Выявление и развитие творческого воображения младших школьников в условиях дополнительного образования, является актуальной проблемой отечественной педагогической и психологической наук. Основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития его воображения. Исходным положением является мысль известного психолога Л. Выготского о единстве в детском возрасте мышления, памяти и воображения и, развивая одно из звеньев триады, развиваются и остальные. В процессе развития ребенка развивается и его воображение [28;с.37].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творческое воображение детей младшего школьного возраста не способно на самостоятельное развитие, для этого необходимо создание специальных условий. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста играет важную роль в жизни человека, социализируя ребенка через активную деятельность клуба. Именно в клубе по интересам умело сочетаются организационная и содержательная структуры, учитываются все интересы, знания, навыки участников объединения.
Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, А.С. Белкина, Л. И. Божович, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского, Е. С. Полат и др.
Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью развивать творческое воображение детей и недостаточной изученностью возможностей клуба по интересам.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам».
Проблема: Из выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема выпускного квалификационного исследования.
Каковы педагогические условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам.
Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования
1) учитывается уровень развития творческого воображения при планировании и организации работы с детьми младшего школьного возраста;
Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста
... систему половых ролей и т.д.). Новизна В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком ... среды. Исследования последних лет отмечают наличие у воображения двух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок дает ... методов работы со сказкой; раскрыть основные способы диагностики развития ребенка с помощью сказки; дать теоретическое обоснование ...
2) реализуется потенциал клуба по интересам как формы творческого объединения для детей младшего школьного возраста;
3) в тематический план включаются занятия, направленные на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) выявить психолого-педагогическую сущность творческого воображения детей младшего школьного возраста;
2) изучить особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам;
3) проанализировать педагогический опыт развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам;
4) экспериментально проверить педагогические условия
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— идеи гуманистической психологии и аксиологического подхода: человек как главная ценность, наличие у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности;
— человек имеет высшие потребности, такие как научение, творчество;
— цели образования должны соотноситься с потребностями человека, принцип субъектности, принцип субъект-субъектного взаимодействия, принцип диалогичности и сотрудничества (К.Д. Ушинский, В.И. Слободчиков, В.М. Бим-Бад, Л.А. Байкова).
Методы исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретических представлений по вопросу развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам, уточнении средства организации работы педагога дополнительного образования по данному направлению.
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных результатов и выводов исследования в педагогической практике: в организации развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам; в консультировании педагогов дополнительного образования; в образовательных программах курсов профессиональной подготовки и переподготовки педагогов дополнительного образования.
База исследования: МБОУ ДОД «ДЮЦ Заводского района» г. Кемерово.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Список литературы включает 51 источников. В работе 6 таблиц и 5 рисунка.
Глава 1. Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
1.1. Понятие и сущность
Антон Семёнович Макаренко – один из величайших отечественных педагогов, внёсших бесценный вклад в развитие науки о воспитании. Он считал, что главную воспитывающую роль в жизни каждого человека играет коллектив. Именно коллектив, окружающий человека, ведёт его по жизни, учит работать, учиться, жить, направляет по нужному пути. Коллектив у Макаренко – это аналог большой семьи, где взрослые выполняют миссию родителей, где есть старшие и младшие дети. Все члены этой семьи связаны некой общей идеей, общими стремлениями, целями, на которые направлена вся её деятельность, соединены общими традициями, укладом жизни.
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
... большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Объект исследования – особенности творческого воображения. Предмет – процесс развития творческого воображения у младших школьников. Цель данной курсовой работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной ...
Определяя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко установил, что настоящий коллектив должен иметь органы управления, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у него осознанной перспективы движения вперёд, которая постоянно должна меняться, обогащаясь новым содержанием. При этом перспективная цель обязательно должна иметь общественно значимый характер [41;с.53].
Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно было собираться в период организации и прорывов в работе учреждений или в коллективе не реже одного раза в шестидневку; а в остальное время – не реже двух раз в месяц. В начале полугодия на общем собрании избирались такие органы самоуправления, как совет коллектива, санкомиссия , хозкомиссия .
Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу её органов и имеющей массу полезных воспитательных сторон, являлась работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу.
Ученическое самоуправление даёт возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях, испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно обеспечивает:
участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;
формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;
реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;
осуществление культуросообразной деятельности школьников.
Одним из немногих оригинальных отечественных подходов, который правомерно рассматривать как сравнительно целостную самостоятельную психологическую теорию личности, является теория . Все его публикации, посвященные психологии личности, укладываются в очень небольшой отрезок времени – фактически в пять лет. Первой публикацией на эту тему была небольшая статья «Некоторые психологические вопросы воздействия на личность» (Леонтьев, 1968); вскоре после этого была написана известная глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, и затем вошла в книгу «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1974; 1975).
Она и является тем, что сейчас известно, как теория личности А. Н. Леонтьева [9].
На протяжении всего процесса социализации, личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, «каталог» своих деятельностей — осваивает новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей, то есть выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс — определенные центры вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности [9].
Развитие происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. «Я» и мое отношение ко всему, что вокруг моего «Я». Развитие самосознания в ходе социализации личности — это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. В общении личность приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи) [29].
Разберем определение личности. Личность — это не какая-то неизменная структура, а непрестанный процесс. Личность имеет социальное происхождение. Ее формирует диалог . Разговор с другими учит умению разговаривать с самим собой, учит мыслить, ибо мышление есть, по сути «внутренний диалог» [9;с.24].
