Основные представители русской исторической науки

Дипломная работа

Татищев Василий Никитич

(19.04.1686 — 15.07.1750)

Основоположник исторической науки в России, географ, государственный деятель. Окончил в Москве Инженерную и Артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне (1700-1721), выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I. В 1720-1722 и 1734-1939 годах директор казенных заводов на Урале, руководитель Оренбургской экспедиции, основатель Екатеринбурга, Оренбурга, Орска. В 1741 — 1745 годах — астраханский губернатор.

Татищев подготовил первое русское издание исторических источников, введя в научный оборот тексты «Русской правды» и Свода законов 1550 г с подробным комментарием, заложил основу для развития этнографии и источниковедения в России. Им создан обобщающий труд по русской истории, написанный на основе многочисленных русских и зарубежных источников — «Русская история с древнейших времен», составлен первый русский энциклопедический словарь.

Впервые в отечественной историографии Татищев попытался выявить закономерности развития общества, обосновать причины возникновения государственной власти. Он выступил рационалистом, связав исторический процесс с развитием «интеллектуального просвещения». Из всех форм правления в России Татищев явно предпочитал автократию. Татищев впервые в отечественной историографии дал общую периодизацию истории России: господство единовластия (862-1132), нарушение единовластия (1132-1462), восстановление единовластия (с 1462).

Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)

(18 .09. 1705— 11.10. 1783)

Русский историк, профессор Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Родился в пасторско — ученой семье. Его отец был ректором гимназии, мать происходила из семьи профессора богословия Бодинуса. По окончании гимназии в 1722 Миллер поступил в университет Ринтельна, а в 1724-25 обучался у известного философа и историка И. Б. Менке в Лейпцигском университете, где получил степень бакалавра. Однако вскоре он принял предложение о работе в Петербургской Академии наук и в ноябре 1725 г прибыл в Россию.

Первоначально преподавал в академической гимназии, был помощником академического библиотекаря И. Д. Шумахера и участвовал в организации архива и библиотеки Академии наук. Миллер создал приложение к петербургским «Ведомостям», «Ежемесячным историко-генеалогическим и географическим заметкам» в «Ведомостях», которое было первым российским литературным и научно-популярным журналом. В 1730 Миллер был избран профессором Академии. В 1732 он основал первый русский исторический журнал — Sammlung Russischer Geschichte, где впервые (на немецком языке) были опубликованы отрывки из Начальной русской летописи. На долгие годы журнал стал важнейшим источником знаний по истории России для просвещенной Европы. В то же время Миллер составил и опубликовал план изучения и публикации важнейших исторических источников по истории России.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность). История возникновения музеев как своеобразных ... были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: ...

В 1733 году в составе академического отряда Большой Камчатской экспедиции Миллер отправился в Сибирь, где в течение десяти лет изучал документы из местных архивов, собирал географические, этнографические и лингвистические данные по истории Сибири. Он собрал коллекцию уникальных исторических документов 16-17 вв.. Он написал первые самостоятельные научные труды, составил словари языков местного населения, в совершенстве владел русским языком.

Вернувшись в Санкт-Петербург в 1743 году, Миллер начал обрабатывать собранные материалы и писать главное произведение своей жизни: многотомную историю Сибири». Параллельно работал над картографией и писал статью «Новости сибирских аукционов». В 1744 году он выступил с планом создания исторического отдела в Академии наук и разработал программу изучения истории России. В 1747 решил навсегда остаться в России, принял российское подданство и получил должность историографа

В 1754 г. Миллер был назначен секретарем конференции Академии наук, а в 1755 г ему было поручено редактирование академического журнала «Ежемесячные труды».

Миллер внес существенный вклад в развитие отечественного архивоведения: им были разработаны принципы систематизации и описания архивных документов, он явился воспитателем первого поколения русских профессиональных архивистов , фактически основал библиотеку архива (на сегодняшний день одно из ценнейших книжных собраний Москвы).

Написал книгу «Известия русской знати», составил историческое описание городов Московской губернии. Активно занимался Миллер и издательской деятельностью.

Болтин Иван Никитич

(01 .01.1735 — 06. 10.1792)

Русский историк, государственный деятель. Родился в дворянской семье. В 16 лет Болтин был зачислен рядовым в конногвардейский полк; в 1768 г. вышел в отставку с чином генерал-майора и вскоре был определен директором таможни в Василькове; через 10 лет был переведен в Петербург, в главную таможенную канцелярию, а по ее закрытии, в 1780 г., назначен в военную коллегию, сначала прокурором, а потом членом коллегии; Болтин много ездил по России и хорошо ознакомился с различными сторонами народного быта. Он собрал большой архив сведений о русской древности из летописей, писем и сочинений, опубликованных в то время. Сначала Болтин попытался представить результаты своих исследований в виде историко-географического словаря, который, выполняя задуманное, разбился на два самостоятельных: собственно историко-географический словарь и славянский толково-русский словарь. И тот и другой остались, однако, не законченными. Однако работа над составлением словаря послужила дальнейшей подготовкой Болтина к роли русского историка. Научные интересы Болтина сформировались на основе знакомства с исторической литературой, в том числе с трудами В.Н. Татищева и французских просветителей.

