Праведники в творчестве Н. С. Лескова. Повесть \»Очарованный странник\»

Сочинение

Праведники последних дней

Владимир Щербинин снял около 80 документальных фильмов, в 1994 году создал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре, воспитанники которой расписали более 18 храмов в России, Польше, Сербии, на Украине… Книга Владимира Щербинина «Сердце сокрушенно», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, — искренний рассказ человека о своей судьбе и о постижении истин вечной жизни на путях веры. Эта книга об обретении человеком первозданной природы через покаяние и через верность пути, предначертанному Творцом.

Храм Тихвинской иконы Богородицы. Москва

Говорят, что праведников в наши дни быть не может, особенно в таком огромном, полном соблазнов мегаполисе, как Москва. Но об этом же рассуждали и в дни моей юности: разве может что доброго произрасти на безбожной советской почве? Однако праведники были и тогда, и сейчас, я уверен, есть.

Просто в наши дни православные люди ищут и желают другого. Их увлекают яркие, харизматичные личности, которые очень популярны в народе, которые могут шокировать крепкой фразой или каким-нибудь эпатажным поступком.

Святость всегда застенчива, целомудренна, тиха, она боится шумных перекрестков и людской молвы

А святость всегда застенчива, целомудренна, тиха, она боится шумных перекрестков и людской молвы. Так было во все времена.

* * *

Совсем недавно по земным меркам, всего лет тринадцать назад, отошла ко Господу схимонахиня Мария (Теплякова), супруга бывшего протодиакона Тихвинского храма отца Алексия.

Этот храм находится у метро ВДНХ, неподалеку от нашего вгиковского общежития. Туда мы ходили, будучи студентами, на все праздники и воскресенья. И очень часто шли за тем, чтобы услышать, как отец Алексий поет в конце утрени «Свят Господь Бог наш!». Голос у него был слабый, старческий (тогда ему было лет 70), но казалось, что это поет сама душа.

Сам отец Алексий словно сошел с иконы: худой, высокий, длинные седые волосы распущены по плечам, небольшая окладистая борода и вечная, очень доброжелательная улыбка на устах.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов. ... глубоких переживаний, вызванных смертью матери. Свою роль сыграли и двойственное отношение к отцу, и внутреннее противоречие между карьерой и домом, и накапливавшиеся проблемы в супружеских ...

Если он с кем-то беседовал, то, казалось, весь растворялся в собеседнике — столько в нем было искренности, теплоты и живого интереса к человеку, стоявшему перед ним.

Оставалось идти либо в катакомбы, либо в безбожный мир

Жизнь отца Алексия была очень непроста. Он был послушником московского Даниловского монастыря перед самым его закрытием. Он пришел к настоятелю — епископу Федору (Поздеевскому), чтобы узнать, куда ему направить свои стопы дальше. Открытых монастырей уже практически не было, оставалось идти либо в катакомбы, либо в безбожный мир.

Епископ Феодор (Поздеевский)

В это же самое время у владыки Федора была послушница тоже закрытой обители точно с таким же вопросом: как жить дальше?

Владыка Федор пристально посмотрел на одного, на другую, потом взял, соединил их руки и сказал:

«Будьте вместе всегда».

Они не то что не знали, они даже ни разу не видели раньше друг друга, но остались верными благословению владыки до самого конца.

«Жизнь пролетела словно один день, — говорила нам матушка на сороковой день после кончины отца Алексия. — Жили впроголодь, бедно, отец Алексий работал в гараже ЦК ВКП(б) (такая ирония!).

Но было весело, радостно, легко. Мы не то что ни разу за 58 лет не поругались, я даже не помню, чтобы он хоть раз повысил на меня голос. Правда, однажды он случайно задел меня локтем, не сильно, но все же задел. Так он потом много лет за это извинялся».

* * *

Он стал дьяконом только в 52 года, после войны. И в день рукоположения едва не умер — у него прямо перед престолом случилась прободенная язва желудка. Ничего, выжил, но от посвящения в иереи отказался наотрез, считал себя крайне недостойным.

У него была одна идея, которую он пересказывал каждому, с кем общался. Он удивлялся, почему люди не понимают сущность святой Троицы.

Все же просто, возьмите воду, пар и лед. Состояния разные, но по сути-то это едино! Так и святая Троица!

«Все же просто, — говорил он, — возьмите воду, пар и лед. Состояния разные, но по сути-то это едино! Так и святая Троица!»

Он просил написать об этом ученых монахов в Московской духовной академии, но профессора его только на смех подняли и посоветовали дальше произносить свои «паки и паки».

