031501 Искусствоведение Образовательные аспекты произведений изобразительного искусства Выпускник _ …

Дипломная работа

Введение…………………………………………………………………………. 4 1 Специфика образовательных возможностей произведений изобразительного искусства…………………………………………………… 10

1.1 Сущность произведения искусства……………………………………… 10

1.2 Сущность образования…………………………………………………… 19

1.3 Образовательные возможности произведений изобразительного искусства……………………………………………………………………… 32 2 Реализация образовательного потенциала произведений 50 изобразительного искусства…………………………………………………

2.1 Диктатно-образовательный аспект произведения изобразительного искусства «Эдип и Сфинкс» Жана Огюста Доминика Энгра……………… 51

2.2 Энтузиазно-образовательный аспект произведения изобразительного искусства «Эдип и Сфинкс» Гюстава Моро………………………………. 64

2.1 Реализация образовательного потенциала произведений изобразительного искусства в деятельности искусствоведапрофессионала……………………………………………………………….. 75 Заключение………………………………………………………..……………… 87 Список использованных источников…………………………………………… 92 Приложение А Репродукция произведения искусства «Эдип и Сфинкс»

Жана Огюста Доминика Энгра…..……………………………. 98 Приложение Б Репродукция произведения искусства «Эдип и Сфинкс»

Гюстава Моро…….…………………………………………….. 99 2 Специфика реализации образовательного потенциала произведений изобразительного искусства Целью второй главы данной дипломной работы выступает рассмотрение своеобразия реализации образовательного потенциала произведений изобразительного искусства.

Для достижения заявленной цели данная часть исследования предполагает практическое доказательство выдвинутого в теоретической части работы тезиса о способности каждого произведения искусства моделировать собой пространство пересечения двух образовательных аспектов – диктата и энтузиазма, следствием реализации которых является воспитание и развитие зрителя-ученика.

В соответствии с этим, структура второй главы представляет собой последовательное рассмотрение специфики реализации образовательного потенциала произведениями изобразительного искусства на материале анализа конкретных памятников живописи. В частности, для выявления своеобразия диктатно-образовательного аспекта произведения искусства предлагается анализ картины Жана Огюста Доминика Энгра «Эдип и Сфинкс» в первом параграфе. Для выявления особенностей энтузиазнообразовательного аспекта произведения искусства, направленного на развитие зрителя-ученика в процессе формирования художественного образа, моделью служит анализ живописного произведения Гюстава Моро на аналогичный сюжет во втором параграфе.

6 стр., 2705 слов

Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

... Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта - это потрясающей красоты история полная загадок сохранившихся по сей день. Одна из главных особенностей архитектуры и искусства Египта были и остаются пирамиды. Строительство и архитектура Древнего Египта ... архитектуры и искусства Древнего Египта были статуи сфинксов, они стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего ...

Третий параграф данной главы направлен на выявление особенностей реализации образовательных аспектов произведения изобразительного искусства искусствоведом-профессионалом, деятельность которого способна актуализировать образовательные ходы самого произведения изобразительного искусства.

2.1 Диктатно-образовательный аспект произведения искусства «Эдип и Сфинкс» Жана Огюста Доминика Энгра Задачей первого параграфа второй главы данного исследования является анализ живописного произведения «Эдип и Сфинкс» Жана Огюста Доминика Энгра (приложение А) с точки зрения образовательной технологии, позволяющей полноценно реализовать образовательный диктат в процессе взаимодействия со зрителем-учеником. Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть операционные ходы, предлагаемые произведением изобразительного искусства с целью воспитания зрителя-ученика.

Принадлежащее к стилевому пространству Ареаклассицизм живописное произведение «Эдип и Сфинкс» было написано художником в 1808 году на сюжет древнегреческого мифа и в том же году отправлено им в Парижский Салон. Габариты холста составляют 189 см в высоту и 144 см в ширину. На сегодняшний день полотно хранится в музее Лувр в Париже, Франция.

Образовательное воздействие живописного полотна на зрителяученика начинает свое движение уже при первичном зрительном контакте человека с произведением-вещью. Так, красочная поверхность произведения моделируется благодаря резкому контрасту высвеченных краскоформ в центральной части холста и преимущественно темных краскоформ на периферии. Уже на материальном статусе произведения формируется диалектика двух пространств, двух миров – темного и светлого, явленного и сокрытого, потаенного. При этом максимально светлые краскоформы сконцентрированы в центральном пространстве холста и умозрительно выстраиваются в фигуру остроконечного треугольника, основание которого покоится в нижней части произведения. Углы данного треугольника структурированы различными по своей форме, но в равной степени контрастирующими с темным фоном светлыми красочными пятнами.

Вершиной треугольника выступает светлая продолговатая краскоформа, примыкающая к верхней границе живописного полотна и образуемая за счет контраста с темным фоном, практически полностью заполняющего верхнюю часть произведения. Левый угол основания треугольника смоделирован за счет небольшого красочного пятна, ярко выделяющегося благодаря контрасту светлого и темного тонов. Правый угол, хотя и не имеет столь явного очертания, умозрительно прочитывается посредством многочисленных «подсказок», формирующих правую сторону треугольника.

Левая же сторона активно поддерживается за счет двух светлых линейных краскоформ, тянущихся практически по всей длине стороны треугольника.

Таким образом, гармонично соединяющая геометрический конструкт и цветовую схему логограмма произведения Энгра «Эдип и Сфинкс» работает на «выход», «исход» из-ображенного на зрителя. Композиционный треугольник является наиболее насыщенной светом областью, что изначально акцентирует значимость его содержания. Тем самым, высвеченная из темного периферийного пространства центральная зона буквально выступает на воспринимающего произведение человека, предлагая себя в качестве своеобразной «пищи» для дальнейшего воспитания зрителя.

18 стр., 8673 слов

Восприятие произведений искусства на х по разным предметам как ...

