Эссе
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому…». Мишель де Монтень.
Кто из известных художников смог создать свой шедевр, не взяв в руки мольберт, краски, палитру и холст? Никто. Так и педагог, имеющий только знания своего предмета, не может научить своих детей. Чтоб научить ребенка чему-то, кроме собственных знаний современному педагогу, как и художнику, нужно взять целый этюдник с атрибутами, инструментами и приспособлениями. Каким же багажом должен обладать современный педагог? Именно этот вопрос встал передо мной в начале моей педагогической деятельности.
Если художник, желает написать шедевр, он изучает теоретические аспекты цветового круга, светотени и многие другие секреты. Современный педагог знакомится с нормативными документами, вопросами обучения и воспитания детей. Для меня основой стали знания о том, что приоритетным направлением развития образования является умение учиться, способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задумав картину, художник выбирает холст и мольберт. В руках педагога – это рабочая программа по его предмету. Глубокое знание самого предмета особо важно для написания «шедевра». Именно это заставляет меня прилагать больше сил и творчества, чтоб глубже погружаться в предмет. Увлеченность своим предметом вовлекает учеников, повышает мотивацию на получение новых знаний.
Как каждый творец, умеет видеть в окружающей среде прекрасное, так и я вглядываюсь в каждого ребенка, распознавая талант творца, личность.
И только потом, словно художник выбравший место для создания своего шедевра, я располагаюсь с учетом социальных условий и возрастной психологии, чтоб раскрыть потенциал ученика, создать комфортные условия для его развития и самореализации.
Мастер, начиная работу, использует свою технику изображения, что делает работу уникальной. Я, как учитель, накладываю свой мазок с соблюдением правовых, нравственных и этических норм, культурой поведения, речью и даже внешностью. Здесь все имеет значение. Ко всему перечисленному выше можно добавить активную жизненную позицию и умение двигаться со временем. Это еще большой пласт, который требует от меня не только ума, но и самоорганизации, самоконтроля, самообразования, самосовершенствования.
В деятельности педагога, как и в работе художника, нет мелочей. Но самое важное его инструмент. Я педагог и художник выбираю свои материалы и инструменты. В мою палитру вошли деятельностный подход и следующие принципы: наглядность обучения, сознательность и активность, самостоятельность обучающихся, доступность, научность информации, связь теории с практикой, прочность знаний. В руки взяла кисти — технологии проектной и исследовательской деятельности, информационную технологию, технологию модульного обучения, технологию «смешанного обучения» (автономная группа, смена рабочих зон), игровые технологии.
«Развитие творческих способностей на х трудового обучения ...
... учащихся осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела Исследование состояния творческой деятельности учащихся ...
Выбрала следующие краски: практические и наглядные методы, методы творческих заданий, реализации учебно-познавательного процесса, мотивации и стимулирования процесса обучения, контроля и самоконтроля процесса обучения. Личностный подход и разноуровневое обучение в проектном режиме — на этом и построена моя педагогическая деятельность.
Закончив работу, каждый художник обрамляет ее, а педагог определяет способ оценки результатов обучения. В своей деятельности я использую критериальную самооценку, взаимооценку и групповое оценивание.
Современный педагог – это профессионал, новатор, творец, наставник, созидатель, просветитель, тьютор и психолог. Он выполняет важную роль в жизни ученика, развивая в нем не только ум и мышление, но и творца. Уже сегодня деятельность педагога значительно отличается от его функции в прошлом. Стремительная эволюция высоких технологий завтра вытеснит профессию учителя в нашем сегодняшнем понимании. Возможно это будут координатор образовательной онлайн платформы, тьютор или модератор. И в его этюдник войдут другие материалы и инструменты. Но человек, раскрывающий талант, ведущий по пути самоопределения, самосовершенствования личности нужен будет всегда. Человек, которому потребуется больше ума, чем чтобы просто научиться самому.