«Понимаю, что я — человек невежественный, но люди-то не понимают, им надо как-то объяснить!» — писал он мне в письме, когда я был уже на приходе. Он узнал, что я дружен с пером и бумагой, поэтому просил меня изложить его идею. Но я почему-то тоже отказался.

Сама атмосфера в их квартире на улице Докукина была особенная. По стенам всюду висели старинные иконы, горели лампады. Из живности у них обитали два старых кота по 27 лет, обезьянка и большой попугай с перебитым крылом — подарок дочери-реставратору от моряков на память о плавании то ли в Японию, то ли в Индию.

10 стр., 4574 слов

Рассуждение книга друг человека

... Козлова Юлия Сочинение на тему Книга наш друг и советчик С самого детства мамы читают детям книги, знакомя их со ... Когда он всего тридцать слов, как у Эллочки-людоедки, то бывает сложно выразить свои мысли, да и такого оратора слушать не хочется. Но благодаря книгам речь становится ... гербарий, про который давным-давно забыли. Для каждого человека книги должны быть чем-то особенным. Но прививать любовь ...

Попугай был самый настоящий, пиратский. Когда приходили гости, клетку с ним приходилось плотно занавешивать, потому что

Кеша (так, кажется, его звали) встречал гостей… отборным русским матом. Этим дурным словам научили его моряки. И сколько не пытались его переучить новые хозяева, чтобы он вместо этого молитву читал, у них ничего не вышло. Кеша, когда волновался, всегда ругался.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. 1963–1965 гг. Фото https://tihvinskiy.ru гг.

* * *

А вот рассказ матушки Марии о смерти отца Алексия.

«Умирал батюшка на даче, поболел совсем недолго и врачей просил не вызывать. Я вижу, что ему совсем плохо, хочу подойти к нему, заплакать, обнять, но боюсь, что он догадается, что я все понимаю, и будет сильно переживать.

Я его спрашиваю:

“Как ты чувствуешь себя, батюшка?”

А он улыбается через силу:

“Хорошо, матушка. Так хорошо, как никогда раньше не было”.

И я понимаю, что он так говорит, чтобы меня не огорчить.

Так мы общались с ним до самого конца. И только когда я увидела, что глаза гаснут, душа отходит, бросилась к нему, дала волю слезам».

Отца Алексия хоронили в схимнических одеждах. Оказалось, они с матушкой давно приняли монашество и жили так в мегаполисе своим семейным монастырем.

Они исполнили свою юношескую мечту — стали монахами…

Праведник, кто это

Вернёмся к статье, и построим определение, что такое праведник.

Праведник – это тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, высокой нравственности.

Можно, конечно, взять и религиозную составляющую слова праведник.

Праведник – это человек живущий по законам божьим.

Но я исхожу из того, что это моральный критерий для человека и не обязательно должен исходить от бога, например, принцип воспитания в семье, в школе, в обществе.

Перевод изъяснения в церковную плоскость, зачастую уводит человека от истинно праведного пути. Но и церковь говорит, что праведник – это не монах, а человек, живущий обычной мирской жизнью.

Праведник в жизни – человек спокойный, безмятежный, живущий в мире с окружающими его людьми и с самим миром, но и в себе он справедлив, честен и добр, на оскорбления не отвечает, обладает качеством смирения. Это прекрасно видно, праведник такой, какой есть, не на показ, он просто не знает другого состояния жизни.

5 стр., 2373 слов

Русские праведники в произведениях Н.С.Лескова

... не приуменьшая значение последних. Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о “праведниках” “Человек на часах”, тоже относящийся к николаевской эпохе ... происшедшего. И каждый получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в котором читатели узнали ... и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством- хотя бы по долгу ...

Сила их нравственного примера велика. Говорят в народе, «не стоит село без праведника». Их сила в их чистоте и детской непосредственности мудреца. В религии часто таких людей называют святыми, но сейчас это не обязательно так.

Объясняю. Когда в сан святых стали назначать не всегда праведные священники, понятие святого, как должно, кануло в лету. Выбирая в святые кого попало, не понимают святые отцы, что принцип праведников и героев укрепляют любую веру, но истинные праведники и герои.

Сочинение Праведники ( по творчеству Лескова).

«Праведники» в художественном мире Николая Семеновича Лескова.

Заслуга «открытия» творчества Николая Семеновича Лескова, правильного истолкования его значения для русской литературы принадлежит Максиму Горькому. Именно он показал, что имя Н.С. Лескова достойно стоять рядом с именами Льва Толстого, Гоголя, Тургенева.