... школьников средствами искусства. 2. Определить значение восприятия произведений искусства в эстетическом развитии младших школьников. 3. Выявить и изучить методики обучения восприятию произведений искусства. 4. На основе программы и существующих методик ...

Тот же эффект оказывает и многослойность живописи Энгра. В частности, исследователь Брайан Бааде, проводивший спектральный анализ живописного полотна Энгра [29], утверждает, что, во-первых, художник наносил вплоть до пяти-шести масляных красочных слоев, чтобы добиться желаемого цвета, а во-вторых, использовал очень толстый слой белил для того, чтобы обеспечить гладкую и ровную рабочую поверхность. Избранный художником метод работы с художественным материалом раскрывает образование произведения-вещи как процесс по созданию формы эталона, скульптурной лепке идеала.

Исходя из этого, справедливо утверждать, что вещественная поверхность рассматриваемого произведения воспроизводит объемноэманационную композицию, настраивая, тем самым, зрителя-ученика на восприятие диктатного характера предписаний. На это работает и обращенность основания треугольника логограммы к нижней части произведения, что формирует понятие «устойчивости», строгой упорядоченности элементов живописного полотна. Абсолютное начало максимально возможно проявляет себя в формах, сосредоточенных в центральном пространстве, Единое ограняет себя в форму явленного зрителю-ученику Закона Бытия, требующего своего прочтения.

Материальный статус живописного произведения «Эдип и Сфинкс»

Ж. О. Д. Энгра, таким образом, направлен на приуготовление зрителя к восприятию эталонных знаний, постижению определенной модели Бытия, визуализируемой произведением.

Выступая в качестве учителя, произведение-вещь решает сразу ряд образовательных задач:

  • искушает зрителя-ученика на игровой художественнообразовательный диалог, делая первый шаг посредством соблазнения человека своими чувственно-воспринимаемыми формами, тем самым, возбуждает в зрителе-ученике стремление к просвещению, к восприятию нового;
  • обеспечивает наличие образовательного пространства, предлагая зрителю в качестве объекта познания свою вещественно-иллюзорную форму, четко и закономерно структурированную посредством геометрическицветового конструкта треугольной формы;

— – настраивает зрителя на образовательный процесс, распределяя роли в данном образовательном диалоге, определяя себя в качестве эталонного учителя, вос-питателя, своим «иллюзорно-вещественным телом» дающего жизненно важную «пищу» зрителю-ученику, а зрителя в качестве реципиента, на которого направлен образовательный диктат.

Следующим своеобразным «уроком» на образовательном пути построения художественного образа выступает расчленение композиционного целого на отдельные, самоценные знаки-индексы, формирующиеся в картинном пространстве. Данные индексы можно корректно формализовать как «человек», «мистическое существо», «пещера», «просвет», «останки» и «устрашившийся».

При этом значение перечисленных индексов в пространстве произведения не равнозначно. Профильное изображение человека выступает эгоцентриком-доминатом, подчиняющим себе все остальные элементы представленного целого. Фигура юноши максимально высвечена, а также практически полностью заполняет логограмму произведения, являясь доминирующим персонажем по своим размерам. Важно отметить, что, благодаря избранным художником габаритам картинного полотна, изображение юноши соизмеримо с реальным человеческим ростом, что не просто усиливает заразительность изображения, а позволяет зрителюученику провести саморефлексию за счет сопоставления себя с изображенной человеческой фигурой, умозрительно встав на место картинного юноши.

9 стр., 4182 слов

Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)

... человека. Ребенок был безгранично рад такой неожиданной встрече, постоянно обнимал мужчину, целовал и искренне радовался. Мужчина полюбил мальчика ... делая произведение более трогательным. «Судьба человека» и судьба ... людей и смысл жизни. Сочинение 2 Этот рассказ очень разнообразен трогательными и ... уже год как вспоминает и рассказ Михаила Шолохова, и одноимённый фильм Сергея ... многих зрителей и сейчас слё ...

Изображение человека представлено в профиль, его левая нога попирает каменную глыбу, левая же рука опирается на согнутое колено.

Статичная и уравновешенная поза отражает состояние глубокой задумчивости и внутренней сосредоточенности персонажа. Исследователи отмечают, что поза юноши заимствована Ж.О.Д. Энгром из помпеянских фресок [30, С.815], однако не только поза, но все изображение в целом отсылает зрителя-ученика к Античной традиции. Его тело решено подобно Античной скульптуре: изображение мускулистой фигуры предельно обобщенно, уравновешенно и спокойно, красота человеческого тела максимально подчеркнута; прическа его отсылает зрителя к статуарным куросам. При этом в равной степени подчеркнуты как физическая красота героя, так и его нравственное превосходство, поскольку как поза, так и спокойное, сосредоточенное выражение лица персонажа демонстрирует напряженную интеллектуальную работу. В сознании зрителя-ученика на данном этапе формируется представление об эталонном человеке-герое во всем его совершенстве.

На раскрытие персонажа работают и его атрибуты: розовый плащ, пара копий, устремленных наконечниками вниз, и широкополая шляпа. Наличие последней характеризует персонажа как путника, странника, копья позволяют идентифицировать Эдипа как воина, обладающего оружием и готового к борьбе, розовый же плащ, одетый по подобию римской императорской тоги, является символом царской власти, высшей величественности и значимости.

Персонажем, противопоставленным юноше по своим характеристикам, выступает изображенное в левой верхней части произведения мифическое существо, соединяющего в себе голову и грудь женщины, тело быка или собаки, лапы льва, хвост дракона и крылья птицы. В картинном пространстве существо почти целиком укрыто в тени скалы, оно буквально растворяется во мраке пещеры, ярко освещенной остается лишь женская грудь персонажа, акцентируя, тем самым, внимание зрителя на чувственном, иррациональном начале. Сочетая в себе человеческое, животное и мифическое начала, существо выступает персонификацией ирреальных, мистических сил. При этом оно представлено в напряженной, агрессивной позе: когти на выставленной вперед левой лапе обнажены, крылья расправлены, выражение лица насторожено.