В настоящее время
Рассмотрим понятие «внешкольная работа». Словарь современных терминов трактует понятие как – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, проводимая в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья [26].
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для того, чтобы составить рабочее определение «развитие творческого воображения в клубе по интересам детей младшего школьного возрата», необходимо определить такие понятия, как: навык, развитие, возраст, школьный возраст, деятельность, клуб по интересам, творчество, школа.
В таблице 1 представлено определение понятия
Таблица 1., Основные понятия.
Термин |
Определение |
|
Навык |
1) это отработанное до автоматизма действие; 2) это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля; 3) автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии; 4) привычная реакция (человека или животного) на какое-нибудь раздражение, возникающая в результате многократного опыта. |
1) . ; 2) . ?word=544 ; 3) .ru/gloss/tag/navik/; 4) . |
Продолжение таблицы 1
Развитие |
1) поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. Противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектовсовершенно новыми; 2) это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему; 3) это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. |
1) /РАЗВИТИЕ; 2) ; 3)http://www.e- |
Возраст |
1) конкретная, относительно органическая во времени ступень психологического развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психофизиологических особенностей; 2) период от рождения до момента исчисления и биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный моментвремени; 3) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, |
1) ; 2) /Возраст; 3) ?word=148 |
Продолжение таблицы 1
Школьный возраст |
1) период жизни с 6 – 7 до 17-18 лет; 2) подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет) и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка. |
1) /Школьный ; 2) |
Деятельность |
1) это специфичные человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека; 2) мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели; 3) активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности; 4) под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. |
1) ; 2) /; 3) ; 4) |
Клуб по интересам |
1) это общественная организация , объединяющая людей на основе общности , сходства , близости интересов занятий ; 2) учреждение или общественная организация ( обычно международная ), занимающаяся финансовой или коммерческой деятельностью. |
1) ; 2) |
Творчество, творческость |
1)это реализация человеком своей индивидуальности; 2) деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей; 3) Деятельность, отличающаяся неповторимостью и оригинальностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. |
1) 2) 3) http://vocabulary.ru/termin/tvorchestvo.html |
Продолжение таблицы 1
В научно-педагогических исследованиях уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста Уянаевой Э.А. и Ногеровой М.Т. описывается: «Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.».
Принимая во внимание разнообразие встречающихся определении, в рамках исследования мы придерживаемся мнения, что воображение в самом широком смысле понимается как процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.).
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема) [38].
Обращаясь к исследованиям, посвященным аспектам развития творческого воображения младших школьников, отметим, что данный навык необходим каждому человеку, живущему в обществе.
В психологии «Творческое воображение» — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте. Или психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из познавательных процессов, характерный высокой степенью наглядности и конкретности.
Существуют два основных вида творческого воображения — пассивное и активное.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за чего человек отказывается от необходимости действовать.
В ходе процессов данного вида воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что развитие творческого воображения актуально [39].
Далее обратимся к рассмотрению особенностей развития младшего школьного возраста.
За период школьного обучения ребенок «проживает» три совершенно разных периода своей жизни, три различных возрастных этапа: младший школьный, подростковый и ранний юношеский возраст. Каждый из этих этапов характеризуется своей особой социальной ситуацией развития, своей ведущей деятельностью, своими отличными от других периодов механизмами и ресурсами развития.
Начало школьного обучения знаменует качественно новый этап в развитии ребенка. Дети оставляют родительский дом, в котором они были защищены от внешних потрясений. Они вступают в большой и сложный мир. Большая часть их времени и психической энергии расходуется на учебу. Индикатором перехода от дооперационной стадии к стадии конкретных операций (с 7-8 до 11-12 лет) служит появление представления о сохранении. Сохранение предполагает понимание того, что предмет остается тем же самым, несмотря на изменение отдельных его свойств.
Младший школьный возраст — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственные дети данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [32;с.46].
Согласно документам, вопросы возраста активно обсуждаются в отечественной, а также зарубежной психологии, рассматривается возрастная специфика различных направлений психического развития детей и взрослых. Подходя к вопросу о роли возрастных факторов, Д. Б. Эльконин (1989г., 1995г.) отмечал, что следует иметь в виду, что идея изменяемости применительно к детям требует выяснения реальной роли возрастных свойств в ходе развития способностей. Возрастные периоды при этом необходимо рассматривать как этапы становления способностей, обращая внимание прежде всего на их качественные характеристики.
Наиболее значимой для нас является позиция Эльконина Даниила Борисовича: «следует иметь в виду, что идея изменяемости применительно к детям требует выяснения реальной роли возрастных свойств в ходе развития способностей».
Исходя из проведенного анализа работ, автор приходит к следующему: Творческое воображение – является важным составляющим адекватного развития ребенка в социуме. Воображение является способностью человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте. Это сложный психический процесс создания образа предмета или ситуации. Это один из важных познавательных процессов, характерный высокой степенью наглядности и конкретности.
Автор придерживается позиции Теряевой И.П. Тема статьи «
В первом параграфе мы рассмотрели понятие и сущность развития творческого воображения и пришли к выводу о том, что:
развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека;
творческое воображение — это т
Исходя из вышеизложенного, развитие творческого воображения – это крайне необходимый компонент для развития не только для детей младшего школьного возраста, но и для всех людей разных возрастов.
1.2. Особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
Исследования данной темы, в большей степени, опираются на признание сферы дополнительного образования областью реализации возможностей и интересов ребенка, его стремлений и ожиданий родителей. При этом прослеживается неправильная оценка социальных и социокультурных позиций. Зачастую «учащийся» рассматривается вне социализации, свобода выбора ребенка, развитие и творчество учащихся, осуществление ими самоопределения в учреждениях дополнительного образования детей в научных и методических текстах подвергается единообразию.