У Болтина очень цельное мировоззрение. По своим теоретическим воззрениям он близок к представителям тогдашнего механического направления исторической мысли, примкнувшего к Бодену в своем истоке. А для Болтина закономерность исторических явлений — центральная идея, которой руководствуются исторические исследования. Историк должен, по его мнению, излагать «обстоятельства, нужные для исторической связи и объяснения последственных бытий»; подробности допустимы только при условии, если они служат к выяснению последовательности явлений; в противном случае это будут «пустые разговоры». Основным типом «последовательности бытия» Болтин считает причинно-следственную связь, так как она проявляется в факте воздействия физических условий на человека.

7 стр., 3330 слов

История России в произведениях Пушкина и Лермонтова

... на трагедии одного ребенка. Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в ... в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских ... возвратить живого челочка […] Тема свободы в лирике Лермонтова (сочинение) Зададим себе вопрос: “А ...

Мораль или национальный характер для Болтина является фундаментом, на котором строится государственный порядок: наблюдаемые в истории изменения «в законах» происходят «пропорционально изменам морали». А отсюда следует и практический вывод: «Удобнее законы сообразить нравам, нежели нравы законам; последнее без насилия сделать не можно». Болтин применяет эти теоретические взгляды для объяснения русского исторического процесса. Россия «ничем не похожа» на другие европейские государства, потому что ее «физические позиции» слишком разные и ход ее истории складывался совершенно иначе. Болтин начинает историю России с «прихода Рюрика», который «дал возможность смешать» русских и славян. Поэтому приход Рюрика к Болтину представляется «эпохой зачатия русского народа», потому что эти племена, ранее различающиеся по сословиям, путем смешения образовали новый народ.

Болтин выступил с критикой норманской теории, и сделал ценные наблюдения по истории феодальных отношений: выделял в особый период время удельного дробления, в русской феодальной иерархии увидел аналогию с европейским вассалитетом, впервые поставил вопрос о происхождении крепостного права в России. Болтин рассматривал российский исторический процесс как процесс, управляемый общими для всех народов законами. По сути, древние законы тождественны «Русской Правде», в которую внесены лишь незначительные изменения «в разнице времен и происшествий. Различие в нравах, созданное удельным раздроблением, сохраняло свое значение и при начавшемся потом процессе политического объединения Руси, явившись препятствием к установлению единого государственного порядка при Иване III и Василии III.

Болтин высказывает ряд интересных соображений по социальной истории России, например, по истории крестьянства и дворянства, по вопросу о холопстве; но эта сторона осталась вне его основной исторической схемы. По цельности и вдумчивости своих взглядов на историю России Болтин намного превосходит как своих современников, так и многих последовавших за ним историков. Болтин был хорошо знаком с представителями западного просвещения (например, с Вольтером, Монтескье, Мерсье, Руссо, Бейлем и другими), но при этом не утратил чувства живой связи настоящего с родной стариной и умел ценить значение национальной индивидуальности. По его убеждению, Русь выработала свои нравы, и их надо беречь, — иначе мы рискуем стать «непохожими на себя»; но она была бедна просвещением, — и Болтин не против того, чтобы русские заимствовали «знания и искусства» у западных соседей.

11 стр., 5288 слов

Наука, образование и искусство России в 18 веке

... начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик ... пристального и углубленного внимания специалистов становится изобразительного искусство петровского времени. Открываются выставки, публикуются монографии, посвященные этому яркому периоду в истории русской ...

Болтина, его общие построения и периодизация русской истории имели положительное значение для русской исторической науки. В области источниковедения Болтин четко сформулировал задачи по отбору источников, сравнению и критическому анализу.

Щербатов Михаил Михайлович

(1733 — 1790)

Родился в княжеской семье в 1733 г. Первоначальное образование получил дома. С 1750 г. служил в лейб-гвардии Семеновском полку, но после манифеста 18 февраля 1762 г. вышел в отставку.

На госслужбе, на которую он поступил рано, Щербатов имел полную возможность ознакомиться с ситуацией в России. В 1767 г. он, в качестве депутата от ярославского дворянства, участвовал в комиссии для составления нового уложения, где очень рьяно отстаивал интересы дворянства и всеми силами боролся с либерально-настроенным меньшинством.

Незадолго до этого Щербатов под влиянием Миллера начал изучать историю России. В 1767 г. Щербатов имел доступ к патриархальной и типографской библиотекам, где собирались летописные списки, присланные по приказу Петра I из разных монастырей. На основе 12 списков, взятых оттуда, и 7 собственных, Щербатов взял составление рассказа. К 1769 г. он дописал 2 первые тома. Тогда же начинается усиленная издательская деятельность Щербатова. Он печатает: в 1769 г., по списку патриаршей библиотеки, «Царственную книгу»; в 1770 г., по повелению Екатерины II — «Историю свейской войны», собственноручно исправленную Петром Великим; в 1771 г. — «Летопись о многих мятежах», в 1772 г. — «Царственный летописец». В 1770 г. он получил разрешение пользоваться документами московского архива иностранной коллегии, где хранились духовные и договорные грамоты князей с половины XIII века и памятники дипломатических сношений с последней четверти XV века. Энергично принявшись за разработку этих данных, Щербатов в 1772 г. окончил III, а в 1774 г. — и IV том своей работы.

