Школа – гимназия № 94 город Алматы Учитель начальных классов Абдрахманова Айгуль Таймысовна
Эссе о нравственном образе жизни Конфуции
«Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим» Конфуций (551-479 до н.э), о Китая, его культуре, философской мысли. Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. «Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее». И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение — живым на протяжении тысячелетий.
Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С 15 лет он стал брать частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу.
В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает «карп». Следует заметить, что в семейной жизни мудрец — как и Сократ — счастлив не был. Со страниц трактата «Лунь-юй» жизнь Конфуция, была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, лишь преданными ему учениками.
Конфуций всегда уделял большое внимание своим служебным обязанностям и всегда исполнял их честно. Он был обеспокоен непорядками в стране и убежден, что народ сбился с пути, и только возврат к древним ценностям может его спасти.
Кроме того, Конфуций всегда отличался искренней скромностью. Он был вежливым и внимательным человеком, не претендовавшим на особые привилегии. Одежда, которую он носил, всегда была простой, черного и желтого цвета.
Он всегда относился к своим ученикам сердечно и естественно, без надменности. Важную роль в его жизни играли советы и мнения его учеников. Он был готов изменить свои решения в зависимости от их советов и выслушивал их упреки. Он не обещал им высокого знания, а обучал их простым, земным наукам. Он всегда говорил о себе, что он просто человек, который страстно ищет знание и отдается ему, забывая о прозаических радостях и горестях жизни, и не замечая старости, которая приближается.
«Учитель и ученик растут вместе»
... расширяется круг умений, что, в свою очередь, также означает рост ученика. Учитель и ученик - две главные составные части учебного процесса. Личности, взаимоотношения которых ... стороны, образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а учителю, обучая и воспитывая учеников, необходимо самому самосовершенствоваться и развиваться. Знаменитый педагог Симон Соловейчик сказал: «Педагог ...
В 528 году до н.э. умер сын Конфуция, и вскоре после него умер и его любимый ученик Янь Юань, который был безгранично предан своему учителю. Эти смерти потрясли Конфуция, и он осознал, что его черед наступает. Несмотря на это, он продолжал работать и размышлять. И он пришел к выводу, что нельзя достичь положительного результата без правильных принципов. Он видел смысл и значимость своей деятельности и своей жизни в постижении этих принципов. «Если на рассвете ты познаешь правильный путь, то на закате Солнца можешь и умереть».
Общественный идеал «благородного мужа» является основной темой разговоров Конфуция с его учениками. Главное качество этого идеала — «жэнь». Это понятие, введенное самим учителем, не имеет прямых эквивалентов в европейской философии.
Развертывание:
Учение Конфуция о человеколюбии
Учение Конфуция представляет собой мудрое руководство к идеальному отношению между людьми. Этот концепт, известный как «жэнь», характеризует идеалы человечности, гуманности и человеколюбия.
Конфуций утверждал, что причина страданий людей кроется в хаосе общества, и чтобы преодолеть его, необходимо вернуться к древним порядкам и правилам, соблюдать их и требовать от себя соблюдения канонов общества.
Книга «Лунь-юй» отражает его учение, состоящее из собранных афоризмов, биографических фактов и эпизодов из бесед с друзьями, определяющих программу личностного самосовершенствования.
В своем этическом учении Конфуций советует проявлять постоянное уважение и преданность, быть почтительным и человеколюбивым, даже в непростых ситуациях.
Например, античный философ Сократ говорил: «Чтобы понять мир, нужно понять самого себя». Следуя этому учению, необходимо осознать собственную личность, свои добродетели и недостатки. Это приведет к повышению самооценки и самоуважения, что, в свою очередь, способствует улучшению отношений с окружающими.
Будда утверждал: «Отречься от своих желаний и стремлений – это путь к свету и гармонии». Это учение означает не избавление от всех желаний, а оценку их важности, глубокого понимания характера жажды, о нейтрализации своего «я» и о приоритетности духовного над материальным.
Интересно заметить, что христианство также поддерживает идею человеколюбия, проявляя ее в концепции любви к ближнему. Это не просто проявление душевной близости, а именно стремление к облегчению чужого страдания, поддержанию в трудной ситуации, уважению к каждому человеку как к уникальной личности.
Однако, важно отметить что каждый из мыслителей подчеркивал своим примером необходимость жить в соответствии со своими взглядами. В творчестве преломляются основные человеческие ценности: любовь, справедливость, честность, сострадание.