Музыкальная субкультура как фактор социализации подростков

Курсовая работа

Исследование молодежных субкультур уже давно составляет важное линию в социологии молодежи. На западе к этой проблемe направились ведущие эксперты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке рассмотрение молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень ограниченных рамках и не был сколько-нибудь важной областью молодежных изучений. Причиной не изученности данного вопроса в отечественной историографии можно называть социокультурные факторы. Так, частично это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальное отклонение, а подобного рода тематика в основном носила секретный характер и ее разработка не могла вестись по лёгкому выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская оживленность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стараются прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках некоторых территорий. Вторые идут по пути описания значительного и смешанного материала, который классифицирован на основе определенной теоретической ориентации.

В современной России привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры довольно слабо показан — по большей части именно как разбросанные события, общность которых определяется исследовательским конструированием действительности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как влечение к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту стремление к общественному обновлению, то материалы исследований последних лет представятся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле еле заметны.

Целью нашего исследования является изучение влияния музыкальной субкультуры как фактора социализации подростков.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить психолого – физиологические особенности подросткового возраста;
  • Охарактеризовать процесс социализации подростков как педагогическую проблему;
  • Выявить функции музыкальных субкультур в социализации подростков;
  • Разработать и апробировать программу деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур для родителей и учителей.

Объект исследования — процесс социализации подростков.

29 стр., 14213 слов

Социально-педагогическое сопровождение подростков, входящих в ...

... задач: Охарактеризовать молодежные субкультуры Изучить методы социально - педагогического сопровождения подростков входящих в неформальные молодежные движения Выявить принадлежность подростков к молодежным неформальным движениям Разработать методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения. Для решения ...

Предмет исследования – функции музыкальных субкультур в социализации подростков.

В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что музыкальные субкультуры влияют на социализацию подростков.

Теоретические методы исследования:

  • теоретический анализ нормативно-правой базы РФ, регулирующей образовательный процесс;
  • теоретический анализ педагогической и методической литературы;

Эмпирические методы исследования:

  • анкетирование и тестирование учащихся;
  • педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в ходе опытно-экспериментальной работы;

Математические методы исследования:

  • ранжирование;
  • шкалирование;

Нормативно-правовая база исследования:

  • Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»[19];
  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»[20];

Теоретической базой исследования явились основные работы социологов, психологов и культурологов:

  • занимающихся проблематикой музыкальных субкультур, а именно работы: Ю.Г. Волкова, В.В. Касьянова, О.Е. Кравченко, А.В. Лукова, С.С. Фролова;
  • занимающихся процессом социализации: Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Ф. Г. Гуддинс, А.А. Реан.
  • занимающихся исследованием подросткового возраста: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин.

Новизна исследования заключается – в создании такой программы деятельности родителей и учителей, которая будет способствовать формированию продуктивного диалога взрослых и подростков.

База исследования — МБОУ Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Комарова в городе Шахунья Нижегородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х и 8-х классов, в количестве 46 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты социализации подростков посредством музыкальных субкультур

1.1. Психолого — физиологические особенности подросткового возраста

Чтобы рассмотреть проблемы подростков, необходимо изобразить себе, что же такое подростки и чем они различаются от прочих групп. Именно поэтому первый параграф отдан анализу индивидуально-личностных особенностей, присущих подросткам, и закономерностей изучения норм, ценностей, предписаний, свойственных окружению, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим влияние на личность.

Подростковый возраст — это возраст от 10 — 12 до 15 — 17 лет. Это особо значимый период в жизни всякого человека, так как в эти годы реализовывается переход от детства к юности. В этом смысле подросток -полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Поэтому подростковый возраст принято нарекать переходным. Он характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил [18].