На протяжении всего процесса социализации, личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, «каталог» своих деятельностей. Осваивает новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей, то есть выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс — определенные центры вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности [9].
Социализация происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. «Я» и мое отношение ко всему, что вокруг моего «Я».
Развитие самосознания в ходе социализации личности — это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. В общении личность приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи) [29].
Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью развития творческого воображения и осознанным стремлением детей к этому.
Актуальность проблемы развития творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях [38].
Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам.
В работе Давыдова В. В. «Возрастная и педагогическая психология» говорится: «В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие ребенка включает изменение его личности в целом, т. е. развитие общих свойств личности. В процессе развития изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все большее количество разных действий, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. И тем не менее оказывается возможным среди всех этих изменений выделить наиболее общие и определяющие. К ним относятся: общие свойства личностной направленности ребенка, особенности психологической структуры его деятельности и уровень развития механизмов сознания.
При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, более углубленное изучение интересов детей позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения.
У одних детей ведущей является учебная направленность: для них важно хорошо учиться, выполнять требования учителя, их очень заботит оценка школьной успеваемости. Иногда такая направленность приобретает несколько формальный, школярский характер.
Других детей отличает познавательная направленность. Они любят решать задачи, получать новые знания. Однако не ко всем учебным предметам школьники относятся одинаково старательно. Этим детям не столько важна оценка, сколько познавательная ценность и интересность для них данных занятий.
Для многих детей наиболее значимы взаимоотношения с окружающими. Поведение этих детей определяется достижением определенной позиции в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми» [27].
В описание целостного развития по Давыдову В. В. были выделены три основные стороны:
1) развитие знаний и способов деятельности в процессе обучения;
2) развитие психологических механизмов применения усвоенных способов;
3) развитие общих свойств личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).
Каждая из линий развития характеризуется специфическими особенностями, все линии взаимосвязаны, и только все вместе они составляют такой процесс изменения личности, который может быть назван психическим развитием.
В работе Давыдова В. В. рассмотрены возрастные этапы развития:
«В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с семи до десяти-одиннадцати лет (1-3 классы школы).
В странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологические рамки.
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Все это создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие взрослости, а отсюда — пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных ее сторон.» [27].
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
В научной публикации Александра Асмолова, тема которой «Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования», пишет следующее: «На чем же стоит пронизывающая федеральный стандарт дошкольного образования и Концепцию развития дополнительного образования детей идеология вариативного развивающего образования? Какова ее точка опоры? Без понимания исторических, ценностных и методологических истоков этой идеологии трудно будет постичь смысл правил жизни, выраженных в этих управленческих документах, а тем самым и воплотить их в социальные и педагогические практики, отвечающие на различные вызовы неопределенности нашего полного стремительных социальных и технологических изменений времени. Не буду особо оригинальным и отмечу, что идеология вариативного образования, как и Земля в древних сказаниях, стоит на трех китах: педагогике достоинства, педагогике сотрудничества и культурно-исторической психологии личности.» [35;с.36].
На наш счет ключевая роль развития детей в клубе по интересам состоит в том, что он превращает творчество и самотворчество детей в общее дело общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или ВУЗа.
Нахождение детей в клубе по интересам необходимо для более успешного переживания перелома.
Анализ состояния проблемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте в теории и практике в клубах по интересам подтвердил актуальность и своевременность постановки вопроса о разработке комплекса педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Каждый возрастной этап в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида, нормативы которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.
1.3. Педагогический опыт развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
Педагогический опыт заключается в организации развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам.
Педагогическая деятельность должна быть ориентирована на учет интересов, склонностей, психофизических особенностей, состояние здоровья, должна способствовать развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам. При этом должны использоваться разнообразные формы занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на детей младшего школьного возраста.
В работе используется клуб как организация развития творческого воображения.
Клуб, как общественная сфера. В этом смысле клуб предстает в виде общественного института – глобального способа организации свободного времени человечества и человека.
Клуб может пониматься также как социокультурное явление, макро-группа, общность, объединяющая людей.
Клуб оформляет общность людей, объединенных только здесь и только предметом общей клубной деятельности. В этом случае причина объединения в клуб – причастность к чему-то общему, непосредственное отношение, участие в общей деятельности (за пределами клуба), касательство к чему-либо, объединяющему всех членов клуба. Принадлежность к клубному сообществу внешняя, привнесенная извне, клуб является продолжением иного социального института, иной социальной организации. Активность участников объединения направлена на общение и отдых в рамках корпоративной культуры.
Применительно к дополнительному образованию детей образ клуба как социокультурного явления следует истолковать так: клубные сообщества образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга.
Предназначение клуба-учреждения — создавать условия как для коллективной самодеятельности людей (в клубной общности), так и для индивидуальной… В основе деятельности клубного учреждения лежит общественная потребность в обеспечении самостоятельной, свободной, активной и творческой деятельности членов общества, т.е. в создании условий для их самодеятельности». При таком ракурсе рассмотрения клуба отметим, что в дополнительном образовании детей имеются детские клубы и учреждения, и объединения.
Взгляд на клуб (клубное пространство) в контексте дополнительного образования детей выражается в конструировании клубных пространств в учреждениях ДОД и детских объединениях различных видов. Клубное пространство необходимо как в детской музыкальной школе, хоккейной секции, так и в кружке юных натуралистов, станции юных туристов и т.д [31].
