По картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Сочинение

Биография художника

В Мариампольском уезде Августовской губернии проживала обедневшая еврейская семья. У родителей 18 (30) августа 1860 года появился сын Исаак. Отец Эйляшив-Лейб (Илья) Абрамович происходил из старинной семьи Кайданова местечка, где сосуществовали шотландские и еврейские общины. Уже в 13 лет его ребенок стал студентом художественного училища. Его учителями были Поленов, Перов, Саврасов.

Через пять лет умерла мать Исаака, финансовое положение настолько ухудшилось, что ему пришлось занимать деньги у преподавателей. Ректор признал талант юного дарования и позволил ему учиться бесплатно. А после смерти отца в 1876 году он стал студентом класса пейзажей Саврасова.

Покушение на жизнь императора привело к тому, что евреям запретили жить в Москве, Левитану пришлось переехать за город. На прибыль от картины «Вечер после дождя» он снял обставленную комнату в столице. В 1885 году Исаак получил диплом, но он стал не художником, а учителем чистописания.

Апрель принес ему интересное знакомство — дружбу с А. Чеховым. Иногда их отношения доходили до соперничества, они часто ссорились. А когда художник влюбился в свою замужнюю студентку, писатель создал рассказ «Попрыгунья», в котором осуждал роман, из-за чего дружба между талантливыми людьми прекратилась навсегда.

Наиболее известные из них:

  1. «Над вечным покоем»;
  2. «Март»;
  3. «Золотая осень»;
  4. «Березовая роща»;
  5. «Вечер на Волге»;
  6. «Осенний день».

В 1898 Исаак стал академиком пейзажного творчества, преподавал живопись в своем училище. Два года назад Левитан переболел тифом, из-за которого обострилась сердечная аневризма. Ему пришлось отправиться в Ялту, но прогрессирование заболевания уже не удалось остановить.

Художник скончался 22 июля (4 августа) 1900, оставив 40 картин и более 300 этюдов незаконченными. После его смерти в Москве и Санкт-Петербурге были организованы выставки.

История создания картины

В 1895 году Левитан начал работу над картиной «Золотая осень». Он проживал в то время в усадьбе под названием Горка, расположенной на территории Вышневолоцкого уезда Тверской области. Художника часто посещала супруга Анна Николаевна Турчанинова вместе с тремя дочками — Варварой, Анной и Софьей.

8 стр., 3970 слов

Левитан, Исаак Ильич

... Москвы В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в ... мы не пошли, и предстоял длинный вечер у себя во флигеле. - А знаете что, - вдруг встрепенулся А.П., - пойдемте к Левитану. Мы - А.П., брат Иван и я ...

На берегу озера специально для Левитана был построен двухэтажный дом-мастерская. Леса и реки местности произвели особое впечатление на художника, поэтому он и решил изобразить их на холсте. Искусствоведы утверждают, что на полотне написана Сьежа.

Начал картину художник в Горках, но продолжение и окончание ее осуществлялось уже в Москве. Особой выразительности и большого сходства с реальным пейзажем он смог добиться благодаря исключительной зрительной памяти. Работа настолько увлекла Левитана, что он отказывался покидать свою мастерскую. Вместе с другими картинами осеннее полотно было представлено на нескольких выставках — Товариществе передвижных художественных выставок в Москве и Санкт-Петербурге, Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

В столице полотно купил за 700 рублей Павел Третьяков. Но выплату покупатель задержал — художник получал от него деньги частями. Пока «Золотая осень» путешествовала с выставкой, она побывала в Харькове, где была повреждена. Картины извлекли из рамок, расставили у стен и разложили по полу. На полотно Левитана упал козырек настенного калорифера и порвал его. Позже проблему искусно исправил реставратор Дмитрий Арцыбашев.

В 1896 году картину все-таки забрал покупатель и поместил ее в Третьяковскую галерею. В каталоге она значилась под названием «Осень», что не нравилось художнику. Он считал это наименование слишком грубым. Позже Левитан написал еще одно полотно, которое назвал так же — «Золотая осень». Но оно не было настолько популярным, хотя до сих пор хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Описание пейзажа

Исаак Левитан известен как отличный пейзажист. Он умело передает умиротворенную тишину и покой русской природы, а самим картинам присущ тонкий психологизм, характерный для отечественной школы.

Чаще всего в работах художника можно увидеть несколько составляющих:

  1. лунную ночь;
  2. березы;
  3. волжские плесы;
  4. стога сена;
  5. осыпающиеся осенние листья.

Образы пересекаются и изменяются, они дополняют друг друга. Левитан умело смешивает краски, изображая увядающую природу.

Осень — это пора философских размышлений о скоротечности и бренности бытия. Ее описание встречается в работах многих писателей, художников, музыкантов. Эту тему затрагивают представители и других творческих профессий.

На самом полотне изображено несколько предметов:

  1. река;
  2. золотистый осенний лес;
  3. небо с легкими облаками.

На переднем плане находятся тонкие осины и березки, справа расстилается речная гладь, подернутая легкой рябью, а вдалеке виднеются сельские деревянные избы. Сама композиция асимметрична, но это не вызывает напряжения при взгляде на нее. Выдвинутые вперед предметы написаны более яркими цветами, сзади расположены приглушенные оттенки.

Красные и желтые тона придают картине оптимистичное выражение, хотя другие осенние миниатюры и этюды изображены в мягкой и даже мрачной гамме. Пожелтевшие березки — главное яркое пятно, их листва покрыта багрянцем, а зеленая трава приглушена пожухлыми кустами. Синяя река уходит вдаль, к горизонту, где все оттенки блекнут.

5 стр., 2195 слов

Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии). ...

... краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…» opisanie-kartin.com Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии) 26.06.2015 Однажды летом художнику посчастливилось отдыхать в Витебской области, ... друг с другом состояния природы, созвучные его собственному настроению.Большое законченное полотно И.И.Левитана «Ненюфары» (водяные лилии), написанное в 1896 году, представляет несколько иную грань ...

Осенняя картина не вызывает негативных эмоций. На ней запечатлен солнечный день сентября или октября, когда деревья только начинают желтеть и сбрасывать листву. Зритель ощущает тишину и покой, исходящие от полотна. Пейзаж безлюден, поэтому в него легко погрузиться, отвлекаясь от ежедневной суеты.

Полотно воздушное и легкое, при взгляде на него словно ощущаются дуновения теплого осеннего ветерка, который колышет листья на деревьях. Плывущие облака, журчание реки успокаивают и умиротворяют. Картина словно говорит своим особым языком, она позволяет прикоснуться к природе, почувствовать все ее величие, задуматься о смысле бытия.

Отношение к полотну

картина захватывает зрителя благодаря эмоциональной полноте

Дмитрий Сарабьянов сравнивал «Золотую осень» с картиной «Март». Ему не понравилось, что в первом пейзаже нет ощущения фрагмента природы, который чувствуется во втором. Но Левитан все же очень умело соединил золотую гамму листвы с синевой речной глади. Естественная уравновешенность полотна привлекла искусствоведа, он проявил интерес к необычной композиции пейзажа. Картина развернута в ширину, но в то же время она направлена на зрителя.

Фаина Мальцева в своем конспекте приводит краткий анализ осеннего холста — образ заключает в себе глубокое содержание, которое раскрывается постепенно. Для того чтобы увидеть все детали полотна, зритель должен внимательно изучить его. Ведь художник старался не просто передать цветовую гамму осени, он пытался изобразить воздушность и легкость солнечного дня. У Левитана получилось в декоративной форме передать поэтичный целостный образ осеннего пейзажа.

Интересные факты

он уже неделю не может оторваться от полотна

позволила художнику долгое время жить безбедно

Сам Левитан не считал «Золотую осень» лучшей из своих работ. Он пытался повторить ее, создал небольшую репродукцию. Но в этот период наступило затишье в его творческой фантазии. Новый пейзаж выглядел менее ярко, так как он использовал более приглушенную палитру. Да и особого восторга со стороны критиков и простых зрителей второе полотно не получило.

Картина Левитана преподносит хороший урок: нужно научиться замечать красоту вокруг себя, отрешиться от рутинной суеты и порадоваться природе. Полотно способно пробудить чувство прекрасного даже в самом черством человеке. Да и сам художник писал его не для получения прибыли или похвалы, он хотел передать всю красоту русской природы зрителям.