Введение
Фотография в течение своего существования прошла большой путь развития — от технического способа фиксации объектов съемки на светочувствительных слоях до создания настоящих произведений искусства. Современная фотография представляет разнообразие великолепных работ фотомастеров и фотолюбителей, которые глубоко отражают многообразие жизни. Эти работы отличаются идейной направленностью, содержательностью и художественной формой.
Фотография имеет широкое применение в различных областях общественной жизни, науке, культуре и искусстве и поэтому приобретает все большую актуальность и значение. Как средство изображения и отражения реальности, фотография нашла широкое распространение во всех сферах общественной жизни нашей страны. Она служит как средство наглядной агитации, пропаганды и информации, а также является важной составляющей советской хроники.
Фотография также играет важную роль в научных исследованиях и применяется в различных областях науки и техники. Фотоснимки фиксируют моменты сложных физических и химических процессов и применяются в работе микробиологов, естествоиспытателей, врачей, географов, археологов и астрономов. Благодаря фотографической технике человечество смогло увидеть не только обратную сторону Луны, но и Землю с высоты 250 километров.
Фотография также используется как средство создания произведений искусства, которые передают жизнь, динамику и эстетическое наслаждение зрителю. Вопрос о том, может ли фотография быть искусством и иметь значение произведения искусства, давно и положительно решен благодаря практике. Фотохудожники стараются запечатлеть типичные и характерные картины действительности, чтобы помочь людям еще полнее понять жизнь и работать над ее преобразованием. Образный язык фотографии позволяет выразительно передать на снимках красоту социалистической действительности.
Целью настоящего исследования является изучение технологии создания фоторепортажа.
1. Фоторепортаж как жанр фотожурналистики
Предмет исследования — стратегии формирования эффективной композиции фоторепортажа.
Материал исследования — фоторепортажи, представленные в современных отечественных СМИ.
Цель исследования — выявление наиболее эффективных стратегий формирования композиции фоторепортажа с целью повышения его действенности и эффективности.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность фоторепортажа;
- обозначить предмет, цели, тематика жанра;
- представить виды фоторепортажа;
- выявить особенности изобразительного решения репортажного снимка;
- раскрыть специфику формирования композиции репортажа;
- представить базовые установки создания фоторепортажа;
- раскрыть понятие композиции фоторепортажа;
- выявить способы оптимизации репортажной съемки;
- представить стратегии формирования выразительности композиции фоторепортажа;
- выявить средства повышения жизненности фоторепортажа и технологии передачи динамики;
- представить приемы обеспечения целостности фоторепортажа.
Методы исследования — сравнительный анализ, контент-анализ, наблюдение, эксперимент.
Тематическое и жанровое разнообразие рубрики «Фоторепортаж» ...
... работе всем, кто начал заниматься фотографией, а также как дополнительные сведения в обучении фотожурналистике. Цель работы - выявить тематическое и жанровое разнообразие рубрики «Фоторепортаж» в журнале «Русский Репортер». Объект исследования ... роль и значение фотографий в рубрике «Фоторепортаж» Используя теоретические знания, в целом охарактеризовать фотографии, представленные в рубрике Глава 1. ...
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами проведена генерализация средств и принципов создания фоторепортажа в рамках технологии создания визуального событийного текста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный нами опыт может быть использован в целях совершенствования и оптимизации деятельности фотожурналистов в процессе работы над фоторепортажем.
Структура исследования. Работа традиционно состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1.1 Документальная фотография и развитие фоторепортажа
В жанре фоторепортажа наиболее ярко проявляется документальная сущность фотографии. «Фоторепортаж был есть и будет главным жанром фотожурналистики» [14, с.5]. В фотоинформации можно раскрыть суть происходящего, но не его детали. Фоторепортаж — показывает важнейшие подробности события, объединяя их в общее целое. В основе этого жанра лежит принципиальное понятие — репортажный метод съемки. Он заключается в том, что фотограф фиксирует развивающееся событие как бы со стороны, не вмешиваясь в ход действия [14].
Фотопервенцы — документальные («прарепортажные») снимки появились в 1845-1855г. Проявили себя хроникерами военных событий английский фотограф Роджер Фентон и румынский Карол Попп Сатмари. Первые фоторепортеры снимали события гражданской войны в США, события Парижской коммуны [22].
К прарепортажу относятся снимки, сделанные во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Несмотря на несовершенство материалов и аппаратуры, фотографам удалось создать интересные фотодокументы. Много снимков на Балканском фронте сделали фотографы А. Иванов, М. Ревенский и Д. Никитин [31; 35].
Исследователь фотопублицистики Г. Чудаков отмечает, что первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века. Их авторов называли «злободневными фотографами». Среди них самым известным был англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке [24; 22].
Фоторепортаж в России как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала «Всемирная иллюстрация», затем в материалах иллюстрированных журналов «Стрекоза» и «Нива». Широко известным фоторепортером конца XIX — начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа [62].
????ЖАНР: ???? Жанр появился еще.. | ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ | ЖУРКАМУРКА | VK
... виде тезисов, а далее подкрепляются аргументами. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и ... стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. Советы: Помните, что эссе по журналистике – это не обзор (реферат) и не литературное сочинение, хотя элементы этих жанров ...
