«Преподавание как искусство»

Эссе

Эссе

Преподавание как искусство

Искусство обучения — это искусство помощи открытиям.

Марк Ван Дорен

Иногда один человек может вдохновить множество других.

Эндрю Джексон

Каким был Ваш самый успешный опыт обучения? Вспомните…

Самые разные ответы на этот вопрос приходят Вам на ум… Вы можете вспомнить, что опыт этот был связан с тем, что Вы страстно увлеклись предметом изучения. Однако, вероятнее всего, Вы скажете: «У меня был прекрасный преподаватель».

Никто не ответит: «У меня был хороший учебник» или «Я помню одну презентацию PowerPoint…»

Из этого следует, что обучение зависит не от материала, а от того, кто подает этот материал, и каким именно образом он это делает. Уроки, посвященные одной и той же теме, могут оказаться абсолютно разными. И только увлеченный педагог способен вдохновить Вас на изучение, казалось бы, даже самого скучного предмета. И вот здесь мы уже можем говорить о преподавании как искусстве и о преподавателе как об актере, художнике, поэте и музыканте, то есть, прежде всего, как о личности творческой.

Итак, начнем по порядку. Неоспоримым фактом является то, что преподавание имеет много общего с театральным искусством, а профессия учителя сродни профессии актера. И как актер не может годами работать по одному сценарию, так и учитель всегда идет в ногу со временем, ориентируясь, прежде всего, на каждое новое поколение своих учеников. Ведь от того как быстро способен учитель сориентироваться и отреагировать на изменяющееся общество зависит интерес к нему как к личности и соответственно к преподаваемому им предмету

Преподавание можно рассматривать как изобразительное искусство, а педагога как художника, который, добавляя новые краски к уроку, делает его необычным и непохожим на другие. Такой педагог – «художник» способен освободить творческую энергию обучающихся и сделать их активными участниками творческого процесса.

40 стр., 19691 слов

Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

... работы в школе. 4. Анализ уроков художественного труда и изобразительного искусства. Практическая значимость работы:, База исследования:, Объем работы: 1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства ... педагогической практикой. Принципы преподавания в педагогике, прежде всего, рекомендуемые и факультативные. Это потому, что деятельность учителя в процессе обучения ...

А как сравнить преподавание с поэзией? За годы работы преподаватель вырабатывает свой стиль, свои приемы, свои способы взаимодействия со студентами, доводя свое педагогическое мастерство до уровня искусства. Педагог, также как и поэт должен быть интересен каждому новому поколению, и как сказал Альберт Эйнштейн: «Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».

И вот мы уже видим в преподавателе актера, художника, поэта. А музыканта? — наверняка спросите Вы. — Как преподавание может быть связано с музыкой?

Преподавание имеет схожесть и с музыкой. Нам (педагогам) часто приходится говорить об одном и том же явлении, повторять несколько раз правило или определение. Но многократное повторение одной и той же мысли может вызвать у ученика скуку и нежелание слушать. Чтобы этого избежать я начинаю излагать свою мысль в ее простом виде, затем повторяю ее с небольшим изменением, в третий раз – добавляю новые, более яркие штрихи. В результате рассматриваемый вопрос хорошо запоминается. Преподаватель также как и талантливый композитор, который не пишет одну и ту же музыку, не ведет свой предмет всегда одинаково. Он разный из урока в урок, из года в год – разный, меняющийся, растущий со своими учениками.

«А что же следует из всего вышесказанного?» — захотите узнать Вы.

Предметом искусства является мир и человек в совокупности их отношений друг с другом, и как сказал немецкий драматург Бертольд Брехт : « Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле».