Десять праведников

Эссе

«Авраам сказал: … может быть, найдутся десять?

Он сказал: не истреблю ради десяти».

(Быт. 18, 32)

«Ибо тайна беззакония уже в действии,

только не совершится, пока не будет

взят от среды удерживающий теперь».

(1 Сол. 2, 7)

Старая библейская история, где десять праведников могли спасти от уничтожения древний город, впавший в беззаконие, может иметь гораздо более широкое толкование, нежели считают большинство богословов.

Что означают для нас сегодня такие понятия как «беззаконие» и «праведность»?

В основе любого беззакония, если рассматривать это понятие как в узком, так и в самом широком смысле, лежит эгоизм. То есть, стремление получать для себя как можно больше, и отдавать другим как можно меньше. А если получится, то вообще, не отдавать ничего. Это уже эгоизм, возведенный в ранг абсолюта. И именно на этом стремлении зиждутся как на фундаменте все грехи человеческие, любые проявления беззакония.

Праведник живет совершенно по иным принципам: стремление разделить с другими то что имеет сам, а иногда даже отдать другому то последнее, что он имеет на данный момент, если оно тому нужнее — это и есть основная черта праведника. И это может выражаться не только и не столько в предметах материальных, сколько в вещах душевного и духовного свойства. Прежде всего — в заботе о других, в посвящении другому, своих мыслей и своей заботы. В принятии на себя забот и нужд другого и стремлении их облегчить, поучаствовать в улучшении, в нужное время «подставить плечо» .

Праведник всегда имеет большое сердце, которого хватает и на заботы о других, которые он, впрочем, никогда не навязывает. Он просто живет так.

Откуда берутся такие люди? Как правило, как говорится, мама с папой так воспитали. Но и не только — бывает, что праведник «призван свыше». Так или иначе, но праведник никогда не довольствуется просто исполнением того, что положено «по закону». Ведь, как писал апостол Павел, «закон никого не доводил до совершенства».

Праведники могут работать в любой сфере — на стройке, в больнице, в офисе и пр. Профессия не играет роли. Даже среди чиновников могут быть праведники. Место работы и должность не важны — важно состояние сердца. Большого сердца, теплоты которого хватает не только на «себя любимого», но и на тех, кто его окружает, и кто нуждается в заботе. В этом и состоит главная черта праведника.

5 стр., 2373 слов

Русские праведники в произведениях Н.С.Лескова

... как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого ... ” праведником. Таким же свободомыслящим философом представлен в рассказе “Однодум” полицейский квартальный Рыжиков, живший в ... получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в ... милой сказкой”, как и наивные плодомасовские или простодушный силач Ахилла Десницын. “Очарованный странник ...

Они никогда не живут «по закону», хотя всегда действуют в рамках действующих официальных законов. Они существуют над законом. Ибо невозможно уложить большое сердце в тесные рамки формальных юридических и моральных норм — они возвышаются над этими рамками, превосходят формальные нормы, отдавая теплоту своих сердец окружающим даже тогда, когда формальный закон этого не предписывает.

Праведники своей жизнью, своим состоянием структурируют обшество, образуя в нем невидимую сеть, которая удерживает общество от распада, подобно арматуре, удерживающей сложную конструкцию здания.

Число «десять» — символический минимум их присутствия в обществе. «Десять» — число несовершенное, согласно древней, дошедшей до нас от самой первой цивилизации, системе счисления. Оно как бы показывает необходимое минимальное количество праведников, которое удержит общество. Удержит от распада, от сползания в пропасть. Чем больше праведников в том или ином обшестве, тем больше у него шансов развиваться и идти вперед. Но «десять» это тот минимум, который не позволит обществу самоуничтожиться.

Иногда общество убивает праведников. Иногда, чаше всего, просто изгоняет их из своей среды. И тогда такое общество постигает судьба древних городов и цивилизаций, канувших в Лету.

Есть ли шанс у современного общества, у нашей цивилищации сохранить себя и развиваться дальше? Это зависит от того, остались ли в нем эти «десять»! Но то, что происходит сегодня, показывает, что пока еще есть праведники, пока еще есть те, кто разделяет тепло своей души с другими, отдает свои свои большие сердца заботе о тех, кто в ней нуждается. Таковых, как всегда, немного. Но может, это «немного» и есть пока тот минимум, те «десять», которые удерживают цивилизацию от самоуничтожения?

Время покажет… Но надежда пока еще есть, что их усилия не напрасны.