19 стр., 9470 слов

Влияние современной музыки на подростков

... МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ [текст] / Н. Р. Ихакова //Социс. – 2006. - № 2/ -, Объект исследования: Подростки в возрасте 14-18 лет Предмет исследования: Влияние современной музыки на подростков Цель исследования: Изучить влияние современной ... становлению индивидуальных стилей жизни как потенциальных носителей молодежных субкультур. Но в каком направлении развивается данная сфера? Российские ...

В подростковом возрасте основательно меняются условия существования и занятости школьника, что приводит к преобразованию нервной психики, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Школьники переключаются к регулярному исследованию основ наук. А это вызывает от их психической деятельности более значительного уровня: крепких обобщений и доказательств, осмысления более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования абстрактных понятий. У школьника значительно меняется его общественная точка зрения, его положение в коллективе. Ученик приступает исполнять важную роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные запросы со стороны общества и коллектива, со стороны старших.

Самый значимый факт физиологического развития подростков – период полового развития, начало функционирования половых желез. Половое созревание в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей личной жизни. Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочки — к 13 — 14 годам. Несмотря на то, что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя. В подростковом возрасте значимо преобразовывается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: вырастает количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают и другие учителя, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся [19].

Увеличение взаимоотношений с окружающим миром, огромное взаимодействие со сверстниками, личные интересы и увлечения нередко уменьшают заинтересованность школьников к учебе. Положительное отношение ребят к учебе возникает в том случае, когда учеба ублажает их познавательные нужды, благодаря чему знания завоёвывают для них предначертанный смысл как необходимое и важное условие подготовки к предстоящей самостоятельной жизни.

В период учебного процесса весьма заметно улучшается мышление подростка. Логика и содержание изучаемых предметов в школе, изменение характера и форм учебной деятельности вырабатывают и воспитывают у подростка способность оживлённо, независимо мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.

Одна из ключевых особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Теперь для него главную значимость приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Развитие основного новообразования подросткового возраста – возникновение спецефического ощущения взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни [6].

19 стр., 9324 слов

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном ...

... гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую ...

Подросток начинает постигать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых принизить их взрослость. Подросток добивается этого, для того чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

В этот период очень наглядно выражается желание к общению с друзьями, к жизни в коллективе сверстников, заметно формируется чувство личной дружбы, потребность в дружественных отношениях на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности.

У школьников существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Стремление соединиться с группой, ничем не выделяться, соответствующее необходимости в психологической защищенности, рассматривается как механизм психологической защиты и называется социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа считается огромным авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К суждению участников данной компании подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Непосредственно в ней станет стараться самоутвердиться.

Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские взаимоотношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Завершение дружеских взаимоотношений зачастую принимается весьма негативно.

Очень активно созревают в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению волевой деятельности. Подросток все чаще сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности [15].

Подростковый возраст — важный период характер образования. Если до этого момента можно было говорить скорее об отдельных характерологических проявлениях, то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне. Конечно, эти проявления нельзя считать обязательными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах со стойкими требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость и жизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков, особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми и импульсивными.

22 стр., 10904 слов

Формирование культуры личности подростков на х литературы

... культуры личности и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы. Задачи: раскрыть понятие и воспитание культуры личности; выяснить особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте; рассмотреть средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы; провести диагностику общей культуры личности подростка; ...

Энергичная любознательность и любопытство, ненасытное стремление познать больше, характерные для этого возраста, обычно порождают разбросанность и неустойчивость их кругозоров. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к ублаготворению поверхностного любопытства, выработке легкого, легкомысленного отношения к разнообразным сферам жизни.

Также в подростковом возрасте могут встречаются и вредоносные увлечения. В этих случаях, в первую очередь нужна активная и твердая единая позиция семьи и школы, и упорное преодоление нездоровых увлечений, активное вырабатывание положительных увлечений и стремлений.

К концу подросткового возраста начинают складываться интересы к определенной профессии. Однако представление о характере выбираемых профессий у многих школьников пока еще расплывчатое, туманное, они плохо разбираются с теми требованиями, которые предъявляют разные профессии к человеку. Учителя должны оказать старшеклассникам необходимую поддержку в правильном выборе профессии [17].