В 1776 — 1777 гг. он составляет замечательную работу по статистике, понимая ее в широком смысле школы Ахенвалля, то есть в смысле государствоведения. Его «Статистика в рассуждении России» включала 12 рубрик: 1) пространство, 2) границы, 3) плодородие (экономическое описание), 4) многонародие (статистику населения), 5) веру, 6) правление, 7) силу, 8) доходы, 9) торговлю, 10) мануфактуру, 11) народный характер и 12) расположение к России соседей. В 1778 г. он сделался президентом камер-коллегии и был назначен присутствовать в экспедиции винокуренных заводов; в 1779 г. был назначен сенатором.

До самой смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими проблемами, излагая свои взгляды в серии статей. История его тоже подвигалась очень быстро.

Щербатов ввел в ученое пользование новые и очень важные списки, как синодальный список Новгородской летописи (XIII и XIV века), Воскресенский свод и другие. Он был первым, кто правильно составил анналы, не объединяя чтения разных списков в единый текст и не отделяя свой текст от текста источников, на которые он делал точные ссылки.

Щербатов очень хорошо знакомил с историей России, составляя и издавая акты. Благодаря его истории , наука овладела первостепенной важности источниками, как: духовными, договорными грамотами князей, памятниками дипломатических сношений и статейными списками посольств; произошла, так сказать, эмансипация истории от летописей и указана была возможность изучения более позднего периода истории, где показания летописи оскудевают или совсем прекращаются. Наконец, Миллер и Щербатов издалека опубликовали и частично подготовили к печати большой архивный материал, особенно петровских времен. Материал, полученный из летописи и деяний Щербатова связывает прагматически, но его прагматизм особого рода — рационалистический или рационалистический — индивидуалистический: творец рассказа — личность. Покорение Руси монголами он объясняет чрезмерной набожностью русских, убившей прежний воинственный дух. В соответствии со своим рационализмом Щербатов не признает возможности чудесного в истории и холодно относится к религии. По видению природы начала русской истории и ее общего хода Щербатов ближе всего к Шлезеру.

3 стр., 1171 слов

(B). Стереотипы о Русских и России

... Другие стереотипы о Русских связанны с водкой и балалайкой (что когда мы пьём первую, мы играем на второй). Знаете, то что в России ... учувствуют в управлении ею. В итоге у русских сложился стереотип о них, как о строгих, аккуратных и до жути пунктуальных людях. ... не видела этих зверей. Вы видите теперь, что некоторые стереотипы о Русских являются мифом и их нельзя воспринимать серьёзно. В заключение ...

Цель составления своей истории он видит в лучшем знакомстве современной ему Россией, то есть смотрит на историю с практической точки зрения, хотя в другом месте, основываясь на Юме, доходит до современного взгляда на историю, как науку, стремящуюся открыть законы, управляющие жизнью человечества. Щербатов- убежденный защитник дворянства. Его политические и социальные взгляды недалеко ушли от той эпохи.

Рассудочность века наложила сильную печать на Щербатова. Его взгляды на религию особенно характерны: религия, как и образование, должна быть строго утилитарной, служить поддержанию порядка, тишины и спокойствия, потому что духовенство — офицер полиции.Другими словами, Щербатов не признает христианской религии любви.

Карамзин Николай Михайлович

(1.12.1766 — 22.05.1826)

Русский историк, писатель, публицист. Родился в с. Михайловка, ныне Бузулукский уезд Оренбургской области в семье помещика Симбирской губернии. Получил домашнее образование, затем учился в Москве в частном пансионе Фовеля (до 1782 г.); посещал также лекции в Московском университете.

В 1782 году Карамзин уехал в Петербург и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Все свободное время Карамзин отдавал занятиям литературой.

Мировоззрение и литературные взгляды сформировались под влиянием философии Просвещения и творчества западноевропейских писателей-сентиментальных. В 1789 году совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию издавал «Московский журнал» — первый номер вышел в январе 1791 г.

До Карамзина в российском обществе было широко распространено убеждение, что книги написаны и изданы для каких-то «ученых», и поэтому их содержание должно быть как можно более важным и практичным. Карамзин отказался от помпезного и пафосного стиля и стал использовать живой и естественный язык, близкий к разговорной речи. Карамзин опубликовал в журнале подробные статьи о знаменитых европейских классиках. Он же стал родоначальником театральной критики.

В следующих номерах журнала Карамзин опубликовал несколько своих стихотворений, а в июльском номере — рассказ «Бедная Лиза». Это небольшое произведение было первым признанным произведением русской сентиментальности.

7 стр., 3391 слов

Употребление буквы ‘Ё’ в истории русской письменности

... временем буква ё стала исчезать из письменности. К тому же в некоторых печатных изданиях ё заменялась другими буквами, в результате чего получилось двойное написание ряда слов. В 1956 году был издан «Свод правил русской орфографии ...

В 1802 г. Карамзин стал выпускать «Вестник Европы». Помимо литературных и исторических статей, Карамзин включил в свой «Вестник» политические обзоры, репортажи из области науки, искусства и образования, а также произведения изящной литературы.

В апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Но уже на другой год, после рождения дочери, она умерла. В 1804 г. Карамзин женился во второй раз на Екатерине Андреевне Колывановой, внебрачной дочери князя Вяземского, с которой прожил до ее смерти.

В 1803 году он получил от Александра I поручение написать историю России. В начале XIX века Россия была чуть ли не единственной европейской страной, которая еще не имела полного и публичного отчета о своей истории. Существовали летописи, но читать их могли только специалисты.

