Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое — далекое и близкое.
Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.
Некоторые зоны культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка.
Так в истории Европы дети воспринимались культурой как те же взрослые, только маленькие, необученные вплоть до эпохи Возрождения. Позже детей и подростков отделили от мира взрослых. Детские годы превратились в общественном сознании в особый, самоценный жизненный этап, а ребенок — в особого человека, который воспринимает, думает, ведет себя по-иному, чем взрослый. Возникла своеобразная детская субкультура, сохранившаяся до наших дней.
Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам. Ребенок по ходу развития обособляется, эмансипируется от окружения взрослых, обретает все большую независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Однако детская субкультура является частью общей национальной культуры и испытывает на себе ее влияние.
К сожалению, большинство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом, не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которое получают ее маленькие граждане.
Очевидно, что важной составляющей детской субкультуры является детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, считалки, прибаутки, сказки, загадки, игры).
Детский фольклор несет в себе разные функции. Он способствует расширению знаний ребенка об окружающем мире, развивает чувство прекрасного, красоты и ее восприятия, представляет собой совокупность правил и приемов для развития памяти и мышления. Воздействует на духовное и физическое развитие, способствуя привитию навыков поведения в общественной жизни, и приобщает к традициям национальной культуры.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... критерии, показатели развития творческих способностей. Разработать технологию развития творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность ... том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным. Отыскание ...
Вместе с тем, в современном мире постепенно вытесняются субкультурные способы вхождения ребенка в человеческий мир посредством приобщения к фольклорным традициям. В самом деле, живыми формами фольклора в современных условиях оказываются немногие календарные и семейные обряды, связанные со встречей Нового года, церковными праздниками, именинами, свадьбой, проводами и поминанием усопших. Место традиционной мифологии занимают образы популярной научной литературы, фантастики.
Дошкольников усаживают за компьютеры, обучают азам рыночной экономики. На смену сюжетно-ролевым играм приходят электронные, на смену сказкам — видеопродукция. Но это искусственное «овзросление» подрастающего поколения не способствует ни укреплению межпоколенной связи, ни преодолению инфантилизма.
Детский фольклор оказывает значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, его взросление и устойчивость во взрослой жизни. Чтобы подтвердить этот тезис, определим: объектом исследования — детскую субкультуру, предметом исследования — детский фольклор как особую область детской субкультуры.
Целью данного исследования является выявление роли детского фольклора как явления, обнаруживающего сущность детской субкультуры, в развитии и формировании личности ребенка.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что использование в образовательном процессе детского фольклора позволяет приобщать ребенка к основам народной культуры, развивать творческое мышление, память, речь, эстетический вкус, приобщать к процессам культурного творчества.
Для реализации цели и проверки гипотезы сформулируем задачи:
1. определить специфику детской субкультуры;
2. рассмотреть детский фольклор как особую область детской субкультуры, его развивающий потенциал;
3. проанализировать подход к изучению фольклора в школьном филологическом образовании;
4. выявить организационно-методические условия использования фольклорного материала в образовательном процессе.
Теоретической и методической основой исследования являются культурологические, литературоведческие, психолого-педагогические труды А.Я. Флиера, С.А. Смирнова, Г.С. Виноградова, М.Н. Мельникова, А.С. Запесоцкого, А.Г. Асмолова, В.Т. Кудрявцева И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова а также программы общеобразовательных учреждений (начальные классы, основная общеобразовательная школа) под редакцией В.Г. Горецкого, К.Е. Кореповой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, что определяется полидисциплинарным характером работы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, текстологическое наблюдение, изучение педагогического опыта, опрос, интерпретация данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении и понимании специфики детского фольклора, его места в детской субкультуре.
Практическая значимость исследования — в определении организационно-методических условий по использованию детского фольклора в практической деятельности учителя.
База исследования — МОУ «Средняя общеобразовательная школа».
Для достижения поставленной цели и решения задач, нами была определена следующая структура работы:
Во введении определяется общее значение темы, цель и задачи исследования.
Субкультура дошкольного детства как часть общечеловеческой культуры
... особенности детской субкультуры. 3. Проанализировать результаты и сделать выводы. Методы исследования, Методологической основой исследования, Практическая значимость исследования, Экспериментальная база исследования, Структура исследования. Глава 1. Теоретические подходы о детской субкультуре 1.1 Понятие субкультуры и признаки Детская субкультура (от ...
В 1 главе исследуется специфика детской субкультуры, рассматривается детский фольклор как своеобразная область детской субкультуры, его влияние на развитие личности ребенка, дается краткий обзор подходов к решению данной проблемы в отечественной исследовательской литературе.
