Дороги, которые мы выбираем

Эссе

Как только человек появляется на свет, сразу же вступает на ту дорогу, которую Бог создал для него. Она идеальная, без черных полос, без проблем. Дорога усеяна цветами и любовью, она прекрасна. Если человек идет прямо, не поворачивая на тропинки, его ждет изумительное будущее, но все мы люди, и все рано или поздно совершаем ошибки…

До года все малыши одинаковые: плачут, смеются, агукают, просятся на ручки. И странно то, что все мы, одинаковые в детстве, кардинально меняемся с возрастом. Кто-то приобретает популярность, кто-то встает на опасный путь, кто-то спасает жизни, кто-то наоборот отнимает.

Странно, но судьбу не обманешь. А все же. Неужели ничего не изменить? Мы сами творцы, создаем наше будущее. Каким оно будет, зависит только от нас. Не нужно все «сваливать» на судьбу, на Бога. Найти виновного легко, а признать ошибку?

Человек с добрыми намерениями не может идти по темной дороге. Все вокруг от доброты и любви должно расцвести. Не стоит ошибаться с выбором, жить только одна и слишком коротка, чтобы тратить ее на пустяки. Нужно прожить ее так, чтобы одни завидовали, другие восхищались.

Нет, мы не застрахованы от ошибок, свои тараканы у всех в шкафу. Да и зачем их выставлять напоказ. Совершили ошибку, исправьте ее. Не исправишь ситуацию, одна ошибка за другой проглотит душу целиком. Даже не заметишь, как втянулся в этот мрак.

Дороги, которые мы выбираем, разные. Судьба уготовила для нас одну дорогу, так зачем же испытывать судьбу, меняя нашу жизнь? Вот я. Моя мечта – стать хорошим человеком, чтобы мать и отец гордились мной. Чтобы с гордостью на лице и улыбкой они говорили – вот, это наш ребенок! Да, я пока не знаю, что меня ожидает, я только вступаю во взрослую жизнь, но меня мучает вопрос: «Неужели человек, со светлыми мыслями выберет не ту тропу и пойдет по ней?». Нет, я не буду таким. Я смогу изменить мир в лучшую сторону, ведь дорогу выбираю Я!

О творчестве Натига Расулзаде

Так назывался парадоксальный рассказ великого американского писателя О.Генри. Фаталисты полагают, что есть некая предрешенность всего сущего, заложенная в наших судьбах. Их оппоненты, к которым принадлежу и я, полагают, что жизнь и судьба человека часто зависят и от его собственного выбора, помогающего ему в направлении той дороги, которую он сознательно выбирает. Натиг Расулзаде много лет назад осознанно выбрал стезю литературы, когда, поступив после школы в строительный институт, не доучился в нем до конца, решив круто изменить свою жизнь и поступить в Литературный институт, чтобы стать профессиональным писателем. Нужно было сделать самый важный выбор в своей жизни, отказываясь от конкретной профессии, которая была востребована во все времена, и выбрать зыбкую стезю писательства, ничего не гарантирующего и не обещающего молодому человеку. В таком возрасте обычно не все решаются столь круто изменять свою жизнь. Он тогда решился. И собственной жизнью доказал, что не ошибся.

2 стр., 871 слов

Может ли человек изменить свою судьбу? (2 варианта)

... И пассивность, и активность, и бездействие, и труд — все может быть вписано в книгу жизни мудрым автором. Наши попытки изменить что-либо предсказуемы и могут быть учтены в общем плане судьбы. ... советуясь с предопределением и другими высшими силами. А если человек опустил руки и подчинился обстоятельствам, то, ... по дороге. Мцыри поправился, но не принял своей судьбы. Он жил в ожидании побега и скрывал ...