С октября того же 1803 г. — историограф Его Императорского Величества (специально учрежденная для Карамзина должность).

Позднее (1818) — почетный член Петербургской Академии Наук. Он отождествляет историю страны с историей государства, с историей самодержавия.

В ходе своей работы Карамзин собирал горы отрывков, читал каталоги, листал книги, повсюду рассылал письма-запросы. Его целью было создать национально-социально значимое эссе, не требующее специальной подготовки для его понимания. Это должна была быть не сухая монография, а высокохудожественное литературное произведение, рассчитанное на широкую публику. Ничего не добавляя к документам, которые он готовил, он подбадривал их сухость своими трогательными комментариями. В результате из-под его пера вышла гениальная работа, которая не могла оставить равнодушным ни одного читателя. Подготовлено и издано 12 томов, изложение доведено до 1611 года. «История Государства Российского» стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы. Стремление совместить легкость изложения с полнотой заставило Карамзина почти в каждом предложении делать особую ноту. В результате «Примечания» по длине фактически стали такими же, как и основной текст. Таким образом, «История» Карамзина как бы разделена на две части — «вымышленную», предназначенную для легкого чтения, и «академическую» — для вдумчивого и глубокого изучения истории. Она прервалась только на несколько месяцев в 1812 г. в связи с занятием французами Москвы. Весной 1817 г. «Историю» начали печатать сразу в трех типографиях — военной, сенатской и медицинской. Первые восемь томов появились в продаже в начале 1818 г. и породили неслыханный ажиотаж. С этого времени каждый новый том «Истории» становится общественно-культурным событием. Последний, 12-й том Карамзин писал уже тяжело больным.

Закончить его он не успел. Великий писатель и историк умер в 22 мая 1826 .

Погодин Михаил Петрович

(1800 — 1875)

Российский историк, писатель, академик Петербургской АН. Сын крепостного «домоправителя» у графа Строганова. В 1818 г. поступил в Московский университет. Окончив курс в 1823 г., Погодин через год защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», где явился защитником норманской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которой стоял Каченовский. В 1826—1844 профессор Московского университета. Изначально ему было поручено читать всеобщую историю первокурсникам. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории, в 1841 г. избран в члены второго отделения Академии Наук (по русскому языку и словесности); был также секретарем «Общества Истории и Древностей Российских» и заведовал изданием «Русского исторического Сборника», где поместил важную статью «О местничестве».

14 стр., 6937 слов

История русской музыки

... культурной жизни России В XVIII веке, благодаря усилиям ПетраI, сблизилась русская и европейская культура. В русской литературе ... русской музыки Вкус к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского ... стимулировалось формированием России как сильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории. Музыкальная ...

К концу профессуры Погодина относится начало его публикации «Очерков, лекций и записок», на которых основывается значение Погодина как историка.. В то же время Погодин начал собирать свой «Старый склад», в котором было много памятников русской старины, как письменных, так и материальных.

Погодин несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкой и Палацким. Эта поездка, несомненно, способствовала сближению российского научного мира со славянским. С 1844 г. специально — ученая деятельность Погодина замирает и возрастает только к концу его жизни.

Погодин в своих взглядах придерживался так называемой теории официальной национальности и вместе с профессором Шевыревым присоединился к партии, отстаивавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: «Московском Вестнике» (1827 — 1830) и «Москвитянине» (1841 — 1856).

Отсутствие философского образования и неблагоприятные внешние условия не позволили Погодину развиться в мыслителя и общественного деятеля на ту роль, на которую он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии.

Шахматов Алексей Александрович

(1864 — 1920)

Российский филолог, академик Петербургской АН (1894).

Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в т. ч. славянским), финскому и мордовскому языкам. Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916).

Соловьев Сергей Михайлович

(5.05.1820 — 4.10.1879)

Русский историк, родился в Москве в семье священника. В 1842 году окончил Московский университет. В 1845 году начал читать курс русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию, а в 1847 году — докторскую. С 1847 года профессор Московского университета.

В 1864-1870-х годах Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871-1877 годах — ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей Российских, а также директором Оружейной палаты..

Главным делом жизни Сергея Михайловича явилось создание «Истории России с древнейших времен». В 1851-1879 годах вышло 28 томов, а последний 29, доведенный до 1775 года, вышел посмертно.

Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевания, а внутренние процессы.

15 стр., 7494 слов

Георгий Иванов (из истории русской эмиграции)

... писали гневные опровержения на его «анекдотические истории»? Надо сказать, что мемуарно-философская и литературно-критическая публицистика, также дневники Георгия Иванова являются продолжением его художественной прозы. Дневники ... сотни и тысячи русских людей в эти трагические для России годы использовали свои силы, дарования и ставшую их уделом свободу для творчества, которое бесследно развеяться ...

Ученый отмечал своеобразие в развитии России, заключавшееся по его мнению, прежде всего в географическом положении страны (между Европой и Азией), вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками.

Сводя историческое развитие в конечном счете к изменению государственных форм, Соловьев отводил общественно-экономической жизни страны второстепенную роль по сравнению с историей политической. Огромный исторический материал изложен им в «Истории России с древнейших времен» на основе идеи исторической закономерности, все факты связаны в единую стройную систему. Благодаря этому ученый дал исключительную по силе и выразительности целостную картину русской истории на протяжении веков. Его труды оказали глубокое влияние на всех последующих русских историков.