2 глава посвящена исследованию вопроса о подходах к изучению детского фольклора в школьном литературном и риторическом образовании, а также предложены методические рекомендации по его практическому использованию.
1. Детский фольклор
1.1 Природа детской субкультуры
Жизнь людей сочетает в себе биологические процессы, происходящие в их организмах, с двигательной и умственной активностью, направленной на взаимодействие с внешней средой. «Целеориентированная активность (преследующая осознаваемые человеком цели) называется деятельностью» [48. С. 68]. Любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удовлетворение. Однако люди живут не по одиночке, а коллективами (сообществами).
Удовлетворение интересов и потребностей одного члена коллектива не должно нарушать интересы и мешать удовлетворению потребностей другого [65].
В обществе вырабатывается сложная система «правил игры» — совокупность таких способов удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей, которые являются социально приемлемыми. Эта система «правил игры» коллективного существования и взаимодействия людей называется культурой [17. С. 8]. По этим правилам выстраивается искусственная материально — пространственная среда человеческого существования «второй мир», создаваемый людьми в дополнение к первому — естественному, — насыщенный материальными и информационными продуктами человеческой деятельности. На их основе разрабатываются методологии и методы получения рациональных знаний об окружающем мире и рождаются образы собственной фантазии, реализуемые в различных интеллектуальных текстах или художественных произведениях, и т.п. [55. С. 19-21].
Культуру, как жизнь или сущность человека, невозможно выразить в простом коротком определении. А.Я. Флиер сводит многообразие представлений о культуре к четырнадцати основным определениям. В изучении данной темы мы опирались на четыре из них [55. С. 17-19]:
- культура — это способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд и потребностей человека;
- культура — это особый способ рефлексии и фиксации социального опыта в виде определенных «культурных текстов», задающих более или менее общепринятые нормы (стандарты) коллективного бытия и сознания, а также индивидуального поведения и суждения каждого человека в отдельности;
- культура — это система допустимых в данном обществе границ интерпретации и способов применения на практике этих «культурных текстов» (норм, образцов), что воплощается в исторически складывающейся системе мировоззренческих установок (религии, идеологии), ценностных ориентаций, этических и эстетических предпочтений, реализуемых на практике традиций, законов, установлений и пр.;
- культура — это средство самоорганизации совместной жизнедеятельности людей в виде определенных устойчивых сообществ на основании того или иного типа социальной солидарности, определяющего историческую типологию самой данной культуры.
Культура — полифункциональное и многоаспектное явление [63. С. 12-23]. Создавая культуру как вторую среду обитания, человек во всей мощи проявляет свой многогранный творческий потенциал. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, создают мир, в котором во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны [48. С. 25]. Каждому уважающему себя народу необходимо знать и понимать себя, свое место в природе и мире. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое — далекое и близкое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Прошлое, настоящее и будущее связано в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся — теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи — насущная задача современного общества [38. С. 10-12].
Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка
... и охарактеризовать. 2)Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе и музыкальных. 3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый возраст - период развития ... частично - к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других - как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для ...
У образовательных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи — в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранить свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в общечеловеческом развитии [63].
Традиционная отечественная культура — это сложный сплав самых разных этнических традиций. Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры. В свою очередь авторская профессиональная культура влияет на дальнейшее развитие национальных духовных ценностей. Таким образом, традиционная отечественная культура — культура страны как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народа. Роль объединяющего начала для разных культур выполняют три главные связи, в которых находится человек. Они таковы: «Человек и природа», «Человек и семья, род», «Человек и история». Они универсальны для всех времен и народов [38. С. 13-15].
Наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексов черт) называют субкультурой [17. С. 19].
Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно: включает в себя группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками. Существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике: субкультура пенсионеров, молодежная субкультура, детская субкультура [55. С. 152-158].
Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой ее проявления является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе [43. С. 75]. По мнению М. Брейка, субкультура — это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе. Детская культура предстает как культурное пространство и круг общения детей, подростков и юношей, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения [41. С. 58].
Взрослые и мы дети 9 класс
... Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Сочинение на тему Взрослые и мы дети 9 класс Данная тема весьма актуальна, ведь взаимоотношения между родителями и их детьми не всегда хорошие. Зачастую младшее поколение считает ...
В европейской истории вплоть до Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые [3].
Мир ребенка не отличали от мира взрослых. Однако позже детей как бы отделили от зрелых людей. Появилась своеобразная субкультура, которая сохраняет и воспроизводит себя до наших дней [65. С. 6].
