Методическая разработка литературы в 11-м классе «Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва»

Эссе

Разделы:

Разве не хорошо сотворить свою жизнь,

как художник творит свою картину, как поэт

создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив,

но разве не из твёрдого камня высекают самые

дивные статуи?

Н.С.Гумилёв.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумилёва.
  2. Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её недюжинности, многогранности.
  3. Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и стихам поэта.

Форма урока:

Оформление:, Предварительное домашнее задание:

  1. Подготовиться к интервью с Н.С.Гумилёвым, прочитав его биографию и составив вопросы (письменно), которые должны высветить личность поэта.
  2. Повторить понятия «акмеизм», «особенности акмеизма», заполнить 3-ю часть таблицы «Особенности литературного направления акмеизм» («Мои находки и открытия»), используя учебник и дополнительную литературу по теме.

Индивидуальные задания:

  1. Написать и прочитать наизусть монолог от лица Н.С.Гумилёва о его судьбе и творчестве.
  2. Подготовиться к роли литературоведа: прочитать биографию Н.С.Гумилёва и 1 – 2 литературоведческие работы о его творчестве; подготовить (письменно и устно) небольшие справки на тему : «Путешествия Гумилёва», «Гумилёв и Ахматова», «Гумилёв в годы Первой мировой войны», «Деятельность Гумилёва в Советской России», «Арест и смерть Н.С.Гумилёва».
  3. Подготовить выразительное чтение наизусть стихов Н.С.Гумилёва «Капитаны»(отрывок), «Вступление», «Она», «Отравленный», «Наступление».

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым литературным направлением начала 20 века-с акмеизмом. Объясните, пожалуйста, в чём не приемлют ученики – акмеисты жизненную позицию своих учителей – символистов? В чём заключается своеобразие стихов акмеистов?

(Ученик отвечает.)

Учитель: Серебряный век ушёл, запечатлённый в фотографиях, дневниках, музыке, живописных полотнах, манифестах, письмах, стихах…Попытаемся оживить его. Представьте: вы, журналисты, присутствуете на пресс-конференции талантливого русского поэта, одного из основателей акмеизма – Н.С.Гумилёва. Ваша задача – слушать, думать, делать записи, задавать вопросы – ответит на них сам Н.С.Гумилёв в лице (фамилия ученика, исполняющего роль Гумилёва) и наша современница, литературовед (фамилия ученицы), изучающая творчество Н.С.Гумилёва.

2 стр., 928 слов

Образ поэта в творчестве Пушкина

... жизни. Образ поэта в творчестве Пушкина Несколько интересных сочинений Россия – сильнейшая в мире держава! - так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене ... уединения и свободы, которые невозможны в реалиях мира. Одним из самых показательных стихотворений на тему предназначения поэта является у Пушкина стихотворение «Пророк». Поэзия отождествляется со ...

Итак, о себе расскажет сам поэт.

Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва):

С детства я ненавидел свою фамилию — Гумилёв, что значит «смиренный». Я жил вопреки всякому смирению! Когда мы, царскосельские мальчишки, играли в индейцев, я всегда был вождём. Брат Виктор однажды сказал: «Старшие ребята не подчинятся тебе…». «А я упорный, я заставлю!» – ответил я.

Ученик:

На полярных морях и на южных,

По изгибам зелёных зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны-

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из – за пояса рвёт пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса –

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый. Уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

(Н.С.Гумилёв. Капитаны.)

Ученик – Гумилёв:, Ученик – литературовед:, Ученик – Гумилёв:

Ученик:

Оглушённая рёвом и топотом,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы.

Обречённый тебе, я поведаю

О вождях в леопардовых шкурах,

Что во мраке лесов за победою

Водят полчища воинов хмурых;

О деревнях с кумирами древними,

Что смеются улыбкой недоброй,

И о львах, что стоят над деревнями

И хвостом ударяют о рёбра.

Дай за это дорогу мне торную,

Там, где нету пути человеку,

Дай назвать моим именем чёрную,

До сих пор не открытую реку.

И последняя милость, с которою

Отойду я в селенья святые,-

Дай скончаться под той сикоморою,

Где с Христом отдыхала Мария.

(Н.С.Гумилёв. Вступление.)

Ученик – литературовед:, Ученик – Гумилёв:

Анну я встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было 17 лет, ей – 15. Мы вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах , хотя и относились к ним весьма иронически.

2 стр., 646 слов

Александра Кушнера «Быть нелюбимым, Боже мой…» (Анализ ...

... способен вчувствоваться, его стихи растут не на голой почве, своими корнями они уходят в культуру прошлого. Кушнер ощущает свою связь с поэтами-предшественниками.» Стихотворение “Быть нелюбимым, Боже мой…” было написано Кушнером ... любить сам. Да, его любовь неразделенная, но и ей он уже счастлив. “Какое счастье быть несчастным…” Любить, но не говорить об этом. Самого лирического героя можно назвать ...

Ученик:

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живёт в таинственном мерцанье

Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг её,

Назвать её нельзя красивой,

Но в неё всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И чётки сны её, как тени

На райском огненном песке.

(Н.С.Гумилёв. Она.)

Ученик – литературовед:, Ученик – Гумилёв:

(Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Отравленный».)

Ученик – литературовед:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/lirika-gumileva-urok-v-klasse/

(Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Наступление».)

Ученик – Гумилёв:, Ученик – литературовед:

Я бельгийский ему подарил пистолет

И портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».

Ученик – Гумилёв:, Ученик – литературовед:

В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было).

Среди них – Николай Гумилёв.

Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь».

Анна Ахматова: «Выдумывают о нём многое. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно».

