Эжен Йонеско – один из представителей “театра абсурда”. Известный французский драматург Эжен Йонеско (1909-1994) не имел целью воссоздавать действительность. Произведения этого драматурга похожи на головоломку, так как ситуации, характеры и диалоги его пьес напоминают скорее ассоциации и образы сна, чем реальности.
Но с помощью абсурда автор передает печаль за потерей идеалов, что и делает его пьесы гуманистическими. Эжен Йонеско был не только драматургом, но и эссеистом-философом. Часто его пьесы сопоставляют с экзистенциализмом,
поскольку по своей сути они призваны передать абсурдность бытия и показывают человека в состояние выбора. Сюрреализм пьес Йонеско сопоставляют с законами цирковой клоунады, античного фарса.
Типичным приемом его пьес является накопление предметов, которые грозятся поглотить актеров. Вещи приобретают жизнь, а люди превращаются в безжизненные предметы.
Драма Э. Йонеско “Носороги” – одна из интереснейших пьес не только своего времени. Написанная в 1959 году, она отобразила существенные особенности развития человеческого общества (вне границ времени и пространства).
В самом деле, в “Носорогах”
разыгрывается драма одиночества личности, индивидуального сознания в столкновении с общественным механизмом.
Йонеско утверждает, что идея имеет цену и смысл, пока она не пленила сознание многих, так как тогда она становится идеологией. А это уже опасно. Йонеско применяет своеобразную форму, гротескную картину преобразования людей в носорогов.
Абсурдность событий, изображенных драматургом, подчеркивает остроту мысли автора, который выступает против обезличивания, лишения индивидуальности. Учитывая время написания пьесы, разумеется, волнует Йонеско проблема наступающего, воинствующего тоталитаризма. Муссолини, Сталин или Мао – всегда где-то найдется идол, которого обожествляют, которому поклоняется толпа.
Но именно идол обращается к толпе, а не к человеку.
Бог воспринимается индивидуально и делает нас лично ответственными за все, что делаем, то есть – неповторимыми. А Сатана обезличивает, делает толпой. Таким образом, от событий своего времени Йонеско делает шаг к обобщению обще этического характера. Сквозь видимый абсурд событий, описанных в “Носорогах”, просвечиваются важные философские идеи: смысл бытия, способность человека противостоять злу, сохранять себя как личность.
По режиссуре по пьесе В. Зимина «Брысь! или истории кота Филофея»
... продукта. Важнейшим этапом в деятельности режиссера является постановочный план спектакля, первая часть которого представляет собой работу над пьесой согласно методу действенного анализа. Овладение методом позволяет полноценно погрузиться ...
Идея противостояния злу показана через сопротивление пьяницы и неряхи Беранже общей массе.
Почему именно ему, а не изысканному правильному Жану, который знает, как жить, это удается? Ведь, на первый взгляд, Жан – это олицетворение всех добродетелей, олицетворение респектабельности и общественного признания. Тем не менее, все это – способ быть как все, иметь уважение общества, живя по правилам. Он не признает других людей и мыслей, и эта нетерпимость не дает ему видеть других, ощущать еще кого-то.
Толерантное отношение к чужим идеалам, вкусам, вероисповеданию, нациям – свидетельство высокой культуры, миролюбивости. Именно этими чертами наделен Беранже. Для него внешний успех, к которому стремится Жан, несущественный. Но это и дает ему свободу самому решать, что есть зло, и самому бороться: “Я последний человек и буду им до самого конца!
Я не сдамся!”.
Таким образом, средствами театра абсурда Эжен Йонеско предупреждает человечество об угрозе обезличивания и тоталитаризма. И в этом скрытый смысл пьесы “Носороги”.
Пьесы Йонеско имеют закодированный характер, для них существует термин “антипьесы”. Персонажи часто ирреальные, гиперболизированные, каждый будто ведет свою линию. Именно поэтому спектакли по его пьесам иногда ставили по принципу фуги когда одна тема органически вплетается в другую, но их много и звучат одновременно. Сам драматург сознавался, что для него интересно было найти сценичность даже там, где ее нет.
Яркой особенностью пьес Йонеско является также “обрезанная” концовка. Драматург считал, что конца пьесы не может быть, как не может быть конца жизни. Но концовки пьес нужны, так как зрителям нужно когда-то идти спать.
Так вот не все ли равно, когда “отрезать” пьесу от зрителя.
Абсурд – это непонимание каких-то вещей, законов мирового устройства. По мнению Йонеско, абсурд рождается из конфликта воли личности с мировой волей, из конфликта личности с самой собой. Поскольку разногласие невозможно подчинить логике, то и рождается абсурд. Причем это состояние абсурда кажется автору более убедительным, чем любая логическая система, так как она абсолютизирует одну идею, теряя другую.
Абсурд – способ показать удивление перед миром, перед богатством и непонятностью его существования. Язык пьес Йонеско освобожден от обычных значений и ассоциаций благодаря парадоксам, часто юмористическим, клише, поговоркам и игры слов. Те слова, которые говорят герои, часто противоречат реальности и означают совсем противоположное.
Йонеско считал, что театр – это зрелище, где человек смотрит на самого себя. Это ряд состояний и ситуаций с нарастающей смысловой нагрузкой. Цель театра – показать человеку его самого, чтобы освободить от страха перед обществом, перед государством, перед окружением.
Эссе о театре ионеско
... дошел до биографии одного из самых ярких представителей театра абсурда – Эжена Ионеско. Художник называл свою ... пьесы: сюжета, фабулы, языка, композиции, характеров. При этом она не предлагают положительной альтернативы. За это их драматические произведения литературоведы называют еще «антипьеса». Ход нашего исторического эссе о театре абсурда ...
(No Ratings Yet)