Фотожурналистика является важной составляющей периодической печати и играет ключевую роль в развитии фоторепортажа. В его становлении наибольшую роль сыграли журналы, где он получил свои первые шаги. Примером характерных черт фоторепортажа на начальном этапе может служить публикация в журнале «Огонёк» (1924. № 4) под названием «Небывалая буря на Черном море». Данная публикация состоит из шести фотографий и небольшого пояснительного текста. Снимки отображают разрушения, оставленные стихией в Новороссийском порту. Фоторепортер сфотографировал разрушенные сооружения, выброшенные на берег плавсредства и т.д. Однако, в данной публикации фоторепортаж просматривается только отдаленно. Автор назвал «действующих лиц», но не показал самого события, поэтому читатель видит только его результаты, что является распространенной ошибкой и для современных фотожурналистов [14; 55; 62].
Данная фотопубликация имеет сходство с развернутой фотозаметкой, но в ней также отражается предыстория жанра фоторепортажа. Читатель может представить себе происходящее событие, оживив застывшие «действующие лица» в своем воображении. Это является признаком «косвенного» фоторепортажа [1].
Для понимания развития жанра важно понять направление творческого поиска. Открытие фотосерии как средства развернутого повествования позволило передавать полную информацию об объекте съемки. Возможность показать объект с разных сторон и зафиксировать его развитие привела к тому, что единичный снимок в серии стал более информативным и выразительным [3].
Рассмотрев несколько снимков, на которых последовательно отражены различные моменты происшествия, читатель с жизненным опытом и способностью к домысливанию может «дорисовать» пропущенное и увидеть за пунктиром фотографий полное развитие событий [17, с.23].
Использование фотосерии в журналистике знаменует новый этап в развитии фотожурналистики. Так, в периодической печати 1930-х годов появились публикации талантливых фоторепортеров, таких как М. Альперт, Д. Дебабов, Г. Зельма, Р. Кармен, Б. Кудояров, Н. Петров, Г. Петрусов, М. Озерский, С. Фридлянд [21].
В то время творческие усилия фотожурналистов и фотолюбителей были направлены на создание серийных снимков [1, с. 89]. Однако к тридцатым годам прошлого века технология строительства часто заглушала фокус на человеке в работе, как это было видно в журнале «СССР на стройке» №4 за 1930 год. В отличие от этого, в этом же номере был опубликован фоторепортаж с Турксиба, в котором уже проявился интерес к человеку в отдельных снимках [14]. Это свидетельствует о начале возможности создания фотопублицистики, как отметил С. Фридлянд: «Появились первые слабые ветви, может быть, только намеки на возможность создания фотопублицистики» [1, с. 19].
В исследовании рассматривается иной подход к отображению Турксиба, который был предложен А. Шайхетом в фотожурнале «Огонёк» в 1930 году. Автор выбрал необычный подход, не показывая всю магистраль, а сосредоточившись на «кусочке» ее, а именно на моменте встречи строителей северного и южного участков и укладке последнего звена пути. Этот подход позволил показать масштаб события и его социальную значимость, используя жанр фоторепортажа.
Художественные особенности романов Ги де Мопассана «Жизнь» ...
... являются художественные особенности в портрета и пейзажа в прозе Ги де Мопассана. Материалом для исследования послужили романы "Жизнь" и "Милый друг" на русском и французском языках. ... писателя. В нем рассмотрено формирование Ги де Мопассана как писателя, проанализирована противоречивость его взглядов на протяжении жизни, появление его первого романа "Жизнь" и романа-памфлета "Милый друг". ...
А. Шайхет умело использовал жанр фоторепортажа, чтобы сосредоточить внимание не на технике, а на людях. Он не поэтизировал технологию, а сфокусировался на динамике труда. Таким образом, фоторепортаж А. Шайхета уже обозначил основные черты этого жанра, такие как сюжетность отображения с действующими лицами.
В 30-е годы фоторепортаж как жанр продолжал развиваться, и ему предстояло провести уточнение границ своего «жизненного пространства» и шлифовку изобразительно-выразительных граней. В то время практика иллюстрирования периодической печати показывала, что поле жанра не было сразу определено. Например, фоторепортаж Д. Дебабова из Заполярья, опубликованный в газете «Известия» в 1935 году, показывал трудовые будни охотников-промысловиков Туруханской тайги. В этом фоторепортаже автор стремился достичь динамики в повествовании, но в основе его не было конкретного события.
Журнал «Советское фото» также отметил в то время, что фотографы часто выбирают неподвижные темы и не улавливают движение жизни. Они должны были идти по линии прямого репортажа и фиксировать динамические моменты нашей жизни.
Работа в газете или журнале требовала от фотожурналистов постоянного поиска формы отображения, которая соответствовала действительности. Они также должны были поспевать за своими коллегами-репортерами.
Все ярче вырисовывалась еще одна особенность фоторепортажа — оперативность фиксации и доставки материала на газетную полосу. Фотожурналисты не могли не учитывать требований периодической печати — отображать события быстро и сжато. В этом плане показателен фоторепортаж А. Устинова «В освобожденном Орле», напечатанный в газете «Правда» (6 августа 1943г.).
В пяти снимках автор отразил жизнь города после изгнания врага. А. Устинов выполнил задание редакции всего за несколько часов. Об этом свидетельствуют строчки под фотографиями: «Снимки сделаны 5 августа и доставлены на самолете летчиком младшим лейтенантом А. Чистяковым».