Щапов Афанасий Прокофьевич

(5.10.1831 — 27.2.1876)

Русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852—56 учился в Казанской духовной академии. В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новый специфически русский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)», в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (1863).

Щапов вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапова со славянофильством вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не только то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной.

В 1860 г. Щапов был приглашен профессором русской истории в университет, где имел выдающийся успех.16 апреля 1861 произнёс революционную речь на панихиде по жертвам Бездненского выступления 1861, был арестован и препровожден в Петербург. Министр внутренних дел Валуев взял Щапова на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольничьим делам, но Щапов не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. В 1862 уволен со службы и находился под полицейским надзором. Сотрудник журналов: «Отечественные записки», «Русское слово», «Время», «Век» и др В 1864 г. Щапов, по подозрению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, был сослан в Иркутск, где продолжал много работать, главным образом по местным вопросам. В 1866 участвовал в качестве этнографа в экспедиции Сибирского отдела Русского географического общества в Туруханский край Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут, действительно, идти в сравнение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов ( умер от туберкулеза.).

Щапов — автор многих работ по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. Труды Щапова разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы отдельно.

15 стр., 7041 слов

История русской литературы

... М.: «Высшая школа», 2002.С.7). Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Границы курса (Внешние и внутренние. ... пространство» создаёт уникальную для историков литературы ситуацию, позволяющую осмыслить художественный феномен отечественной литературы во всём многообразии и ... ХХ столетия уже переваливает через рубеж десяти лет (Акимов В.М. Великие и трудные судьбы: Страницы ...

Чичерин Борис Николаевич

(26.5.1828 — 3.2.1904)

Русский философ, историк, публицист и общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета (1849).

В 1853 защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.», с 1861 — профессор кафедры русского права. В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866).

В 1868 вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вёл научную работу, участвовал в деятельности земства. В 1882—83 московский городской голова, уволен в отставку по приказанию императора Александра III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намёк на требование конституции.

С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. В сентябре 1858 Чичерин ездил в Лондон для переговоров с А. И. Герценом об изменении направления пропаганды Вольной русской типографии. Попытка Чичерина склонить Герцена к уступкам либералам закончилась полным разрывом, который стал этапом размежевания либерализма и демократии в русской общественной мысли 2-й половины 19 в. Чичерин отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Чичерин — виднейший теоретик государственной школы в русской историографии, создатель теории «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах. В области философии Чичерин — крупнейший представитель правого гегельянства в России. В последние годы жизни Чичерин написал ряд работ по естественным наукам (химии, зоологии, начертательной геометрии).

«Воспоминания» Чичерина — ценный источник по истории общественной жизни и движения 2-й половины 19 в.

Строев Павел Михайлович

( 27.7.1796 — 5.1.1876)

Русский историк и археограф, член Петербургской АН (1849).

В 1813—1816 учился в Московском университете. В 1814 издал учебную «Краткую Российскую историю в пользу российского юношества», для своего времени весьма удовлетворительный учебник, продержавшийся в обращении до 30-х гг. 19 в. Одновременно начал печатать в журнале «Сын Отечества» статьи по русской истории( главным образом о необходимости составления правильных родословных владетельных русских князей, с указанием на все трудности подобной работы).

В 1815 г. Строев, не кончив курса, поступил на службу в архив министерства иностранных дел главным смотрителем в Комиссии печатания государственных грамот и договоров. 1816 — 1826 гг. — время деятельности Строева в так называемом кружке графа Румянцева. В 1817—1818 г. совершил поездку по монастырям Московской губернии и изучал их архивы. В результате этой поездки были найдены Изборник 1073, произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Судебник Ивана III. В эти годы Строев издает «Подробное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Волоколамского монастыря» — первое по времени ученое описание рукописей в русской литературе.

В 1823 он был избран членом Московского общества истории и древностей российских. По инициативе Строева началась в 1828 деятельность Археографических экспедиций, с 1834 — Археографической комиссии. В 1829—34 Строев обследовал архивы в северных областях России, а затем в Поволжье, Московской, Вятской и Пермской губерниях. Издатель памятников, тщательный описатель рукописей, Строев оказал крупные услуги русской историографии и во многом обусловил ее успехи в половине XIX столетия. Огромное количество свежего и ценного материала, внесенного в оборот Строевым, обновило русскую науку и дало историкам возможность с большей полнотой и разносторонностью исследовать наше прошлое.

Ключевский Василий Осипович

(16.01.1841 — 12 .05.1911)

Русский историк. Родился в семье священника. В 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году начал преподавательскую деятельность. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию, в 1882 году — докторскую диссертацию. С 1879 года доцент, с 1882 года профессор русской истории Московского университета, с 1889 года — член корреспондент Петербургской Академии наук, с 1900 — академик, а с 1908 года — почетный академик по разряду изящной словесности. Тайный советник.

