, во тьме забрезжит и будет долго мерцать свет учительской настольной лампы. Прочь уйдут обыденные заботы и хлопоты. Голову и сердце покинет все мелкое, несущественное. И даже неразрешимые проблемы отодвинутся в сторону. А учитель литературы, готовясь к очередной встрече со своими питомцами, пытается наедине с собой и с мыслями великих определить смысл своего предназначения, свою роль в школьной пьесе. Сдается мне, она неизменна во все времена роль учителя вообще и учителя словесности в частности. Это — роль проводника в литературных странствиях, где ребёнка учат не только ценить правду, но и распознавать ложь. Не только любить, но и ненавидеть. Не только соглашаться, но и возражать. Не только подчиняться, но и бунтовать. Это роль Мастера, который преподносит своим подопечным уроки владения словами, наполненные смыслом, как у Р.Киплинга:

Наполни смыслом каждое мгновение,

2 стр., 836 слов

Проблема роли учителя в жизни человека (по Ф.А. Абрамову)

... Абрамову*) *Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист Сочинение Каждый человек прошел через важнейший этап своей жизни – обучение в школе. У многих были свои любимые учителя, ... проблему роли учителя в жизни человека ... Фёдоровиче Калинцеве - моём незабвенном учителе. (6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем ...

Часов и дней неуловимый бег.

Тогда весь мир ты примешь во владение,

Тогда, мой сын, ты будешь человек

Это роль Вдохновителя на прикосновение к книге, потому что меняются времена. Меняется отношение к книге. Оно стало прагматичным и утилитарным. Проблема не читающего поколения сегодня реальна. Последний читатель еще жив, но уже «смертельно болен». Отсюда следующая роль простого учителя русского языка и литературы, проживающего со своими учениками свою жизнь с жизнью литературных героев по общечеловеческим законам и библейским заповедям.

Для этого у меня на столе вечные спутники и неизменные помощники: Н.В.Гоголь со своим художественным стилем; А.П.Чехов с лаконичностью и точностью; А.С.Пушкин и Н.А.Некрасов с образностью лирики; С.А.Есенин с эмоциональной насыщенностью строф; А.А.Фет и В.В. Маяковский с изобразительно-выразительными средствами языка; Л.Н.Толстой, М.Горький с идеально философским смыслом своих произведений; М.Шолохов с искрометным, неповторимым щукарским юмором и многие другие.

А напоследок я скажу…

Б. Ахмадулина

Есть люди, необходимость которых очевидна: они несут время на своих плечах. Это учителя. Именно рядом с ними продолжается познание жизни. Продолжается вопреки и благодаря… Рядом с ними дети странствуют по лабиринтам литературным и историческим, биологическим и географическим, сжигают мосты, ощущают горький мёд на губах, вдыхают сладкий аромат цветущих деревьев, перелистывают любимый томик стихов. И много еще чего… И толи еще будет?…

Ну, а что до меня, то понимаю: на мне ничего не заканчивается. Я лишь мелкая частица великого, неисчезающего, бесконечного. Важна не я. Важен тот след, который сумею оставить.

Как отыскать эту точку отсчета?

Каждого часа и каждого дня?

Слушаю сердце, в нем плещется что-то,

Станет ли людям теплей от меня?