Введение
Искусство является мощным фактором психолого-педагогического воздействия на личность, поскольку оно адресовано его эмоциональной и когнитивной сфере. Произведения искусства вызывают глубокие эмоциональные, эстетические, этические переживания, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном счете, способствуют всестороннему развитию личности. Однако, для того, чтобы воспринять и по достоинству оценить результаты профессиональной художественной деятельности, необходимо обладать эстетическим вкусом, способностью к творчеству, иметь определенный интеллектуальный и культурный уровень.
В настоящее время вопросы морально-этического воспитания и развития творческой активности личности, прежде всего детей и молодежи, находятся в центре внимания социальных педагогов, психологов, самого широкого круга специалистов, работающих в социально-культурной сфере. Концентрация внимания на личности предполагает создание максимально благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития творческих способностей каждого в сфере досуга.
Важнейшую роль в формировании внутреннего мира индивида играет социально-культурная среда, поэтому, сегодня большое значение для исследователей в сфере социально-культурной деятельности представляют вопросы любительского творчества или художественной самодеятельности.
Развитие любительского творчества
На сегодняшний день в нашей стране широкое распространение получили любительские эстрадные, народные, джазовые, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, поп- и рок-группы и т.д., которые оказывают эстетическое и воспитательное воздействие как на самих участников любительских коллективов, так и на многочисленную аудиторию слушателей. Также существует развернутая система клубных учреждений, способствующих популяризации художественно-творческой деятельности, все чаще открываются культурно-досуговые центры, где люди могут приобщиться к различным видам творчества.
Любительское творчество — форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и творческих способностей.
Цель дипломной работы — изучить сущность и специфику самодеятельного хореографического творчества на примере деятельности Центра современного танца Smart Dance и предложить меры по дальнейшему совершенствованию и развитию этой деятельности.
Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...
... методов на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...
Задачи дипломной работы:
- изучить базовые понятия художественной культуры и хореографического искусства;
- выявить характерные черты любительского творчества, его особенности;
- рассмотреть этапы развития любительского хореографического творчества, как явления художественной культуры;
- изучить деятельность Центра современного танца SmartDance, показать его вклад в популяризации и развитии хореографического творчества;
- обосновать многожанровость, как ведущую тенденцию современного хореографического творчества;
- сформулировать предложения по совершенствованию деятельности Центра современного танца Smart Dance;
- дать оценку процессам менеджмента в Центре современного танца Smart Dance.
Объектом исследования является любительское (самодеятельное) хореографическое творчество.
Предметом исследования является структура и современное состояние художественной самодеятельности на примере Центра современного танца Smart Dance и перспективы ее развития.
В дипломной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический метод: использовался для изучения и анализа литературы и документов;
- эмпирический метод: использовался в виде контент-анализа документов, изучения практической деятельности Центра современного танца Smart Dance;
- метод обобщения: данный метод использовался на разных этапах исследования и позволил сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: Смагин А.И. «Организация художественного творчества. Курс лекций», Соколова М.В. «Мировая культура и искусство», Наливайко Д.С. — «Искусство: направления, течения, стили», Гомбрих Э. «История искусства», Аксютик М.И. — «Социально-культурная деятельность», Сидоров В. «Современный танец», Орлов А.И. — «Менеджмент», Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие художественной культуры и ее основные направления. Во второй главе проведен анализ организации любительского хореографического творчества на примере Центра современного танца Smart Dance. В третьей главе рассмотрены пути совершенствования деятельности Центра современного танца Smart Dance, сформулированы конкретные предложения.
1. Художественная культура и ее основные направления
1.1 Понятие художественной культуры. Ее роль в развитии общества
Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.
Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей. Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого. Виды искусства — литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть разными — от метафорической к реалистичной, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени. [29, с. 215]
Музеи современного искусства
... ради самого здания. Заха Хадид выиграла конкурс на проект Средиземноморского музея культуры нураге и современного искусства в Кальяри. Жюри назвало среди причин победы варианта Хадид ... постройки, основанную на взаимодействии артефактов древней культуры нураге (нураги) и произведений современного искусства, а также экспонатов и посетителей. Тематика музея, посвященного первым — созидательным — шагам ...
Художественная культура как один из аспектов культуры
Культура представляет собой богатую и многообразную систему ценностей, традиций, обычаев, творческих и культурных проявлений, которые существуют у определенной группы людей и передаются из поколения в поколение. Один из таких аспектов культуры – художественная культура – является своеобразным выражением эстетических ценностей в рамках данной культуры.
В повседневном понимании культуры широко распространено мнение, что она связана с эстетической деятельностью искусства в частности. Художественная культура позволяет создать целостное видение культуры, которое выражено в форме языков различных видов искусства. Она основывается на понимании прекрасного, комического, трагического и других эстетических категорий.
Художественная культура имеет множество сфер реализации, включая практическую деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн), художественно-практическую деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды), создание произведений искусства и восприятие произведений искусства (оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и т.д.).
Однако художественная культура не исчерпывается только эстетическими аспектами. Она также выполняет необходимые функции для архаических культур, играя роль элемента магических ритуалов, а также существует как особый род познания действительности. Важное значение имеет и полифункциональность первобытного искусства, которая выражена в синкретичности его функционирования и его включенности в различные виды деятельности.
Связь эстетического с культурными ценностями
Понятие эстетического является более широким, чем художественное. Оно включено в систему культурных ценностей и не обязательно имеет рукотворную природу. Так, в различных типах культур можно наблюдать различные способы эстетизации природы. Стоит отметить, что природа в восточных культурах воспринимается иначе, чем в западноевропейских традициях.
Однако несмотря на разнообразие проявлений эстетических ценностей в различных культурах, существуют некоторые универсальные категории эстетического, такие как понятие прекрасного. Именно этот аспект лежит в основе эстетической деятельности и интуитивно присущ всем культурам.
Таким образом, художественная культура является важной составляющей культуры в целом. Она позволяет выражать и отражать ценности и понимание прекрасного в культурах различных народов и времен. С другой стороны, эстетические ценности выходят за рамки художественной культуры и оказывают влияние на ценности в обществе в целом.
Роль массовой коммуникации в распространении художественной культуры
- Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям;
- издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.
Наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространения художественной культуры проявилось лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.
Проблема художественной ценности музыки
... ткань искусства, познавая законы сопряжения звуков, принципы организации и развития музыкального произведения, проясняя ... художественного. Марксистско-ленинская эстетика рассматривает искусство как форму «своеобразной человеческой деятельности, рождающей художественные ценности»[4 ... проблем, выясняет строгое соответствие условий и причинных связей, то писатель, изображая в своем произведении ...
Введение
Художественная культура занимает важное место в жизни современного общества. В современном мире художественное творчество играет важную роль в формировании культурных ценностей, развитии личности и социальных взаимоотношений.
Цель данной работы — изучение художественной культуры как сложной функционирующей системы, а также взаимосвязи между различными сферами человеческого бытия и развитием искусства.
Теоретическая часть
Просветительский потенциал художественной культуры
Важную роль играет просветительский потенциал массовой культуры, который способствует распространению инновационных идей среди массовой аудитории и преодолению противоречия между устоявшимися художественными формами и поиском новых, инновационных средств выразительности.
Однако упрощение и примитивизация подлинных смыслов художественной культуры может привести к искажениям и недопониманию со стороны воспринимающего субъекта.
Тем не менее, просветительский потенциал массовой культуры делает доступным новые художественные образы, позволяя воспринимающему субъекту адаптироваться к изначально чуждому ему мнению и стать «культурным полиглотом».
Искусство как результат творческой деятельности
Художественная культура тесно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности — произведениями искусства.
