Урок по литературному чтению «Как Незнайка сочинял стихи

Эссе

Учитель начальных классов

Джумагулова Д.Ш.

Школа-лицей № 27

г.Астана

Тема : «Как Незнайка сочинял стихи»

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни.

2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, творческие способности;

3. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к друг.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, частично-поисковый, словесно-наглядный, мозговая атака, синквейн, эссе

Оборудование: портрет, картинки героев, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, книги Н.Носова

ХОД УРОКА:

Организационно-психологический настрой.

Ребята, с каким настроением начнем наш урок? Что ждете от урока?

На уроке ты не прячься,

Быстро руку поднимай.

Все, что знаешь по вопросу

Смело, ловко отвечай.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы познакомимся с детским писателем Николай Николаевичем Носовым и его произведением.

III. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н.Носова.

Николай Носов – талантливый человек, у него вечно юная, по–детски чистая душа. (показ портрета )Он всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию мальчиков. Они в его рассказах принципиальные, одухотворённые, стремятся к чему–то новому, любят изобретать. В его рассказах не просто мальчики, они у него маленькие граждане своей страны. Кто будет главным героем сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку.

Коротышка озорной,

В яркой шляпе голубой.

Неймейка и зазнайка,

И зовут его (показ рисунка) . Откуда знаком вам этот персонаж.(читали книги, смотрели м/ф) Как вы думаете что означает его имя(Незнайка- человек, который мало знает или ничего не знает).

Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести- сказки называется «Как Незнайка сочинял стихи» . А какие приключения о Незнайке вы читали? Посмотрите на нашу выставку, сколько книг написал Н.Носов.

2.Работа над произведением.

2 стр., 837 слов

Рассказа по мотивам произведений Н.Носова «Приключения Незнайки в моём городе»

... Незнайка огляделся, пытаясь найти Знайку, но и тут его не было, зато было очень красиво, шумно, и много людей. Незнайка испугался, и поторопился вернуться обратно наверх, и найти друга. Выйдя из метро, Незнайка ... пор рассказывал об истории собора. Незнайка поспешил расспросить Знайку о своём приключении. Знайка рассмеялся, и, снова поправив очки, открыл Незнайке тайну. Это был метрополитен, который ...

Откройте стр.35

А) 1 часть чтение цепочкой.

— Как называется город , где жили коротышки? Почему? – Кто был самым известным среди коротышек? Кем решил стать Незнайка? Кому обратился за помощью Незнайка? Почему? Кто такой поэт ? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним значения этого слова.

Поэт — писатель , автор стихотворных, поэтических произведений

Ваши предположения станет ли Незнайка поэтом?

Б) Чтение 2 части по ролям( автор Рома, Цветик- Лиза Б., Незнайка- Давид)

Что советует Цветик Незнайке, чтобы стихи получились? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма) Что такое рифма? Что означает его значение. Обратимся к толковому словарю(Рифма-созвучие концов стихотворных строк) Какое главное качество нужно иметь Незнайке ?(способности)

В) Чтение 3 части ( про себя)

— Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? (про Знайку , про Торопыжку, про Авоську) Найди в тексте, прочитайте вслух. Найдите рифмы и смыл. — Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка

подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям, в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).

Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.

Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена («Федя-медя, Съел медведя»), физические недостатки и внешность.Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.

— Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и смысл слов, заложенный в слова стихотворения. Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование. Оправдались ли ваши предположения о том станет ли Незнайка поэтом?

  • Что нужно, чтобы стать настоящим поэтом? ( уметь рифмовать, наблюдать, уметь переживать, вдохновение.)
  • Давайте дадим характеристику главному герою.

Незнайка – какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный) Эта история смешная? (Да, это – юмористический рассказ)

  • Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

— Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ, автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).

Чему хотел нас научить автор??

Чтобы быть поэтом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, приобретать знания.

Физминутка

Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся

Хочет мышцы он размять и немного поскакать.

Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,

А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.

Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.

2 стр., 910 слов

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского: , описание по стиху

... Теркин» Александр Твардовский — образ автора в поэме: сочинение кратко по стиху Образ автора в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского Твардовский, Твардовский Шинель Родная ... он не требует наград для себя. При этом Теркин всегда рискует жизнью. Герой жалеет простой ... Войны «Василий Теркин» Твардовского: содержание стиха о солдате Василии, видео «Василий Теркин» Твардовского Не хотите 2 часа ...

Работа в группах.

Задание 1 «Подбери рифму»:

Найдите рифмы, есть ли смысл?

1 гр.