Таким образом, данный персонаж предстает в качестве репрезентанта иллюзорного, мистического мира, сокрытого от человеческих глаз в реальной жизни, Непосредственно под мистическим существом изображены человеческие останки, которые могут быть определены в качестве жертв чудовища. Данный персонаж неоднороден по своей сути, поскольку останки составлены как уже побелевшими костями, так и буквально выступающей на зрителя мертвой человеческой ногой. Данный факт привносит в картинное пространство категорию времени, указывает зрителю на то, что представленный в произведении сюжет не одномоментное явление, а история, умозрительное выстраивание которой требует напряженной интеллектуальной работы.

5 стр., 2428 слов

Описать учительницу. Моя любимая учительница (твip-описание внешности ...

... Детские сочинения на тему "Мой любимый учитель" В сочинении рассматривается роль учителя в жизни любого человека. Сочинения посвящены своей первой учительнице. Большое место в сочинении посвящено отношению учеников к своему учителю. Дается характеристика учителя и ...

Пространством, в котором находятся все представленные выше персонажи, служит пещера. С одной стороны, пещера – это камерное, темное пространство, формирующее в сознании зрителя-ученика такие понятия, как «нутро», «потаённое», «сокрытое», что диктует ему шаг обращения к собственной внутренней жизни, настраивает на анализ собственного душевного бытия. С другой стороны, представленная в произведении пещера имеет как вход, который ярко залит светом, так и выход – просвет с очертаниями города. Такой характер изображения соответствует традиционной символике, которую несет понятие пещеры, а именно, представление пещеры одновременно и как места рождения, и как места погребения, могилы; своеобразного лона земли – места, откуда человек возникает и куда он возвращается после смерти, начала и конца всякого бытия.

Таким образом, образовательная программа индексного статуса художественного образа произведения Ж.О.Д. Энгра «Эдип и Сфинкс» на пути воспитания зрителя-ученика реализует следующие задачи.

  • мутация абстрактных знаков материального статуса в узнаваемых зрителем персонажах обеспечивает его заражение художественнообразовательной болезнью, вынуждает отстраниться от профанного мира, в котором он существовал до момента вступления в диалог с произведением, что обеспечивает полное погружение зрителя-ученика в ситуацию «урока», максимальную концентрацию внимания на диктуемом произведением эталоне;
  • фиксация зрителем множества уникальных персонажейэгоцентриков, актуализирующих на данном этапе сущностные свойства, присущие им лишь в самоценной замкнутости (подчеркнутыми такими свойствами произведения, как «линейность» и «замкнутость»), взращивает в зрителе стремление к познанию граней собственного Эго: увидеть себя через призму иного;

— – демонстрируя в качестве эталона человека-героя в античном понимании совершенства физической и духовной красоты, произведениеучитель толкает зрителя-ученика на анализ собственного тела и душевного бытия, основной целью которого является определение степени соответствия тому труднодостижимому эталону, что диктуется произведением. Зрителю предлагается в буквальном смысле стать героем.

Воспитать героя в себе.

Образовательный диктат продолжает свое движение на этапе анализа зрителем иконико-суммативных отношений, выстраиваемых между персонажами произведения.

Определение человека в качестве доминантного персонажа на предыдущих статусах обращает зрителя к поочередному суммированию с ним дополнительных персонажей с целью наиболее полного раскрытия качеств заявленного эталона.

1. Сумма персонажей «человек» и «мистическое существо» рождает такие понятия, как «диалог», «взаимодействие», «противоборство». Оба персонажа представлены друг против друга, лицом к лицу. Перед зрителем разворачивается борьба двух равноправных сторон, борьба человека, столкнувшегося с мистическими силами.

На данном этапе взаимодействия человека-зрителя с произведениемучителем дальнейший процесс построения художественного образа оказывается невозможным без знания зрителем древнегреческой мифологии.

Сама картина востребует от зрителя-ученика знаточеских сведений, толкает его к мифу в поисках объяснения представленного в произведении.

Следовательно, произведение изначально производит своеобразный отсев зрителей, способных вступить с ним в образовательное взаимодействие, поскольку сущностные характеристики суммы «человек» и «мистическое существо» могу быть раскрыты лишь знающему зрителю, человеку, обладающему качеством образованности, элитарности. Зрителю-ученику диктуется не просто пополнить запас знаточеской информации относительно древнегреческой мифологии, а взрастить в себе стремление к просвещению, к познанию.

4 стр., 1580 слов

Реферат царь эдип

... Любовь дает истинное бессмертие человеческой воле, любовь побеждает слепую силу Рока. Произведение «Эдип-Царь» Софокла, настолько глубокомысленно, настолько сложно, что выделяя из него какую-то ... в преступные соблазны и погубил. Трагический образ победоносного героя, спасителя народа, Эдипа, борющегося против Сфинкса - загадки собственного происхождения, против Судьбы - чудовища, лютого, как зверь, ...

Только знающим зрителем возможна идентификация человека, находящегося в интеллектуальной борьбе с мистическим крылатым существом, в качестве царя Эдипа, а самого существа – в качестве Сфинкс.

Одним из литературных источников, описывающих данное противоборство, является древнегреческий миф о царе Эдипе из фиванского цикла. Согласно данному мифу, страшная Сфинкс, порождение Тифона и Эхидны, поселилась около Фив на горе Сфингионе и по желанию Богов должна была оставаться там, пока кто-нибудь не разрешит загадку, поведанную ей музами. Однако единственным, кто избежал мучительной смерти и ответил на вопрос Сфинкс о том, что существо, которое ходит утром на четырех лапах, днем на двух, а вечером на трех, есть человек, оказался Эдип.