Сам язык произведения, творческий процесс его создания, отношение автора к своему произведению искусства, а также отношения между автором, произведением и реципиентом имеют особый смысл.
Искусство является посредником между личностным опытом, культурным бытием и опытом всего человечества, давая возможность воспринимать мир в его всесторонней целостности.
Взаимодействие искусства с культурой
... искусств Искусство — одна из важных областей культуры, особая форма общественного сознания и ... танцах, музыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства ... способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения[1,c.89]. Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства: Игровая концепция Одна из них связана с игровой концепцией культуры ...
Практическая часть
Зависимость развития искусства от состояния общества и его институтов
Развитие искусства тесно связано с состоянием общества и его институтов. В пример можно привести советскую культуру, где мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов стала идеология, логика соотношения формы и содержания в произведении искусства.
Тем не менее, искусство не сведено к некоторым схемам, и может быть изучено только как целостная система с несколькими вариантами взаимодействия с другими сферами человеческого бытия.
Искусство имеет свою собственную логику развития, которая не может быть полностью объяснена исключительно зависимостью от общественного производства и доминирующих духовных ценностей. Оно обладает определенной самостоятельностью и способностью прорываться в новое и неизведанное, стремясь расширить творческие возможности человека. В результате этого происходит расширенное воспроизводство всей культуры.
Однако развитие различных видов искусства может происходить неравномерно. В определенной культурной эпохе одни виды искусства могут развиваться динамично, в то время как другие оказываются в тени. Некоторые произведения искусства могут оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества, влияя на моду, социальное поведение и даже политические умонастроения.
Искусство представляет собой особый вид творческой деятельности, результатом которой является создание художественно-образной системы, преобразующей мир в соответствии с законами красоты. Это в первую очередь творчество, которое предполагает инновационную деятельность и поиск новых художественных форм. Одной из наиболее актуальных проблем искусства является ощущение исчерпанности формы, страх эпигонства и повторения уже существующего в искусстве.
Однако искусство также является процессом и результатом творческого освоения мира. Важное понятие в искусстве — это категория «прекрасного», которая задает систему координат для других эстетических категорий. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал «прекрасного». Факторы, оказывающие влияние на формирование этого идеала, включают природные условия, представления о биологической целесообразности и природной гармонии, художественные традиции, национальные представления и социально-классовые понятия о «прекрасном».
Искусство является одним из основных составных частей художественной культуры. Соответственно культура и искусство (как ее подсистема), выполняют одинаковые функции:
1) общественно-преобразующую;
2) познавательно-эвристическую;
3) художественно-концептуальную;
4) предвидения;
5) информационную и коммуникативную;
6) воспитательную;
7) внушения;
8) эстетическую;
9) гедонистическую.
1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность).
Проявляется в том, что художественное произведение осуществляет идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в целостно направленную деятельность и тем самым участвует в преобразовании общества. Кроме того, сам процесс творчества — это преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов из реальной жизни. Любой материал, с которым работает художник, подлежит переработке, в результате которой появляется новое качество. Некоторые научные школы отрицают или умаляют возможность участия искусства в преобразовании существующего мира. Они сводят значимость искусства к выполнению компенсаторной функции — искусство в сфере Духа помогает восстановить утраченную гармонию. Такое действие присуще искусству, но идеи талантливого художника рано или поздно «будят» сознание аудитории, заставляют ее по-новому воспринять привычное явление.
Искусство. Виды и формы искусства
... многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню). По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую измерение ... во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, ...
2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение).
Несмотря на то, что крупнейшие философы мира Платон и Регель считали искусство нижней формой познания истины, которая не может вступать в соперничество ни с философией, ни с религией, все же познавательные возможности искусства огромные. Искусство способно исследовать те стороны жизни, которые недоступны науке. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обычном-необычное.
3. Художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира)
Искусство стремится к глобальному мышлению, решению общемировых проблем, осмыслению состояния мира. Художника интересует и судьба его героев, и человечества в целом, он мыслит в масштабах Вселенной и истории, с ними согласовывает свое творчество. В современной науке сильное и антиинтеллектуальное течение, которое идет от интуитивизма Анри Бергсона, в психологии — от Зигмунда Фрейда, в искусстве — это текущий сюрреализм, который признает «автоматическое письмо», «эпидемию сна», «отключение ума».
4. Функция прогнозирования
В данном случае речь идет об использовании интуиции. Если ученый делает вывод индуктивным путем, то художник способен образно представить себе будущее. Художник, опираясь на интуицию, может достоверно предсказать будущее путем экстраполяции — вероятного продолжения линии развития уже существующего.
5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и общение)
Анализ именно этой функции искусства лежит в основе современных эстетических теорий, которые разрабатываются семиотикой и др. Искусство рассматривается как своеобразный канал связи, как знаковая система, которая несет информацию. При этом информационные возможности художественного языка оказываются значительно шире, эмоционально сильнее, чем разговорная речь.
6. Воспитательная (формирование целостной личности)
Воспитательное значение философии заключается в воздействии на формирование мировоззрения, политики — на политические взгляды, а вот искусство влияет комплексно и на разум, и на душу человека, формирует целостную личность. Искусство влияет на личность через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так и отрицательных образах.
7. Функция внушения
Искусство способно внушать способ мышления, чувства, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Особенно эта его способность проявляется в сложные периоды истории.
8. Эстетическая (формирование ценностных ориентаций)
Под влиянием искусства формируются эстетические вкусы, пробуждается творческое начало личности, ее желание творить по законам красоты.
1.2 Основные направления художественной культуры и хореографического искусства как части художественной культуры
В настоящее время существует множество отдельных направлений в искусстве, их количество превышает 60. Некоторые из них существуют уже десятилетиями, а некоторые — веками. Некоторые направления, возникшие в Средние века, до сих пор существуют и модернизируются, сохраняя свои основные черты.
В ХХ веке появился ряд новых направлений и течений художественной культуры, которые отказались от традиционных художественных принципов. Эти направления обычно называются «модернизмом», «новым искусством» или «художественным авангардом». Все эти названия подчеркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.
Разворачивающая часть
Искусство неотделимо от постоянного исторического развития и изменения художественных направлений. В то же время можно выделить две основные тенденции, прослеживающиеся в искусстве: поиск новых реалистических форм и развитие искусства модернизма, который нередко называется авангардом.
Первая тенденция связана с реализмом — художественной практикой, целью которой является объективное отражение действительности при помощи специфических художественных средств. С течением времени реализм развивался и принимал разные формы, такие как просветительский, критический и социалистический реализм. Каждая из этих форм реализма имеет свои особенности и связана с конкретными методами творчества.
В марксистско-ленинской теории искусства выделяются две основные концепции в отношении реализма. Согласно одной из них, реализм является основной тенденцией развития художественной культуры, через которую искусство осваивает действительность. Реализм определяется степенью проникновения и понимания художником важных сторон жизни и социальной действительности. Каждая историческая эпоха придает реализму новый облик, который определяет художественную культуру того времени.
Другая точка зрения ограничивает историю реализма определенными хронологическими рамками, видя в нем конкретную форму художественного сознания. В данном случае, начало развития реализма связывается с эпохой Возрождения или с 18 веком. Характерным признаком реализма является способ обобщения жизненного материала, известный как типизация.
Основа реализма в хореографии
В хореографии основа реализма — это правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. На этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматических ситуаций в постановке, развитие действия, идейный смысл постановки в целом. Правда жизни воплощается посредством условного танцевального языка, в основе которого специфическая система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому реализм в хореографии не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преимущественно в пантомиме или в отдельных танцевальных движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художественное целое.
Модерн и его особенности
Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модернистское искусство, как правило, непонятно многим зрителям, малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним — их объединяет отрицание реального отображения действительности.