В своих трудах В.О. Ключевский концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов в истории общества, что было новым явлением в русской дооктябрьской историографии.В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский отвел много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в беломорском крае» (1867-1868) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) он пришел к выводу о решающем значении географического фактора в колонизации и истории России. Колонизацию Ключевский, в противовес С.М. Соловьеву, рассматривал как процесс, обуславливаемый не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) Ключевский пытался проследить общественно-политическое развитие страны в 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Развитие классов Ключевский связывал с материальной стороной жизни общества, подчеркивая различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако Ключевский не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенародным началом.

Среди крупных работ историка «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890-92), «Императрица Екатерина II. 1786-1796 гг.» (1896), «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901).

В Московском университете Ключевский читал с начала 80-х годов общий курс истории России с древнейших времен до XIX века. Имя Ключевского пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором, великолепным стилистом.

Устрялов Николай Герасимович

(04.05.1805 — 08.06.1870)

Профессор Петербургского университета, академик Императорской Академии Наук. Окончил курс в Петербургском университете. В 1824 г. он поступил на гражданскую службу. В 1827 г., по конкурсу, занял место учителя истории в петербургской гимназии. В 1830 г. он издал перевод сочинения Маржерета на русский язык, снабдив его примечаниями; в 1832 г. издал в пяти частях «Сказания современников о Дмитрии Самозванце», а в 1833 г., в 2 томах — «Сказания князя Курбского». Он получил за них две Демидовские премии и кафедры в педагогическом институте, военной академии и морском корпусе. В 1831 г. Устрялов начал читать в Петербургском университете лекции по всеобщей и русской истории, а с 1834 г. — по одной только русской. Лекции свои он посвящал разбору первоисточников и критике мнений историков по разным вопросам.

Устрялов первый из русских историков стал отводить в своих лекциях видное место истории литовского государства. В 1836 г. Устрялов получил степень доктора истории за рассуждение о системе прагматической русской истории и был, затем избран в Академию Наук. В 1837 — 1841 гг., в виде пособия к своим лекциям, он издал в 5 томах «Русскую историю», дополнением к которой в 1847 г. явилось «Историческое обозрение царствования императора Николая I», исправленное по рукописи Устрялова самим императором. Устрялов написал два кратких учебника для гимназий и реальных училищ. Учебники Устрялова были единственными, по которым училось русское юношество до 60 годов 19 в. Самым важным трудом, которому посвящал свои силы Устрялов в последние 23 года своей жизни, была «История царствования Петра I». Получив в 1842 г. доступ в государственный архив, Устрялов извлек из него много важных документов. Труд его остался незаконченным (вышли только тт. 1-4, 6, 1858-1859, 1863), но содержит ряд ценных источников. В «Истории царствования Петра I». Устрялов обращает внимание исключительно на внешние факты и факты биографические; внутренней жизни государства он совсем не касается. Занятия историей Петра I отвлекали Устрялова от его университетских обязанностей. Лекции его не обновлялись и под конец своей профессорской деятельности он почти не имел слушателей. После смерти Устрялова остались «Записки», которые напечатаны в «Древней и Новой России» (1877 — 1880).

Костомаров Николай Иванович

(4.05.1817 — 7.04.1885)

Украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать — крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет в 1837 г. В 1841 г. подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 г. защитил диссертацию. С 1846 г. — профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов тайного Кирилло — Мефодьевского общества, ставившего своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. В 1847 г. общество было разгромлено; Костомаров был арестован и сослан в Саратов. До 1857 г. служил в саратовском статистическом комитете. В 1859-1862 гг. — профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка. Работы по истории народных движений («Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России» 1857 г., «Бунт Стеньки Разина» 1858 г.) создали Костомарову широкую известность. Он был организатором и сотрудником украинского журнала «Основы» (1861-1862), выходившем на русском и украинском языках.

В 1862 г. Костомаров отказался поддержать протест против ссылки одного из профессоров Петербургского университета, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Важнейшие вопросы русской и украинской истории Костомаров толковал с позиций буржуазной историографии. Костомаров обращался к этнографическому материалу как к основному, по его мнению, для раскрытия истории народа.

Литературный талант, особое внимание к внешним приметам времени позволили Костомарову создать целую галерею русских и украинских исторических деятелей в работе «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» (первое издание в 1873 г.).

Иловайский Дмитрий Иванович

(1832 — 1920)

Историк и публицист. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за «Историю Рязанского княжества», степень доктора — за «Гродненский сейм 1793 г.». Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в «Разысканиях о начале Руси» потом в двух, так называемых дополнительных полемиках. Обширная «История России» Иловайского стала выходить с 1876 г. Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком «Петр Великий и царевич Алексей» начал в «Кремле» печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В «Истории» Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий. Научный дух слабеет в «Истории». Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа «Кремль», исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории.

Беллярминов Иван Иванович

(1837 — … )

Писатель-педагог .Получил образование в Саратовской духовной семинарии, в главном педагогическом институте и окончил курс в Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Преподавал педагогику в петербургском историко-филологическом институте и в Павловском институте; историю и латинский язык — в 3-й и 6-й петербургских гимназиях. От 1869 г. до 1908 г. состоял членом ученого комитета министерства народного просвещения. Составил следующие учебники для гимназий, реальных училищ и городских училищ: «Древний Восток и древнейшее время Греции» (СПб., 1908); «Руководство к древней истории» (ib., 13-е ид., 1911); «Курс всеобщей истории» (ib., 15-е изд., 1911); «Элементарный курс всеобщей и русской истории» (ib., 39-е изд., 1911); «Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей» (ib., 21-е изд., 1911); «Курс русской истории (элементарный)» (ib., 14-е изд., 1910).