Именно в сумме данные персонажи наиболее полно раскрывают свои сущностные качества. Так, на данном этапе Сфинкс предстает не просто как репрезентант таинственных сил, а предстает в качестве символа мистической тайны, загадки, решение которой есть трудная, но жизненно важная задача каждого человека.

Происходит и своеобразная мутация персонажа-индекса «человек» в узнаваемого мифического героя Эдипа. На воскрешение в памяти зрителя основных вех истории его жизни работают особого рода подсказки-атрибуты Эдипа, в сжатом виде напоминая о них знающему зрителю-ученику. Так, согласно фиванскому мифу, в качестве простого странника, бездомного скитальца отправился Эдип из дома взрастивших его царя Полиба и его жены Меропы в Дельфы с целью раскрытия тайны своего рождения, о чем зрителю говорит широкополая шляпа путника, изображенная Ж.О.Д. Энгром. Острые наконечники копий вызывают аналогию с некими стрелками, указателями, направляющими взгляд зрителя к останкам, что, в свою очередь, напоминает ему об убийстве Эдипом своего родного отца, царя Лая, совершенного им в перепалке на дороге, ведущей в Фивы. Наконец, розовая мантия, ниспадающая с плеча Эдипа, выступает символом царской крови героя и неким предвестником его будущего воцарения на фиванском престоле.

Потенциальная победа юноши в интеллектуальной борьбе «на равных»

с мифическим существом передана благодаря следующим внешним признакам: во-первых, Сфинкс представлена восседающей на своеобразном каменном постаменте, возвышающейся над Эдипом, однако становится ясно, что, распрямившись, Эдип окажется с ней вровень. Во-вторых, спокойствие Эдипа резко противопоставлено агрессии и настороженности Сфинкс, он уже нашел ответ на её вопрос – одна его рука указует на вопрошающую Сфинкс, другая – на самого себя, иными словами, на человека.

Таким образом, произведение демонстрирует возможность победы разумного начала над чувственным и мистическим, способность человека силой своего интеллекта одолеть силы хтонические.

2. Эдип не единственный представитель человеческого мира в картинном пространстве, поскольку на дальнем плане представлен персонаж «устрашившийся» – мужчина, в ужасе стремящийся прочь. Можно выдвинуть две гипотезы, раскрывающие значение данной суммы. С одной стороны, корректно предположить, что произведение демонстрирует зрителю-ученику пример обратной Эдипу модели поведения. В отличие от Эдипа, столкнувшегося лицом к лицу со смертельной опасностью и принявшего вызов судьбы, мужчина в страхе обращается в сторону спасительного пространства просвета. Однако с другой стороны, совпадает характер изображения суммируемых персонажей: обнаженное тело, красная мантия, кудрявые волосы. Отличием является лишь то, что «устрашившийся» имеет тело зрелого мужчины, на возраст указывает и борода. Исходя из этого, правомерно предположить, что данный персонаж визуализирует собой самого Эдипа в тот период его жизни, когда он уже является правителем Фив (из атрибутов при нем остается лишь символ царской власти – красная мантия).

4 стр., 1993 слов

Что такое произведение искусства

... существуют методики и авторские программы, которые используют произведения искусства в качестве методов лечения. Арт-терапия, сказкотерапия — ... Бывает, что такие выражения волеизъявления народа больше похожи на вандализм, тем не менее, и такие проявления искусства внесены ... событий, происходящих на глазах зрителей. По всем критериям зрелищному искусству соответствуют: театральное; эстрадное; оперное; ...

Характер же изображения Эдипа-царя напрямую соответствует той вехе его жизни, которая описана в трагедии

Софокла в следующих строках:

Свершилось все, раскрылось до конца!

О свет! В последний раз тебя я вижу:

Нечестием мое рожденье было, Нечестьем — подвиг и нечестьем — брак!

Эдип поспешно уходит во дворец [31].

Исходя из данной интерпретации, не от Сфинкс бежит персонаж «устрашившийся», а от самого себя в момент раскрытия тайны своего рождения.

3. Суммирование персонажей «человек» и «останки» возможно благодаря тому, что юноша опирается ногой на каменной глыбу, под которой покоятся скелет и мертвое тело. Копья также делают героя сопричастным к этому пространству смерти, указуя на него наконечниками стрел.

Экстраполяция на миф позволяет утверждать, что Эдип попирает не просто останки жертв чудовища, а стоит на костях убитого им отца. Тем самым, остается «зрячим слепцом», отвечая на вопрос, что есть человек, и не зная ответа на главный вопрос – кто есть я сам.

4. Предельно важно пространство пещеры, в котором находится Эдип и остальные персонажи. Стоит отметить, что, согласно мифу, Сфинкс поджидала странников у придорожного камня, преграждая дорогу, ведущую в Фивы, следовательно, пещера есть пространство, умышленно привнесенное автором в данный сюжет.

Пещера, имеющая как вход, так и выход, символ начала и конца всякого бытия, при суммировании с персонажем «человек» настраивает зрителя на прочтение истории жизни Эдипа от начала и до конца.

Произведение Ж.О.Д.

Энгра, таким образом, разворачивает перед зрителемучеником всю земную жизнь царя Эдипа от ее зарождения из лона матери (символическое значение пещеры) вплоть до момента его смерти, местом которой послужила пещера в своем буквальном смысле:

Нет, видно, вестник от богов небесных Ниспосланный его увел; иль бездна Бессветная, обитель утомленных, Разверзлась ласково у ног его.

Ушел же он без стона и без боли, С чудесной благодатью, как никто [31].

Завершающим «уроком» на пути построения художественного образа для зрителя-ученика становится формирование визуального понятия, своеобразного интеграла, снимающего в себе результаты каждого из пройденных статусов.