Учет педагогического опыта позволяет отобрать необходимое нам содержание, подобрать и применить, на основе имеющегося опыта, оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Необходимо стремиться к полному пониманию ребенка как личности. Учитывая это, мы обратились к изучению опыта педагогов дополнительного образования, работающих в разных регионах России. Так нами изучен опыт педагогов, предоставленных на страницах периодической печати, а именно, печатные издания «Сервис в России и за рубежом », « Сибирский педагогический журнал », «Становление отношения к другу в школьном возрасте », « Эксперимент и инновации в школе », « Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию », « Успешная личность» и т.д.
Всего нами выявлено семь статей, посвященных вопросу развития навыка социальной презентации в школьном возрасте во внеурочной деятельности. (Таблица 2)
Таблица 2.
Перечень статей, в которых представлен опыт по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам.
Название статьи |
|
Название журнала, статьи |
|
Развитие креативности у детей младшего школьного и среднего возраста. |
Силаева Я. В. |
Сервис в России и за рубежом |
101-107 |
Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников. |
Хрусталева Т. М. |
Сибирский педагогический журнал |
1 — 6 |
Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников. |
Волгуснова Е. А. |
Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. |
44 — 46 |
Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. |
Теряева И. П. |
Инновационные проекты и программы в образовании |
74-76 |
Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию. |
Ярмухаметова И. А. |
Фундаментальная исследования |
1 — 4 |
Успешная личность. |
Агарёва Л. А. |
Эксперимент и инновации в школе |
1 — 6 |
Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
Соловей Л. Б. |
Известия РГПУ им. А.И. Герцена |
230 — 234 |
Сформулированные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в публикациях, носят разносторонний характер.
Так в статье Силаевой Я. В. «Развитие креативности у детей младшего школьного и среднего возраста.» В статье рассматриваются психологические составляющие креативного развития личности, которые затрагивают эмоциональную, мотивационную и интеллектуальные свойства личности. Представлены основные социально-психологические аспекты педагогической деятельности , способствующие проявлению креативности у учащихся.
Хрусталева Т. М. в своей статье говорит, что в каждом возрастном периоде существует специфические симптомокомплексы показателей социальной одаренности, наиболее тесно связанные с логикой личностного развития в онтогенезе.
В статье Волгусновой Е. А. «
Работа Теряевой И. П. посвященная исследованию игры как средству развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
В статье Ярмухаметовой И. А. «Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию» анализируются теоретические основания и проблемные аспекты самопрезентации личности.
Отмечается потенциал в учреждениях дополнительного образования (УДО) в создании условий для формирования готовности детей к обучению в школе.
В исследовании Агарёвой Л. А. рассматриваются вопрос реализации воспитательной системы «Успешная личность» лично созданной автором на примере использования проектов, в том числе информационно-коммуникационных. Рассматриваются этапы работы над проектами, в ходе которой учащиеся приобретают опыт работы с информацией, осваивают способы ее переработки и презентации.
В статье Соловей Л. Б. рассматриваются
В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на развитие детского воображения. Обучение детей по развивающим, альтернативным программам не является достаточным условием для развития их творческого воображения .
Несмотря на многообразие различных авторских определений, можно выделить ряд общих моментов, характеризующих развитие творческого воображения:
1. Активная деятельность ребенка;
2. Заинтересованность творчеством.
Также мы имеем опыт педагогов дополнительного образования г. Кемерово с баз практики.
Анализируемый педагогический опыт заключался в успешном проведении занятия для детей первого класса (7-8 лет) в учреждении дополнительного образования детей «Школа радости».
Занятие, посвящённое теме «Сохраним красоту первоцветов». На занятии дети были эмоциональны, коммуникабельны, заинтересованы в работе с педагогом и усвоении информации, лишь двое детей из группы первого класса выделялись застенчивостью и смущенностью.
В начале занятия была проведена игра на знакомство с последователем в виде игрушки. Дети рассказывали о себе передавая игрушку по ряду, которая в последствии, по замыслу игры, передавала информацию о ребенке педагогу. В данной игре приняли участие дети всей группы, каждый по-своему презентовал себя.
На протяжении всего занятия, педагог взаимодействовала с группой демонстрируя наглядность и ведя диалог на тему занятия, беря примеры из жизни детей, тем самым давая возможность каждому ребенку продемонстрировать свои знания, творчески презентовать себя группе и поделиться своим малым опытом. Каждый ребенок принял участие в ведении диалога, рассказе о себе. Контакт педагога с детьми был налажен, также стоит отметить, каждый из детей по-разному, творчески, по-своему поделился информацией о себе. Из этого следует вывод о развитом творческом воображении детей младшего школьного возраста в данной группе.
Проведенный анализ педагогического опыта развития творческого воображения детей младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:
— учреждения дополнительного образования обладают достаточным потенциалом для развития качеств ребенка;
— развитие творческого воображения является актуальным в школьном возрасте;
— существуют многочисленные методы развития творческого воображения, применимые в учреждениях дополнительного образования.
Выводы по первой главе
На теоретическом этапе нашего исследования мы решали следующие задачи:
1) выявить психолого-педагогическую сущность навыка творческого мышления;
2) определить понятие и сущность формирования навыков детей младшего школьного возраста;
3) проанализировать педагогический опыт развития навыка творческого мышления.
Теоретическое исследование позволило уточнить содержание понятия «творческое воображение» как способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте. Развитие творческого воображения представляет собой психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из познавательных процессов, характерный высокой степенью наглядности и конкретности.