В науке XX века было немного ученых, которые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культуральной системой представлений о мире и людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения к поколению детей традиционных форм игрового и бытового поведения и детских фольклорных текстов [48. С. 274].
Первым исследователем детской субкультуры стал Г.С. Виноградов. В 20-е годы он опубликовал свои первые работы, однако его научная деятельность, как и исследования других авторов в этой области была прервана [47. С. 15]. В советский период детская субкультура понималась как производное от конструкций, создаваемых взрослыми. Был наложен негласный запрет на ее изучение [28. С. 10].
Во второй половине XX века была издана книга английских ученых Айоны и Питера Опи «Фольклор и язык школьников», которая послужила мощным толчком в изучении детской субкультуры в разных странах мира и определила стратегию ее исследования [47. С. 16].
В России первые исследования детской субкультуры были опубликованы лишь на рубеже 1980 — 1990-х годов [28. С. 10].
Так Н. Михайленко и Н. Короткова в 1993 году рассматривали вопрос о природе, феноменах и проблемах детской субкультуры. В 1997 году этот вопрос исследовали В. Кудрявцев, Т. Алиева [1, 2, 36].
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место. Она находит свое выражение в различных играх, ритуалах, словесных произведениях и др., что и является, собственно, детским фольклором [34].
Детская субкультура — культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, но встроенная в общее культурное целое [3. С. 25]. Ребенок по ходу развития обособляется от окружения взрослых, обретает независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Подобное наблюдается и в истории человечества. На определенном этапе человеческий мир разделился на мир взрослых и мир детей. Но произошло это не сразу [36].
Первоначально дети равноправно включались в коллективы взрослых, участвовали в совместном с ними производительном труде. Различные возрастные группы еще не противостоят друг другу. Д.Б. Эльконин назвал такое общество «максимально комфортным» [64. С. 36]. Образ такого общества закрепился в фольклоре (русская народная сказка «Репка»).
Сложный мир взаимоотношений взрослого и ребенка (по рассказу ...
... и начинается соприкосновение двух миров — детей и взрослых — и их мирное и радостное сосуществование. slozhnyj-mir-vzaimootnoshenij-vzroslogo-i-rebenka-po-rasskazu-i.-a.-bunina-cifryсложный мир взаимоотношений взрослого и ребенка (по рассказу и. а. бунина «цифры») В рассказе «Цифры» ...
Последующее усложнение содержания и форм трудовой деятельности делает невозможным полноценное участие детей в ее осуществлении. Естественное возрастно-половое разделение труда сменяется общественным трудом, имеющим сложный характер [1].
По мнению Д.Б. Эльконина, это и привело к выделению мира детства из мира взрослых. Дети при этом выпадают из взрослого коллектива и предоставляются самим себе. В этот момент возникают играющие детские сообщества. Игра становится способом преодоления разрыва межпоколенной связи взрослых и детей. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения, складывающиеся в мире взрослых, экспериментируют с ними [64. С. 38].
Таким образом, через игру дети включаются в жизнь взрослых. Детская игра — не просто переосмысление осмысленного взрослыми, а способ определения ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития [60. С. 320]. Творческая, избирательная, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре и других видах деятельности ребенка является условием подлинного обособления мира детства и возникновения широкого круга феноменов субкультуры детства [27].
Детская субкультура неотторжима от той общей культурной традиции, в которой родился и живет ребенок. Субкультура детства создается совместными усилиями детского и взрослого сообщества. Это можно проследить на примере детского фольклора — важной составляющей субкультуры детства [2].
В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное творчество самих детей [30. С. 39].
Это — колыбельные песни, пестушки, считалки, прибаутки, сказки, загадки, некоторые игры. Они максимально адаптированы к субкультуре детства, однако до поры до времени не входят в число ее внутренних компонентов. Указанные произведения в чистом виде не транслируются в детской среде, сами дети спонтанно не обращаются к ним. Но они все-таки становятся достоянием субкультуры детства, утрачивая при этом свои прежние функции и приобретая новые [49. С. 68]. Дети всячески видоизменяют их, насыщают оригинальным содержанием. В разных модификациях произведения детского фольклора изустно передаются из поколения в поколение на протяжении многих десятилетий [2].
Специфика восприятия художественных произведений детьми заключается в том, что идеи, стереотипы, когнитивные установки усваиваются во многом бессознательно. Тексты, услышанные или прочитанные в детстве, оказывают влияние на мировоззренческие и поведенческие стереотипы ребенка помимо его воли, в обход осмысленной работы по оценке и отбору информации [28. С. 10].