Таким образом, мы видим, что в подростковый период, подростки претерпевают полную перестройку своих ценностей, привычек. Они меняются как внешне: начинают активно расти, меняется голос, так и внутренне: изменяются внутренние органы. Также меняются и психологические особенности: неравновесие в развитии нервной системы между процессами возбуждения и торможения, повышенная возбудимость, вспыльчивость, сильные реакции на волнующие события, после которых наступает вялость. Именно поэтому данный возраст предъявляет сложность для родителей и учителей.

1.2. Процесс социализации подростков как педагогическая проблема

В настоящее время термин «социализация» имеет несколько смыслов, и толкования разных авторов не всегда совпадают. Это поясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией, часто употребляется в социологии, педагогике, социальной педагогике, философии.

В самом общем виде его обусловливают, как, воздействие среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Существуют разные виды понятий социализация:

  • Г. М. Андреева определяет социализацию следующим образом: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, освоение индивидом социального опыта путем вступления в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [2].
  • А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [14].
  • В словаре по педагогике социализация определяется как, процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.) [16].

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и последствие их прохождения формирует будущую личность человека, его важнейшие вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись сражаться с трудностями, в будущей жизни индивид станет выражать себя как более целенаправленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с миром, которое не состоит из представителей, соответствующих сформировавшимся его образу мышления стереотипам.

11 стр., 5311 слов

Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

... 1)Рассмотреть возрастные психофизиологические особенности подростков и охарактеризовать. 2)Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе и музыкальных. 3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый возраст - период ...

Главнейшая идея социализации — создание условия «свободного выбора», в которой только и становиться реальным раскрытие социального направления личности, ценностных ориентаций подростков.

Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», напрямую связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и прочих наук, прежде всего в философии и психологии.

В ранней юности значительно падает актуальность межличностных конфликтов, меньше выражается негативизм в отношении окружения, совершенствуется физическое и эмоциональное самочувствие учеников, поднимается коммуникабельность, уменьшается уровень тревожности, нормализуется самооценка. Одновременно это возраст специфичных психологических контрастов, которые охарактеризовывают как внутренний мир старшеклассника, так и сферу его межличностных отношений: у юношей и девушек наблюдаются акцентуации характера, которые не встречаются больше ни в одном возрастном времени, характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности, оригинальная возрастная интроверсия. При определенных обстоятельствах общения замечается ярко выраженная поло — ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. В этом возрастном периоде нередко встречаются случаи обостренного чувства одиночества [5].

Поскольку в старшем школьном возрасте основным средством становления и развития личности выступают межличностные отношения, то познание самого себя старшеклассниками происходит в процессе общения и понимания других людей в школе. Одновременно деформация взаимоотношений, например, отсутствие взаимопонимания между учителем и учеником, бессистемность воспитания или его фрагментарность становятся основной причиной деформации становления личности в ходе социализации.

Однако, как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья все равно остается самой основной ее социальной институцией. Собственно, поэтому благополучная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и близкое взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации все время дает позитивный эффект.

13 стр., 6421 слов

«Музыкальные способности личности»

... говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки. Актуальность. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития., С.А. ...

Тяжести социализации подростков в семье появляются из-за того, что по мере их созревания их взгляды и соображения общественных событий изменяются и часто не сходятся с родительскими. При привычных для ранней юности быстрых личностных изменениях вероятность отличий во мнениях старшеклассников и родителей остро повышается по сравнению с предшествующими периодами развития.

Через направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной занятости старшеклассника приобретают характер неизменных мотивов общения и деятельности и, пройдя трудный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может анализироваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей старшеклассника, наиболее подходящих для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей. Нынешние юноши и девушки еще не могут реализовывать четкий и осознанный выбор ценностей, выстраивать постоянную и хорошо структурированную систему. Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, вследствие этого неудивительно, что подростки, испытывающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они чувствуют то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие взрослые. Часто подростки настолько полно идентифицируются с компанией ровесников, что отклоняют все “чужое”, выходящее за рамки ценностей этой группы. Как правило, это усиливает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со взрослым поколением. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших [3].

Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать “чужаков”, отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто курьезными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков “своих”. Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против “помрачения” сознания идентичности.” Такое стереотипное “идеологическое” видение себя и мира помогает подросткам одолевать кризис и отсутствием более постоянной идентичности, (кризис идентичности подростков обуславливается тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли) [11].

В современной России одним из важнейших элементов системы социализации является семья. Сегодня роль семьи особенно велика, потому что прочие институты социализации не всегда осуществляют свои функции. Вместе с тем, в осуществлении данной задачи семья встречается с тяжестями, одной из которых обнаруживается возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в глубокой мере реализовывать функции социализации, передавать свой скопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко поменявшаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения [7].

9 стр., 4283 слов

Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков

... эстрадного искусства выявить влияние эстрадной музыки на формирование вкуса у подростков выявить причины падения музыкального вкуса у подростков предложить идею по созданию программы воспитания музыкального вкуса средствами эстрадной музыки ... салонов, где звучала преимущественно классическая музыка, в пабах - в сопровождении фортепиано исполнялись песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, ...

В социализации личности система образования занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа.

В основе регионального компонента социокультурного становления личности выступают ценности региональной культуры, составляющие содержание социализации молодежи данного региона. Типологические исследования содержания образования в разнообразных странах позволили ученым в обобщенной форме обнаружить инвариантные элементы содержания национально ориентированного регионального компонента образования, включающего: народные атлетические игры, танцы, песни, игру на народных инструментах, исследование традиций народного творчества, национальную структуру семьи и национальные традиции воспитания, изучение родного края и фольклорной этики народа, историю народа в систематическом изложении. Поэтому можно полагать, что существенным социальным институтом, реализовывающим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, являются общеобразовательные учреждения [13].

Очерченный круг проблем социализации подрастающего поколения в современном обществе лишь приблизителен и основан на результатах, полученных в ходе эмпирического изучения совместно со студентами. Нашей задачей мы видим обозначение важности проблемы социализации личности, выявлении возможных причин сложившейся ситуации и способов ее разрешения.

Таким образом, на основе точек зрения социологов Г.М. Андреевой и А.В. Мудрика было выявлено, что социализация подростков – это адаптация к социальной среде, состоящей в том, чтобы подросток, достигнув определенного уровня развития, становился способным к взаимодействию с другими людьми.

1.3. Влияние музыкальных субкультур на социализацию подростков

Становление социальной зрелости подростков происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов — семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой строгой системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [9].

В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультура.

На сегодняшний день огромное место в нашей жизни занимает музыка, она сопровождает нас везде. Подростки активно слушает музыку. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то, наоборот, музыка помогает сконцентрироваться. Ничто так не отличает подростков от взрослых, как её поглощённость музыкой [1].

Вопросом влияния музыки на человека занимались многие учёные. Они проводили различного вида исследования по данной проблеме и выявляли определённые закономерности такого влияния. В. С. Цукераман раскрывал специфику социологического подхода к системе “музыка – слушатель». Теодор Адорно говорил о музыке как феномене мировой культуры и выделял типы слушателей. У Н. Р. Исхаковой интересное исследование об изучении вкусов молодёжи, связи её с досугом, влиянии на молодёжь различных музыкальных направлений [4].

8 стр., 3733 слов

Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)

... несколько сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ...

Любая субкультура, в том числе и музыкальная, включает в себя следующие элементы: образ жизни, одежда, мода, нормы воздействия, образцы поведения. Индивидуальность каждой субкультуры проявляется через язык. Подростково-юношеский сленг, жаргон – явление многослойное, включающее две группы слов и выражений [8].

