Исходя из русско-язычных источников и перевода, Френсис Бэкон однажды сказал, нет, вернее – утверждал свой афоризм о том, что: «знание есть сила, сила есть знание», или даже короче, просто «Знание-Сила».
Ключевой вопрос данного эссе ( можно ли согласиться с Ф. Бэконом, что «знание есть сила, сила есть знание») , лично для меня не стоит каким-то неопределённым. Забегая вперёд, сразу могу сказать, что я вполне согласен с этим утверждением. Более того, поскольку «знания» бывают разными, а также примерно зная, что именно под этим имел виду сам Бэкон и каким он был человеком, я согласен именно с самим автором.
А Бэкон, судя по переведённой биографии, был человек очень практичным, целенаправленным, ориентированным на результат. Его высказывания о том, что силой знания человек сможет подчинить себе природу – уже говорят об этом в полной мере, выдавая в нём ту самую «английскую практичность», по крайней мере, характерную того времени. Да и, в конце концов, он же фактически основатель эмпирического метода.
Из всего этого можно сделать вывод, что под «силой» знания, Бэкон в первую очередь имел виду именно физическую и материальную, а не какую-то там «силу красоты», «силу искусства», «духовную» или «божественную». Хотя в целом он и был вполне верующим человеком, о чём свидетельствуют его биография и личные высказывания:
“На науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
1) познание добра и зла,
2) познание сотворённых Богом вещей.”
“Познание добра и зла людям запрещено. Его им даёт Бог через Библию. А познавать сотворённые вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.”
«Знания». о знаниях. Знания — великая сила, дающая нам уверенность в будущем!
... познания. В то же время природа в его философии выступает объектом исследования. Силу знания он рассматривает в тесной связи с преобразующей возможностью их применения на практике. Знания должны помогать людям ... безграничности прогресса развития человека. Фрэнсис Бэкон считается отцом эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным источником знания. Он отстаивал позиции, ...
И всё же под «силой» Бэкон явно имел виду воздействие на материальный мир (хотя его высказывания, возможно, можно было бы прочитать и в оригинале без перевода, зная язык, чтобы убедиться в точном смысле).
А что мы видим в мире сейчас?
В то время, как многое религиозное и духовное, наконец-то, всё больше сходит на нет, Наука и тем самые знания – превратились не просто в силу, а в физическую-материальную силу, которая, окажись в “неправильных” руках, может не то, что вызвать локальные или глобальные проблемы, а без преувеличение, уничтожить всю цивилизацию и вероятно, всю планету, за считанные часы\минуты.
Конечно, я сейчас говорю о «знании» в физике/химии и об оружии массового поражения, как о самом очевидном и ярком примере, о котором и без меня все знают.
Вероятно Френсис Бэкон, сам даже близко не представлял, насколько своим, довольно простым высказыванием, он опередил своё время. И судя по тенденциям в развитии человеческой цивилизации, его слова будут продолжать подтверждаться и даже становиться со временем ещё более значимыми.
Однако мы начали с очевидной пессимистической ноты, хотя сам Френсис как раз таки предполагал использовать эту «силу» во благо человечества. Человечество же “послушавшись Бэкона”… Ладно, конечно, в первую очередь, само по себе, в этом преуспело не менее, а даже куда более, чем в разрушениях. Самому можно посмотреть вокруг и увидеть, особенно живя в городе, что большая часть всего, точнее даже сказать – подавляющая, создана как раз таки «силой знания» и науки в самых разных областях. Все удобства, комфорт, окружающие предметы, средства передвижения и общения, выживания и обогащения, да и просто до мелочей, в виде досуга и развлечения – всё это так самая практическая «сила» знания, которая, как говорил Бэкон, и должна служить человечеству для “достойной” жизни.
То есть то, что в вышесказанном смысле «сила – знание», я думаю, вопросов не возникает. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Минусы для человечества от такой «силы», в виде загрязнения атмосферы и вод, проблем экологии в целом, возможных воин с последующим уничтожением человечества, как такового и т.д. — очевидны. Однако нафантазировать, начитавшись антиутопий и пост-апокалиптической фантастики, всё в мрачных чёрно-белых тонах – довольно легко. А если прекратить всё это нытьё, одновременно сидя перед монитором компьютера или телевизора, пойдя помыться горячей водой, за пять минут, вскипятив электронный чайник и греться в уютной комнате от батареи систем отопления… можно как бы заметить, что плюсов будет всё же больше. Мир вполне научился балансировать при сегодняшнем уровне развития, создав множество программ по защите окружающей среды и уж точно, скорее всего, не будет начинать воин такого масштаба, понимая последствия такой «силы знаний».