Учитель: Ну что же, уважаемые корреспонденты, надеемся, в вашем сознании сложился образ поэта, путешественника, воина Николая Гумилёва. Последние штрихи к портрету добавят ваши вопросы – и ответы на них поэта и ученого – литературоведа.

Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами:

  1. Чем привлекали Вас в детстве романы Ф.Купера?
  2. Ваши любимые предметы и учителя в гимназии.
  3. За что Вы полюбили Анну Горенко?
  4. Расскажите об одном из африканских приключений.
  5. Почему в молодости Вы считали, что поэзия – не призвание, а ремесло? Остались ли Ваши взгляды на этот вопрос неизменными?
  6. А.С.Пушкин свои стихи писал, как правило, ямбом или хореем. Почему Вы так много экспериментируете с ритмом, рифмой, строфикой?
  7. Как Вы относитесь к символистам?
  8. Чем Вы занимались во Франции и Англии в 1916 – 1918 годах?
  9. Назовите Ваш самый любимый и самый нелюбимый поэтические сборники.
  10. Зачем Вы вернулись в революционную Россию? Если бы всё можно было повернуть назад – вернулись бы?
  11. Почему так неразумно вели себя во время допросов?

Учитель: Наша пресс – конференция окончена. Объясните, пожалуйста, почему эпиграфом к ней мы взяли слова Н.С.Гумилёва:« Разве не хорошо сотворить свою жизнь,как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?»

14 стр., 6977 слов

Поэтический мир Николая Гумилева

... стихов. Детство уже почти закончилось к тому времени, застав гимназиста Гумилева в довольно неопределенном состоянии: с одной стороны - ученик седьмого класса, усердно разрисовывающий стены своей комнаты под подводный мир, ... его брат. И место ему уже было подготовлено - отцовский приход. Но, хотя в учении он был усерден и прилежен, - в 18 лет объявил о том, что видит ...

(Ученик отвечает.)

Домашнее задание.

  1. Написать сочинение – интервью с Н.С.Гумилёвым (кроме ученика, игравшего роль Гумилёва и ученика, игравшего роль литературоведа).

    Название сочинения придумать самим.

  2. Групповые задания к урокам №2 – 3:

Группа 1.

1. Из поэтических сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» перечитайте стихи «Я конквистадор в панцире железном…», «Песня о певце и короле», «Озеро Чад», «Воин Агамемнона», «Дон Жуан», «Капитаны» и подготовьте развёрнутые ответы на вопросы:

А) Кто лирический герой ранних сборников Гумилёва? Какие маски он носит?

Б) В каком мире живёт лирический герой ранних поэтических сборников? Составьте словесный коллаж (нарисуйте этот мир).

2. Подготовьте выразительное чтение и комментарий – анализ стихотворения «Капитаны».

3. Отметьте особенности стиля ранних стихов.

Группа 2.

Из поэтических сборников «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр» прочитайте стихи «Из логова змиева», «Пятистопные ямбы», «Старые усадьбы», «Детство», «Красное море», «Восьмистишие», «Современность», «Наступление», «Канцона вторая», и выполните задания:

А) Определите тематику стихов Н.Гумилёва данного периода.

Б) Составьте литературную композицию, отражающую судьбу поэта и тематику его творчества в 1909 – 1917 годах.

Подготовьте выразительное чтение и комментарий — анализ стихов «Природа» и «Современность».

В).Сформулируйте вывод: какой он, герой прочитанных вами стихов, в каком мире он живёт?

Группа 3.

1. Подготовьте небольшое сообщение о сюрреализме как направлении в искусстве.

2. Объясните значение выражения «огненный столп» (кн. А.Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока. М., «Просвещение», 1994).

Подумайте, какой смысл вложил автор в название последнего сборника.

3. Прочитайте стихи «Искусство» и «Шестое чувство». Как изменился взгляд Гумилёва на роль поэзии в жизни человека и общества? Как изменилось отношение к самой поэзии?

4. Подготовьте выразительное чтение и анализ – комментарий стихотворения «Память».

5. Расположите стихи «Шестое чувство», «Мои читатели», «Память», «Заблудившийся трамвай» из сборника «Огненный столп» в логической последовательности, исходя из черт личности Н.С.Гумилёва и его взглядов на поэзию и окружающий мир.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/lirika-gumileva-urok-v-klasse/

10 стр., 4937 слов

Поэтический мир Н.С. Гумилева

... тему к реальному быту и вещному миру. Брюсов, высоко оценивая сборник, отметил эту готовность Гумилева «определенно вычерчивать свои образы», ... написаны прекрасно обдуманными утонченно звучащими стихами». Многие стихи «Жемчугов» популярны, но, конечно, прежде ... теме, и она при всем разнообразии тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева бросает совершенно особый романтический ответ на ...

  1. Николай Гумилёв. Избранное. М., «Просвещение», 1990.
  2. Чупринин с. Из твёрдого камня. Судьба и стихи Н.Гумилёва. В книге «Серебряный век». М., АСТ Олимп, 1996.
  3. Павловский А. Н.Гумилёв. ж. «Вопросы литературы», 1986, №10.
  4. Ахматова А. Самый непрочитанный поэт. Ж. «Новый мир», 1990, №5.
  5. Панкеев И. Николай Гумилёв. М., «Просвещение», 1995.
  6. Конспекты уроков для учителей литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии. М., Владос, 1999.
  7. Зинин И.А. Волшебная скрипка мастера. Образ художника в поэзии и прозе Гумилёва. Ж «Литература в школе», 2002
  8. Русская литература 20 века. Практикум. М., «Просвещение», 2000.
  9. Русская литература серебряного века. Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. М., «Про – пресс», 2000.