Платонов Сергей Федорович

(16 .06.1860 — 10 .01.1933)

Русский историк. Родился в Чернигове в семье типографского служащего. В 1882 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В том же году начал преподавательскую. В 1888 году защитил магистерскую диссертацию ,а в 1899 году — докторскую диссертацию . С 1899 года профессор русской истории Петербургского университета. В том же году увидело свет и первое издание «Лекций по русской истории». С 1903 года С.Ф. Платонов — директор Женского педагогического института. Свой опыт он реализовал в «Учебнике русской истории», где полнота курса, доступное изложение сочетались с научностью и объективностью.

В 1908 году избирается членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1916 году Платонов выслужил право на получение пенсии. Однако революционные события 1917 года вернули его к прежней повседневной работе.

Накануне 1917 года Платонов руководил работой по научному описанию архива Министерства народного просвещения, весной 1918 года он был избран в Межведомственную комиссию по охране и устройству архивов упраздненных революцией учреждений. Директор Археологического института, профессор Петроградского университета. 3 апреля 1920 года избирается действительным членом Российской Академии наук.

В мае 1925 года Платонов подал прошение об освобождении от должности. С первого августа 1925 года он возглавляет Институт русской литературы ,а через несколько дней Общее собрание Академии избирает его директором академической библиотеки. Ученый переиздает свои труды, а также публикует некоторые новые работы, в том числе и за рубежом. Это — монографии «Москва и Запад», «Иван Грозный», «Петр Великий» (последняя крупная работа Платонова).

В конце 1926 года он навсегда покинул Петербургский университет.

Весной 1929г. Платонов был избран академиком-секретарем Отделения гуманитарных наук и стал членом Президиума Академии.

В середине октября 1929 года несколько сотрудников Академии сообщили комиссии по «чистке», которая работала в Ленинграде, что в Пушкинском Доме и в Археографической комиссии «тайно» хранятся документы большого политического значения — подлинники актов об отречении от престола Николая II и великого князя Михаила, бумаги Департамента полиции, Корпуса жандармов, Охранного отделения и др. Против Платонова и некоторых его сотрудников было сфабриковано «дело». В конце января 1930 года Сергей Федорович был арестован. Аресту подверглись также академики Н.П. Лихачев, М.К. Любавский, Е.В.Тарле и их ученики. Большинство арестованных получили по пять лет ссылки по решению коллегии ОГПУ. С.Ф. Платонов отбывал ссылку в Самаре, где и скончался 10 января 1933 года.

Покровский Михаил Николаевич

(1868-1932)

Советский историк, партийный и государственный деятель. Академик АН СССР (1929).

После окончания историко-филологического факультета Московского университета он совмещает научную работу с активным участием в большевистской партии. Долгое время находился в эмиграции и вернулся в Россию только в августе 1917 г. Участник октябрьского переворота. С 1918 года — М.Н. Покровский, являясь заместителем наркома просвещения, становится лидером образовательной политики, парадигмы единой трудовой школы. По своему положению он занимал самое заметное место в сфере руководства наукой и высшим образованием. М. Н. Покровский занимал посты руководителя Государственного ученого совета, Коммунистической академии, Института истории, Общества историков- марксистов, Института красной профессуры, Центрархива и ряда других организаций в сфере идеологии. В 20-е гг. им был опубликован ряд крупных исторических трудов “Русская история в самом сжатом очерке”, “Внешняя политика России XX столетия” , труды по истории революционного движения, историографии.

Он радикальнее всех рассматривал исторический процесс с сугубо марксистской, материалистической точки зрения. М.Н. Покровский был убежден: «История есть политика, опрокинутая в прошлое». Отношение к Покровскому было достаточно негативным, прежде всего из-за его амбициозности, презрения ко всем историкам не марксистам. Как руководитель науки и высшей школы М. Н. Покровский проводил крайне жесткую политику по идеологическому пресечению всякого инакомыслия. Проходили чистки “старой профессуры”, была ликвидирована автономия университетов. В исторической науке насаждалась “школа Покровского”, для которой были характерны сугубо материалистический подход к истории, классовый характер и растворение исторических событий в современных проблемах. С подачи Покровского был ликвидирован и школьный курс истории, который был заменен обществоведением.

Хотя умер Покровский в 1932 г. вполне уважаемым и почитаемым человеком по достаточно причудливой логике в конце 30-х гг. была развернута уничтожающая критика его взглядов. Особенно отличились бывшие любимые ученики М. Н. Покровского, сделавшие на этом свою научную карьеру. Было признано, что “школа Покровского являлась базой вредителей, шпионов и террористов, ловко маскировавшихся при помощи его вредных антиленинских исторических концепций”.

Готье Юрий Владимирович

(18.06.1873 — 17.12.1943 )

Советский историк и археолог, академик АН СССР. В 1895 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1903—15 приват-доцент этого университета, затем профессор. Работы Готье посвящены русской истории и истории XVII и XVIII вв. и представляют разработку вопросов экономической истории и истории учреждений в связи с историей социальной.