Иногда газета указывала не только день, но и час съемки. И такое пояснение не случайно.
Временная определенность фоторепортажа повышает его убедительность. Как и в лаконичности отображения событий, в оперативности информирования газета видит содержательный момент. Запоздалая новость на ее страницах справедливо рассматривается как малоэффективное или вовсе неэффективное средство влияния на массы. Фотожурналисты всегда учились быстро откликаться на злобу дня.
Освоив «язык прозы», фотожурналисты овладевали «поэзией» фотодокумента. И хотя в этом процессе невозможно установить четкие временные границы, все же следует подчеркнуть, что поиски выразительных средств фотодокумента особенно характерны для послевоенных десятилетий. Постигая мастерство фоторепортажа, фотожурналисты реальной жизни, но и выражать свое отношение к ним.
Отнесение фоторепортажа к группе информационных жанров вовсе не означает, что он лишь протоколирует действительность. В нем, как и в каждом жанре, заложены способности авторского самовыражения.
Фотожурналисты учились одновременно с показом реальности давать ей оценку. В качестве примера можно привести фоторепортаж Дм. Бальтерманца «Богатая руда КМА», напечатанный в журнале «Огонёк» (1960г. № 2).
«События школьной жизни в нашей памяти» ( — учащихся 6 класса)
... запомнился мне навсегда, словно это был веселый цветной кинофильм про счастливых людей! Сочинение про Памятное событие У каждого из нас порой происходят такие события, которые оставляют на нашей жизни ... счастье может сделать событие памятным. 6 класс Другие сочинения: ← Интересная встреча↑ На свободную темуДень рождения — Мой любимый праздник → Сочинение на тему Памятный день летних каникул У ...
Фотожурналист рассказывает о рождении Лебединского рудника. Данное событие раскрыто в четырех снимках: взрыв освобождает доступ к руде, ковш экскаватора поднимает первую глыбу, митинг в котловане, колонна автомашин делает первый рейс на перерабатывающий комбинат. Автор лаконичен в повествовании и в этом обнаруживается сходство с фоторепортажем А. Шайхета «Турксиб», опубликованный в том же «Огоньке» тридцатью годами раньше. А. Шайхет фиксирует укладку последнего звена железнодорожной магистрали, Дм. Бальтерманц сосредоточивает внимание на центральном звене события [14; 20; 30].
Современный фоторепортаж заимствовал опыт иллюстрирования печати и в то же время получил дальнейшее развитие. Публикация Дм. Бальтерманца обнаруживает не только сходство с фоторепортажем А. Шайхета, но и различие. Если А. Шайхет в основном информирует о событии, то Дм. Бальтерманц пытается выразить свое отношение к нему, внести оценочный момент. В фоторепортаже «Богатая руда КМА» повествование не отделено от «реальной фабулы», но в его содержании заметнее авторское «я», выраженное в выборе моментов съемки, выразительной палитре снимков, построении изобразительного ряда и в текстовом сопровождении.
Таким образом, в структуре фоторепортажа со временем произошли изменения. Творческая активизация фотожурналистов, проявившаяся в стремлении уйти от протокольного показа событий, выразить свое отношение к ним, привела к повышению содержательности публикаций. В них усилился публицистический элемент. Об этом свидетельствует и пример из другого журнала — фоторепортаж В. Чейшвили «Скорая уходит в небо», опубликованный в «Смене» (1978г. № 7) [21; 22].
Советский фоторепортаж прошел большой путь. Самым главным было то, что появилась новая тематика, новый герой репортажей — на снимках показывали прежде всего народ, совершивший Великую Октябрьскую социалистическую революцию [16; 22]. Новаторство первых революционных фоторепортеров состояло в отражении революционной темы. Многие сохранившиеся до наших дней фоторепортажи первых лет революции, гражданской войны и интервенции читатели видят на страницах современных журналов, газет, книг и альбомов [4; 87].
Фоторепортаж оказал большое влияние на документирование исторических событий. Фотографии стали одним из основных источников информации о том времени. Благодаря усилиям таких фотожурналистов, как М. Альперт, Д. Дебабов, И. Шагин, A. Шайхет, А. Шишкин, Б. Кудояров, А. Родченко, Б. Игнатович, С. Фридлянд, Г. Петрусов, Г. Зельма, А. Скурихин, общественность имела возможность увидеть важные исторические события.
Фотографии не только отражали политические события, но и свидетельствовали о жизни обычных людей во времена разрухи и восстановления после гражданской войны. Они доказывали трудности, с которыми приходилось сталкиваться советскому народу. Благодаря фотографиям, созданным в то время, мы можем понять и оценить вклад комсомола в разгром белогвардейцев и интервентов.
Эволюция фотожурналистики отражает исторические изменения общества — от периода гражданской войны до времен перестройки народного хозяйства. Фоторепортеры стали активными участниками идеологической борьбы, создавая снимки, способные влиять на общественное мнение. Важной чертой была динамичность снимков, свежий взгляд на жизнь, что характеризовало революционное фотоискусство того времени.