Музыкальные субкультуры подразделяются на следующие виды:

  1. Рокеры и металлисты. Их вид вызывающий, агрессивный, хотя одежда чистая и опрятная, черного цвета. Важным аспектом для них является личная свобода и независимость. Основной атрибут и характерный признак – тяжёлая рок-музыка.
  2. Хип-хоп и рэп. Для них характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп», тяжелый бит), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити).

    Особенность во внешнем виде – эта одежда больших размеров, чаще спортивная.

  3. Поп и К – Поп. Их внешний вид яркий, присутствуют блестящие элементы. В основном музыка – танцевальная, ритмичная, вобравшего в себя элементы хип – хопа. Этот стиль превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодежи во всем мире.

Музыка служит центральным связующим элементом многочисленных молодежных субкультур и отправной точкой для самоидентификации ее соучастников. По этой причине она играет все большую роль как инструмент пропаганды. Собственно, поэтому многие подростки считают себя приверженцами разных музыкальных субкультур.

В подростковом возрасте музыкальные субкультуры выполняют следующие функции:

1. Коммуникативная. Благодаря музыке, подростки во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и внутреннее сопереживание. Очень часто восприятие музыкального произведения приобретает форму автокоммуникации, самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. Через музыку можно обращаться не к кому-то другому, а к самому себе. Многое в себе мы открываем не столько в повседневной жизни, а обращаясь к искусству, музыке.

2. Воспитательная. Музыка принимает участие в формировании духовного мира подростка, его идей и эмоций, его представлений о действительности и взаимоотношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а посредством формирования в ребенке чувства красоты, внушения ему конкретного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Необходимо отметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через разнообразные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.).

3. Эстетическая. Музыка приносит подростку наслаждение, является предметом его удовольствия и развлечения, пробуждает его жизненную активность. Данные ощущения переживаются на разных психологических уровнях. В первую очередь, имеет место прямое чувственное удовольствие — такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный — более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. В итоге, высшая форма художественно-эстетической оценки — как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений.

4. Познавательная. Музыку можно анализировать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Подросток же считается и главным объектом музыкального отражения, так как музыка может передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Однако, музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность.

5. Мобилизующая. Музыка способна осуществлять организующую и мобилизующую функции, призывать подростка к конкретному действию. Пример тому — народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями применяется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм коллективной работы, с другой — содействует формированию комфортных с психологической точки зрения условий труда.

Музыка является средством общения и развлечения. Можно утверждать, что влияние музыки может быть разным: поверхностным и глубоким, позитивным и негативным. Наиболее негативным считается воздействие тяжёлого рока.

Популярную музыку хоть и считают достаточно вредной, но слушает её большинство так как лёгкая музыка не заставляет размышлять, а только содействует поднятию настроения. Однако, простые слова такого рода музыки способствуют развращению школьников, растрате словарного запаса и в том числе деградации.

Считается, что подростки более подвержены желанию иметь кумиров. Данное стремление «равнять» себя с идеалом у них наиболее выражено. Подобная точка зрения ясна, если учесть, что по сравнению с людьми среднего и старшего возраста современные молодые люди чаще стремятся быть независимыми, в том числе – и свободными от кумиров.

Сегодня прослеживается увлечение молодёжи к лёгкому жанру, которая считается частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у молодёжи часто не востребована. Музыка в многофункциональном смысле всё больше становится фоном, формой самоупрощения. Отсюда в ментальности молодёжи увеличивается значимость её гедонической функции. В содержательном отношении молодёжь всё больше склоняется к направлениям поп-музыки, которые несут в себе функцию развлекательности. Отбор развлекательности в музыке неминуемо приводит к явлению группового стереотипа. Становятся распространёнными в молодёжной среде определённые сюжеты, темы и образы музыкальных композиций, установленные музыкальные жанры и формы, язык.