Основной причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества.
Введение
Танец модерн – это хореографическое направление, которое возникло в США в начале XX века. Оно представляло собой отход от традиционных балетных форм в попытке создать новую хореографию, отвечающую духовным потребностям человека в новом веке и воплощающую оригинальные танцевально-пластические средства.
В данной статье мы рассмотрим основные принципы танца модерн, его историю и развитие, а также роль, которую он сыграл в развитии современного балета.
Основные принципы танца модерн
Основная идея танца модерн заключается в отвержении традиционных балетных форм и создании новой хореографии, отвечающей духовным потребностям человека в XX веке. Для представителей танца модерн важными были:
- отказ от канонов;
- воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
- использование отдельных технических приёмов, отличных от традиционных балетных форм.
Отказ от канонов
Одним из важных принципов танца модерн был полный отказ от традиционных балетных форм и канонов. Хореографы танца модерн стремились создать свои собственные движения, не ограничиваясь предписанными классическими постановками.
Воплощение новых тем и сюжетов
Вторым принципом танца модерн было воплощение новых тем и сюжетов. Хореографы этого направления стремились изображать в своих постановках не только красоту и эстетику, но и глубокие человеческие эмоции, переживания и проблемы, которые стали актуальными в XX веке.
Использование отдельных технических приёмов
Хореографы танца модерн использовали отдельные технические приёмы, отличные от традиционных балетных форм, чтобы создать более свободное, выразительное и оригинальное выражение. Эти приёмы включали в себя использование нестандартных поз, движений, ритмов и эффектов света.
История и развитие танца модерн
Танец модерн возник в начале XX века в США и был связан с творчеством Эскла Фарнама и Рут Сейнт-Деннис. Они отказались от классических балетных форм и создали свою собственную систему хореографии, учитывающую контакт танцовщика с землей.
В дальнейшем танец модерн стал популярен в Европе и стал развиваться под влиянием таких хореографов, как Марта Грэм, Джордж Баланчин, Фредерик Аштон и другие.
Хотя танец модерн не смог полностью оторваться от традиций балета, он сыграл важную роль в развитии современного балета и стал основой для создания многих новых хореографических направлений, таких как современный танец и джазовый танец.
Заключение
Танец модерн – это хореографическое направление, которое появилось в начале XX века в США и было отлично от традиционных балетных форм. В основе танца модерн лежат такие принципы, как отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов, использование нестандартных технических приёмов. Несмотря на то, что он не смог полностью оторваться от традиций балета, танец модерн сыграл важную роль в развитии современного балета.
Модерн-танцу свойственна сиюминутность, высокая доля импровизации. Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. Модерн небогат внешними аксессуарами — исполнители предпочитают простые туники и трико, часто танцуют босиком. В танце модерн широко используется партерная техника. Исполнители модерна обогатили искусство танца множеством оригинальных танцевально-пластических средств. Идея модерн-танца исключительно важна. Только она помогает стать танцу эмоционально и чувственно «нагруженным». Все экспрессивные средства танца модерн направлены на демонстрацию некой идеи. В зависимости от того, какова идея танца, строится хореография, ее форма. Построение танца в основе своей имеет визуальное восприятие человека. Все движения должны быть гармоничны, одно движение перетекает в другое, подобно тому, как человек плавно и органично идет по земле, или же словно дерево, качающееся под порывами ветра. При этом все движения должны демонстрировать состояние души исполнителя, идею, роль, с которой на момент сроднился актер-танцовщик. Именно по причине попытки достичь большего олицетворения идеи, модерн-танцу свойственна частая смена фигур. Хореография должна полностью соответствовать музыке. Модерн-танец может исполняться не под ритм, но всегда под музыку. Подъем в музыке соответствует «подъему» в хореографии и наоборот. Все музыкально и гармонично. Используя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры модерна рассказывают зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души. Модерн — это танец, стремящийся выразить духовные потребности человека. Естественность и свободное самовыражение танцоров в импровизации служат этой цели наилучшим образом. Модерн — не просто техника, это мироощущение. В этом достоинство модерна, его эмоциональное богатство — танец поражает до глубины души напряженностью и глубиной ничем не прикрытых эмоций. [41]
Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение актуальное искусство), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день.