Значительное место внутри субкультуры детства занимает детское словотворчество. Этому феномену посвящены многие страницы широко известной книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». По мнению К.И. Чуковского, ребенок, сам того не подозревая, направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей языковое богатство. Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения. Они раскрепощают творческую силу, присущую языку, даруют языку жизнь в культуре, оберегая ее от омертвения [60. С. 340-350].
«Взрослые и мы дети» –
... каждому ребенку и подростку нужно понять простую вещь. Она заключается в том, что родители всегда желают своим детям только добра. Если вам понравилось сочинение на тему «Взрослые и мы дети», то ... так же вам могут понравиться и следующие сочинения
Субкультура детства «массовидна» и «неэлитарна», ее опытом овладевает каждый член человеческого общества. В своем словотворчестве ребенок бессознательно фиксирует резервный потенциал родного языка. Этот потенциал скрыт для тех, кто привык пользоваться языком как простым орудием передачи информации, т.е. для большинства взрослых [36].
Однако детское словотворчество не самоцельно. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом (в том числе и языковым), но ими же и ограничено. Это приглашение взрослого к взаиморазвивающему диалогу и сотрудничеству, к которому взрослый зачастую глух, воспринимая словотворческую активность ребенка как досужие игровые манипуляции с языковыми средствами [2].
В словотворческих акциях ребенок «выделяет» свою уникальную речь из речевого потока взрослых и одновременно побуждает их к общению. Словотворчество поэтому равным образом является и средством «обособления» ребенка, и его спонтанным призывом к творческому единению со взрослым. Ребенок, таким образом, сам инициирует «связь поколений» в той же степени, что и взрослый, когда обращается к ребенку. Тем самым также заявляя о себе как о субъекте деятельности. Здесь проступает главная особенность феномена детской субкультуры [27. С. 47].
В субкультурной форме мир детства манифестирует свое отличие от мира взрослых. Но в эту же форму облекается и скрытое диалогическое обращение к нему.
Сколько бы ребенок не обособлялся, он всегда делает это внутри определенного социального целого. Другого пространства для обособления нет. Человеческое дитя — изначально общественное существо. Его общественность выражается в стремлении жить общей жизнью со взрослыми людьми. Каждый шаг эмансипации детей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью общества [64].
Поэтому субкультура детства есть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней [56. С. 34-40].
На примере детского фольклора мы можем наблюдать две взаимопротиворечащие характеристики субкультуры детства. С одной стороны, она достаточно консервативна, удерживая и воспроизводя в себе тексты, ритуалы, игры, «возраст» которых исчисляется десятилетиями или даже столетиями. С другой — субкультура детства предельно динамична. Ни одно произведение в ней не существует в единичном варианте. Один и тот же ребенок может предложить сразу несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения, не возражая при этом против тех его вариантов, которые предлагают другие дети. Дети наделяют произведения новыми смыслами и возможностями, что способствует развитию их воображения, приобщению к процессам культурного творчества [1].
Так проявляется своеобразный демократизм субкультуры детства, открытой к изменению и развитию и приглашающий каждого ребенка стать своим автором. Вариативность свойственна фактически всем компонентам детской субкультуры. Таковы считалки, песенки, рифмованные прозвища, анекдоты, страшилки, пародии, загадки, фантастические истории — небылицы и др. [50. С. 53-60].
Таким образом, мы можем выделить следующие особенности детской субкультуры:
- детская субкультура является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети, однако всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность;
- детская субкультура отличается консерватизмом (игры, фольклорные тексты сохраняются в детской среде на протяжении столетий), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои;
- при этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культурные структуры;
- детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности;
- при этом одной из важнейших функций является регуляция взаимоотношений между членами детского сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых [48. С. 276].
Проблематизируя и переосмысливая в субкультурных формах историческое наследие мира взрослых, дети высвечивают точки роста общечеловеческого опыта. Это заостряет необходимость творческого диалога взрослого и детского сообщества, могущего открыть широкие и неосвоенные перспективы развития цивилизации в XXI столетии [52].
Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни
... занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. 4. Разработать методические рекомендации по использованию произведений детского фольклора с детьми третьего года жизни. ... русского народа” он публикует потешку, колыбельную песню, дает описание нескольких детских игр, а двумя годами позднее в “Песнях русского народа” - четыре колыбельных ...
1.2 Детский фольклор, его развивающий потенциал. Подходы к классификации
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей [8].
Основное содержание понятия «детский фольклор» установилось в двадцатые годы XX века. Стало очевидно, что к детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети, так и взрослые — матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям [22. С. 34].
