Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Краткий анализ , История создания, Тема стихотворения, Композиция
Жанр – элегия.
Стихотворный размер
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого
Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии. Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка.
Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте! Дальше перед нами идет портрет девочки:
Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы, —
Огонь, мерцающий в сосуде. Николай Заболоцкий
... И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Стихотворение "Метаморфозы" известнейший философско-поэтический ... Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки ... философских воззрений Николая Заболоцкого. Я бы сказала так. В СССР религии были ...
Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.
Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее.
Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь — «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!
Она ж за ними бегает по следу.
Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.
Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия!
Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?
Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу и думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И переточит самый тяжкий камень! И пусть ее черты нехороши И нечем ей прельстить воображенье, — Младенческая грация души Уже скользит в любом ее движенье.
Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд).
«Радость». Что такое радость — . Приятно дарить людям радость ...
... Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость ... что-то новое и развиваясь. Еще большую радость дает осознание, что все мы в нашем ... душе, наполняющий ... человеком? Мне кажется, радоваться жизни нужно учить с детства. Малыши искренне переживают любые эмоции. Это потом им говорят, что мужчины не плачут, что громко смеяться неприлично, что ...
Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.
Тема
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа. Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир.
Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.
Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.
Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.
Сочинение по творчеству заболоцкого
... боль". В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, ... кривы Черты лица остры и некрасивы И одновременно дается внутренний слепок с души. Чужая радость так же, как своя Томит ее и вот из сердца рвется И девочка ...
Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой. Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную.
А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
«Некрасивая девочка» Н.Заболоцкий
«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» ...
... Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки. Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не ... закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) — шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая. ...
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.