Данные особенности обусловлены социальной ситуации развития ребенка. Выявленные особенности обуславливают поведение детей на разном возрастном этапе.
Педагоги дополнительного образования в своей работе по развитию творческого воображения применяют/ используют многочисленные методы применимые в учреждениях дополнительного образования.
В качестве положительных моментов можно отметить количество разработанных программ. В то же время педагоги дополнительного образования уделяют недостаточно внимания психологическому настрою ребенка.
Глава 2. Педагогические условия развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
2.1 Диагностика и учет особенностей развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
В нашем исследовании для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический и эмпирический.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что перед обществом, за последние годы, встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой.
Не каждая деятельность человека обладает развивающей функцией, а лишь та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.
Большую роль играет использование на занятиях творческих заданий, включающих в себя задачи развития творческого воображения детей не только изобразительного, но и словесного творчества.
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд) [1].
При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).
Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм) [1].
К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов. Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) [1] объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого[5].
В изучаемой литературе мы нашли требования, которые необходимо выполнять для выявления зависимости развития воображения от воспитания и обучения.
Нами было организовано и проведено исследование на базе «ДЮЦ Заводского района» г. Кемерово, в количестве 15 человек, из них составили:
15 человек – экспериментальную группу (ЭГ);
Возраст участников эксперимента 7-8 лет.
1) Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»
15 человек – экспериментальная группа (ЭГ);
Возраст участников эксперимента 7-8 лет.
Исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего:
Констатирующий этап исследования.
Цель — выявить исходный уровень творческого воображения младших школьников.
Формирующий этап исследования.
Цель — развитие творческого воображения младших школьников. Формирующий этап эксперимента включал условия и методы, обеспечивающие развитие творческого воображения младших школьников.
Для определения уровня творческого воображения учащихся использовались следующие методы исследования:
1) Беседы с детьми;
2) Наблюдение за детьми.
3) Рисунчатый тест Е. Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Рисуночные тесты — один из наиболее информативных проективных тестов, позволяющих определить готовность механизмов письма (тонкая моторика), особенности интеллекта, то есть уровень общего психического развития, а также личностные особенности и эмоциональное состояние испытуемого [42].
Проведение диагностики:
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры».
Материал: бланк с фигурами , набор фломастеров.
Рисунок 1. Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»
Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.
Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.
Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации.
Методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса.
В методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:
1. Количественная продуктивность его деятельности . Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
2. Гибкость использования идей . В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:
— типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо, самоката, велосипеда и т.д.);
— рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).
К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
3. Оригинальность воображения . Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.
С помощью таких заданий можно вывести степень оригинальности, необычности изображения, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:
Работы первого уровня:
Свойствена чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
Работы второго уровня:
Характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
Работы третьего уровня:
Характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг – не просто яблоко, а на тарелке).
На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения.
Работы четвертого уровня:
Отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
Работы пятого уровня:
Характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции.
Работы шестого уровня:
Заметно отличаются от предшествующих, заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
Исходя из количества уровней диагностирования, была введена шестибальная система оценки творческих работ детей:
1 балл — Рисунки, соответствующие первому уровню;
2 балла — Рисунки, соответствующие второму уровню;
3 балла — Рисунки, соответствующие третьему уровню;
4 балла — Рисунки, соответствующие четвертому уровню;
5 баллов — Рисунки, соответствующие пятому уровню;
6 баллов — Рисунки, соответствующие шестому уровню.
Далее подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком. Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.
Оценка результатов осуществлялась в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
2) по группе в целом, что позволяет оценить не только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.
По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 2 и 3, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
Таблица 3., Результаты диагностики творческого воображения детей младшего школьного возраста (в баллах)
Учащиеся |
Количественная продуктивность деятельности |
Гибкость использования идей |
Оригиналь-ность воображения |
Уровень сформирован-ности творческого воображения (ср. балл) |
Андрей Б. |
3 |
2 |
3 |
2 |
Федор К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сергей Г. |
1 |
2 |
2 |
2 |
Вероника К. |
2 |
4 |
1 |
3 |
Валерия П. |
4 |
3 |
1 |
2 |
Виктория П. |
3 |
3 |
4 |
3 |
Анастасия Ч. |
3 |
3 |
2 |
3 |
София Ш. |
2 |
2 |
1 |
3 |
Варвара Г. |
4 |
4 |
1 |
3 |
Юлия В. |
1 |
3 |
2 |
2 |
Анастасия К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
Екатерина З. |
3 |
1 |
2 |
2 |
Егор П. |
3 |
1 |
1 |
2 |
Петр А. |
3 |
3 |
2 |
2 |
Али Н. |
1 |
4 |
2 |
2 |
Анализируя показатели, творческое воображение у детей в экспериментальной группе, развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью.
Рисунок 2. Результаты диагностики детей младшего школьного возраста
По показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения. Количество детей, относящихся к первому уровню. Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню.
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития. Наименьшее количество детей относится к первому уровню.
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения. Чуть больше детей на третьем уровне, а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню.
Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод:
Воображение у детей младшего школьного возраста носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.
2) Тест «Определение уровня воображения»
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
Данный тест проводился на двух этапах, на начало и на конец исследования.
Детям было предложено ответить на 12 вопросов теста. Ответ на вопросы предполагался либо словом «да», либо «нет»
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
«Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Подведение итогов теста заключалось в подсчете очков набранных участниками группы.
14-17 очков:
9-13 очков:
5-8 очков:
Для демонстрации были выбраны два теста, пройденные детьми, из пятнадцати:
Анализируя показатели, творческое воображение у детей данной группы, развито слабо.