Современное искусство: от концептуального искусства до современности
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов).
Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания, так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет.
Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.
В России в 90-х годах использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств).
Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
В хореографии Contemporary Dance— направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Свободный пластический танец — новый вид танца родился на рубеже XIX—XX веков. Выдвинута новая философская и художественная, основанная на античном идеале гармонического развития человека, концепция «танца будущего». Стремление сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания, ценить в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей главная задача для Contemporary Dance.
В настоящее время в искусстве, как подсистеме художественной культуры, происходят перемены с далеко идущими последствиями. Анализируя их можно сделать следующие выводы:
- тенденция к гуманизации;
- тяготение к глубокому познанию себя через искусство;
- тенденция избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство;
- тенденция избегать трансцендентации, т.е. не выходить за пределы опыта и познания.
2. Организация любительского хореографического творчества (на примере Центра современного танца Smart Dance)
2.1 Становление и развитие любительского хореографического творчества
Любительское творчество – это сфера, где каждый человек может раскрыть себя как танцор и художник, преодолеть свои страхи и комплексы, познакомиться с новыми творческими задачами и научиться работать в коллективе.
Одним из лидеров на рынке любительского хореографического творчества является Центр современного танца Smart Dance. Это учреждение существует на российском рынке уже несколько лет и с каждым годом популярность их работы растет. Здесь создали удобные условия для всех желающих с разным уровнем подготовки. Заниматься можут как дети старше 3 лет, так и взрослые.
Преподаватели Центра понимают, что каждого ученика надо учить индивидуально и выбирают подход к каждому ученику. В процессе занятий присутствует контроль и помощь преподавателей. Наши преподаватели полагают, что занятия должны быть интересны и увлекательны, и участники должны оставлять стенания уныния рядом со своей одеждой. Ситуация является спокойной и дексентный подход к ученикам, что даёт возможность им разобраться в материале.
Центр современного танца Smart Dance предлагает обучение разным жанрам танца: современный танец, йога, стретчинг, танцы для детей и многое другое. Занятия построены по принципу командной работы, что позволяет каждому участнику примерить на себя не только роль танцовщика, но и роль организатора действия.
Любительское хореографическое творчество на примере Центра современного танца Smart Dance является не только формой досуга, но и способом найти новых друзей, сделать шаг на встречу своей мечте, испытать сильное желание достичь вершины успеха. Это формирует кругозор, креативность и любимое хобби.
Введение |
Народный танец является одним из способов выражения личного мировосприятия человека с древних времен. Он отражает социальные и эстетические идеалы народа, его историю, трудовую деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи и характер. Танец создает идеальный образ, к которому народ стремится и который выражается в эмоциональной художественной форме. Он передает миропонимание народа, его представление о «прекрасном». Одной из главных особенностей народного танца является его способность отражать современное понимание действительности при помощи танцевального языка, доступного и понятного всем.
Человечество с самого начала своего существования нашло способы выражения мыслей, эмоций и поступков через движения. Танец, не используя слова, обладает выразительностью пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий. Именно поэтому язык танца является интернациональным и понятным для всех.
Развитие разных видов искусства |
Разнообразные формы народного творчества развивались наряду с народным танцем. В течение истории существовали кружки любителей музыки, поэзии и декоративно-прикладного искусства, в которых люди смешивали и объединяли разные виды творчества. Однако, как показывает история, эти кружки не существовали в первоначальном виде надолго. Они быстро модернизировались, объединялись друг с другом и приобретали новые формы.
В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования «нового человека» — строителя коммунизма, обусловила поиск новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе «коммунистических идеалов». На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих, прежде всего, своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство — театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.