Я часто задумываюсь о парадоксе писателей, творчество которых так тесно переплетается с их жизнью. Самые великие новеллисты мировой литературы, самые лучшие рассказчики – Чехов, О.Генри, Мопассан. Судьба, словно посмеявшись над ними, не позволила ни одному из них перешагнуть пятидесятилетний рубеж. И эти авторы, словно предчувствуя свой близкий уход, создавали короткие и запоминающиеся новеллы, как будто понимая, что на большие романы их собственной жизни не хватит. Хотя Мопассан все-таки успел к сорока трем годам написать шесть романов, а Чехов к своим сорока четырем годам оставил нам несколько великих пьес, которые до сих пор идут во многих театрах мира. Эти молодые люди выглядели пожилыми мудрецами, когда уходили в бессмертие, оставляя нам свои произведения.

Зато авторы многотомных эпопей – Гюго или Толстой – умудрялись проживать долгую жизнь, словно рассчитанную для того, чтобы и эти Гении смогли создать свои бессмертные произведения, заложив в них главные человеческие истины, которыми они хотели поделиться со всем человечеством. Может, и они неким образом предчувствовали предрешенность своего пути, выбора своей дороги, когда годами создавали свои великие романы, невзирая на критику литературоведов и мнение достаточно многочисленных оппонентов, в том числе и политических недоброжелателей. Может, истинный писатель вообще может предчувствовать свое предназначение? Или сами произведения так или иначе влияют на его жизнь, словно рассчитанные либо на короткий выдох, либо на долгую жизнь, наполненную творчеством.

Сделав свой поворот в двадцатилетнем возрасте, Натиг Расулзаде вот уже почти полвека осознанно шагает по дороге, которую выбрал. Уже в совсем молодые годы он становится известным Автором, рискнув сломать все существующие каноны в азербайджанской литературе, когда напишет “Всадник в ночи”. Никто до него не поднимет такие актуальные и злободневные темы, никто не решится написать об этом с такой долей откровенности и мастерства. Книга станет настоящий бестселлером, и в молодом авторе признают уже сформировавшегося Мастера.

Но и здесь я снова задаю себе вопрос о влиянии жизни на творчество и творчества на саму жизнь. Ведь вместе с Натигом в Литературный институт отправятся еще несколько человек, среди которых будет и его близкий друг, сын известного писателя. Парадоксально, но именно этому молодому человеку все опытные преподаватели Литературного института будут гарантировать долгую и счастливую жизнь в литературе, полагая его будущим настоящим Мастером. Этот молодой человек будет блестяще учиться, вызывая восхищение педагогов. Но сама жизнь сыграет с ним злую шутку, когда, вернувшись в Баку, он, в силу разных обстоятельств, в том числе и по субъективным причинам, так и не сможет сотворить литературные свершения, тогда как Натиг будет упрямо и плодотворно трудиться, тщательно выписывая свои собственные миры.

3 стр., 1265 слов

Рецензия на произведение современной русской литературы

... этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение “Дети Арбата”. В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен. Писатель впервые смело, бесстрашно ... арбатских переулках и вошедшие в возраст ответственности к середине тридцатых годов, воспитаны на одной идее – с какой радостной надеждой вступают они в мир. Тепло, ...

Трудиться, невзирая ни на что. Как считает сам Натиг, талант писателя, если он, конечно, есть, обязан давить на Автора, не давая ему возможности существовать без этого ежедневного подвижнического труда, заставляя снова и снова садиться за стол перед чистым листом бумаги. И почти полвека Натиг Расулзаде доказывает свое право на место в большой Литературе, создавая все новые и новые произведения.

Сейчас, когда мы совсем недавно потеряли великого Мастера и Гуру современной литературы – Габриэля Гарсиа Маркеса, чьи произведения становились настольной книгой нескольких поколений молодых авторов, я неожиданно понял, что термин “магический реализм”, когда-то родившийся в далекой Латинской Америке, так успешно создавал в нашей стране все эти годы именно Натиг Расулзаде, сотворивший этот причудливый, фантасмагорический, реалистический жанр, в котором он написал многие свои произведения. Его роман “Хонхары” – пример такого магического реализма в нашей литературе. Более того. Это первая попытка показать историю семьи на протяжении нескольких поколений, предрешенность многих поступков его героев, трагическую и комическую сущность поступков членов одной семьи. В этой удивительной книге впервые переплетаются трагическая история кровной мести и фантастические умения полетов ее героев. Я достаточно объективный человек и чувствую некоторую скороспелость и недосказанность Автора, но этот роман – по-настоящему большое явление в истории именно азербайджанской литературы, сотворенный азербайджанским автором.