Таблица 4., Уровень развития творческого воображения группы детей младшего школьного возраста.
Рисунок 3. Показатели набранных бвллов детей младшего школьного возраста
3) Методика «Нарисуй что-нибудь»
Методика направлена на выявление уровня воображения младших школьников.
Работа проводилась следующим образом:
Каждому учащемуся даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захотят. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут [44].
Обобщенные результаты методики представим в таблице 6.
Таблица 5., Результаты методики «Нарисуй что-нибудь».
Уровень развития воображения |
Количество учащихся |
Очень высокий |
4 |
Высокий |
3 |
Средний |
8 |
Низкий |
— |
Очень низкий |
— |
Анализ полученных данных показывает, что большинство учащихся имеют средний уровень развития творческого воображения. Учащиеся нарисовали простую, незаурядную картинку, в основном это были отдельные картинки не связанные между собой на листе бумаги, фантазия просматривается слабо. Многие из детей нарисовали солнце, цветы.
Рисунок 4. Уровень развития воображения учащимися по методике «Нарисуй что-нибудь»
У трех испытуемых наблюдается высокий уровень развития воображения, дети придумали и нарисовали достаточно оригинальное, с хорошо проработанными деталями и цветовой гаммой.
Очень высокий уровень развития творческого воображения имеют четверо учащихся из взятой группы. Дети придумали и нарисовали то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Например, встречаются рисунки необычные цветы, сюжеты природы.
Низкого и очень низкого уровня развития воображения не выявлено. Дети справились с заданием. За отведённое время дети придумали и нарисовали то что им хотелось. Диагностика прошла успешно [44].
На констатирующем этапе было выявлено что, творческое воображение у детей в экспериментальной группе, развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью.
Таблица 6., Выведение среднего балла развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Ф.И. |
Результаты диагностики №1 |
Результаты диагностики №2 |
Результаты диагностики №3 |
Общее количество |
Андрей Б. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Федор К. |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
Высокий |
Сергей Г. |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Вероника К. |
Средний |
Средний |
Очень высокий |
Средний |
Валерия П. |
Низкий |
Средний |
Очень высокий |
Средний |
Виктория П. |
Средний |
Средний |
Очень высокий |
Средний |
Анастасия Ч. |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
София Ш. |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Варвара Г. |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Юлия В. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Продолжение таблицы 6
Анастасия К. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Екатерина З. |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Егор П. |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Петр А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Али Н. |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Анализ исследования показал, дети данной испытуемой группы обладают мало развитым творческим воображением.
детей младшего школьного возраста
Воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а также с помощью целенаправленной работы педагога. Следовательно, педагогу необходимо в каждое занятие вносить развивающие моменты. Кроме того, для развития творческого воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.
Таким образом, развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста является актуальным.
2.2 Клуб по интересам как творческое объединение, направленное на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста
Клуб оформляет общность людей, объединенных только здесь и только предметом общей клубной деятельности. В этом случае причина объединения в клуб – причастность к чему-то общему, непосредственное отношение, участие в общей деятельности, касательство к чему-либо, объединяющему всех членов клуба.
Для клубной формы дополнительного образования детей, характерно движение от реализации индивидуальных потребностей, через включение в социальную деятельность к социально одобряемому стилю жизни.
Посещение клуба является добровольным. Желание зависит от настроя и желания самого ребенка. Пусть это будет только посещение на мероприятия или по мере возможности, или наличия свободного времени. То или иное событие может возникать стихийно, каждый участник объединения может выступить инициатором обсуждения какой-либо значимой темы.
Принадлежность к клубному сообществу внешняя, привнесенная извне, клуб является продолжением иного социального института, иной социальной организации. Активность участников объединения направлена на общение и отдых в рамках корпоративной культуры [31;с.10].
Применительно к дополнительному образованию детей образ клуба как социокультурного явления следует истолковать так: клубные сообщества образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга.
Клуб-объединение является формой организации «самодеятельности людей, в котором формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время». Предназначение клуба-учреждения — создавать условия как для коллективной самодеятельности людей (в клубной общности), так и для индивидуальной… В основе деятельности клубного учреждения лежит общественная потребность в обеспечении самостоятельной, свободной, активной и творческой деятельности членов общества, т.е. в создании условий для их самодеятельности». При таком ракурсе рассмотрения клуба отметим, что в дополнительном образовании детей имеются детские клубы и учреждения, и объединения [31].
Клуб по интересам – вариант самоорганизации, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов, при котором реализуются верховенство установленных правил, самоуправление, свобода и равенство всех участников общности, где решения принимаются общим волеизъявлением.
Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного сообщества могут быть потребности в общении со сверстниками, потребность в идентификации с группой сверстников.
Специфика клуба заключается в наличии явно выраженной идеологии общности, корпоративной культуры.
Яркой особенностью клубных объединений является значимость собственной культуры общности, знаково-символического единства, возникновения языка [31].
Большую роль в успехе совместных занятий в клубах играет простота и нетривиальность как содержания, так и форм организации. Так, среди видов спорта, органичных для естественных клубов, можно назвать экзотичные: дартс, скейтборд.
В жизнедеятельности клуба в течение года преобладает стихийность, здесь могут реализовываться проекты, различные по длительности и количеству участников. Наиболее важные события задаются увлечения членов клуба мероприятиями, проводимыми в районе, городе, регионе, стране. Как доказали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, цикл существования клуба составляют три – четыре года, и состоит из рождения, достижения наивысшей точки развития, старения и умирания, когда на место старого объединения может прийти новое [31].