В картинном пространстве представлена модель Бытия, согласно которой Мироздание определяется дуальным противоборством двух миров, двух начал – чувственного и рационального. Потенциальная победа разумного начала, представителем которого является человек, возможна лишь благодаря применению им своего интеллекта.

39 стр., 19083 слов

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...

... них сложнейшие драматические судьбы героев Шолохова, тема войны в его произведениях раскрывается в работах: Бочарова А. Человек и война. – М., 1978; Бирюкова Ф. Шолохов. – М., 1998; Новикова В. ... и попытка изображения панорамы войны в романе «Они сражались за Родину», анализируется мироощущение человека на войне в романе, эпическое постижение народных судеб в романе М.А. Шолоховым. Во ...

Данное противоборство визуализируется посредством древнегреческого мифа о фиванском царе Эдипе. С одной стороны, основной акцент в произведении ставится на том этапе жизни Эдипа, в котором он проходит своеобразную инициацию, одерживая победу над чудовищем Сфинкс. Основным оружием героя в этой борьбе становится его разум, интеллект, благодаря которому Эдип находит ответ на жизненно важную загадку Сфинкс.

С другой стороны, все произведение представляет собой здесь и сейчас разворачивающуюся драму всей жизни Эдипа. Посредством пещерного пространства воспроизводится момент рождения Эдипа, появление человека из небытия в бытие, его выход из лона земли; останки, которые попирает Эдип ногой, есть останки убитого им собственной рукой отца – царя Лая, не замечая этого, Эдип остается «зрячим слепцом», умело применяющим свой интеллект для ответа на вопрос о сущности человека и не сумевшим обратиться к собственной сути, прочитать божественные знаки. Момент инициации Эдипа в качестве героя воспроизводится посредством центральной сюжетной линии – интеллектуальной борьбы Эдипа и Сфинкс.

Герой представлен в эталонной образовательной ситуации, его взгляд направлен на Сфинкс, однако взгляд самого крылатого чудовища сосредоточен прямо на зрителе, за счет чего происходит своеобразное оборачивание сцены: уже не над Эдипом вершится суд, а зритель попадает в ситуацию жизненно важного «экзамена». Именно ему необходимо познать, что есть человек, что есть я сам, актуализировать в себе стремление не просто к просвещению, но к познанию самого себя с целью обретения искомого соучастия и самоутверждения в Полноте Бытия.

Однако история Эдипа не заканчивается на этом моменте, а находит свое развитие в изображении устрашившегося мужчины, визуализирующего веху жизни царя Эдипа, отмеченную узнаванием тайны рождения, принятия тяжести греховных действий, совершенных им по незнанию. Изображение пещеры, визуализировавшей момент рождения Эдипа, работает и на то, чтобы воскресить в памяти зрителя момент ухода Эдипа в небытие, его исчезновение в горной расщелине, ведущей в преисподнюю. Зритель-ученик оказывается в ситуации острого осознания своей конечной сути, посредством которого и возможно обращение к собственному душевному бытию, переход из быта в бытие.

Таким образом, произведением совершается своеобразный поворот в раскрытии своей сущности: победа разумного начала в борьбе с чувственным и иррациональным ставится под сомнение, указуя, тем самым, человеку на его место в Мироздании. Произведение воспитует зрителя-ученика в качестве самоопределившегося в Полноте Бытия героя, способного разумно постигать окружающий мир при неотвратимости божественного рока.

Проведенный искусствоведческий анализ позволяет выявить художественную идею произведения искусства и, тем самым, смоделировать художественно-образовательный диалог, выстраиваемый между зрителемучеником и произведением-учителем. Именно отношение-диалог зрителя и произведения является местом пересечения диктатного и энтузиазного образовательных аспектов произведения искусства, поскольку каждый из данных аспектов реализуется посредством операционных действий преимущественно одной из сторон диалога. Так, диктатно-образовательный аспект произведения искусства представляет собой воспитание зрителя посредством представления эталонной модели поведения. Образовательный диктат произведения есть максимально объективная составляющая художественного образа, программа по выдвижению образца, идеала, диктуемая произведением.

13 стр., 6188 слов

«Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи» материал

... повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. 2.Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи. 2.1.Понятие натюрморта и виды натюрморта. ...

Образовательный диктат произведения искусства при этом проявляется не единолично и обособленно, путем проявления диктатных операционных шагов произведения, но является стимулом к проявлению энтузиазнообразовательного аспекта произведения изобразительного искусства, иными словами, запускает процесс саморефлексии и саморазвития зрителя-ученика.

Диктуя человеку-зрителю модель эталонного человека, совершенного в своей физической и духовной красоте, провозглашая в качестве идеала разумное постижение Мироздания при неотвратимости судьбы и божественного рока, произведение актуализирует в нем процесс саморефлексии, анализ собственного бытия на предмет соответствия заявленной эталонной модели, провоцируя, тем самым, собственное энтузиазное развитие.

Выводы параграфа 2.1.

Диктатно-образовательный аспект произведения «Эдип и Сфинкс»

Ж.О.Д.

Энгра есть образовательная программа, модель эталонного поведения, которая особым образом проявляется на следующих образовательных этапах, по которым произведение-учитель ведет своего зрителя-ученика:

1. Диктатная образовательная программа берет свое начало на материальном статусе художественного образа: фиксируется диалектика двух пространств – темного и светлого, явленного и сокрытого.

Заключение светлых краскоформ в треугольную форму диктует зрителю представление об исходе, выходе эталона, моделирует представление о том, что Единое, абсолютное начало ограняет себя в чувственно постижимые формы с целью явить человеку определенный Закон Бытия.

2. Образовательный ход произведения на индексном статусе – выдвижение в качестве эталона соизмеримой с реальным человеческим ростом фигуры человека, что движет зрителя-ученика к умозрительному сопоставлению себя с данным персонажем. Произведение не только воспитует зрителя в качестве героя в античном понимании совершенства красоты физической и духовной, но и дает ему возможность сомопостижения в качестве обособленного эгоцентрика, индивидуальности.