Алексей Максимович Горький назвал Николая Семеновича «волшебником слова». Я считаю, что Николай Семенович Лесков, действительно, талантливый писатель и интереснейший мыслитель. Его произведения актуальны и в наше время, потому что через все творчество писателя проходит мысль о личной ответственности каждого человека перед своей страной и другими людьми.

Положительными героями Николая Семеновича Лескова являются «чудаки» и «праведники». Писатель не находил готовой мудрости ни в одном из сословий русского общества, в том числе и в крестьянстве. Он признавал, что народ является хранителем подлинной нравственности, но не представлял себе прогресса страны без сохранения и развития тех достижений науки, культуры и цивилизации, которые были выработаны образованными людьми России. Во всех социальных слоях русского общества были «праведники» : дворяне Брянчанинов, Чихачев, Фермор («Инженеры – бессребреники»), офицеры «Кадетского монастыря», жандармский чиновник («Пигмей») , протопоп Туберозов, солдат Постников(«Человек на часах»), квартальный Рыжов («Однодум»).

Этих героев объединяет активное отношение к жизни, невозможность стоять в стороне от людских бед, действенное сострадание людям. Нищий бездомный Овцебык без колебаний отказывается от выгодных уроков в помещичьем доме, ради того чтобы проучить барчука и защитить от его наглых посягательств молодую крестьянку. «Ему в самом деле все равно, сколько верст ни пройти и кому ни дать затрещину, если, по его соображениям, затрещину эту дать следует…».

Бедный дворянин Рогожин из хроники «Захудалый род» всю свою жизнь посвятил борьбе за справедливость, за что и получил прозвище Дон-Кихота. Он не мог жить спокойно, думая только о своем благополучии и все «водил во все стороны носом по воздуху, чтобы почуять: не несет ли откуда- -нибудь обидою…». И как только узнавал, что кто-то нуждается в его защите, он бросался на помощь.

В легенде «Скоморох Памфалон» Лесков еще более резко противопоставляет и сталкивает между собой пассивный протест против зла и активную борьбу со злом, жизнь для людей. Столпник считает, что «о своем спасении всяк должен думать», а грешный же скоморох откладывает заботу о спасении своей души, потому что каждый раз спешит на помощь людям, попавшим в беду.

11 стр., 5420 слов

Николай Семенович Лесков (1831—1895): очерк жизни и творчества

... "Засуха"), "Разбойник" и "В тарантасе". Рассказы Лескова – своеобразные очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, которые кажутся странными, противоестественными для цивилизованного, образованного ... или идеализируют простых людей, мужиков, или рисуют их быт одними черными красками, - замечал автор очерков. Не без гордости и надменности Лесков противопоставил этим ...

«Праведники» больше действуют, чем размышляют. Это цельные натуры, лишенные внутренней раздвоенности. Идеалы их просты и непритязательны, они требуют для каждого человека хороших условий жизни.

Самоотверженность движет поступками Пизонского, взявшего на себя заботу о воспитании двух сирот («Котин доилец и Платонида»), солдата Постникова, спасающего неизвестного ему человека («Человек на часах»).

Николай Семенович Лесков постоянно подчеркивает, что «единственное величие – в бескорыстной любви…». Самоотверженность представляет собой ценность только тогда, когда она не средство для личного нравственного спасения, а проявление искренней любви и сострадания к людям. Не для спасения своей души идет под палки часовой Постников ,а потому, что у него отзывчивое сердце и он не может видеть, как гибнет человек. «Я не могу о своей душе думать, когда есть кто-нибудь, кому надо помочь», — говорит скоморох Памфалон.

В своих произведениях Лесков показывает нам, что добро может делать любой человек, даже нравственно несовершенный, была бы только у него решимость. «Праведники» Лескова – не святые и не ангелы, а вполне земные люди, со своими слабостями и недостатками, это люди чести и долга. «Без денег легче жить, чем без чести…», — говорит Протозанова, отказываясь от своего имения в пользу крестьян, обманутых ее дочерью и зятем.

«Чудакам» и «праведникам» необходимо было обладать редким мужеством, чтобы исполнить свой гражданский и нравственный долг в обществе, где господствовали совсем другие принципы поведения, где каждый преследовал свои корыстные цели, не думая об общегосударственных интересах.

Николай Семенович Лесков, уделявший большое внимание проблемам национального характера, считал русского человека способным к быстрому нравственному перерождению. Внезапное перерождение человека писатель показал в рассказах «Зверь», «Некрещеный поп».

«Лесков – волшебник слова», — говорил Максим Горький, — он писал не пластически, а рассказывал, и в этом искусстве не имеет равного себе». Читая рассказы Николая Семеновича Лескова, я всегда чувствую, что писатель всегда думал и о судьбе России, и о русских людях.