Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию Пройдёт совсем немного времени и наступит «горячая» пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ. Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам. Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию — написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности. Эссе по обществознанию Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр. — опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня. Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь. Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45 -60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры» ? Смысл этого высказывания «на поверхности не лежит». Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на «хорошие» законы, на повышение образованности людей, как занималась «законобесием» Екатерина Вторая и её зарубежные «коллеги» (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем… «Право и справедливость», «право и правда», «социальная роль права», «правонарушение и правовая ответственность», «право и принуждение», «право и сила», «право и бесправие» — вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему. Эссе по обществознанию — это фактически ответ на вопрос: « Согласен ли я с данным высказыванием и почему?» Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. Как оценивается эссе по обществознанию? Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий К1 — Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов. К2 — Характер и уровень теоретической аргументации. Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) К3 — Качество фактической аргументации . Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).
Обязательно следует учесть: 1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания 2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не «Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя» 3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую. Какова структура эссе? Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания , ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» Можно передать смысл фразы сл. образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науке?» Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены: — суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме — доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или точку зрения — рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты) В конце эссе делается вывод (заключение ), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так: В — (вступление) — Т (тезис) — А (аргумент) — Т (тезис) — А (аргумент) — … — З (заключение, вывод).
Что украсит ваше эссе? 1) Сведения об авторе высказывания, если это прямо «работает» на раскрытие темы. 2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению 3) ??? Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.
|
Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию Пройдёт совсем немного времени и наступит «горячая» пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ. Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам. Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию — написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности. Эссе по обществознанию Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр. — опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня. Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь. Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45 -60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры» ? Смысл этого высказывания «на поверхности не лежит». Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на «хорошие» законы, на повышение образованности людей, как занималась «законобесием» Екатерина Вторая и её зарубежные «коллеги» (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем… «Право и справедливость», «право и правда», «социальная роль права», «правонарушение и правовая ответственность», «право и принуждение», «право и сила», «право и бесправие» — вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему. Эссе по обществознанию — это фактически ответ на вопрос: « Согласен ли я с данным высказыванием и почему?» Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. Как оценивается эссе по обществознанию? Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий К1 — Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов. К2 — Характер и уровень теоретической аргументации. Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) К3 — Качество фактической аргументации . Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).
Обязательно следует учесть: 1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания 2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не «Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя» 3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую. Какова структура эссе? Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания , ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» Можно передать смысл фразы сл. образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науке?» Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены: — суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме — доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или точку зрения — рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты) В конце эссе делается вывод (заключение ), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так: В — (вступление) — Т (тезис) — А (аргумент) — Т (тезис) — А (аргумент) — … — З (заключение, вывод).
Что украсит ваше эссе? 1) Сведения об авторе высказывания, если это прямо «работает» на раскрытие темы. 2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению 3) ??? Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.
|