Что такое зримая музыка? Мини

Сочинение

Мы везде ощутим в природе музыку, певучее соответствие ее частей, напевный лад всех соотношений, одновременность тайнодействия

света и звука», — писал поэт Валерий Брюсов

А философ Освальд Шпенглер считал: «Для музыки зрение и слух в равной мере суть только мост к душе, не больше». Как слушать и понимать музыку спрашивают многие начинающие любители. На самом деле нет ни правил, ни единственно верного ответа. Каждый из нас создает свой образ произведения, музыка превращает нас в соавторов, заставляет творить, сопереживать, думать.

Зримая музыка — картинки

Видеть музыку в виде воображаемого фильма или слайдов могут многие. Эту способность можно в себе развить. Но это необязательно. Иногда слушателя занимает выразительность тембров, виртуозное преодоление технических трудностей или особенности музыкальной формы. Есть люди, которым достаточно воспринимать произведение, как смену рисунков или геометрических фигур. Другие наблюдают за процессом в цвете. Синопсия — цветное восприятие музыки известно очень давно. Об этом свойстве писали античные авторы. Ньютон, Вагнер. Римский — Корсаков обладали цветным слухом.

Симфонический концерт, зал

Александр Николаевич Скрябин на заре XX века не только сочинил » Поэму огня» с учетом партии цветового пианино, но и участвовал в его техническом создании. Свое впечатление от услышанной музыки, Брюсов описывает с помощью вполне зримых образов: «Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звездностей».

» Поэма огня» — картинка

Легче всего » увидеть» музыку с говорящим названием — » Утро в лесу», » Вечер в лесу». На помощь придут сведения из музыкального словаря — мажор, минор. Светлым, мажорным, конечно, должно быть утро. Особенности мелодии, темпа, выбор фактуры, инструмента помогут подтвердить гипотезу. Даже » Утро» Грига, которое не имеет других комментариев увидеть очень просто и интересно. Норвежский пейзаж, где есть море, дюны, смолистый запах сосен и встающее из — за вершин солнце, вот образный строй этой удивительно светлой и поэтичной зарисовки.

«Утро в лесу»

Исследование роли музыки в живописи и особенностей организации музыкальной формы в произведениях изобразительного искусства великих мастеров европейской культуры XIX века представляет актуальную тему для анализа в контексте взаимосвязи и воздействия искусств друг на друга. В этом контексте интересными представляются мнения Эрнста Теодора Амадея Гофмана о музыке композиторов классиков, изложенные им в «Крейслериане». Он рассматривает музыку Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена через призму живописных образов и тонов, сравнивая их с произведениями великих живописцев того времени. Так, согласно его интерпретации, музыка Себастьяна Баха воспринимается как строгий и возвышенный облик Страсбургского собора, в то время как произведения старых итальянцев представляют собой образ церкви святого Петра в Риме — разнообразный, лирический и проникнутый величием.

2 стр., 896 слов

И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу». по картине. методическая ...

... тайн. 7. Написание сочинений. (Слайд 13)Художник И.И.Шишкин и картина «Утро в сосновом лесу» Картина «Утро в сосновом лесу» Российского художника ... вдали.Наступление утра в сосновом бору Описание картинки "Утро в сосновом лесу" Ощущения автора от увиденного Описание наступления утра в лесу ... выставок. Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом лесу» занимает второе место после ...

Далее, Гофман отмечает особенности музыки Гайдна, которую он интерпретирует как проникнутую радостью и жизнерадостностью, перенося на холст «необозримые зеленые рощи» и «веселую, пеструю толпу счастливых людей». Моцарт же, по мнению Гофмана, вводит в «глубины царства духов», заставляя испытывать страх и предчувствие бесконечного, а также звучать любовь и печаль в «дивных голосах». Наконец, музыка Бетховена, согласно Гофману, открывает «царство необъятного и беспредельного», при этом огненные лучи пронизывают мрак этого царства, вызывая надежду и радость.

Интересно отметить, что Гофман устанавливает параллели между различными цветовыми оттенками, используемыми живописцами того времени, и звучанием музыкальных инструментов. Он утверждает, что струнные инструменты создают в оркестре звуки, напоминающие краски окружающей природы, в то время как медные духовые инструменты ассоциируются со светлыми и близкими оттенками.

Таким образом, мнение Эрнста Теодора Амадея Гофмана о музыке композиторов классиков в контексте живописных образов оказывается не только увлекательным взглядом на взаимосвязь различных видов искусства, но и важным инсайтом для понимания и интерпретации произведений музыкального и изобразительного искусства XIX века.