К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 — им. Н.К. Крупской), а в 1958 — Центральный дом народного творчества (ЦДНТ).
В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.
Советская власть создала все условия для развития народного творчества. Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства СССР. Одной из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность [11, с.3] В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участниками в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. «Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности — яркое свидетельство успехов в этой области». [11, с.4] С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры — оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.
Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.
Художественная самодеятельность, в том числе хореографическая, продолжает жить и сегодня. Главными задачами современной самодеятельности являются:
1) организация досуга;
2) эстетическое формирование личности;
3) творческое развитие личности;
4) духовное развитие;
5) участие в общегородских праздниках и массовых гуляний. Специфическими признаками самодеятельного творчества являются:
1) добровольность;
2) организованность;
3) отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности;
4) более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности;
5) безвозмездность и др.
Фундаментальной отличительной чертой любительского творчества является совокупность ее специфических функций, которые следует выводить из функций досуга и функций художественной культуры:
1)воспитательная;
2) рекреационная;
3) компенсаторная;
4) гедонистическая [28, с. 36].
Художественная (включая в себя хореографическую) самодеятельность является не только школой мастерства, но и школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны. [5, с.33]
Также она играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. [17, с.32] Формирование активной, духовно богатой личности — цель самодеятельного театра. Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. [19, с. 78]
Коллектив художественной (в т.ч. хореографической) самодеятельности — это творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Можно заметить, что любительское творчество повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
Однако, несмотря на то, что существуют теоретически обоснованные признаки и характеристики любительского творчества, при практической организации условий, необходимых для успешного функционирования художественной деятельности как социально-культурного и социально-педагогического явления, сегодня они зачастую не учитываются.
Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий специалист по вопросам теории любительского художественного творчества, в своей работе «Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление» рассматривает основные критерии, по которым на практике оценивается эффективность художественной самодеятельности:
1) количество участников организованных коллективов художественной самодеятельности;
2) количество организованных коллективов (кружков художественной самодеятельности);
3) количество концертов, спектаклей и других публичных выступлений организованных коллективов;
4) численность «обслуженных» или «охваченных» выступлениями художественной самодеятельности.[36, с. 169]
Автор утверждает, что подобного рода критерии препятствуют развитию художественной самодеятельности.
Помимо этого, крайне неприемлемой является и оценка любительского творчества по критериям профессионального творчества. Достижение высокого профессионального уровня исполнения не должно быть самоцелью (доминирующим стимулом) деятельности любительских коллективов.
Анализ состояния современного танца в Беларуси показал, что среди различных направлений и жанров хореографического искусства, наиболее распространенными, востребованными и развивающимися на сегодняшний день являются модерн, джаз, хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельное направление, развивающееся в рамках хип-хоп культуры. [48]
На сегодняшний день в РБ значительную роль в обучении искусству танца на начальном уровне хореографической подготовки, творческом развитии и самореализации личности играют школы искусства, хореографические школы, любительские хореографические коллективы и студии танца, активно развивающиеся и функционирующие на сегодняшний день. Согласно данным на 2002г. в стране насчитывалось 2540 любительских хореографических коллективов, среди которых 101 коллектив имел звание «народный» и «образцовый»[23,с.135]. Анализ состояния современного любительского хореографического искусства выявил активное открытие множества частных школ, студий современного танца, подтверждая стремительное развитие современной хореографии, представленной различными танцевальными направлениями (модерн, джаз, хип-хоп танец, брейк-данс и др.), являющейся наиболее востребованной на сегодняшний день.
Таким образом, любительское творчество — это уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры.
Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства должна осуществляться с учетом тенденций и изменений, происходящих в их будущей профессиональной деятельности, гибко реагируя на новые требования и запросы общества. Активное развитие различных направлений современного танца, обусловливающее спрос на специалистов-хореографов, владеющих знаниями и методикой обучения модерн, джаз, хип-хоп танцу, детерминирует необходимость внесения соответствующих изменений в процесс обучения как профессионального учебного заведения, так и любого самодеятельного коллектива.