Все девченки и мальчишки

Прочитали эти .(книжки)

В заболоченной речушке

Громко квакают (лягушки)

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы .

2 гр.

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал. (воробей)

Возле елки в Новый год

Дети водят(хоровод)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная

3 гр

Очень весело Егорке

На санях кататься с (горки)

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый (хвост)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось

4 гр.

Если мост провалится

То собака

Что ей не потонуть

Ты беги ее

В реке большая драка:

Поссорились два

Задание 2. «Рифма от Незнайки»

Ребята сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки, у меня есть его шляпа. Тот из вас у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову.

Бочка – кочка, почка

Тучка – кучка. Качка

Мишка – шишка, крышка. Тишка

Палка – галка, выручалка

Печка – свечка, речка Ручьи- воробьи, соловьи

Задание 3. «Почемучки»

  • Сейчас я буду выполнять роль Почемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен.

1 гр.

Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка)

Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин)

2гр.

Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка)

А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська)

3гр

Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик)

Этот герой все время торопился. (Торопыжка )

4гр.

А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов)

Задание 4.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

3. Где нет знаний, там нет и умений

V. Обобщение и систематизация знаний.

1. Что вы посоветуете Незнайке? А его друзьям? (Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям — чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)

IV Рефлексия

1 гр. Эссе «Я -Незнайка»2.гр.Эссе «Я- Цветик» 3 гр. Синквейн «Незнайка»4 гр. Эссе «Я-автор»

VI. Подведение итогов урока.

— Над каким произведением сегодня работали? Кто автор? Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить)Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело?( способности, умения, знание, старание, желание, трудолюбие) Да, ребята, одного желание стать кем-либо мало. Этому надо учиться. Все перечисленные вами качества вам очень пригодятся, вы тоже будете работать, иметь профессию. (Песня «Чему учат в школе» Подвести итог сегодняшней работы над произведением Носова хотела бы стихами про Незнайку: или Песня «Чему учат в школе»

8 стр., 3701 слов

«Знания». о знаниях. Знания — великая сила, дающая нам уверенность в будущем!

... знания он рассматривает в тесной связи с преобразующей возможностью их применения на практике. Знания ... чувственный опыт главным источником знания. Он отстаивал позиции, ... победы на соревнованиях. Сочинение по пословице На ... программы. Многие люди стали невостребованными по ... переподготовку, углубленно изучать новые материалы. У того, ... Эссе на тему «Знание есть сила, сила есть знание» Высказывание «Знание ...

Прежде чем промолвить слово,

Ты все взвесь и не спеши,

Чтобы все сказать толково

Все обдумай и реши.

Хоть случайно, хоть шутя,

Вежлив будь с людьми всегда.

В жизни истина одна –

Не болтай впустую зря!

Знания – вот это сила,

Грамотность всегда нужна.

Разум, мудрость, похвала –

В жизни важные слова

Оценка знаний учащихся

YII Дом.зад выразительное чтение по ролям, сочинить свою рифму. IX Выставление оценок

Эссе

«Я –Незнайка»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я –Незнайка»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенквейн

1.Кто?___________________________________________________________

2.Какой?_________________________________________________________

3.Что делает?_____________________________________________________

4.Незнайка-_______________________________________________________

5.______________________________________________________________

Сенквейн

1.Кто?___________________________________________________________

2.Какой?_________________________________________________________

3.Что делает?_____________________________________________________

4.Незнайка-_______________________________________________________

5.______________________________________________________________

Эссе

«Я — автор»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я — автор»

5 стр., 2112 слов

Шаламов эссе о прозе

... вопрос в книге есть. В нескольких эссе из первой части книги ("О старой и новой прозе") – "О прозе", "О “новой прозе”", "О моей прозе", "О правде в искусстве" – Шаламов подробно излагает свое видение и практику ... (с. 245). В заметках о "Докторе Живаго" Шаламов демонстрирует не только чуткое восприятие слова и интонации, но и свое преимущество в знании некоторых реалий жизни, доставшееся ему ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я -Цветик»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я -Цветик»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1 «Подбери рифму»:

1 группа

Все девченки и мальчишки

Прочитали эти .

В заболоченной речушке

Громко квакают

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы .

Задание 1 «Подбери рифму»:

2 группа

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал.

Возле елки в Новый год

Дети водят

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная

Задание 1 «Подбери рифму»:

3 группа

Очень весело Егорке

На санях кататься с

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось

Задание 1 «Подбери рифму»:

4 группа

Если мост провалится

То собака

Что ей не потонуть

Ты беги ее

В реке большая драка:

Поссорились два

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Рисунок 1