Фотография в моей жизни сочинение для студентов
... иных событиях. Фотографии хранят нашу память, а мы храним фотографии. 3 Собственный портрет Можно описать собственную внешность в сочинении по фотографии. ... можно сделать невероятные по красоте фото. Для более экстремальных и опасных снимков понадобятся ядовитые животные — пауки, змеи, ... снимке изображена моя мама, ей в момент съемки был ровно годик. Раньше все фотографии делали в парикмахерской, и ...
Введение
В советском обществе строительство новой жизни и установление новых отношений в общественной и личной жизни играли важную роль. Фотографы-репортеры вели наблюдение за этим процессом, фиксируя в своих снимках величие и красоту созидательного труда, который стал первейшей потребностью советских людей. Одним из важных событий того времени была коллективизация сельского хозяйства, которая требовала активной агитации и пропаганды.
Агитация за коллективное ведение сельского хозяйства
В центре внимания фотографов-репортеров были агитаторы, которые пропагандировали коллективное ведение сельского хозяйства и стимулировали крестьян-единоличников присоединиться к колхозам. Особо много работ на эту тему выполнил известный фоторепортер А. Шишкин. Он смог передать в своих снимках энтузиазм и стремление советских людей к коллективному труду.
Агитационная выразительность снимков
Фотографы того времени ставили перед собой задачу не только информировать, но и агитировать за новую жизнь. Их снимки должны были быть выразительными и символичными, передавать главную идею снимка. В каждом снимке сочеталась фактическая точность и символичность, чтобы передать не только жизненную правду, но и образ типичного человека Страны Советов.
Показ реальных героев
Фотомастера того времени стремились использовать поэтические образы и показывать реальных героев, чьи поступки и подвиги славили страну. Они фиксировали дальние перелеты летчиков, рекорды пилотов и стратонавтов, штурм Арктики, мужество пограничников и красноармейцев, трудовые подвиги стахановцев, шахтеров, металлургов, сельских механизаторов, колхозников и других советских людей.
Все эти люди становились главными героями в произведениях советских фотомастеров, которые с помощью своих снимков воздействовали на зрителя, показывая не только знаменательные события, но и вдохновляющие и героические деяния советских людей.
Военная фотография в годы Великой Отечественной войны
Фронтовые фотокорреспонденты вели активную работу во время Великой Отечественной войны, сопровождая советские войска и фиксируя ключевые моменты сражений [22; 86]. Они создали яркие фотодокументы, которые стали настоящим наследием для будущих поколений, позволяя увидеть историю этой войны [22; 16]. Основной темой фотографий военных лет стало изображение сражающегося советского народа и его стремления к победе — победе ради мира, ради жизни, ради счастья всего человечества. Именно этот народ, с его героизмом и самоотверженностью, стал главным героем советской военной фотографии [22; 86].
Во время Великой Отечественной войны русские воины достигли неувядаемой славы. Фотографии солдат и офицеров, а также партизан и подпольщиков, отражали их массовый героизм [22; 67]. Искусствовед Г. К. Пондопуло отмечал, что фотографии советской военной фотожурналистики, хотя и без законченной фотокартины, передавали великую правду времени [цит. по: 14, с. 35]. Благодаря фотографии удалось увековечить массовый героизм советского народа в борьбе против фашизма [22; 67].
Несомненно, фотодокументы того времени играли важную роль в советском фотографическом творчестве, став символами борьбы и победы. Произведения, такие как «Горе» Дм. Бальтерманца, «Комбат» М. Альперта, «Политрук продолжает бой» И. Шагина, «Знамя Победы над рейхстагом» Е. Халдея и «Солдаты умирают стоя» А. Гаранина, были созданы на основе этих фотодокументов [22; 67].
«Роль искусства в жизни человека» — примеры с аргументами
... хотя они являются противоположностью привычным для обычного человека фотографиям. Настоящим талантом является способность создавать портреты, ... искусства жизнь становится серой и унылой, лишенной возможности полноценно расслабиться или отдохнуть в кругу близких людей . ... таких направлений заключается в рассуждении на актуальные темы, проведении анализа происходящих значимых событий. Вывод очевиден, ...
Автор книги «Фотография и современность» подчеркивал, что важность фотографического репортажа заключается в том, насколько документальная правда переходит из фотографии в историю и времена. Фотографы великолепно справлялись с задачей обнаружить и запечатлеть выдающиеся факты [23, с. 37].
В конце лета 1945 года началась разработка пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства страны. Новые задачи, стоящие перед страной, требовали от советской фотопублицистики и новых исканий. Они обязывали фоторепортеров стремиться к более выразительным формам подачи материала, к овладению прогрессивными технологическими процессами. И действительно, в 50-е годы в газетах и журналах появлялись фоторепортажи о сооружении крупнейших гидроэлектростанций под Куйбышевом и Волгоградом, на Каме и Каховке [31; 87].
Тогда было принято решение поднять 13 миллионов гектаров пустующих целинных земель. По призыву партии на целину приехало несколько сот тысяч человек, 350 тысяч из них прибыли по путевкам комсомола. 4 октября 1957 года впервые в истории человечества был осуществлен запуск искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагариным был совершен полет в космос. Все эти события находили отражение в работах фотокорреспондентов. В 60-е и 70-е годы ведущей темой работ советских фотомастеров стали совершенно новые грандиозные масштабы развития народного хозяйства, его огромный потенциал и возросшие потребности общества при социализме [24; 14; 90].
