Статья «Урок музыки»

Эссе

Ну что еще так может осветить,, Так чувства разбудить, воодушевить,, Все доброе поднять из глубины души,, Доставить радость от сбежавшей вдруг слезы?, Только ты, музыка!, Волочай Алина Николаевна

Урок музыки. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, который извлекли? И где получен этот урок: в школе, на концерте, при просмотре телепередачи? Казалось бы, понятное словосочетание «урок музыки» может иметь абсолютно различающиеся значения. В моем понимании, как учителя музыки, речь идет об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится учителем, соавторами которого становятся дети.

Я убеждена, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания.

По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» — утверждал В.А.Сухомлинский. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса. Его нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея (термин Л.В.Горюновой), в котором раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир и другие. Художественно-педагогическая идея урока позволяет учителю и ребенку как бы осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопросы: «Что есть красота, истина, добро в окружающем мире?»

Вероятно, находясь в поиске ответов на эти вопросы, еще с дошкольного возраста меня, несмышленого ребенка потянуло к музыке, к выражению своих чувств к окружающему через этот вид искусства. И мне кажется, я не ошиблась.

3 стр., 1209 слов

Интегративный урок музыки

... урок музыки игр-драматизаций позволяет не только внести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия. Например, правомерно говорить о сюжете урока музыки, ... и вариативность. Идея целостного подхода к интегративному уроку музыки может реализоваться при двух условиях: тематической целостности урока и освоении одних и тех же закономерностей музыкального и ...

Приходя в школу и начиная свой урок, я вижу горящие глаза детей, и понимаю, что так должно было случиться.

Я считаю, что в жизни мне очень повезло с учителями, хотя многие говорят: «Ты любишь учиться!». Возможно! Наверно поэтому мне интересно приходить в школу каждый день, учить и учиться от самих детей.

В 2006 году Уфимский педагогический колледж №2, в котором мне посчастливилось учиться, выпускал сборник статей о преподавателях. Хочется привести фрагмент моего воспоминания о преподавателе специального инструмента фортепиано Абдуллиной Лие Кадыровне:

«Мои воспоминания о Лие Кадыровне самые лучшие, самые трогательные, ведь именно она помогала мне раскрыть те стороны моей души, о которых я и не подозревала; помогала в развитии музыкальных способностей.

Лия Кадыровна — открытый человек, понимающий своих учеников. К каждому из них у нее свой подход, ко всем она относится с дущой, верит в силы любого ученика. Так когда-то она поверила и в мои. Интересно сейчас вспоминать, как из неуверенной, не умеющей пользоваться своими руками ученицы «выросла», как мне кажется, хорошая пианистка. В большей части это заслуга Лии Кадыровны.

Каждый урок у этого преподавателя был чем-то новым, интересным, он никогда не был формальным.

Как увлекательны были уроки, связанные с полифонией. Лия Кадыровна как-то сказала: «Бах настолько гениальный композитор, в его произведениях нет ни одной лишней ноты», — и я все время учебы убеждалась: да, действительно так!

А как интересно было разбирать сонаты! Мы искали, на каком материале построена связующая партия, в каких тональностях проходит разработка. Мы как будто «играли в театр». Какие полезные способы знает и придумывает Лия Кадыровна для того, чтобы отработать сложные технические приемы! Она научила меня вкладывать свою душу во все, что бы я ни играла. Будь то тема полифонического произведения, гамма или арпеджио.

Я старалась никогда не пропускать уроки по основному инструменту и всегда ходила на них с удовольствием. Я рада, что попала к настолько профессиональному учителю и хорошему человеку…»

Я мечтаю, чтобы мои ученики думали точно так же…