Таким образом, музыка для подростков представляет значительную роль. Она считается их основным спутником в этом возрасте. Также музыка выполняет ряд функций: коммуникативная, воспитательная, эстетическая, познавательная и мобилизующая.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростка

2.1. Организация и проведение опытно — экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков

Этапы исследования:

  1. Подготовительный. Включает в себя просмотр и анализ литературы по теме, а также поиск необходимых источников в интернете на различных сайтах, предназначенных для учителей. В результате был подготовлен тест на выявления музыкальных субкультур у подростков (Приложение 2);
  2. Организация и проведение эксперимента. Исследование проводилось во время учебного процесса респондентов. Все учащиеся во время исследования внимательно слушали организатора и отнеслись с интересом к данной работе;
  3. Анализ результатов. После исследования была проведена работа по изучению собранных материалов и подсчитаны результаты;
  4. Разработка советов для взрослых. Были составлены рекомендации для построения продуктивного диалога для родителей и учителей.

Для изучения влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков было проведено исследование. Исследование проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Шахунской средней общеобразовательной школе №1 им. Д. Комарова в городе Шахунья Нижегородской области.

Для того чтобы разработать свой тест на выявление музыкальных субкультур была проведена работа с разными методиками и дополнительной литературой.

Говорить о разнообразии, о негативном и положительном влиянии субкультуры можно многое, этой проблемой занимаются многие ученые, но понять, как влияет субкультура на подростков до конца не представиться возможность, если не пообщаться с ними на прямую. Поэтому в исследовании мы стремились выяснить, влияет ли музыкальная субкультура на социализацию подростков.

Исследование проводилось среди учащихся школы со следующим распределением по возрастам:

7 «А» — возраст 13 -14 лет (22 человека);

8 «А» — возраст 14 -15 лет (24 человека).

Данное исследование проходило методом письменного опроса (с применением теста).

Вопросы теста созданы таким образом, чтобы выявить наличие у подростков музыкальных вкусов, а в дальнейшем определить к какой музыкальной субкультуре их можно отнести.

Учащимся были розданы тесты (Приложение 2), а затем дана была инструкция. Я расположил вопросы в вертикальном порядке и попросил их обводить выбранный вариант ответа, если данное высказывание к ним подходит. После того, как подростки ответили на все вопросы, тесты были собраны, я поблагодарил их за участие в тестировании.

2.2. Анализ и интерпретация данных опытно – экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков

Мы внесли все ответы учеников, которые они нам давали, в одну общую таблицу (Приложение 1).

Дальше нам нужно было узнать, что же больше слушают подростки, приверженцами какой музыкальной субкультуры они являются. После подсчёта данных всех тестов у нас получились вот такие результаты.

Как мы видим, ответы подростков получились почти ровными, но во время проведения теста, многие долго думали, выбирая ответы. В классе 22% из всех опрошенных учеников являются рокерами и металлистами. Во всех своих ответах они указывали на то, что ничего кроме этой субкультуры их не интересует, начиная от музыки заканчивая одеждой. Дальше 24% подростков относят себя к субкультуре хип-хопа и репа. Очень много девочек отдавали своё предпочтение именно этому направлению. Все ребята, выбравшие эту субкультуру, являются спортсменами и представляют свою школу на соревнованиях по баскетболу, что и присуще ребятам, которые относят себя к субкультуре хип-хопа и репа. Что касаемо поп и к-поп субкультуры, таких ребят 26% из опрошенных. В основном это девочки, которым нравится такая музыка и такой стиль в одежде. Ну и что касается тех самых 28%, которые не смогли определиться, к какой музыкальной субкультуре они относятся. Именно эти ребята очень долго думали, когда отвечали на вопросы теста. Они отвечали совершенно по-разному. Кому-то нравится рок музыка, но они предпочитают носить «балахонистую» одежду, кто-то любит одеваться во всё яркое и блестящее, но любит слушать реп.