2.3 Занятие на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам
Для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста нами была составлена и реализована программа «Интеллектуал». По программе нами были реализованы десять занятий на базе Детского Юношеского Центра Заводского района.
Формирующий эксперимент.
1) На этапе формирующего эксперимента
Цель формирующего эксперимента — развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
В течение месяца с учащимися проводились занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
Таким образом мы видим, что в процессе формирования у детей воображения, как и положено детям младшего школьного возраста, они были нетерпеливы, бросали работу, не доделывая или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в игре, рисовании, конструировании. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца [42].
В содержании занятия были включены задания с методами и приемами, такие как: Игры, приемы агглютинации и акцентирования, беседы и т.д.
— Рисунок воображаемого слона (Командам даётся задание нарисовать лунного слона. Дети встают друг за дружкой по командам и распределяют, кто и что будет рисовать: 1 – голова; 2 – туловище; 3 – уши; 4 – хобот; 5 – клыки; 6 – нога; 7 – нога; 8 – нога; 9 – нога; 10 – хвост;11 – глаза.);
— Составление слова (Командам даётся время – 3 минуты составить как можно больше необычных слов из слова ПЕРВОКЛАССНИК, с обязательным вставленным слогом «ТИ», и записать на листочке. Чья команда назовёт больше слов, та команда наберет больше балл.);
— Представление предметов (Команды бегут наперегонки. Дети должны передвигаться только, наступая на импровизированные дорожки из бумаги, но только на те дорожки на которые указал педагог — «камни». Набирает больший балл команда, которая прибежит первой.);
— Расшифруй-ка! (Командам даётся задание расшифровать названия животных. (по 4 названия – на карточках) льдоша, кабел, девьдем, соль, баобчак, вайруем, шкаугял, бокаса.- (лошадь, медведь, бабочка, лягушка, белка, лось, муравей, собака);
— Знаешь ли ты? (Каждой команде по очереди задаются вопросы. Вопросы по окружающему миру.).
Задания выдавались системно. На занятиях осуществлялся индивидуальный подход.
Начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к обучающимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается отправной, основополагающей в педагогике, а также идея сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы. Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей, отличающихся одними и теми же способностями, в небольшие группы — своеобразный прототип современного дифференцированного обучения.
К идее необходимости индивидуального подхода в обучении приходит и Л. Н. Толстой, учитывая в работе с сельскими детьми Яснополянской школы личностные качества ребенка: как он слушает учителя, как относится к его слову, к содержанию, что представляют собой его творческие работы.
Проводилось демонстрируемое занятие 21. 02. 2017г. Проходило оно в форме квеста. Тема занятия «Воображариум». Содержание занятия соответствуют возрасту, особенностям развития детей младшего школьного возраста и возможностям детей.
Цель занятия: Развитие творческого воображения посредством квеста.
Задачи решаемые на занятии:
Воспитательные: Сплочение группы, коллектива.
Образовательные: Познакомить с игрой «Что? Где? Когда?»
Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся.
Социализирующие: Организовывать содержательный досуг детей.
Возраст детей участников квеста : 7-9 лет.
Задача детей заключалась в решении заданий связанных с развитием творческого воображения.
Универсальные учебные действия используемые на занятии:
Личностные: смыслообразование
Метапредметные:
-познавательные: действия постановки и решения проблем, общеучебные
-регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
-коммуникативные: планирование сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Материал:
Вывод по проведенной работе:
На занятии дети были активны, эмоциональны, заинтересованы. Каждому ребенку было важно чтобы его выслушали, его предположения на ту или иную тему. На каждой станции были выполнили все задания.
Было очень интересно наблюдать за процессом выполнения детьми заданий, и руководить занимательным процессом.
Занятие прошло успешно.
После проведенного занятия на развитие творческого воображения была проведена рефлексия. От детей мы узнали, что было им интересно, чем бы они хотели заниматься, какое из заданий им понравилось больше всего, а также чем планируют заниматься, из проведенного на занятии, дома.
Выводы по второй главе
Во второй главе изучения проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в клубе по интересам нами отслеживались и изучались особенности развития творческих способностей, динамика и учет развития творческого воображения детей. Также на эмпирическом этапе исследования нами была составлена и применена дополнительная образовательная программа «Интеллектуал».
По данной программе были реализованы десять занятий на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе Детского Юношеского Центра Заводского района. Работа проводилась в феврале 2017 года.
На эмпирическом этапе исследования был проведен диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей.
На формирующем этапе эксперимента, поставленная цель была — развитие творческого воображения младших школьников.
На диагностическом этапе для определения исходного уровня сформированности творческого воображения учащихся как методикой изучения уровня развития творческих способностей использовалась использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры», в которой указаны несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:
— Количественная продуктивность его деятельности;
— Гибкость использования идей;
— Оригинальность воображения.
На контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития творческого воображения детей, мы планировали проведение работы обследования повышения уровня творческого воображения, но оно не состоялось из-за введения карантина в школе.
Исходя из этого заключительный этап исследования не был проведен. Однако благодаря наблюдению было отмечено положительная динамика уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Заключение
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам.
Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста играет важную роль, в общем, в жизни человека, социализируя ребенка через активную деятельность клуба.