Фотомастерам и фотолюбителям в СССР было о чем рассказать в своих работах. Высокий содержательный уровень отличает работы советских фотожурналистов, посвященные борьбе народов планеты за мир. Эта тема сегодня — одна из ведущих тем образной фотопублицистики. Своими работами фотомастера, в яркой и убедительной форме запечатлев действительность, свидетельствуют о горячем стремлении советских людей сохранить мир на Земле [28; 4; 31; 87].
Решение народом СССР задач, поставленных XXVI съездом КПСС, майским (1982 г.), июньским и декабрьским (1983 г.), февральским (1984 г.) Пленумами ЦК нашей партии — вот темы сегодняшних работ фотомастеров и фотолюбителей. В нашу жизнь прочно вошли слова, исполненные большого смысла: КамАЗ, Байкало-Амурская магистраль, Саматлор, Усть-Илим, Уренгой и многие другие. Фотографии, сделанные на этих стройках, входят в золотой фонд летописи нашей страны [31; 86].
Фоторепортаж является популярным жанром современной фотографии, который основан на отображении событий и жизни через зрительные образы. Он позволяет передать не только физическое движение, но и духовное развитие человека.
Сущность фоторепортажа заключается в том, что фотограф репортер переносит новости и события из реальности в другую плоскость с помощью зрительных образов. Фоторепортаж является сообщением, посланием зрителю, который может увидеть и понять смысл событий, представленных на фотографиях.
Фоторепортаж имеет несколько разновидностей. Это может быть способ съемки, когда репортажный способ позволяет получить информационный снимок. Также фоторепортаж может включать несколько фотографий, отражающих развитие какого-либо события.
Виды репортажной фотографии
... всегда удается запечатлеть уникальные моменты по объективным причинам. Однако событие, снятое на фотографии, иногда может само стать событием, влияющим на широкую общественность и изменяющим отношение к определенным ... камеру. Еще одно важное умение фотографа - правильное общение с людьми во время работы. Начинающие фотографы часто стесняются выходить на пустое место и снимать людей открыто. ...
Современный фоторепортаж стремится выразить не только действия, но и чувства и мысли участников событий. Фотографы прибегают к психологической нагрузке снимков, чтобы передать не только внешние действия, но и внутренний мир людей.
Развитие фоторепортажа связано с овладением жанровым видением действительности. Фотожурналисты, работая в этом жанре, учитывают его специфические особенности и стремятся передать правдивое отражение жизни.
Очевидно, что в отдельном снимке невозможно показать несколько моментов развития действительности, нельзя отразить ход события, можно зафиксировать лишь его фрагмент [16; 11]. Отдельный снимок с поясняющим текстом представляет собой фотозаметку. Для понимания фоторепортажа как жанра приемлемо третье значение.
Характеристики фоторепортажа
Фоторепортаж — информационный жанр журналистики, оперативное сообщение, о каком либо событии, очевидцем или участником которого является автор [6].
Фоторепортаж позволяет показать развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж состоит из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий [12; 7].
Другие исследователи утверждают, что фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Третьи исследователи пишут, что репортаж может быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России [43; 72].
Назначение фоторепортажа
Появление фоторепортажа, так же как и текстового, радио- и телерепортажа, обусловлено потребностью информирования масс о тех общественных и природных реальностях, которые рождались на глазах у журналиста.
Назначение данного жанра — отображение событий окружающего нас мира. Специфика объекта познания наложила отпечаток на средства и способы его отражения. Главное, это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его в наглядном виде до читателя [15; 30; 92].
Показ действительности в развитии обусловливает последовательную фиксацию различных ее моментов. Таким образом, один из признаков фоторепортажа — многокадровый изобразительный ряд [16; 6]. Он позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки.
Фоторепортаж: фабула и сюжет
Фоторепортаж — жанр фотожурналистики, который характеризуется естественным размещением каждого кадра в хронологическом порядке, соответствующем действительному ходу события [23; 14]. Это позволяет создать своеобразное фабульно-сюжетное равенство, объединяющее в одном комплексном произведении фабулу и сюжет.
Фабула фоторепортажа предоставляется самой действительностью, а сюжет выстраивается фотожурналистом. Исходя из этого, пространственно-временные характеристики становятся основным фактором, на которые опирается создание фоторепортажа [51]. И, хотя тематическая широта жанра не ограничивается, оперативность отображения нового и донесение этой информации до читателя являются ключевыми особенностями фоторепортажа [4; 14; 15].
Репортаж: стратегии наглядного представления события
... репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит наглядное отображение в тексте как результат непосредственных авторских наблюдений» Ким М.Н. Репортаж: ... аудиторию к самостоятельной работе воображения. 2 Технология создания репортажа М.Н. Ким в учебнике « Репортаж: технология жанра» пишет, что для создания репортажа необходимо использовать биографические ...
Пространственно-временные координаты фоторепортажа
Основой фоторепортажа являются пространственные и временные координаты, которые используются в создании его сюжета. Важно учитывать, что каждый кадр занимает естественное место в порядке событий, что позволяет сохранить хронологическую точность [23; 14].
Отображение действительности исходит из объема содержания фоторепортажа, он обусловлен объемом формы и строится, опираясь на указанные пространственно-временные координаты. Этот признак является одним из главных особенностей жанра.
