Конспект родного русского языка «Зачем нужны антонимы?» (2 класс)

Домашняя работа

Тема урока:

Цель урока:

Познавательная задача:

Ход урока:

  1. Организационное начало:

  • У нас на уроке родного русского языка присутствуют гости. Поприветствуйте их улыбкой.

Проверка домашнего задания:

подобрать синонимы к выделенным словам и записать словосочетания:

  • свежий воздух – чистый воздух
  • известный писатель – знаменитый писатель
  • увлекательная книга –интересная книга
  • неглубокая лужа – мелкая лужа
  • точный выстрел – меткий выстрел
  • спокойный малыш – спокойный ребёнок
  • опытный лётчик- опытный пилот
  • опытный доктор – опытный врач

(один учащийся читает задание, проверяют фронтально с карандашом, по ходу проверки на доске появляются карточки с правильными ответами)

  • Как называются такие пары слов?
  • Что такое синонимы?

(учитель задаёт обобщающие вопросы, учащиеся хором проговаривают правило, на доске появляются карточки с словами синонимы, с правилом)

  • Оцените свою домашнюю работу. Возьмите лист со смайликами. Если домашняя работа выполнена без ошибок, то на первом смайлике нарисуйте улыбку, если от 1 до 4 ошибок, то прямую, если больше 4, то грустную улыбку.

(на столах у учащихся лежат листы самооценки со смайликами, на экране слайд №1 со смайликами)

Познавательная задача  1

  1. Актуализация пройденного материала:

А)Чтение стихотворения учащимися:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко.

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

11 стр., 5471 слов

Ошибки в речи теле- и радиоведущих

... эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения ... отношения в группах слов называются парадигматическими. Примером этого могут служить: антонимы, синонимы, омонимы и паронимы.7 1.1.1 Лексические речевые ошибки Использование слова ...

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

  • Кислое, зачем оно?
  • Что вы? – шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

  • Ребята, пока вы читали, на доске появились слова:

Низко-высоко, Близко-далеко, Мало-велико, Кислый-сладкий

  • Как называются такие слова?
  • Что такое антонимы?

(учитель задаёт обобщающие вопросы, учащиеся хором проговаривают правило, на доске появляются карточки с словами антонимы, с правилом)

Б)задание от Буратино:

  • Ребята, для вас подготовил задание сказочный герой. Отгадайте загадку:

Столяр Джузеппе Сизый нос, Полено папе Карло в дом принёс., Он начал ножку мастерить, Для кресла или стула., Полено стало говорить, И за нос ущипнуло.

  • Буратино просит вас расселить пары слов в два домика: синонимы и антонимы. Выписывать синонимы будет первый ряд, а второй ряд выписывает антонимы.

Столяр джузеппе сизый нос 1

(на экране слайд № 2, один из учащихся читает все пары слов, затем учащиеся выписывают пары в столбик)

  • Проверяем с карандашом. Прочитайте пары слов-синонимов, прочитайте пары слов-антонимов.
  • Что такое синонимы?
  • Что такое антонимы?
  • Оцените свою работу.

Возьмите лист со смайликами. Если работа выполнена без ошибок, то на втором смайлике нарисуйте улыбку, если 1 ошибка, то прямую, если 2 и больше, то грустную улыбку.

(на столах у учащихся лежат листы самооценки со смайликами)

  1. Сообщение темы урока и постановка задач:

  • Ребята, как вы думаете, всё ли вы знаете об антонимах?
  • Какую поставим перед собой задачу на этот урок?
  • Кто или что может быть источником знаний?
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/domashnyaya/kak-v-dome-poyavilsya-drug-ispolzuya-sinonimyi-i-antonimyi/

Изучение нового материала:

А)рассказ о происхождении слова «антоним»:

  • Ребята, слово «антоним» пришло к нам из греческого языка. Анти значит против, онима значит имя.

(на доске появляется карточка с данной информацией)

Б)работа в парах:

  • Чтобы узнать ещё об антонимах, вы поработаете в парах. Вспомним правила работы:

Столяр джузеппе сизый нос 2

(на экране появляется слайд №3, один из учащихся читает правила)

  • Задание для работы: вы получаете карточки со словами, вам нужно составить пары слов-антонимов.

1 пара:

Щедрый-скупой

Вежливый -грубый

Временный-постоянный

Храбрый-трусливый

Добрый-злой

Просторный-тесный

9 стр., 4154 слов

Чем готов пожертвовать человек ради науки? По тексту В. М. Пескова ...

... мы выходим в мир суровый этот, Где суждено не… Полюс утра, вечера Полюс утра, вечера, Испепеленный глах в тебя, Ты одно хребту ... вошью ползал без забот… Словом — перечислить всех не в силе, кто на этом острове живет. Ни при чем здесь я, скажу по чести, ... остров! Тот самый сухопутный остров, Куда без всяких виз французских, Вас отвозил легко и просто Любой… Тускарь Расскажи, поведай, Тускарь, сколько ...

2 пара:

Правда-ложь

Холод-жара

Победа-поражение

Дружба-вражда

Свет-темнота

3 пара:

Мириться-ссориться

Говорить-молчать

Хвалить-ругать

Любить-ненавидеть

Забывать-помнить

  • Проверяем вашу работу. Прочитайте получившиеся пары.

рассказ о слове «вежливый»:

(на доске появляется карточка с этим словом)

  • Какой частью речи являются слова-антонимы?
  • К существительным вы подбирали существительные, к прилагательным вы подбирали прилагательные, а к глаголам вы подбирали глаголы.
  • Скажите, а могут ли быть антонимами слова разных частей речи?
  • Нет, антонимы – это слова одной части речи.

(на доске появляется карточка с правилом)

  • Оцените свою работу. Возьмите лист со смайликами. Если работа выполнена без ошибок, то на третьем смайлике нарисуйте улыбку, если от 1 до 3 ошибок, то прямую, если больше 3, то грустную улыбку.

(на столах у учащихся лежат листы самооценки со смайликами)

В)подбор к слову разных антонимов:

  • Ребята, прочитайте словосочетания, записанные на доске. Подберите к ним антонимы.

Тихий звук-….звук

Тихий ветер-…ветер

Тихий шаг-…шаг

(на доске карточки со словами: громкий, быстрый, дальний, сильный, тёплый, ребята выходят к доске, выбирают и вставляют антоним, остальные карточки учитель убирает)

  • Ребята, обратите внимание, что к одному и тому же слову «тихий» можно подобрать разные антонимы. Объясните, почему?
  • Выбор антонима зависит от предмета, о котором идёт речь.
  • Оцените свою работу.

Возьмите лист со смайликами. Если работа выполнена без ошибок, то на четвёртом смайлике нарисуйте улыбку, если была ошибка, то прямую, если больше 1, то грустную улыбку.

(на столах у учащихся лежат листы самооценки со смайликами)

Г)развитие речи:

  • Ребята. Перед вами две картинки. Опиши изображённые на них предметы, используя слова-антонимы.

Столяр джузеппе сизый нос 3

  • Ребята использовали приём противопоставления для составления предложений с антонимами. Этот приём делает речь точной, яркой, эмоциональной и выразительной.
  • Ученики оценивают свою работу с помощью листов со смайликами: улыбка — если составили предложение с антонимами, прямая — если допустили ошибку и грустная улыбка — если не составили предложения.
  • Подводятся итоги урока и дается домашнее задание:
    • Ученики отгадывают загадку про антоним
    • Обсуждаются предметы, которые могут иметь антонимические признаки
    • Ученики спишут 3 пары слов-антонимов из словаря антонимов
    • Домашнее задание: списать пословицы, вставляя антонимы
  • Оцените свою работу за весь урок. Нарисуйте в шестом смайлике.

Столяр джузеппе сизый нос 4

(на столах у учащихся лежат листы самооценки со смайликами, на экране слайд №5)

23 стр., 11293 слов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников

... представлениями. Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности; основа ... использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует ... они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им ...