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастающими психическими особенностями видение мира [35. С. 3]. «В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей» [35. С. 3].
Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Большой корпус текстов произведения бытует и во взрослой, и в детской среде, но методика исполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются [6. С.4].
Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров [5. С. 14].
Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде. Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки [22. С. 34].
Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции [49].
Традиционно выделяют три направления, по которым происходит пополнение детского фольклора: фольклор взрослых приспосабливается к детской среде; самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятия ребенка (страшные рассказы, садистские стихи); создание взрослыми произведений, специально предназначенных для детей (поэзия пестования, колыбельные песни) [21. С. 23].
Жанровая классификация детского фольклора
... и определение детского фольклора «Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети». С тех пор, ... году жизни для тех, кто начинает говорить, - потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются ...
Древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Он существовал и развивался в непосредственной связи с народной практической педагогикой [6].
«Народная педагогика — древнейшее, сложнейшее, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление» [21. С. 321].
Народ воплотил в произведениях, предназначенных детям, то, что считал наиболее важным для них в каждый отдельный период их роста и развития. Народ через особый вид творчества опекал ребенка с самого рождения, сопровождал его детские и отроческие годы вплоть до юности. Отсюда берет начало разделение детского фольклора, сообразное с возрастом [13. С. 6]. В зависимости от возраста меняется характер детского творчества, круг интересов восприятия, следовательно, изменяется использование форм детского фольклора [22].
Жанры детского фольклора интуитивно основываются на учете физиологических и психологических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки) [37].
В жанровом отношении детский фольклор — понятие родовое. В него входят произведения, резко отличающиеся друг от друга как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию [13].
Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие — чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другими дети дразнят своих обидчиков. От функциональной роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов, ритмика [45].
Отметим следующие атрибутивные признаки детского фольклора: простоту конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, кумулятивность, звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы, в колыбельной песне, например, они переходят из одного произведения в другое. Ребенок способен запомнить информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий [31. С. 31].
В современной науке нет общепризнанной классификации. Практически каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему [35].
Классификация детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественным формам, способам исполнения. Единство системы жанров детского фольклора определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого. [21].
Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты в начале 20-го века в трудах Г.С. Виноградова и О.А. Капицы [44. С. 16]. О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию [35. С. 34-36]. Против этого решительно выступал Г.С. Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора взрослых. Он выделил пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный. В основе этой классификации лежит бытовое назначение [13. С. 41].
В.А. Василенко, провозгласив функциональный принцип классификации, не обосновывает и практически не придерживается его, выделяя:
1) колыбельные песни, или байки;
2) произведения, связанные с игровыми действиями;
3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий [11. С. 25].
В.П. Аникин придерживается генетического принципа и разделяет детский фольклор на три группы:
1) творчество взрослых для детей;
2) творчество взрослых, ставшее со временем детским;
3) собственно детское творчество [5. С. 21].
Классификация, предложенная М.Н. Мельниковым, опирается на открытия Г.С. Виноградова с учетом принципа возрастной градации детей О.И. Капицы. По назначению и характеру бытования он выделяет группы детского фольклора:
1) поэзия пестования;
2) бытовой фольклор;
3) потешный фольклор;
4) игровой фольклор.
По общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяет самостоятельные жанры. Первая группа: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Вторая группа: детские народные песни, заклички и приговорки, детская обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки. Третья группа: словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы — перевертыши, загадки. Четвертая группа: формальные ролевые игры, игры — импровизации, жеребьевые сговорки, считалки [35. С. 11-14].
По мнению Т.В. Зуевой, «произведения детского фольклора используют для детей (материнский фольклор) и самими детьми (собственно детский фольклор)» [21. С. 320]. Фольклор, используемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровую деятельность детского коллектива. Жанры собственно детского фольклора, в зависимости от степени их использования или включения в игру, она разделяет на поэзию подвижных игр (связанных с сюжетно организационными моторными действиями) и поэзию словесных игр (в них основную роль играет слово).
К словесным играм Т.В. Зуева относит заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, голосянки [21. С. 37].
Изучив рассмотренные выше классификации, признавая их несомненную ценность, мы в своем исследовании будем опираться на классификации, предложенные М.Н. Мельниковым и Т.В. Зуевой, т.к. именно в них наиболее учтено многообразие изучаемого явления.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: улитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции [51. С. 3-10]. Детский фольклор используют как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определенных навыков и умений (памяти и речи) [52].
Большое воспитательное воздействие на детей оказывают малые жанры фольклора. Колыбельные песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни [19. С. 42].