Оперативность отражения нового
Фоторепортаж — жанр информационной группы жанров, который как и фотозаметка отвечает на вопросы, что? кто? где? когда? Однако, главным вопросом-ответом фоторепортажа является как? [2; 24;75]. Это жанр, который должен донести до читателя новое, нарождающееся сегодня, и фиксирующееся по ходу развития. Снятый материал должен быть быстро донесен до аудитории, что подчеркивает значимость оперативности в данном жанре [4; 15].
Тематическая широта и информативность
Фоторепортаж открыт для отражения любых сфер человеческой деятельности. Он может описывать труд, учебу, научный поиск, отдых и многое другое. Кроме того, он способен не только высветить положительные моменты, но и заметить недостатки [14; 64; 75].
Информативность — еще одна характеристика фоторепортажа, которая делает его жанром информационной группы. Более того, возможность оперативного распространения информации часто делает фоторепортаж наиболее полезным инструментом для получения новостей и получения информации о различных событиях, которые актуальны в данный момент [2; 24;75].
Развитие фоторепортажа является важным аспектом изобразительного ряда с текстом. Фотожурналист имеет возможность показать читателю, как развивалось событие, и привлечь его внимание к новым и уже знакомым аспектам действительности.
Однако, чтобы фоторепортаж был интересным и содержательным, он должен быть тщательно спланирован и не состоять из случайных снимков и текста. Говорят о главном кадре изобразительного ряда, но важно также показать все фрагменты события, чтобы передать его развитие и кульминационный момент.
Фотоснимки играют приоритетную роль в фотожурналистике, но текст к фотографиям также несет значимую информацию. Он должен быть написан в репортажном стиле, наглядно и ярко передавать эффект присутствия автора на месте события. Это придаст фоторепортажу убедительность и запоминающуюся особенность.
Жанр фоторепортажа подвижен и может изменяться в зависимости от задач и творческих установок. Практика иллюстрирования периодических изданий показывает разнообразие фоторепортажей. Фотожурналист может фиксировать ход развития события в констатирующем ключе, предоставляя отчет о происходящем. В таких публикациях субъективный момент менее выражен, а содержание определяется реальностью.
Изобразительный ряд фотопубликации, состоящий из нескольких снимков, позволяет наблюдать за развитием действия. Вербальный ряд дополняет картину, рассказывая предысторию происшедшего. Иногда фотожурналист может использовать более детализированное описание действия, чтобы читатель мог более полно представить себе происходящее.
Обзор разновидностей фоторепортажа
В фотожурналистике существуют различные разновидности фоторепортажей, которые отличаются своими особенностями и целями. Одной из таких разновидностей является хроникальный фоторепортаж, который вызывает интерес к социальной жизни и воздействует на аудиторию [4;52]. Он выполняет не только познавательную, но и мобилизующую задачу, могущую побуждать к определенным действиям.
Чтобы привлечь внимание читателя, хроникальный фоторепортаж должен обладать определенными качествами. Он должен быть оперативным в отображении событий, содержать новую информацию и детально показывать событие [14;17;73]. Комбинация этих качеств может удовлетворить ожидания читателя, так как быстрота отображения и новизна содержания вызывают интерес, а развернутый показ дает представление о происходящем [2;88].
Второй разновидностью фоторепортажа в печати является интерпретирующий фоторепортаж. В таком фоторепортаже автор не только с полнотой показывает событие, но и выражает свою оценку и интерпретацию происходящего. Подобные публикации содержат авторское взгляд на происшедшее и могут быть представлены в различных формах — фотографических, текстовых или их комбинации [3;91].
Фоторепортажи различных разновидностей используются в фотожурналистике. Хроникальный фоторепортаж выбирается, когда требуется оперативно рассказать о событии и представить его в точных пространственно-временных параметрах. Интерпретирующий фоторепортаж используется, когда необходимо показать не только действие, но и прояснить смысл события. В таком фоторепортаже авторское пояснение и оценка становятся органичной частью содержания [8;65;79].
Формы подачи фоторепортажей разнообразны и зависят от актуальности темы, изобразительного ряда, сочетаемости с другими материалами и оформительскими традициями. В газетах, например, можно встретить так называемый «сквозной фоторепортаж» — разверстку изображений на нескольких страницах [72].
Репортажная фотосъемка объединяет в себе несколько жанров фотографии: тут присутствует и съемка фотопортретов, и пейзажная съемка, и архитектурное фото. Сделать фоторепортаж, оставаясь в фотостудии, невозможно. Репортажный фотограф всегда работает на выезде и главной его задачей становится передать саму атмосферу запечатленного на снимках события, отобразить его в лицах, позах и эмоциях.
То есть, репортажная фотосъемка — это по своей сути документальный жанр фотографии, где все показано так, как оно есть без режиссуры, постановки и приукрашивания. Репортажное фото обнажает правду, какой бы она ни была. Фоторепортаж представляет собой фотоотчет с места события, который призван донести до зрителя настроение и атмосферу мероприятия. Такой фотоотчет должен содержать в себе ответы на вопросы «Что? Где? Кто? Как? Когда?». В этом случае фоторепортаж можно считать удачным и полным.
Работать репортажным фотографом не так-то просто. Настоящий профессионал должен обладать изрядной долей наблюдательности, интуицией и большим опытом.