3. На иконическом статусе произведение ставит своего ученика в ситуацию некоего жизненно важного «экзамена» – осознание человеком собственной конечной сути. Однако иконическая целостность произведения посредством визуализации здесь и сейчас разворачивающейся драмы всей жизни мифологического героя Эдипа указывает человеку и выход из данного состояния, воспитуя его в качестве победоносного разумного начала. При этом произведение не становится лишь визуализацией сюжета древнегреческого мифа, поскольку именно в процессе отношения с произведением данный сюжет обретает для зрителя личностные смыслы. Именно благодаря картине возможно полноценное о-свое-ние зрителем образовательного потенциала мифа, делание его «своим».

2.2 Энтузиазно-образовательный аспект произведения искусства «Эдип и Сфинкс» Гюстава Моро В предыдущем параграфе была рассмотрена специфика реализации образовательного диктата произведением искусства, иными словами, выявлен эталон, диктуемый зрителю-ученику в процессе художественнообразовательной коммуникации с конкретным произведением изобразительного искусства.

На следующем этапе дипломной работы необходимо проследить особенности проявления обратной тенденции – образовательного энтузиазма произведения искусства, тем самым определив, какой развивающий эффект на зрителя оказывает общение с живописным полотном.

Для полноценной реализации заявленной задачи во втором параграфе второй главы данного исследования предлагается анализ произведения, составляющего своеобразную пару с рассмотренным ранее. Произведение Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс» (приложение Б) было написано художником в 1864 году под впечатлением от одноименного полотна Жана Огюста Доминика Энгра.

Большой вертикальный формат произведения (его размеры 206,4 х 104,8 см) подчеркивает значительность и значимость изображенного, достоинство и образцовость представленных персонажей, возбуждает в зрителе-ученике стремление к «дотягиванию» до эталона, выпрямление человека, уже при первичном контакте зрительского взгляда с живописным полотном возникает понимание необходимости «дорасти» до произведения.

Первичная целостность элементарных ячеек красочного слоя произведения структурирована, во-первых, за счет взаимодействия двух цветовых пространств: светлого, наполненного преимущественно голубыми оттенками и расположенного в верхней части полотна, и нижнего темного, определяемого в большей степени коричневыми оттенками. При этом граница между данными пространствами, хотя и структурируется за счет цветового контраста, не имеет жесткого контура, а линия, формирующая границу, попеременно стремится то к нижней части произведения, то вновь устремляется вверх. Благодаря этому, уже на первичном этапе построения художественного образа в сознании зрителя формируется представление о двух взаимопроникающих мирах, граница между которыми зыбка и изменчива. Данное представление укрепляется посредством особой техники нанесения масляных красок, создающей ощущение просвечивания красочных слоев, их наложение друг на друга в избранных частях произведения.

Во-вторых, материальный статус художественного образа формируется посредством волнообразной линии, которая произрастает из светлого красочного пятна, привлекающего зрительский взгляд к центральной части основания произведения. Движение линии вверх продолжается благодаря повторению светлых краскоформ в левой нижней части картины, не дающих взгляду «уйти в сторону», а также линейных округлых краскоформ в средней правой части изображения, образованных за счет цветового контраста формы и фона. В верхней левой части картинного пространства волнообразная линия формируется темными красочными пятнами и постепенно растворяется у левой верхней границы изображения.

Таким образом, логограмма произведения формирует такие визуальные понятия, как «произрастание», «стремление» и «развитие». Зарождаясь из максимально проявленной и оконтуренной краскоформы и завершаясь своим буквальным растворением, геометрический конструкт, составляющий основу произведения, подобно некому камертону настраивает зрителя на волну личностного роста, развития, душевного устремления к высшим сферам бытия, растворения в них.

Волнообразная линия обращает зрителя и к таким визуальным понятиям, как «растение», «живой организм» (данные понятия поддерживаются изображением конкретных растений в картинном пространстве), что, в свою очередь, отвечает способности материального статуса творить неорганический слой бытия, приближая, тем самым, зрителя к первоприродному началу, к осознанию необходимости познать свое естество.

Свое развитие художественный образ получает на этапе формирования знаков-эгоцентриков в индексном поле художественного образа. Наблюдение позволяет определить, что в картинном пространстве представлено изображение «человека» и «мистического существа» на террасе «горного пространства» в окружении «фигового древа» и «повергнутого» мужчины.

Изображение человека представлено в левой части произведения и практически полностью заполняет собой данное пространство.

Полуобнаженный юноша представлен в замершей, хотя и спокойной позе.

Несмотря на легкий S-образный изгиб, его тело выпрямлено, левой рукой он опирается на копье, локоть покоится на выступе скалы. Взгляд сосредоточен на одной точке, а выражение лица отражает состояние самопогруженности, обращенности внутрь себя, к собственным мыслям.

Изображение человеческой фигуры обладает высокой степенью заразительности, благодаря, во-первых, соизмеримости с реальной человеческой фигурой и, во-вторых, благодаря четкому рисунку, детальной проработке обнаженного тела юноши, чувственной достоверности представленного. Все это активно работает на вхождение зрителя-ученика вобраз, происходит его своеобразное «затягивание» в пространство формирующегося художественного образа.

Сущностные качества персонажа раскрывают и присущие ему атрибуты. За плечами юноши – снятая широкополая шляпа, свидетельствующая о том, что до представленного момента он прошел долгий путь, он странник, пилигрим. Копье, на которое опирается человек, имеет длинную красную рукоять, соизмеримую с ростом юноши в выпрямленном состоянии, что позволяет охарактеризовать его не просто как воина, а как борца с «внутренним стержнем». Сам юноша предстает в качестве оси, на которую предлагается опереться зрителю-ученику на пути собственного развития. Плащ насыщенного изумрудного цвета покрывает тело юноши лишь с одной стороны, оставляя другую практически полностью обнаженной, что раскрывает данный персонаж в качестве составленного из двух сущностей – явленной и сокрытой.

