Понятие жанра Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. «Genre» — вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика тем не менее всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно. Понятие жанра используется в основном в двух значениях: 1.Для указания рода литературы — в широком смысле (драма, лирика, поэзия); 2. Для обозначения родовых разновидностей произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе).
Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно — исторический литературного процесса как самостоятельное явление. Исторически сложилась также система жанров, обусловленная теми реальными и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности. Писатель К. Федин писал по поводу жанров: «Всякое содержание может быть выражено единственным в присущей ему форме. Следовательно, содержание и есть то основное, что становится основой для выделения различных жанровых групп. Отнесение того или иного произведения к определенному жанру может происходить только при условии соответствия его определенным жанровым признакам, которые с достаточной степенью допущения определяют формальную принадлежность». Жанровые признаки Для каждого жанра характерны свои признаки, однако жанровые признаки общего характера являются объединяющим компонентом для каждого из них. К основным жанровым признакам относятся: 1. Тема произведения. Данный жанровый признак определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение. 2. Композиционная организация материала. Определяет, каким образом сочетаются элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат в основе отбора материала. 3. Мера типизации. Определяет, насколько обобщенно воплощается произведение в деятельность, насколько широкий круг явлений и событий оно охватывает, насколько общим или частным является изложение. Известный исследователь телевизионной журналистики Э.Багиров так определял ролевое распределение в средствах массовой информации, исходя именно из меры типизации, способности к обобщению, присущей каждому из них: «Радио позволяет узнать ЧТО произошло, телевидение позволяет увидеть КАК это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать ПОЧЕМУ это произошло». 4. Изобразительные и выразительные средства. Это средства, позволяющие найти адекватную форму действительности (цвет, свет, ритм, темп, стиль, звук).
Для каждого жанра исторически сложился свой характерный комплекс проявления жанровых признаков, который, установившись, уже, как правило, не меняется. Сложившиеся жанры — явление крайне устойчивое, не склонное к изменениям без особых на то причин. Для адекватного изображения явления, события, факта существует несколько возможных способов. Но точный и правильный выбор жанра во многом определяет, будет ли донесено до читателя, зрителя верное о нем представление. Факторы, определяющие выбора жанра 1. Характер отображаемого объекта. Журналистика сталкивается с огромным разнообразием фактов, событий и объектов из самых отдаленных и многообразных областей деятельности. Совершенно очевидно, что выбор того или иного жанра, который наиболее адекватен в конкретном случае, связан с характером этого явления или объекта с его особыми характеристиками как внешнего (масштаб, скоротечность и т.п.) так и внутреннего (социальные особенности, актуальность, взаимосвязь с другими явлениями и т.д.) порядков. Легко понять, что при отображении стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и, например, долговременного социального явления следует исходить из выбора разных жанров — репортажа или информации в первом случае и, быть может, аналитической статьи во втором. 2. Позиция автора. Позиция автора определяется его мировоззрением, знаниями, системой нравственных, моральных, социальных оценок, особенностей личности, пристрастий и антипатий (которые формально для журналистики не должны оказывать существенного влияния на результат, но, тем не менее, опосредовано включены в творческий процесс). Позиция автора определяет хотя бы такие факторы как острота материала, степень его детализации, аналитичности, художественности и т.п. Автор, глубоко погруженный в тему материала, высоко компетентный в данной области изберет иной подход, нежели репортер, получивший задание «с колес», автор, способный к образному видению, очевидно, предпочтет очерк короткой заметке, к анализу — соответствующий ситуации жанр публицистики. Однако не следует полагать, что данный критерий является всесторонне определяющим и самодостаточным, так как личность автора, внося определенного рода субъективный фактор, тем не менее, остается в рамках профессиональных требований. В данном случае речь идет в первую очередь о комплексной оценке целесообразности выбора того или иного жанра, а не подмене одного критерия другим. 3.Конечная цель. Немаловажную роль в прагматическом аспекте при выборе жанра играет точное осознание конечной цели произведения. Она обусловливает не только выбор жанра, но и определяет его направленность и очень часто мало зависит от воли автора, которому приходится учитывать многие вещи — формат издания для которого готовится произведение, традиции, место произведения в структуре общего выпуска и т.д. Более отдаленные и неочевидные для аудитории цели во многом находятся в компетенции редактора, дающего задание или, в случае с наиболее опытными журналистами-комментаторами исходят из контекста его стилистики и позиции в общем смысле. Понимание того, какого результата необходимо достигнуть — основополагающее требование к профессиональному журналисту. Классификация жанров (типология) В журналистике принято деление жанров на три основные вида. Информация Это тип произведений, которые являются сложившимся жанром в силу устойчивости их жанровых признаков. Информационные жанры отображают действительность, приближаясь к ее реальной фабуле, максимально точно и полно отображают реально произошедшее. Информация не приемлет домыслов, интерпретаций и проч., а буквально фиксирует действительность в том виде, в котором она доступна отображению. Публицистика (документальные жанры) Здесь авторы в большей степени контролируют фабулу произошедших событий, имея возможность перестраивать, видоизменять ее собственным замыслом. Преломляя факты через призму собственного видения, собственной позиции, автор тем самым осуществляет творческий их отбор, выявляя наиболее на его взгляд существенное, отсекая второстепенное, но не в коем случае не искажая их. Публицистика руководствуется индивидуальным видением, однако правило паритета в выражении различных мнений играет здесь не менее важную роль. По сути дела, публицист балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения, сохраняя нетронутой и не искаженной канву реально произошедших событий, спектр доступных ему фактов и мнений о них. Публицистика требует высокого профессионального уровня и широкого кругозора, большой гражданской ответственности и взвешенности от журналиста. Художественные жанры Художественные жанры позволяют автору строить материал с минимальным соотнесением его с реальными событиями и фактами, во многом на основании собственного образного восприятия автора. Пользуясь метафорой Александра Дюма можно сказать, что факт в художественном творчестве «гвоздь, на который художник вешает свою картину». Однако, то что безоговорочно относится к художественной литературе, для журналистики справедливо лишь отчасти. В отношении факта в художественной журналистике следует пользоваться правилом, которое позволяет достаточно вольно его трактовать и интерпретировать, но не подменять другим или, тем более, не выдумывать несуществующие. Факт, взятый за основу художественного произведения, не может быть вырван из контекста или перенесен в иной контекст, искажающий его значение и суть. Требования жесткой достоверности к художественной журналистике, как правило, мало применимо, однако совершенно исключена и полная недостоверность. В этом смысле характерен жанр памфлета или фельетона, который в сатирической форме описывает некие события с привлечением сколь угодно вольных аналогий и параллелей, но сохраняет суть процесса или явления, концентрируя его в образном представлении. В некотором смысле, художественная журналистика способна ярче и очевиднее отобразить явление за счет концентрации содержания в цельном образе, нежели иные жанры, так как в силу художественной специфики вольно отбирает материал и компонует его, используя приемы искусства, драматургические и выразительные средства. Межжанровый синтез Межжанровый синтез, как явление мало изучен в теоретическом аспекте, так как пока еще не существует достаточного количества фактов для сколь-нибудь серьезных обобщений. Сплаву нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Рассмотрим пример видеоклипа, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза. Технология создания видеоклипов, которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром начинает развиваться именно с внедрением в телевидение новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклипп явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он, в неуловимом единстве, сочетал, казалось бы, разнородные элементы — текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Действие словно бы обособлялось, зачаровывая зрителя сложнейшей темпо-ритмикой, где время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов, где структура существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного, заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился в их взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы. По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры — комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д. Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического «морфинга», зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела. Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании. Например, в современных информационно-аналитических программах («Итоги» Е. Киселева на НТВ, программа С.Доренко на ОРТ) не имеют четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как мы к этому должны относится). Напротив факт и мнение здесь — казалось бы полярные полюса отличных друг от друга жанров, существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. Рейтинг слухов в газете «Московский комсомолец», Ульяновская газета «Симбирские губернские вести» (с лозунгом во главе выпуска «завирательные и совершенно фантастические истории, основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни «замечательных» людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть») — демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых. Смесь жанров как явление не может не вызывать опасений в «чистоте» журналистики, однако реальные процессы идут вне теоретических выводов а, напротив их определяют. Синтез жанров, таким образом, реально существующее явление, которое позволяет решать нестандартные задачи, возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени. Информационные жанры Информационные жанры, являющиеся основой содержания, публикуемого СМИ, пользуются широким комплексом выразительных и изобразительных средств, как специфических, так и общих. Жанры информации обладают свойством всеобщности, они направлены на всю аудиторию целиком. Арсенал средств выразительности информационных жанров очень велик:
Основные жанровые подвиды информации: Разговорные (словесно — логические) жанры:
Существенная черта — импровизационность, т.к. в них выражен как факт, так и эмоции мыслящего и сопереживающего человека. Носитель информации — лицо, персоналия во всем ее многообразии. Информация поступает из первых рук, обладая во многом за счет этого эффектом достоверности. Выступление может быть:
Текстовая информация: а) Информационное сообщение — краткое некомментированное изложение событий и обстоятельств. Это максимально короткое изложение фабулы событий с точным указанием что, где и когда и при каких обстоятельствах произошло. Характерно для информационных агентств больше, чем для газет. В информационном сообщении важно точно подобрать лексические единицы для адекватного отображения факта, жестко выдерживать композиционное построение и максимально точно следовать фактам. Необходимо избегать выражений «около», «приблизительно», точно излагать цифры и даты. Надо избегать сокращений, по возможности, неупотребительных аббревиатур. б) информационная заметка — расширенное авторское изложение событий. Для телевидения и радио аналог заметки — информационный сюжет. в) репортаж — сообщение о событии с участием журналиста, находящегося на месте события. Может быть передано как в момент прохождения события, так и несколько позже. При увеличении разрыва между событием и его передачей, информационность репортажа снижается. Отличие репортажа от информационного сообщения заключается в единстве места и времени действия. В репортаже место и время действия едины, информационное сообщение включает множество элементов. В последнее время для информационных жанров характерны две тенденции:
г) официальная информация — имеет, как правило, определенный формальный источник и не подвергается цензуре и редактуре на уровне издания. Допускается ее цитирование с точной ссылкой на источник. Основные жанровые подвиды |