Он не просто создает свои произведения. Сегодня писателю мало сотворять новые миры.Необходимо еще и доносить свои мысли и идеи до читателей.В последние двадцать пять лет это стало практически невозможно,когда писателей перестали печатать, а гонорары почти никому не платят. В этих условиях многие авторы просто опускают руки, полагая, что их произведения все равно никогда не будут напечатаны, тогда как очень немногие могут позволить себе находить спонсоров, издателей, меценатов, чтобы издавать свои книги. Я всегда достаточно негативно относился к этому процессу, полагая, что подобные поиски не только утомительны, но и оскорбительны для настоящего писателя. Но как быть Авторам, которые хотят донести свои книги до читателей? Оставаться в гордой позе непризнанных классиков и уповать, что потомки будут находить их рукописи для последующего издания? Это слишком долгий и неблагодарный путь. Писатель не должен быть скромным, он обязан делать все,чтобы его произведения дошли до читателей, для которых он созидает. Писатель обязан быть графоманом в самом лучшем смысле этого слова. Сам процесс созидания должен доставлять ему удовольствие. А еще большее удовольствие любой автор получает от чтения его книг. И чем больше таких читателей, тем более растет самооценка у самого писателя, без которой он просто не может существовать.

Натиг Расулзаде служит Литературе почти полвека. Несмотря на меняющиеся обстоятельства, несмотря на смену режимов, изменение социального строя, различные политические катаклизмы, он продолжает идти по той дороге, которую выбрал еще в молодые годы. И снова я думаю о том, как сама Дорога влияет на автора, решившего выбрать именно этот путь. В середине восьмидесятых два автора средних лет вызывали мой пристальный интерес. Один был подающим большие надежды писателем. Но тогда, в конце восьмидесятых, он решил чуть изменить свою дорогу, начал выслуживаться перед властями, критикуя их политических оппонентов, создавая свои произведения в угоду тогдашнему режиму. С тех пор прошло более четверти века. Автор, подающий такие надежды, превратился в провинциального бытописателя, так и не сумевшего создать ничего достойного. И другой автор, которого воспринимали всего лишь как зятя известного Поэта. Этот автор начинал как журналист, создал свою газету, начал публиковать свои опусы, стал даже депутатом Милли Меджлиса и под влиянием трагических событий Карабахской войны, осознающий ее безнравственность и боль, постепенно превратился в крупного прозаика, чьи произведения становятся все более и более популярными в его стране. Он упрямо шагает по той дороге, которую выбрал, не пытаясь свернуть или изменить свой путь.

2 стр., 776 слов

Нужна ли современному читателю классическая литература?

... произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю ... от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и ... литература не оставляет современного читателя равнодушным. Предложения интернет-магазинов ... очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама ... русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику ...

Дороги, которые мы выбираем. Как это важно в своей жизни – выбрать правильную дорогу.У Натига масса своих проблем, масса комплексов, как и у всякого творческого человека. Он часто сомневается, мучается, сложно создает свои произведения, работая над каждым предложением, каждым словом. Его путь в искусстве – это путь Бетховена, который идет к финалу через тернии, к счастью – через преодоление, через сложность постижения. Но это его осознанный путь. Натиг не изменил ему ни разу на протяжении стольких лет, несмотря на все испытания, которые ему выпали. Иногда такие же фантасмагорические, как и его произведения, иногда трагические, связанные с его личной жизнью.