В начале научной деятельности Готье находился под влиянием методологии В. О. Ключевского. В первой крупной работе «Замосковный край в XVII в. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси» на основе тщательного изучения писцовых книг Готье показал запустение и разорение страны в результате польской и шведской интервенции начала 17 в. и последующий процесс восстановления хозяйства, рост дворянского землевладения за счёт широкой раздачи правительством в 17 в. дворцовых земель с крестьянами, усиление закрепощения крестьян и характер их повинностей. Это исследование сохраняет научное значение до наших дней. Другая крупная работа Готье — «История областного управления в России от Петра I до Екатерины II». Готье — автор «Очерка истории землевладения в России», в котором собран ценный фактический материал. С 1900 ученый вёл раскопки в среднерусских и южнорусских городах. В работах «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы» и «Железный век в Восточной Европе» Готье выступал за синтез данных истории и археологии для изучения древнего периода русской истории. Им впервые дана обобщающая научная обработка обширного, но разрозненного археологического материала о древнейшей истории СССР от палеолита и неолита до возникновения Древнерусского государства. Издал извлечённые им из шведских архивов «Памятники обороны Смоленска 1609—1611 гг.», переведённые им с английского языка записки путешественников «Английские путешественники в Московском государстве в XVI в.» и др. источники. Участвовал в написании первого учебника для вузов — «История СССР». Готье вёл большую педагогическую работу на Московских высших женских курсах (1902—1918), в Межевом институте (1907—1917), университете Шанявского (1913—1918), институте народов Востока (1928—1930), МИФЛИ (1934—1941) и институте истории АН СССР. С 1898 по 1930 был учёным секретарём, а затем заместителем директора Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина

Греков Борис Дмитриевич

(9.04.1882 — 9.09.1953 )

Советский историк, академик АН. С 1901 г. учился в Варшавском университете, в 1905 г. перевелся в Московский университет, который окончил в 1907 г. Первая исследовательская работа Грекова посвящена социально-экономической истории Великого Новгорода. Историк сосредоточил внимание на процессах, происходивших в феодальной вотчине. Важной темой исследований Грекова являлась история Древней Руси и восточных славян. В капитальном труде «Киевская Русь» на основании анализа всех видов источников Греков пришел к выводу, что восточные славяне перешли от общинного строя к феодальным отношениям минуя рабовладельческую формацию.Он констатировал, что основой хозяйственной деятельности Древней Руси было высокоразвитое пашенное земледелие и решительно выступил против утверждений об отсталости социально-экономического строя древних славян. Греков писал, что Киевская Русь была общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Большим вкладом в изучение древнерусской истории стала работа «Культура Древней Руси» (1944).

Греков также много занимался изучением истории южных и западных славян, изучением их правовых кодексов и «Правд». Важной темой научных работ Грекова было исследование истории русского крестьянства. В 1946 г. им было опубликовано капитальное исследование на эту тему — «Крестьяне на Руси с древнейших времен до 17 века». Греков внес большой вклад в разработку историографии, в развитие источниковедения. При его участии выпущено свыше 30 крупных изданий документов. Им написаны работы об исторических взглядах А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, М.И. Покровского и др.

Научно-исследовательскую деятельность Греков сочетал с преподаванием (он был профессором МГУ и ЛГУ) и руководством ряда институтов АН.

Дружинин Николай Михайлович

(1.01.1886 — 8.08.1986)

Советский историк, академик АН. Окончил и историко-филологический факультет Московского университета. Совмещая музееведческую работу (Музей революции СССР, 1924 — 1934) с педагогической деятельностью (МГУ, 1929 — 1948 гг. и др.),вел исследовательскую работу в РАНИОНе и с 1938 г. — в Институте истории АН. Свои основные исследования Дружинин посвятил социально-экономической истории России 19 века и проблемам общественной мысли и революционного движения. Главные труды по истории освободительного движения в России: монография «Декабрист Никита Муравьев» (1933), — о Северном обществе декабристов, а также статьи о П.И. Пестеле, С.П. Трубецком, И.Д. Якушкине, программе Северного общества. В работе «Государственные крестьяне и реформа П. Киселева» (1946-1958) всесторонне прослежены история государственных крестьян и связь реформы Киселева с крестьянской реформой 1861 г. В 1958 г. Дружинин начал исследование пореформенной деревни и происходивших в ней процессов. До 1964 г. он руководил деятельностью Комиссии по истории сельского хозяйства и крестьянства, изданием многотомной документальной серии «Крестьянское движение в России» и др. Интересны автобиографическая книга Н.М. Дружинина «Воспоминания и мысли историка» (1967), его дневниковые записи опубликованные в 1996-1997 гг. в журнале «Вопросы истории»

Рыбаков Борис Александрович

(1908 — 2001)

Советский историк, член-корреспондент по Отделению исторических наук (археология) с 23 октября 1953 г., академик по Отделению исторических наук (история СССР) с 20 июня 1958 г. специалист в области истории, археологии и культуры Древней Руси. Перу Рыбакова принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, развития ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, живописи и литературе, верованиям древних славян.

Косминский Евгений Алексеевич

(21.10.1886 — 24.07.1959 )

В 1910 г. окончил Московский университет. С 1921 года действительный член Института истории Российской ассоциации научно — исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), с 1929 года — Института истории Коммунистической академии. Возглавлял кафедру истории средних веков МГУ (1934 — 1949 гг.) и сектор истории средних веков в Институте истории АН СССР (1936 — 1952).