Репортажная съемка проводится на самых разных мероприятиях: праздниках, открытиях, выступлениях, выставках, вечеринках, встречах известных людей и политиков, презентациях, официальных и неофициальных мероприятиях.
Репортажные снимки бывают двух видов: обычный репортаж и событийный.
Событийный репортаж — это фото с определенного организованного события или мероприятия, а обычный фоторепортаж является иллюстрацией к жизни обычных простых людей за их занятиями, работой, учебой, в семье, на отдыхе и т.д.
Не всякий фотограф умеет снимать не хорошо продуманные постановочные кадры, а экспромтом, слету, мгновенно находя лучший ракурс и создавая лучший план.
Особенности репортажной съемки
Особенность репортажной съемки заключается в невозможности элемента постановки, режиссуры и обдумывания кадра. Все это делает репортажную съемку очень сложным видом фотографии, но и самым ёмким, востребованным и объективным. Не успел фотограф поймать яркий ключевой момент, и все, время ушло, и вернуть его невозможно. Репортажная фотосъемка отображает динамичные и быстро меняющиеся события, которые призваны позволить зрителю иметь по поводу данного мероприятия свое мнение, фоторепортаж показывает происшедшее максимально непредвзято и объективно.
Удачно провести репортаж — сложная задача. Фотографу требуется делать как можно больше снимков ключевых моментов, чтобы каждый этап мероприятия нашел свое отражение в фотографиях и место в хронологии. С репортажной съемкой мы сталкиваемся повсеместно. Посещая разные события, выставки, концерты, театральные постановки, мы сами являемся активными участниками фоторепортажа. Будучи гостями на свадьбе друзей, мы становимся моделями и объектами свадебной репортажной фотосъемки. Мы видим репортажные снимки, в газетах, журналах и на страницах сайтов в Интернете. Мы сами проводим репортажную съемку значимых для нас домашних событий и размещаем эти фото у себя в блогах и на личных страничках. Репортажная съемка — это авторский рассказ о происходящем. Почему авторский, если речь идет об объективности? Потому что каждый репортажный фотограф видит по-своему, и хотя ключевые моменты события не меняются и идут своим чередом, фотографы могут их снять по-своему, сделав акценты на разных элементах и разных участниках. А умение оказаться в нужное время в нужной точке значительно этому способствуют.
Как проводить репортажную съемку?
Итак, какими навыками нужно обладать репортажному фотографу и на что следует обратить внимание при проведении фоторепортажа?
- Фотографу нужно уметь предугадать следующей момент мероприятия, быстро оценить обстановку и найти оптимальный ракурс для получения хорошей и интересной фотографии.
- Фотографу нужно обращать внимание на эмоции людей, их позы и те детали мероприятия, которые люди сами могут и не заметить.
- Нужно стараться избегать однообразия, постоянно менять ракурсы и всегда держать камеру наготове.
- Фотограф должен уметь оставаться незаметным для окружающих, буквально растворяясь в обстановке.
- Фотографу нужно принимать быстрые и правильные решения. Пока он будет сомневаться, подбирая лучший план, действие может подойти к концу.
- Если у фотографа нет возможности свободного передвижения (при съемке парадов или демонстраций), фокусировку объектива нужно производить по каком-либо объекту, мимо которого проходят люди либо проезжает техника.
— Массовые мероприятия и сцены с участием большого количества людей лучше снимать с высоких точек (уровень третьего-четвертого этажа), выстраивая кадр не прямо, а по диагонали. Обращайте внимание на освещение, желательно, чтобы оно было боковым.
- Собрания, заседания, митинги также лучше снимать с точки выше уровня людей — на высоте 2-3 м, а можно и выше.
- На вечеринках, выставках, мероприятиях, где люди общаются, снимать нужно с уровня глаз, стараясь делать это как можно незаметнее, чтобы собеседники не замечали репортера и не стремились ему позировать.
- Людей, выступающих с трибуны, не стоит снимать снизу.
Такой ракурс искажает лицо говорящего. В этом случае снимать лучше с уровня трибуны либо телеобъективом с дальней точки.
— Помните, что дух мероприятия передают не только крупные и общие планы, но и детали. Так, театральный бинокль на кресле в антракте спектакля, крепкое рукопожатие на официальной встрече руководителей, бокал с логотипом фирмы на ее годовщине способны передать нюансы настроения.
— Личное мнение и взгляды фотографа на свое дело все же накладывают некоторый отпечаток на снимки, поэтому стоит придерживаться определенного шаблона репортажной съемки, четко фиксируя хронологию события: начало, его развитие, кульминацию и ключевые моменты и финал.
Где применяется репортажная съемка?
Репортажная фотосъемка проводится везде и повсюду. Она включает в себя и военные репортажи о локальных конфликтах, и политические встречи и события местного и мирового масштаба. Репортажная съемка освещает самые разные публичные мероприятия, конференции, презентации, спортивные соревнования, детские праздники, конкурсы, фестивали. Репортажная фотосъемка необходима для запечатления важных семенных событий: свадеб, дней рождений, юбилеев, выписки из роддома, первого звонка, выпускного вечера и много другого. Интересный, яркий и качественный фоторепортаж помогает сберечь эти памятные события и связанные с ними эмоции, впечатления и переживания. Фотографии с репортажной съемки часто используются как иллюстративный материал в печатных изданиях, газетах, журналах, а также в интернет-изданиях, сайтах и проектах. Как правило, репортажные фото сопровождаются поясняющим текстом и должны полностью ему соответствовать. Просто текстовая информация не привлекает внимание читателя, а вот если статья сопровождается качественными фотографиями, воздействуя на его визуальное восприятие, то интерес к материалу значительно повышается.
