Эссе по обществознанию (социология)
Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».
(А. Н. Леонтьев)
В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль, исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого актёра и его роль – «персонаж». Древние римляне слово « persona » использовали для обозначения социальных ролей и функций человека. Прошли столетия, и значение этого термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Удивительно, что и сегодня философы, психологи и социологи продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по-прежнему спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом. Я полностью согласна с высказыванием Алексея Николаевича Леонтьева – выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота его родителей, долгий процесс воспитания в обществе, чтобы он стал мыслящим человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в сознательной общественной деятельности.
Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?» Очевидно, что к новорождённому ребёнку термин «личность» не приложим, хотя наука доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены: физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием «индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в качестве биосоциального существа. Подрастая и взрослея, человеческое существо проявляет свою индивидуальную неповторимость – совокупность своеобразных черт, как биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в творческие существа, называемые талантливыми личностями.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность ...
... и не могу иначе»). личностью , сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не ... двух совершенно одинаковых человек. Вы индивидуальны от рождения. Ваша задача ... Здесь проявляется работа какого-то важного закона и не надо ... он способен ее решить. Доказать не могу, это утверждение недоказуемо. ... своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью ...
Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я», позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону, лежащему в основе социальности.
Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком, пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества, проявляющиеся в совместной деятельности и общении.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но, прежде всего, настоящая личность – это активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.
В исторической науке под личностью понимается индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов-Ленин.
Современная социальная психология доказала, что становление и развитие личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в виде семьи, но и различные социальные институты: государство, система образования, институт брака, сложившееся законодательство. В процессе социализации личность проходит несколько этапов приобщения к нормам коллективной жизни. Любой представитель общества усваивает правила общежития, находит своё место в системе социальных ролей, учится творческому взаимодействию с другими людьми и всем социальным миром. Когда человек проходит все эти стадии, то постепенно он превращается из индивида в личность.
Я — концепция личности
... социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»). Реальность «Я-концепции» личности ... и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — ... В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса. «Я-концепция» — это представление ...
На протяжении всей сознательной жизни человеку предстоит решать главное противоречие: осмысленно выбирать своё место в мире, разрешать постоянно возникающие альтернативы, чтобы, с одной стороны, сформировать в себе социальные характеристики, свойственные обществу, в котором он существует. А, с другой стороны, взрастить своё индивидуальное неповторимое «Я», способное обогащать свой внутренний мир и воздействовать на социальную среду, преобразуя её по собственному усмотрению. Безусловно, личность – это понятие социальное, она выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Поэтому личностью никто не рождается, ею становятся те из нас, кто способен осуществлять важнейшие общественные функции, отвечать за свои решения и поступки, самостоятельно действовать по законам нравственности, чтобы преобразовать мир человеческих отношений на основе красоты и гуманизма.