Время зарождения колыбельных песен в русском народном творчестве не установлено. В древнерусской письменности следов их бытования не встречается, записывать их начали в XIX веке. Колыбельная песня создается для слушателя еще не понимающего речь, поэтому слово не имеет определяющего значения. Решающая роль принадлежит мелодии и ритму. Во многих случаях колыбельные песни носят характер индивидуальных импровизаций [58. С. 12-23].
Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга [4. С. 504].
За пением колыбельных песен наступает черед тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» — нянчить, холить, ходить за ребенком. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни [57. С. 25].
Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький,
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький [4. С. 505]!
Пестушка переходит в потешку — песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками. Более сложного содержания песенные прибаутки — маленькие сказочки в стихах. Поэзия прибауток — поэзия смелого смещения реальных явлений, за которыми угадываются действительные связи мира. Это путаница, в которой легко все расставить по своим местам. Невероятное — источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Ребенок познает окружающий мир, учится не мириться с ложью и несообразностями [9. С. 107-113].
- Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
- К медведю на свадьбу,
Медведь — то мне дядя,
А медведица — то тетка [18. С.43].
Особые словесные произведения — перевертыши. В них наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем. Своими корнями они уходят в народную смеховую культуру [20. С.38].
Он на пегой телеге, на дубовой лошади…
Озеро вспорхнуло, а утки остались…
Ехала деревня мимо мужика [23. С. 117].
В восточно- и западноевропейской культурной традиции подобное явление издревле выступало в качестве средства расширения сознания, развития творческих способностей детей и взрослых. Момент его всегда присутствует в науке, изобретательстве, искусстве [10].
Оперирование перевертышами позволяет ребенку прочнее усвоить «норму», осмыслить источники ее происхождения, границы ее применимости (позднее это становится важнейшей характеристикой учебной рефлексии — важнейшей составляющей умения учиться).
То есть, ребенок в доступной форме постигает относительность нормы в целях ее творческого применения к конкретным жизненным ситуациям [27].
Неотъемлемая часть субкультуры детства — «страшилки», «садистские стишки». Элемент «переворачивания» в этих произведениях может носить позитивную смысловую нагрузку. Создаются они детьми не для пропаганды насилия, не для циничного глумления над человеческим несчастьем. Объектом насмешки в них служит само зло, творимое в жизни, льющееся с телеэкранов. Само по себе внимание ребенка к ним не должно вызывать тревоги. Комическая парадоксальность этих произведений, вызывая смех ребенка, позволяет ему бороться с явлениями зла хотя бы в фантазии. По мнению В. Кудрявцева, внимание ребенка к таким произведениям даже необходимо там, где зло становится «нормой жизни» — будь то неблагополучная семья или общество в целом [2].
Однако следует отметить, что, если ребенок питает устойчивый и самоцельный интерес к разного рода «страшилкам» и «садистским стишкам» и, если он сочетается с систематическими проявлениями жестокости в реальной жизни, это может свидетельствовать о глубоком психологическом неблагополучии ребенка, требующем педагогического вмешательства взрослых [64. С. 78].
Детское мировосприятие отличается от мироощущения взрослых, детский фольклор способствует созданию собственного игрового мира [39].
Традиционная народная игра увеличивает знания о народной жизни и культуре, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир детей и углубляет их взгляд на окружающий мир, дает много возможностей для самовыражения. Традиционная игра открывает много нового в отношениях между детьми и взрослыми, побуждает их к продуктивному сотворчеству, благоприятно сказываясь на психоэмоциональной сфере тех и других [33. С. 33].
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в необозримо разнообразных играх [23. С. 3-12]. В игре удовлетворялась жажда действования, предоставлялась обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывались умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя. В играх был залог полноценной душевной жизни в будущем. Не игравший в детстве ребенок никогда, став взрослым, не развернет своих человеческих потенций. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребенок будет жить долгие годы [6].
Игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Для игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Проведение игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы [38].
По мнению психологов, подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. Положительное влияние на взаимоотношения взрослых и детей оказывают игры с правилами — традиционное средство народной педагогики.
До наших дней дошло множество детских русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Посредством народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение [24. С. 16-21].
Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Игры объединяют детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением [23. С. 3-12].
В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Среди них много игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры — шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами [24. С. 16-21].
Исследователи русских детских игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции. Игры — своеобразная школа ребенка. В ней свои «предметы», «дисциплины». Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают к сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Игры проникнуты принципом справедливости, оценкой по заслугам. Дети осознают связь с коллективом, обретают привычку подчинения общепринятым установлениям и порядкам. «В новейшей педагогике эта функция игры называется средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил» [6. С. 572].
Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Словесная игра — и не поэтическое произведение, дающее наслаждение своей формой и содержанием, а игра, состязание [24].
«В словесной игре, как и в любой игре, имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший (искуснейший)» [35. С. 82].
Словесные игры издавна известны на Руси. В некоторых из них зримы следы первобытных состояний человека. Интересна с этой точки зрения игра «Курилка». Играющие садятся рядом друг с другом и зажигают тонкую лучину. Потом ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот, в чьих руках она потухает, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:
Жил-был курилка,
Жил-был душилка,
Уж у курилки,
Уж у душилки,
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Не умри, курилка,
Не умри, душилка!
Уж у курилки,
Уж у душилки.
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Жив, жив курилка.
Жив, жив душилка [9. С. 113]!
В основе игры лежит стремление сохранить огонь. В глубокой древности умение поддерживать огонь, сохранять его в любых условиях было необходимым качеством человека в его борьбе за существование [31].
Важнейшее место в жизни принадлежит коммуникативно-речевой деятельности. Игра подготавливала детей к этой деятельности. Например, игра «Барыня» имеет организованное вступление:
Вам барыня прислала голик да веник,
Сто рублей денег.
Что хотите, то берите,
Черно с белым не носите,
«Да» и «нет» не говорите.
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать…
Вы поедете на бал [53. С. 145]?
Основной текст создается каждым играющим и показывает достоинства и недостатки вступивших в единоборство игроков, имеющих на своем вооружении только слово. Роли играющих не одинаковы: один нападающий (ведущий), другой защищающийся (ведомый).
Правила игры даются во вступлении, и нарушивший их защищающийся проигрывает. Педагогическая направленность и развивающий аспект очевиден. Играющие должны подчинить эмоции рассудку (не смеяться, не улыбаться — воспитание воли), в любой критической речевой ситуации помнить запреты (не носить черное и белое, не говорить да и нет — мнемоническая, заданность), научиться быстро формулировать свои мысли (задавать вопросы, быстро отвечать на вопросы), уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции. Строгая регламентация правил игры и ролевая обусловленность поведения соперников — это требования социума. Самоутверждение в нем обеспечивается победой в состязании. Состязание двоих играющих является одновременно игрой и школой красноречия для них самих и для окружающих [53. С. 144].
При всем разнообразии словесных игр и видимой бытовой функции — позабавить себя и своих товарищей за счет своего оппонента — на первый план выдвигаются педагогические функции: познавательная, коммуникативно-вечевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая [20].
Словесные игры являются интересными произведениями детского искусства. Об их безусловной ценности свидетельствует то, что почти все известные в XIX веке игры этого типа сохраняются и в современной детской среде. Бытуют игры «Испорченный телефон», «Барыня», «Красочки», «Садовник» и др. [10].
Комизм ситуаций, юмор всегда привлекали детей. Кстати, чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка [1].
Детское стремление к юмору реализовано в игре «Чепуха». Игроки выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет (облака, самолет, бык и т.д.).
Приходит водящий, его цель назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает вопросы, играющие отвечают.
1. — Чем ты сегодня умывался?
- Облаками.
2. — Что ты сегодня ел?
- Самолет.
3. А вы что съели?
- Быка.
Бык вполне съедобен. Проигравший идет водить. Эта игра вызывает бурный восторг, обилие шуток, требует находчивости, остроумия, развивает у детей чувство юмора [9. С. 117]. Особые виды детских словесных игр развивали сообразительность, умение внимательно слушать друг друга и четко выговаривать слова, хорошо говорить. К ним можно отнести поддевки, остроты и скороговорки («чистоговорки»).
- Тебе поклон послала.
- Хто?
- Маша.
- Кака Маша?
- Свинья наша.
- Скажи медь
- «Медь»
- Твой отец — медведь [19.
С. 18].
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. В скороговорках предлагается выговорить слова с нарочитым скоплением трудно произносимых слогов [57].
Ошибки в произношении вызывают смех.
Перепелка перепелят Варвара варила, варила,
Прятала от ребят. Да не выварила [53. С. 27].
«В скороговорках открывается простор детскому словотворчеству, играя, дети одновременно развивают органы артикуляции». Своеобразными словесными упражнениями являются молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласных звуков в конце стишка [23].
Шел молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет,
За волосы драть,
До слез добивать,
Последнее слово-тпру [23. С. 39].
Молчанка вырабатывает в детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями, подчинять разуму свои желания [30].