Центральным персонажем правой части является изображение мистического существа, сочетающего в себе грудь и голову прекрасной девушки, крылья птицы, тело собаки, лапы льва и хвост дракона.

Существо представлено в пограничном состоянии между небом и землей, его тело оторвано от земли и представлено в замершем положении некоего прыжка-полета: лапы упираются в вертикальную опору, крылья подняты вверх.

Тело загадочного существа обольстительно изогнуто, вздыблены перья на крыльях, чувственно поднята грудь, лапы напряжены. Голову мистической обольстительницы украшает корона с полосой жемчужин (символ власти), на поясе – красное ожерелье (символ чувственности), волосы собраны в прическу (наряженность, украшенность).

Всем своим естеством таинственное существо направлено на соблазнение, искушение своей жертвы, весь внешний облик выражает женскую привлекательность и коварство.

Рассмотренные выше персонажи расположены на террасе горного пространства. Изображение крутых скал на фоне небес практически полностью заполняют картинное пространство. Данное соотношение формирует понятия Дольнего и Горнего миров, зыбкость границы между которыми была отмечена зрителем еще на материальном статусе.

Другим аспектом, которое раскрывает изображение гор, является формирование таких понятий, как «возвышенность» и «открытость», что настраивает зрителя-ученика на душевно-Духовное устремление в высшие сферы бытия, вознесение в Духе своем. Это напрямую соответствует традиционной символике горы – места, олицетворяющего идею духовного возвышения. Именно гора есть посредническая структура, соединяющая различные сферы бытия – небо и землю, выступающая в качестве пространства Дольнего мира, максимально приближенное к небесной сфере, к Абсолютному началу.

Изображение горного пространства в рассматриваемом произведении, благодаря наличию террас, особым образом соотносится с понятием «лествицы». Постижение данного знака-индекса в качестве лестницы, ведущей к высшим бытийным сферам, открывает перед зрителем возможность умозрительного подъема, своеобразного возвышения над обыденностью. Зрителю-ученику предлагается вступить на сложный путь душевного развития, требующего снятия с себя груза повседневности.

Изображение скал предваряет персонаж «повергнутый мужчина», представленный в основании вертикального полотна. Данный персонаж представляет собой изображение окоченевшего мужского тела, в последние минуты своей жизни стремившегося подняться, выбраться из горного провала. При этом окоченевшая рука повергнутого мертвенной хваткой держится за каменный валун, резко отличающийся по своему цвету и фактуре от окружающего горного пространства. Тем самым, данный фрагмент изображения предстает как инородный, привнесенный в картинное пространство извне.

Необходимо отметить, что останки не остаются обезличенными, на статус «повергнутого мужчины» указывают его атрибуты: красная мантия (символ власти) и золотая царская корона. Следовательно, представлено тело поверженного царя. Таким образом, постижение сущности данного персонажа зрителем обращает его к пониманию того, что приверженность материальным ценностям ведет к неизбежной гибели. Дальнейший диалог с произведением возможен лишь при индивидуальном отказе зрителя-ученика от диктата социума и вещного начала (знаки – корона с драгоценными камнями, царская мантия).

Крайний левый угол картинного пространства занимает изображение «фигового древа». Во-первых, данный индекс напрямую соотносится с визуальными понятиями, сформированными зрителем-учеником на этапе восприятия произведения в качестве недифференцированной целостности, укрепляет в его сознании категорию «роста», «растения».

Во-вторых, фиговое дерево, другими словами, смоковница, имеет богатую символику, экстраполяция на которую позволяет зрителю раскрыть сущность данного персонажа, с одной стороны, синтезирующего в себе два противоположных начала – женское и мужское. Данная символика раскрывается благодаря тому, что фиговый лист имеет мужскую символику лингама, а фига – женскую символику йони.

С другой стороны, смоковница издревле символизировала Древо Познания добра и зла, согласно библейской книге Бытия, посаженного Богом посреди Эдемского сада. В этом смысле фиговый куст раскрывается в качестве символа смерти, поскольку первый человек был предупрежден, что вкушение плодов с Древа Познания приведет его к гибели: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17).

Образовательный энтузиазм движет зрителя-ученика от расчленения представленного целого на знаки-индексы к их объединению в целостную икону, и первым шагом на данном этапе становится выстраивание персонажных сумм.

1. Центральной суммой, выделяемой зрителем в пространстве произведения, выступает персонажная группа «человек» и «мистическое существо». Занимающая центральное и доминантное положение во всем произведении группа объединена и волнообразной логограммой произведения, считанной зрителем еще на этапе материального статуса художественного образа.

Взаимоотношение персонажей в картинном пространстве двояко. С одной стороны, юноша и мистическое существо фактически слиты в единое целое, их позы отражают страстное объятие мужчины и женщины, взгляды прикованы друг к другу. Однако, с другой стороны, активной стороной выступает крылатое существо, подобно хищному животному, набросившемуся на свою жертву. При этом, оказавшись зажатым между скалой и мистическим существом, юноша остается завораживающе спокойным.

На данном образовательном этапе произведение Гюстава Моро, подобно работе Жана Огюста Доминика Энгра, настраивает зрителя на познание, развивая в своем ученике качества начитанности и образованности, поскольку для дальнейшей полноценной коммуникации с данными образцами изобразительного искусства человеку необходимо быть ознакомленным с древнегреческой мифологией.

Знание античного мифа позволяет зрителю определить персонаж «человек» в качестве Эдипа, а изображенную сцену как момент его противоборства с мистическим существом Сфинкс. Литературный сюжет помогает определить сущностную связь, объединяющую данную пару.