Подростки, которые выбирали определённую субкультуру, прошли этап социализации больше, чем те, кто не определился со своими предпочтениями. Они совершенно знают, что хотят, что любят, что наденут, и какую музыку будут слушать. На вопросы теста эти ребята отвечали быстро и без раздумий. А те ребята, которые не смогли определить себя к какой-либо субкультуре, проходят этап формирования своих предпочтений.

2.3. Программа деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур

В ходе теоретической и опытно – экспериментальной работы нами была разработана программа для эффективного формирования у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «музыкальные субкультуры», ознакомить с видами и практиками, имеющими место в Российской Федерации. Обозначить причины возникновения такой формы социального протеста и силы, движущие данными объединениями. Привлекая опыт воспитания и общения с детьми самих родителей, постараться определить перечень обстоятельств, под влиянием которых дети и подростки примыкают к молодежным субкультурам и меры по недопущению вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности. Данная программа предполагает следующие пункты, которые помогут наладить продуктивный диалог с подростками:

  1. Не опасаться и никак не впадать в панику. Молодежные субкультуры всегда существовали. При этом не только для того, чтобы родителей позлить. По мнению социологов и специалистов в психологии, неформальные объединения необходимы подросткам для развития, самовыражения, общества;
  2. Не запрещать. Все же понимают, что запретный плод очень сладкий. Постоянно с неформалами стремились бороться, но результат нулевой;
  3. Не игнорировать. Данное действие может быть хуже запретов. Пусть ребенок знает, что вы знаете его увлечение. Иначе он подумает, что вы остыли к нему, он вам не нужен и так далее;
  4. Не оскорблять кумиров ребенка. В подростковом возрасте даже обыкновенное высказывание «Выключи эту рычалку» способно спровоцировать обиду и враждебность. Ведь ребенок может воспринять как неуважение к себе, как желание зацепить и обидеть. Правильнее сразу узнать, что за группа, а потом сказать подростку сделать чуть тише;
  5. Не винить «в абсолютно всех грехах».Утверждение «Все без исключения неформалы – алкоголики и преступники» оскорбительное и неправильное. Правонарушения и пагубные привычки не зависят от внешнего вида и любимой музыки;
  6. Не преуменьшать важности увлечения. Это у тебя пройдет, перебесишься, перерастешь. Даже если так случится, ребенок вам все равно не поверит и будет говорить, что это – навсегда. К слову, определенные увлечения и хобби имеют все шансы переключиться в профессию. Так как никто не знает, может быть, ваш подросток в будущем станет тренером знаменитой спортивной команды или профессиональным агентом музыкальной рок-группы. Даже если и нет, многие родители не бросают подростковые увлечения: болеют за любимую знаменитую команду, слушают красивую любимую музыку;
  7. Собирать информацию. Разузнаете о неформалах, к которым привязан ребенок, что-то новое. И об этом сообщите ребенку. А лучше – если вы вместе поищите данные в сети. Это сблизит вас, и одновременно рассеет некоторые боязни;
  8. Сомнения и страхи обсуждать с ребенком. При этом применять сообщения, например, «Меня очень волнует…» или «Я беспокоюсь, что…» а не «Ты не прав», «Ты не хорошо себе ведешь». Не опасайтесь спросить у подростка, если чего-то не поняли из его объяснений или не знаете. Во время такого разговора вам нужно грамотно задавать вопросы, выслушивать, не перебивая;
  9. Быть чутким и внимательным. Важно не забывать, что ребенку также бывает досадно, больно или жутко. А ваша любовь, понимание и внимание в это трудное время ему очень нужны;
  10. Выбрать совместно с ребенком атрибутику с названием и символикой его любимой группы– это будет поводом для признания его права самовыражение и самоопределение. А придя домой, попросите ребенка рассказать вам о любимых спортсменах или музыкантах;
  11. Рассказать собственное подростковое увлечение. Таким образом, вы продемонстрируете, что понимаете его влечение к спорту, музыке. Даже если ребенок все это назовёт «нафталином», он поймет, что у вас есть что-то общее.