Роль искусства в жизни человека — -рассуждение
... прочитать сочинения на темы Дело мастера боится Знание – сила Сочинение на тему “Выбор профессии” Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/rol-iskusstva-v-zhizni-cheloveka-sochinenie.html Сочинение Роль искусства в жизни Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, ...
Но что-то я далеко ушёл от темы.
Хотелось немного разобрать случаи, когда знания могут не являться силой.
Хотя тут всё же немного сложнее. Лично я, если не всегда, то по крайней мере, с определенного периода жизни начал считать, что все проблемы из-за недостатка информации (знаний).
Это прямо противоположно высказываниям в духе «меньше знаешь, крепче спишь». Да, есть такие вещи, которые ты, узнавая, понимаешь, что лучше бы тебе их и знать не хотелось. Однако я заметил, на мой взгляд, простую “истину ли?”, что от недостаточности информации, о чём либо (предмете/ситуации/явлении и т.д.) в простой/бытовой обыденной жизни — у меня проблем всё же гораздо больше. Речь тут даже не об “учёбе” в школах/техникумах/университетах с их предметами, тестами, экзаменами, как на первый же взгляд можно было бы сделать пример вышесказанному (хотя это и один примеров).
Нет, речь именно о самом бытовом существовании, о саморазвитии в течении жизни в целом.
Однако не все знания полезны и не все представляют собой одинаковую «силу», пускай даже в решении каких-либо личных небольших проблем. Просто есть знания практические, а есть теоретические. Впрочем, для науки в целом, это порой не имеет особого значения, т.к. многие теоретические знания в фундаментальных науках со временем находят применения в практике и прикладных науках. Для науки это знание – вполне «сила».
А вот для человека в отдельности, это разделение стоит более остро.
Вот какие знания сейчас самые популярные среди большинства людей? Думаю те, которые позволят в будущем заработать какие-то деньги, то есть которые будут иметь практическую «силу», а не просто интеллектуально или «духовно» обогащать. И это необязательно советы из книги “как стать миллиардером за 15 мин”. Люди часто охотнее идут учиться именно на прикладные специальности в той сфере, знания из которой могут понадобиться в наиболее высокооплачиваемой работе в будущем. Вряд ли многим интересно знать (точнее учить) общую физику или химию просто так, для общего саморазвития.
Возможно поэтому сейчас многие люди, с гуманитарным складом ума, идут учиться на точные технические специальности, которые им не свойственны, чтобы попытаться получить знания, которые дадут больше практической/материальной «силы» в виде оклада на работе с востребованной специальностью, чем просто, скажем, гуманитарное знание собраний сочинений всех русских классиков художественной литературы, которое мало где требуется в силу его непрактичности и подходит только как «знание – сила» утешения “чувства собственной важности”.
Знание сила общество. «Знание—сила» (Философия Френсиса Бекона)
... задачи. Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным. Далее мы рассмотрим происхождение знаменитого афоризма «Знание – сила» (кто сказал эту фразу и в связи с чем). Популярные сочинения Если ...
Хотя обстоятельства, ситуации, специальности и работы бывают разными.
Я лишь попытался привести один из предполагаемых мною примеров.
Также, в несколько других ситуациях, многие предпочитают именно практическое знание, полученное именно эмпирическим путём, так сказать, в “старых добрых” традициях Бэкона.
В принципе, почти вся современная наука также основана на эмпирических методах, но там, как я уже писал, немного другой случай.
Ибо практическое знание-умение, например, разбираться в автомеханике позволит самому починить свой автомобиль (а можно ещё и фрилансом подрабатывать) и сэкономить деньги на автосервисе (то есть иметь ту самую практическую «силу»), наверняка принесёт больше пользы, чем теоретическое знание подчерпнутое из книг, скажем, о космосе/звёздах/вселенных/планетах/чёрных дырах и т.д., то есть практически нигде не применимое и не дающая ощутимой пользы
Мда, возможно я опять привёл некорректные примеры и сравнения.
На этом я буду заканчивать, ибо вышло и так уже больше, чем надо, а словоблудием можно заниматься очень долго.
Из вышесказанного я не хотел однозначно сказать, что технические знания лучше гуманитарных и не хотел сказать, что что-то одно надо учить, а другое нет.
Просто по-другому рассмотреть утверждение «знание-сила» в моём понимании не получается, особенно сказанное от такого сторонника «практичного» знания, как Френсис Бэкон.