Технические требования к репортажным фотографиям.
Профессиональная репортажная съемка, проводимая для печатных или интернет-изданий, носит название фотожурналистики. Фотожурналистика выполняет функции документального репортажа. Конечно, и требования к фотографиям для газет и журналом имеют свои особенности. Так, в снимках для газет не приветствуется большое количество мелких деталей из-за того, что газетное клише изготовляется с растром с круглой сеткой, которая разбивает изображения на точки и делает мелкие детали на фото трудно различимыми. Поэтому для газет необходимо подбирать фотографии с крупным передним планом.
Фото для журналов печатаются на качественных и хороших сортах бумаги, поэтому могут содержать множество подробностей и деталей. Фоторепортер старается снимать один и тот же сюжет снимать дважды: с горизонтальным и вертикальным расположением кадра, так возможностей красиво и четко оформить статью и фото по шаблону при макетировании полосы будет больше.
Фиксировать воспоминания и эмоции в кадре сложнее, чем кажется на первый взгляд, но научиться стоит. Знание правил репортажной съемки необходимо для любого любителя, ведь семейные события тоже заслуживают хорошего репортажа .
Некоторые специалисты считают, что нет ничего легче, чем снять портрет, и что фотопортрет — это один из наиболее простых направлений фотографии. Другие утверждают, что фотопортрет имеет множество нюансов и для того, чтобы создать шедевр, нужно учесть целый ряд разнообразных факторов. Предлагаю разобраться в этом вопросе и выяснить, насколько сложно правильно снять фотопортрет. Для начала скажем, что любая фотосъемка требует соблюдения правил композиции кадра. Итак, что требуется для того, чтобы правильно снять фотопортрет? Оказывается, не так много. Как заявляют опытные фотографы, для проведения качественной съёмки портрета, требуются всего четыре составляющие:
- объект съёмки, который принято называть фотомоделью;
- сама фотокамера;
- источник освещения: солнечный свет, окно, открытая на улицу дверь в комнате, искусственное освещение, но это ни в коем случае не фотовспышка;
- некоторые желательные, но не обязательные аксессуары (например, штатив и отражатели света).
2.1 Базовые установки создания фоторепортажа
О том, что такое фотожурналистика читаем в Википедии «Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами: Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий. Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события. Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий. Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними». Мне кажется, это достаточно исчерпывающее определение.
В тоже время, понятие фоторепортажа как главного жанра фотожурналистики трактуется не однозначно. Например, в западной журналистике под этим термином понимается развернутое фотоповествование, сделанное с места события в репортажной манере. Конкретно, это может быть серия фотоснимков, переданная в редакцию или агентство в течение нескольких суток.
В моём понимании фоторепортаж должен быть ограничен по времени съёмки одним конкретным событием или одним объектом. Если событие продолжается во времени, то ежедневная фотосъёмка представляется как серия отдельных фоторепортажей на одну тему.
Внутри жанра сложились такие популярные направления как — политический фоторепортаж, производственный, сельскохозяйственный, научный, событийный, спортивный, криминальный, экологический и другие.
Фоторепортаж на страницах газет, как правило, ограничен несколькими разноплановыми снимками. «Классический» газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий — общего, среднего, крупного плана, текста и поддекстовки. Этому есть свои объяснения. Первое — газета ограничена местом и не может себе позволить даже на важную тему напечатать более трёх снимков. Второе — в трёх разноплановых фотографиях можно дать самую подробную визуальную информацию о происходящем. И ещё потребуется место для текста. Он может быть коротким, но совсем без него не обойтись. Другое дело, толстый глянцевый журнал, или интернет-издание. В них можно опубликовать в несколько раз больше фотографий.
2.2 Понятие композиции фотографического снимка
Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием «композиция кадра».
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейно-тематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке. Её определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, направление основных линий, распределение светотональных масс. Работа над композицией кадра приводит все эти составные элементы в определенную гармоничную систему, делает четкой и ясной изобразительную форму снимка, через которую содержание выражается со всей необходимой полнотой.
Член-корреспондент Академии художеств СССР Е. А. Кибрик в своей статье «К вопросу о композиции» [3, стр. 36] формулирует три главные закономерности композиционного творчества, композиционного оформления творческих замыслов художника. Этими главными закономерностями он считает жизненность, выразительность и цельность реалистического произведения искусства — живописной картины. По существу, достижение жизненности, выразительности и цельности картины, или, иначе, её композиционной завершенности в общем и широком смысле этого слова, является главной задачей и в творчестве фотографа, но эту задачу он решает особыми средствами, отличными от средств художника в живописи.
Общие задачи композиции реализуются художником с помощью изобразительно-выразительных средств, конкретных приемов конструктивного построения картины и технических средств данного искусства. Так как содержание, идея произведения искусства раскрываются и воспринимаются зрителем через художественную форму этого произведения, важнейшее значение приобретает архитектоника картины и художественная организация материала, которые во многом обусловливают выразительность изображения и даже вызываемое им настроение. А выразительность и настроение являются существенными признаками произведения искусства.