Представлен не просто фиванский царь Эдип, подошедший к жизненно важной вехе своего земного пути, но представлен человек в момент поиска ответа на вечную загадку – что есть я сам, человек, пытающийся проникнусь в загадку своей судьбы, олицетворяемой коварной Сфинкс. Победа Эдипа над Сфинкс, а значит, и возможность постижения человеком тайны своего бытия в картинном пространстве представлена неявленно. Однако несмотря на то, что Эдип буквально зажат в тиски между чудовищем и скалой, его поза спокойна, а тело окружает куст лавра – извечного символа победителя.

Таким образом, восприятие данной пары персонажей рождает понятие противоборства диаметрально противоположных сил – жизни-смерти, чувственности-разума. При этом оба персонажа, по сути, есть единое целое, то внутреннее противоборство, что наполняет каждого человека.

2. Сопоставление собственного «я» с человеческим персонажем, представленным в картинном пространстве, толкает зрителя-ученика на дальнейший поиск сущностных характеристик данного героя. Сумма «человек» и «фиговое дерево» раскрывает юношу не просто, как стремящегося познать самого себя, отгадать тайну своей судьбы, а как совершающего попытку вкусить плод Древа Познания, тем самым, напротив, приближающего час своей гибели. Стремление Эдипа к знанию оборачивается стремлением к смерти, ибо вкушение этого плода греховно.

3. Сумма персонажей «человек» и «повергнутый» рождает два варианта разворачивания своей чувственно явленной сущности.

С одной стороны, персонаж «повергнутый» визуализирует максимальное проявление вещественности, поскольку мертвое тело олицетворяет лишь плотское начало, лишенное своей душевной составляющей. Изображение красной ткани и короны, украшенной драгоценными камнями, усиливает символику материального начала, «вещности». «Человек» же представлен на ступень выше материи, попирающим вещественность и плотскость, буквально закалывающим ее копьем.

С другой стороны, на индексном статусе была отмечена инородность персонажа «повергнутый», его привнесенность извне. Именно в сумме с персонажем «человек» в значении царя Эдипа у зрителя-знатока срабатывает так называемый «код узнавания», происходит некий возврат к предыдущим опытам композицирования, что позволяет ему обнаружить сходство в изображении «повергнутого» с персонажем из произведения Ж.О.Д. Энгра на аналогичный сюжет. В работе Ж.О.Д. Энгра характерным атрибутом Эдипа является красная мантия, представленная и в картине Г. Моро. Эдип у Ж.О.Д.

Энгра представлен и в период царствования (в изображении «устрашившегося»), в картине Г. Моро присутствует изображение золотой короны.

Таким образом, данная сумма может быть проинтерпретирована как некое попирание той сущности, что была заложена Ж.О.Д. Энгром в визуализации древнегреческого мифа, то есть идеи превосходства человеческого разума над чувственным началом, возможности с помощью интеллекта постичь тайну своего бытия. Это толкает зрителя-ученика на дальнейший поиск сущности произведения Г. Моро, а также обращает его к осознанию развития внутри системы произведений изобразительного искусства, внутреннему образовательному процессу художественной культуры.

4. Представление Эдипа в горном пространстве, во-первых, отражает сложность его пути. Духовное возвышение невозможно без физически трудного путешествия по собственной жизни. Во-вторых, горные вершины есть место царствования одиночества. Путь духовного возвышения – это индивидуальный путь каждого, человек всегда одинок на пути познания самого себя, в путешествии к тайне собственной судьбы. Путь этот возможен только для одного человека, и у каждого – он свой.

Завершающим этапом образовывания зрителя-ученика посредством общения с данным произведением искусства выступает сложение целостного изображения, иными словами, иконы произведения. Результатом объединения всех знаков, представленных в произведении, выступает иконический статус художественного образа.

В художественном пространстве представлен человек в момент поиска ответа на самые главные вопросы своей жизни – что есть человек, что есть я сам, в чем смысл моего бытия? Олицетворением данных вопросов выступает хищное мистическое существо, что определяет познание человеком тайны своей судьбы как опасный путь «по острию ножа», путь на грани жизни и смерти. Познание человеком своего бытия есть вкушение плода с Древа Познания, а значит, представляет шаг, ведущий к гибели. Приближение к данному знанию есть приближение к смерти. Произведение демонстрирует и саму смерть – изображение персонажа «повергнутый» есть визуализация исхода стремления познать собственную суть только лишь интеллектом, разумом.

Произведение на данном образовательном этапе проводит своеобразный экзамен своего ученика: зритель, постигающий данный художественный образ, оказывается в ситуации острого осознания своей конечной сути.

Однако в художественном пространстве дается и выход из этого критического состояния. Неким указателем, своеобразным проводником, помощником зрителя в данной ситуации выступает особо выделяющийся своей максимальной линейностью элемент изображения – красное копье Эдипа. Данный знак объединяет собой верхний и нижний регистры картинного пространства, выступает в качестве указателя, ведущего от вещественности и материи к небесной сфере – символу бесконечного начала.

Зрителю-ученику показывается путь духовного возвышения, путь от смерти к вечной жизни. Данный путь поддерживается и логограммой произведения, прочитанной зрителем еще на этапе материального статуса и представляющей собой волнообразную линию, берущей свое начало в окостеневшей руке «поверженного», проходящей через его ногу к ноге Эдипа, затем увлекающей зрительский взгляд к изгибу спины Сфинкс и выходящей в небесную сферу через руку Эдипа и далее, посредством темных красочных мазков, формирующих скалу и небесное пространство.

Таким образом, произведение искусства «Эдип и Сфинкс» Гюстава Моро моделирует невозможность интеллектуального и разумного постижения своего бытия и Мироздания в целом, но направляет своего зрителя на сложный и индивидуальный путь собственного душевноДуховного возвышения.