В двадцать лет многим молодым авторам кажется, что они могут завоевать весь мир. В шестьдесят пять таких иллюзий больше не остается. Мизерные тиражи, сложность книгопроизводства, дебилизация читателей, отсутствие книжных магазинов, глупые критики, почему-то считающие себя признанными учеными, отсутствие почти всяких гонораров, как справедливой платы за тяжкий писательский труд – все эти преграды на пути Авторов уже отвратили многих от истинной литературы. Но “талант должен давить на человека”, говоря словами самого Натига. Как много у нас сегодня “охотников” из сказки Шварца “Обыкновенное чудо”, которые уже давно не занимаются своим делом, но зато собирают дипломы и звания, свидетельствующие о том, что они настоящие охотники. Не пытаясь понять, что истинные охотники продолжают охотиться всю свою жизнь, они заняты любимым делом, а не собиранием справок о своем величии. Настоящие писатели пишут книги всю жизнь, продолжая работать, невзирая ни на какие сложности. Вспоминая покойного Габиля, который в восемьдесят лет писал стихи и радовался как молодой человек, находя в нас своих слушателей.

Натиг продолжает работать. Его последнее произведение “Жизнь и смерть Кашмара Маштагаллы” из разряда тех произведений, которые я назвал “азербайджанским магическим реализмом”. После распада девяносто первого года обнаружился еще один своеобразный парадокс. Республика, которая обрела независимость, начала поиски своей идентичности в мире, а ее авторы попытались выйти на мировую арену. И здесь появились собственные проблемы, когда местные литераторы с ужасом осознали, что все прежние заслуги уже в прошлом и в новом мире нужно систематически доказывать собственными произведениями свое право заниматься литературой. Некогда талантливые люди начали ломаться под ударами судьбы. Кто-то озлобился, считая виноватыми все свое окружение, кто-то впал в приятный самообман, полагая, что глупые читатели не понимают серьезной литературы, которую они создают. Кто-то просто перестал работать,предпочитая поменять свою дорогу, уходя в бизнес или в политику. Остались единицы. Кто еще пытается противостоять неизбежному распаду, кто еще верит в своих читателей и продолжает работать? Одним из таких Авторов, который работает вопреки всему, создавая собственные миры – остается Натиг Расулзаде. Великий Шопенгауэр сказал, что обычный человек думает о том, как скоротать время, тогда как талантливый человек предпочитает думать о том, как лучше использовать это время.

28 стр., 13697 слов

Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах

... десятилетий (20-70-е годы), но неизвестными широкому читателю на территории СССР. Термин «возвращенная литература» стал активно использоваться в литературной периодике 1987 - 1991 ... открытым обсуждением еще недавно «закрытых» тем и проблем, публикацией прежде запрещенных произведений как классиков советского периода русской литературы (М.Горького, А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Пастернака, ...

Сколько разных людей окружают нас в мире. Бездарных и ленивых, не способных на созидание. Они находят тысячу причин, чтобы не работать, даже не сознавая, что на самом деле это всего лишь отсутствие таланта. Они выбирают свои дороги, далекие от истинной литературы. Но я уверен, что большинство из них с завистью и ревностью следят за теми немногими Авторами, кто продолжает свой путь по выбранной ими дороге. Вопреки всему, несмотря ни на что. Не признаю фаталистов, но, может, сама Дорога решает, кто из нас и когда прервет свой путь, уже выполнив свое предназначение. Никто не может гарантировать будущее, даже фаталисты. Но на этом пути мы оставляем за своей спиной собственные произведения, которые отдаем на суд читателей. В конце концов, их мера благодарности и есть истинная цена пройденной дороги. Мы идем по этому пути, протоптанному Великими Авторами прошлого, которые оставили нам в наследство свою мудрость и свое понимание истины. Каждый из нас – всего лишь одинокий путник на этой большой дороге, стремящийся оставить на ней свой след. Некоторым это удается. Среди тех, кому это удалось, и азербайджанский писатель Натиг Расулзаде.