2.2 Характеристика и анализ деятельности коммерческой организации — Центра современного танца Smart Dance
Центр современного танца Smart Dance работает с 2008 года. За прошедший период заметна прогрессирующая положительная динамика развития организации.
Главной целью Центра является привнести в жизнь учеников танцевальное искусство, оказать позитивное влияние на жизнь танцоров независимо от их возраста и способностей.
Цель обучения в Smart Dance — это получение основных знаний и практических навыков хореографического искусства в современных направлениях хореографии.
Предлагается только качественное обучение во всевозможных танцевальных дисциплинах. Для удобства восприятия, а также с целью некоего упорядочения стилей современной хореографии, организаторы центра современного танца Smart Dance разделили хореографические направления, преподаваемые в центре на 3 вида:
1) от классики до модерна;
2) street dance (уличная и клубная культура);
3) фитнес.
Обучение проводится по учебной программе, утвержденной министерством образования РБ. Она основывается на базе школ современного танца свободной пластики, техниках модерн (контемпорари дэнс), джаза, гимнастики, акробатики, актёрского мастерства и рассчитана на 4 года обучения.
На первом году обучения осуществляется:
- первоначальное знакомство с определенным направлением танца (на выбор учащегося) как видом искусства;
- овладение элементами музыкальной грамоты;
- изучение базовых элементов и движений определенного направления танца (на выбор учащегося).
На втором году обучения осуществляется:
- исполнение танцевальных комбинаций различных стилей определенного вида танца;
- развитие гимнастической подготовки учащихся;
- изучение основ вращений, слайдов, глайдов и других движений, требующих первоначальной стилевой подготовки;
- работа по развитию творческих способностей учащихся.
На третьем году обучения осуществляется:
- исполнение этюдов в различных хореографических стилях выбранного направления танца;
- разучивание номеров для концертного исполнения;
- развитие музыкальных, танцевальных и художественных способностей (актёрское мастерство);
- освоение сложных вращений;
- освоение простейших акробатических трюков.
На четвертом году обучения осуществляется:
- изучение и освоение концертных номеров репертуара направления;
- освоение сложных технических и пластических хореографических элементов этого направления танца;
- усовершенствование техники исполнения;
- освоение сложных гимнастических и акробатических элементов, использование их в концертных номерах;
- использование приобретённых навыков в постановочной работе.
Формой промежуточной аттестации являются академические концерты, контрольные уроки, открытые уроки, концертные выступления.
Основными задачами Центра современного танца Smart Dance являются:
1) следование передовым исследованиям в формах танцевального искусства;
2) помощь учащимся раскрыть свой потенциал и поверить в себя;
3) при желании учащегося помочь начать карьеру в танце.
Далее проведем сравнительный анализ деятельности Центра современного танца Smart Dance, за последние 3 года (2010-2012 гг.).
Таблица 1. Динамика экономического развития Центра Smart Dance
Развитие Центра |
2010 |
2011 г |
2012 |
||
1 |
Количество филиалов Центра |
2 филиала |
4 филиала |
5 филиалов |
|
2 |
Количество групп занимающихся |
14 групп |
27 групп |
43 группы |
|
3 |
Общее количество занимающихся |
210 человек |
405 человек |
645 человек |
|
4 |
Площади арендованных помещений |
87 кв. м. |
208 кв. м. |
297 кв. м. |
|
В среднем в каждой группе занимаются от 10 до 15 человек. Если группа не заполнена, то набор продолжается до полной комплектации группы занимающихся.
Занятия проходят в больших светлых хореографических залах (каждый от 40 до150 кв. м.), полностью оборудованных для занятий хореографией: паркетный пол, зеркала, хореографический станок, превосходная аудио- и видео-система.