Изучение и обобщение теоретических основ проблемы развития творческого воображения детей младшего школьного воображения в учреждении дополнительного образования позволили сделать следующие выводы:
1. Теоретическая сущность развития творческого воображения детей младшего школьного возраста определяется тем, что это необходимость ребенка в умении строить взаимоотношения с другими людьми. В процессе исследования было выявлено, что творческое воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте. Изучение проблемы показало, что дети младшего школьного возраста чаще всего страдают от непонимания их обществом, это влияет на психику, а как следствие и на выполнение учебной и трудовой деятельности.
2. В процессе исследования были выявлены основные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, и представляют собой единый процесс преобразования:
— коммуникабельность;
— устойчивость;
— переключение.
3. Опыт педагогов дополнительного образования показывает, проблема развития творческого воображения детей младшего школьного возраста актуальна.
Полученные результаты данного теоретического исследования помогут расширить представления о процессе развития творческого воображения.
4. Для более точного понимания развития творческого воображения детей младшего школьного возраста нами было проведено исследование на базе Детского Юношеского Центра Заводского района.
Исследование проводилось на основе дополнительной образовательной программы «Интеллектуал».
Мы планировали проведение работы обследования повышения уровня творческого воображения, но оно не состоялось из-за введения карантина в школе.
Исходя из этого заключительный этап исследования не был проведен. Благодаря наблюдению было отмечено положительная динамика уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза нашла подтверждение.
В будущем мы планируем дальнейшие исследования по исследуемой нами теме.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/razvitie-tvorcheskogo-voobrajeniya-u-mladshih-shkolnikov/
Боровик, О.В. Развитие воображения. [Текст] Методические рекомендации
Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. / под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е , испр. и доп. — М. : Просвещение, 1979. — 287. — Библиогр.: с. 286.
Высшее образование. Детская психология [Текст] : Редактор-составитель Б. Д. Эльконин. / г. Москва. Издательский центр «Академия» 2007 г. — 384 с.
Высшее образование. Социальная педагогика [Текст] : Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», г. Москва. Мудрик. А. В. 2000. — 200 с.
Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст] / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. — № 5-6. – С.14-15.
Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] / М.Э.Ванник // Наши дети. – 2005. — № 4. – С.21-22.
Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей
Деятельность. Сознание. Личность. Психология [Текст] / Леонтьев. А. Н / М: Политиздат. г. Москва. 1975 — 304с.
Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие [Текст]
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст] / – М., 2002.
Комарова, Т.С.
Котова, Т.Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе [Текст] / Т.Н. Котова. — Новотроицк, 2007. – 24 с.
Концепция развития Дополнительного Образования детей в Российской Федерации. Дополнительное образование [Текст] : Для учреждений Дополнительного образования детей / Главный редактор М. Н. Поволяева: г. Москва / Буйлова Л. Н., Загладкина Х. Т., Поволяева М. Н., Попова И. Н., 2014 г. — 120 с.
Младший школьник: развитие познавательных способностей.
Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – С.260-271.
Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение [Текст] / О.Н. Никифорова. – М.: Наука 2007. – С.80-100.
Николаенко, Н.Н. Психология творчества
Никольская, И
Правительство Российской Федерации. [Текст] : Распоряжение. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.- 23с. № 1726-р. г. Москва.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии [Текст]
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие [Текст]
Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст]
Электронные ресурсы
Академик Алексей Николаевич Леонтьев — выдающийся психолог современной эпохи и бывший сабурянин [Электронный ресурс] : // Режим доступа: http://www.psychiatry.ua.
А.С. Макаренко Как основоположник теории коллективистского воспитания [Электронный ресурс] : // Режим доступа: http://makarenko-museum.ru.
Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс] : . / – 41 кб. : 2012 г. // Режим доступа: http://nsportal.ru.
Возрастные особенности современных школьников [Электронный ресурс] : // Режим доступа : http://xreferat.com.
Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников [Электронный ресурс] : // Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
И гра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Э лектронный ресурс ] : // Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. — Технология группы
Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска
Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования [Электронный ресурс] : Образовательная политика: / А. Г. Асмолов. 2014 – 4с. // Режим доступа: http://www.firo.ru.
Портал Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко [Электронный ресурс] : Режим доступа:http://odtdm.ru.
Психология детей школьного возраста [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://psytheater.com.
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования [Электронный ресурс] : Лукина А. К., Лисунова Т. П., Сеткова И. Н. // Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
Развитие креативности у детей младшего школьного и среднего возраста (на примере муниципального образовательного учреждения начальная школа — детский САД ЦД «Жемчужинка» и средней общеобразовательной школы №7 г. Клин) [Электронный ресурс] : Силаева Я. В. // Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
С пецифические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Электронный ресурс] : Волгуснова Е.А. // Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
Т ворческое воображение виды и приемы воображения в психологии [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.zaochnik.com.ua/psihologiya.
Теория личности А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] : Леоньтьев Д. А.// Режим доступа:
Творческость [Электронный ресурс] : Режим доступа:
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления
Тесты-упражнения на развитие творческого воображения [Электронный ресурс] : Легкова С. А. // Режим доступа: http://festival.1september.ru.
Тест на воображение ребенка. «Нарисуй что нибудь» Т.Д. Марцинковской [Электронный ресурс] : Марцинковская Т. Д. // Режим доступа: https://sites.google.com/site/logopedonlain.
Успешная личность [Электронный ресурс] : Агарёва Л. А .,2015 г. // Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
Ф акторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : Соловей Л. Б. // Режим доступа: .
Словарь Академик [Текст] : 2000 – 2014 г. // Режим доступа:
Словарь современных терминов [Текст] : 2010 г. // Режим доступа:
Энциклопедический словарь по психологии и педагогический
Национальная психологическая энциклопедия
Толковый словарь Русского языка [Текст] : Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю