Урок по литературному чтению «Как Незнайка сочинял стихи

Эссе

Учитель начальных классов

Джумагулова Д.Ш.

Школа-лицей № 27

г.Астана

Тема : «Как Незнайка сочинял стихи»

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни.

2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, творческие способности;

3. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к друг.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, частично-поисковый, словесно-наглядный, мозговая атака, синквейн, эссе

Оборудование: портрет, картинки героев, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, книги Н.Носова

ХОД УРОКА:

Организационно-психологический настрой.

Ребята, с каким настроением начнем наш урок? Что ждете от урока?

На уроке ты не прячься,

Быстро руку поднимай.

Все, что знаешь по вопросу

Смело, ловко отвечай.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы познакомимся с детским писателем Николай Николаевичем Носовым и его произведением.

III. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н.Носова.

Николай Носов – талантливый человек, у него вечно юная, по–детски чистая душа. (показ портрета )Он всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию мальчиков. Они в его рассказах принципиальные, одухотворённые, стремятся к чему–то новому, любят изобретать. В его рассказах не просто мальчики, они у него маленькие граждане своей страны. Кто будет главным героем сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку.

Коротышка озорной,

В яркой шляпе голубой.

Неймейка и зазнайка,

И зовут его (показ рисунка) . Откуда знаком вам этот персонаж.(читали книги, смотрели м/ф) Как вы думаете что означает его имя(Незнайка- человек, который мало знает или ничего не знает).

Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести- сказки называется «Как Незнайка сочинял стихи» . А какие приключения о Незнайке вы читали? Посмотрите на нашу выставку, сколько книг написал Н.Носов.

2.Работа над произведением.

3 стр., 1121 слов

Сочинение по книге носова приключения незнайки и его друзей

... на фантастических приключениях коротышек, живущих в цветочном городе. "Приключения Незнайки" по жанру роман-сказка. Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в "Приключениях Незнайки" постоянно развивается ...

Откройте стр.35

А) 1 часть чтение цепочкой.

— Как называется город , где жили коротышки? Почему? – Кто был самым известным среди коротышек? Кем решил стать Незнайка? Кому обратился за помощью Незнайка? Почему? Кто такой поэт ? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним значения этого слова.

Поэт — писатель , автор стихотворных, поэтических произведений

Ваши предположения станет ли Незнайка поэтом?

Б) Чтение 2 части по ролям( автор Рома, Цветик- Лиза Б., Незнайка- Давид)

Что советует Цветик Незнайке, чтобы стихи получились? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма) Что такое рифма? Что означает его значение. Обратимся к толковому словарю(Рифма-созвучие концов стихотворных строк) Какое главное качество нужно иметь Незнайке ?(способности)

В) Чтение 3 части ( про себя)

— Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? (про Знайку , про Торопыжку, про Авоську) Найди в тексте, прочитайте вслух. Найдите рифмы и смыл. — Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка

подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям, в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).

Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.

Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена («Федя-медя, Съел медведя»), физические недостатки и внешность.Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.

— Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и смысл слов, заложенный в слова стихотворения. Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование. Оправдались ли ваши предположения о том станет ли Незнайка поэтом?

  • Что нужно, чтобы стать настоящим поэтом? ( уметь рифмовать, наблюдать, уметь переживать, вдохновение.)
  • Давайте дадим характеристику главному герою.

Незнайка – какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный) Эта история смешная? (Да, это – юмористический рассказ)

  • Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

— Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ, автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).

Чему хотел нас научить автор??

Чтобы быть поэтом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, приобретать знания.

Физминутка

Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся

Хочет мышцы он размять и немного поскакать.

Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,

А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.

Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.

Работа в группах.

Задание 1 «Подбери рифму»:

14 стр., 6806 слов

Природа в стихах н. а. некрасова: анализ стихотворения “славная осень”

... название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!» Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные ... по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.) А вот, какие картины, ... и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Некрасовский стих распах­нут в природу. Мы не только в ...

Найдите рифмы, есть ли смысл?

1 гр.

Все девченки и мальчишки

Прочитали эти .(книжки)

В заболоченной речушке

Громко квакают (лягушки)

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы .

2 гр.

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал. (воробей)

Возле елки в Новый год

Дети водят(хоровод)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная

3 гр

Очень весело Егорке

На санях кататься с (горки)

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый (хвост)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось

4 гр.

Если мост провалится

То собака

Что ей не потонуть

Ты беги ее

В реке большая драка:

Поссорились два

Задание 2. «Рифма от Незнайки»

Ребята сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки, у меня есть его шляпа. Тот из вас у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову.

Бочка – кочка, почка

Тучка – кучка. Качка

Мишка – шишка, крышка. Тишка

Палка – галка, выручалка

Печка – свечка, речка Ручьи- воробьи, соловьи

Задание 3. «Почемучки»

  • Сейчас я буду выполнять роль Почемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен.

1 гр.

Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка)

Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин)

2гр.

Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка)

А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська)

3гр

Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик)

Этот герой все время торопился. (Торопыжка )

4гр.

А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов)

Задание 4.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

3. Где нет знаний, там нет и умений

V. Обобщение и систематизация знаний.

1. Что вы посоветуете Незнайке? А его друзьям? (Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям — чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)

IV Рефлексия

1 гр. Эссе «Я -Незнайка»2.гр.Эссе «Я- Цветик» 3 гр. Синквейн «Незнайка»4 гр. Эссе «Я-автор»

VI. Подведение итогов урока.

— Над каким произведением сегодня работали? Кто автор? Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить)Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело?( способности, умения, знание, старание, желание, трудолюбие) Да, ребята, одного желание стать кем-либо мало. Этому надо учиться. Все перечисленные вами качества вам очень пригодятся, вы тоже будете работать, иметь профессию. (Песня «Чему учат в школе» Подвести итог сегодняшней работы над произведением Носова хотела бы стихами про Незнайку: или Песня «Чему учат в школе»

8 стр., 3861 слов

Как научить писать сочинение эссе в 11 классе

... такого жанра как эссе. Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, ... композиции, свободная форма изложения; композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы, ... в чём) 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. В этой части сочинения ... в слово. II. Целеполагание Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний ...

Прежде чем промолвить слово,

Ты все взвесь и не спеши,

Чтобы все сказать толково

Все обдумай и реши.

Хоть случайно, хоть шутя,

Вежлив будь с людьми всегда.

В жизни истина одна –

Не болтай впустую зря!

Знания – вот это сила,

Грамотность всегда нужна.

Разум, мудрость, похвала –

В жизни важные слова

Оценка знаний учащихся

YII Дом.зад выразительное чтение по ролям, сочинить свою рифму. IX Выставление оценок

Эссе

«Я –Незнайка»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я –Незнайка»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенквейн

1.Кто?___________________________________________________________

2.Какой?_________________________________________________________

3.Что делает?_____________________________________________________

4.Незнайка-_______________________________________________________

5.______________________________________________________________

Сенквейн

1.Кто?___________________________________________________________

2.Какой?_________________________________________________________

3.Что делает?_____________________________________________________

4.Незнайка-_______________________________________________________

5.______________________________________________________________

Эссе

«Я — автор»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я — автор»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 стр., 2112 слов

Шаламов эссе о прозе

... вопрос в книге есть. В нескольких эссе из первой части книги ("О старой и новой прозе") – "О прозе", "О “новой прозе”", "О моей прозе", "О правде в искусстве" – Шаламов подробно излагает свое видение и практику ... (с. 245). В заметках о "Докторе Живаго" Шаламов демонстрирует не только чуткое восприятие слова и интонации, но и свое преимущество в знании некоторых реалий жизни, доставшееся ему ...

Эссе

«Я -Цветик»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

«Я -Цветик»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1 «Подбери рифму»:

1 группа

Все девченки и мальчишки

Прочитали эти .

В заболоченной речушке

Громко квакают

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы .

Задание 1 «Подбери рифму»:

2 группа

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал.

Возле елки в Новый год

Дети водят

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная

Задание 1 «Подбери рифму»:

3 группа

Очень весело Егорке

На санях кататься с

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось

Задание 1 «Подбери рифму»:

4 группа

Если мост провалится

То собака

Что ей не потонуть

Ты беги ее

В реке большая драка:

Поссорились два

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3. Где нет знаний, там нет и умений.

Рисунок 1