Неотъемлемой частью детских игр являются считалки, жеребьевки, приговорки.
Считалки — рифмованные стишки, состоящие из слов и созвучий со строгим соблюдением ритма, для распределения ролей и очередности в игре [18].
Считалка произносится в форме пересчета, а жеребьевка в форме вопроса.
Раз, два, три —
Поди водить ты [18. С. 67]!
Наливное яблочко
Или золотое блюдечко [58. С. 67]?
Основная функция считалки и жеребьевки — организация детского коллектива в игре. Ими поддерживается строгий порядок, дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Считалка обеспечивает в игре полное равноправие участников [18. С. 65]. Приговорки не только организуют игру, а сопровождают ее. Ход игры является их содержанием [37. С. 345].
Словесные игры, скороговорки были вызваны к жизни едва ли не исключительными педагогическими надобностями народа, они обретали эстетический характер. Эстетический характер предопределял незатухающий интерес к ним детей определенных возрастных групп, способствовала интенсификации мыслительной деятельности, развитию памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка [6. С. 49].
Художественная структура детских словесных игр является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, «инструментом» умственного развития и нравственного воспитания детей [32. С. 45-61].
Активно бытуют в детской среде загадки — «иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать» [51. C. 6]. Многие загадки построены на метафоре, сравнении. Выделяют следующие типы загадок [49. С. 7-9]:
- загадки — иносказания (Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.);
- загадки — описания (Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.);
- загадки — вопросы;
- загадки — задачи [51].
Загадки развивают наблюдательность, реактивность, ассоциативность мышления. Развивая мышление, загадки знакомят ребенка с окружающим миром, наблюдательность — привлекают внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, схватывающего только внешние их признаки [50. С. 60]. Загадки — вопросы (Что на свете всего мягче?) требуют от отгадывающего неординарного мышления. Необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, с которым согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки — задачи являются своего рода тестами на сообразительность: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» Арифметический ответ: осталось на дереве две вороны. Однако, нисколько, т.к. одну — убил, а две улетели [51. С. 4-18]. Загадки развивают, активизируют мыслительную деятельность, носят обучающий характер [50].
Вместе с тем следует отметить, что обыденность — отличительная черта традиционного содержания обучения и воспитания. Наряду с этим обнаруживает себя тревожная тенденция — профанация взрослыми необыденного мира детских игр, сказок, фантазий. Некоторые из них уже давно превращены взрослыми в элемент массовой индустрии детских развлечений (телевиденье, компьютерные игры и т.д.), другие — в прикладное средство достижения неких дидактических целей (тренаж, обучение через игру и сказку).
И в первом, и во втором случае у детей притупляется не только естественное переживание чудесности, но и элементарное чувство новизны при соприкосновении со сферой необыденного, развивается так называемый «бытовизм» в его восприятии. Последний проявляется, например, в стремлении некоторых взрослых и детей интерпретировать сказочные события в утилитарных категориях здравого смысла. Сказка перестала восприниматься детьми как чудо и таинство, а игра — как событие [2].
Тем самым произведения детского фольклора как особой области детской субкультуры могут обеспечить вектор движения от педагогики повседневности к педагогике развития, с которым современные ученые, психологи связывают стратегическую линию модернизации отечественного образования. Именно развивающее образование способно быть развивающимся, т.е. подлинно современным — не только отвечающим динамичным реалиям нынешней социокультурной жизни, но и открытым в ближайшую и более отдаленную перспективу духовного роста человеческого сообщества [26].
В настоящее время данная проблематика не только сохраняет значение приоритета, но и изучается на качественно новом уровне. Ее изучение опирается на представления о современном культурно-историческом типе детства и его психолого-педагогическом содержании, механизмах детского развития, роли воображения в личностном росте детей и взрослых в образовательных взаимодействиях, построенных на внутреннем единстве образовательной и развивающей деятельности [59].
Кроме того, разработка указанной проблематики носит полидисциплинарный характер. На ее поприще консолидировали свои усилия психологи, педагоги, социологи, физиологи, медики; в ее фундамент положены определенные философские идеи, данные из области антропологии, истории, культурологии. Именно психологи сумели увидеть в педагогических условиях детского развития его внутренний ресурс. Педагоги перестали рассматривать развитие ребенка как «фон» или «фактор» образовательной работы, сделав его главной точкой приложения своих усилий [26].
Представленные в данной главе жанры детского фольклора, по-нашему мнению, являются важным средством для умственного и духовного развития учащихся, для воспитания истинного патриотизма и любви к Родине. Данный факт признается всеми исследователями и авторами вариативных учебно-методических комплектов по филологическому образованию.