Таким образом, данная программа поможет подвести родителей и учителей к выводу о том, что только они могут подготовить подростков к взрослой жизни. Программа составлена с учетом анализа литературы и носит рекомендательный характер и может изменяться, и дополняться.

Заключение

В целом наше исследование подтверждает обоснованность нашей гипотезы о том, что музыкальные субкультуры влияют на социализацию подростка. У нас есть информация о том, что существуют различные субкультуры, но никто не знает, что с этим делать. К примеру, можно, как это было раньше, объявить все молодёжные неформальные движения социально опасными и начать с ними борьбу соответствующим образом. Однако, как показывает история молодёжных выступлений в прошлом, данные меры не приведут ни к чему хорошему и только усилят антисоциальную доминанту внутри молодёжного движения. Можно, наоборот — оставить вне общественного внимания существующие субкультуры и надеяться, что переходный период когда-нибудь закончится и молодёжь рано или поздно покинет субкультуру.

Субкультуры действительно играют роль своеобразного буфера, в котором молодёжь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли. Субкультура — это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический образ жизни, но прежде всего некая внутренняя потребность, на которой как на основании вырастает жизненное древо субкультуры. В самом деле происходит смена политических режимов, изменяются экономические условия жизни, происходит активное знакомство с другими культурами и религиями, а субкультуры продолжают возникать, активно заявлять о своём существовании.

Другими словами, материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура. В таком случае остаются потребности духовного характера. В гуманитарной науке под данными потребностями понимается потребность в развитии личности; в осуществлении самого себя; в самореализации; в самоактуализации; в осмыслении своего назначения в мире; в удовлетворении чувства прекрасного, чувства справедливости; в сущностном познании окружающего мира и т.п. Выходя за границы социальной и биологической природы, данные потребности составляют особую сферу высших ценностей, духовного опыта, осмысления себя и своей жизни.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyikalnaya-subkultura-detstva/

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры [Текст] / О.А. Аксютина // Диссертация — М.: 2005. -С.564-603.

2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева // Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. — М.: 2010. — С. 276.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.Беличева // Психологический журнал — Т.8 — № 6. М.: 2003. — С. 37.

4. Вабищевич А. Н., Лишай А. В. Субкультура как фактор социализации подростков [Текст] / А.Н.Вабищевич, А.В.Лишай // М.: 2015. — С. 22.

5. Величко И. В. Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности [Текст] / И.В.Величко // ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 5-6. 2013. — С. 49-53.

6. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи [Текст] / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария //Учеб. пособие. Ростов н/Д.: 2008. — С.165.

7. Гацкова Е. И. Молодежь и современность [Текст] / Е.И.Гацкова // М.: 2001. — С. 62.

8. Краковский А.П. О подростках [Текст] / А.П.Краковский // М.: 2010. -С. 207.

9. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин // М.:2010. — С.73.

10. Левикова С.И. Молодежная субкультура: [Текст]: Учебное пособие / С.И.Левикова // М.:2004. — С. 608.

11. Лисовский В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т.Лисовский // СПб. 2012. — С.112.

12. Милова В.И., Батурина, О.С. Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования [Текст] / В.И. Милова, О.С. Батурина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №10-11. – С. 118-129.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: [Текст]: Учебное пособие / А.В.Мудрик // 3-е изд. М.: 2009. — С. 9.

14. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учебное пособие / Н.И.Никитина // М.: 2009. — С. 15.

15. Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Глушкова, О.М. Теоретические аспекты анализа Вологда [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, О.М.Глушкова // 2014. — С. 130.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.Сорокин // М.: 2009. — С. 37.

17. Чибисова О. В. Музыка как средство межкультурной коммуникации [Текст] / О.В.Чибисова // Вестник культуры и искусств/ — 2016. — №3. – С.77-79.

18. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”: [Текст]: Учебное пособие / М.Г.Ярошевский // М.: 2013. — С. 127.

19. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901940490 (дата обращения: 15.04.17)

20. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 15.04.17)