По картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Сочинение

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Юон.

Константин Фёдорович Юон
Дата рождения 12 (24) октября 1875
Место рождения
  • Москва, Российская империя
Дата смерти 11 апреля 1958(1958-04-11)[1][2](82 года)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна
  • Российская империя
  • СССР
Жанр пейзаж
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Стиль импрессионизм, социалистический реализм
Награды
Звания

Константи́н Фёдорович Юо́н

(1875—1958) — русский и советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947).

Народный художник СССР (1950).

Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Биография[ | ]

Происхождение и семья[ | ]

Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве[3], в германошвейцарской семье. Отец — работник страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Брат — композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции[ | ]

Голубой куст. Лавра зимой. Весенний солнечный день.

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.).

Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви[4][5].

После революции[ | ]

В провинции. Город Торжок. Тверская губерния.

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета»[6], трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР).

В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4)[7].

Сочинения по картинам Константина Юона

  • Сочинения
  • По картинам
  • Юон
  • Русская зима. Лигачево
  • Весенний солнечный день
  • Волшебница зима
  • Зимнее солнце
  • Конец зимы. Полдень
  • Мартовское солнце
  • Новая планета
  • Пейзаж с лыжниками

Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

С малого возраста, Юон отличался пристрастием к рисованию. Когда мальчику исполнилось 17 лет, родители приняли решение отдать его в художественную школу, в Москве. Обучение ремеслу для Юон, проходило очень легко. На тот момент, в школе преподавали такие известные художники как: Серов, Касаткин, Савицкий. Это сыграло большую роль, на начальном этапе его творчества.

Картины молодого художника вызывали интерес у народа. Большинство работ продавались на студенческих выставках, которые приносили Юон не малые деньги. Со временем объём продаж увеличился, и денег ему хватало чтобы посетить любой уголок страны, и мира. Творчество художника постепенно росло, и спустя пару недель, его замечают критики и искусствоведы. Позже начинают публиковаться работы журналистов в местных газетах и журналах. Юон также нашел себя в роли искусствоведа. После получения диплома, он продолжил это дело. Позже, его ученики очень хорошо отзывались о нем, видя в нем человека, который открыл им новый мир. Среди учеников были не только художники, но и скульпторы, которые позже стали широко известны.

Сам Юон выделялся любовью ко всему прекрасному. Его творчество находило себя в изображении природы, и обыденной жизни. Характерной чертой его стиля, было выделение отдельных объектов. Выделение происходило внушающими или малыми размерами, либо яркими или необычными цветами. Одна из самых известных работ автора «Купола и Ласточки», в которой изображен пейзаж природы, и церковных зданий. Данная работа была очень неуместной для власти того времени, так как в то время борьба с религией была на высоком уровне, однако все обошлось.

С 1925 года, Юон делает упор на чистый пейзаж, с добавлением яркости. Одна из таких работ «Конец зимы», вызвала большой ажиотаж среди общества, и принесла ему еще большую популярность.

Его творчество, во многом обязана решением своих родителей отдать его в школу. Сам же художник не однократно говорил: «Если бы я жил не в кругу теплых отношений, а один на растерзании судьбы, я бы не нашел себя в этой жизни»

Ученики и последователи[ | ]

  • Иванов, Герасим Петрович (1918—2012)
  • Кручёных, Алексей Елисеевич (1886—1968)
  • Меламуд, Шая Ноевич (1911—1993)
  • Попова, Любовь Сергеевна (1889—1924)
  • Розанова, Ольга Владимировна (1886—1918)
  • Скулме, Отто (1889—1967)
  • Степанова, Варвара Фёдоровна (1894—1958)
  • Страхов, Андрей Александрович (1925—1990)
  • Удальцова, Надежда Андреевна (1886—1961)
  • Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879—1950)
  • Фальк, Роберт Рафаилович (1886—1958)
  • и другие.

Основные произведения[ | ]

Зима (Ростов Великий)

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Голубой куст», 1907, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910, ГРМ
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1921, ГТГ
  • «Подмосковная молодежь», 1926; ГРМ
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927. ГЦМСИР.
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947, ГТГ
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929, ГТГ
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ

Оформление театральных спектаклей[ | ]

  • опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С. П. Дягилева;
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921, МХАТ;
  • пьеса «Сердце не камень» А. Н. Островского, 1923, Малый театр;
  • пьеса «Егор Булычов и другие» М. Горького, 1934, МХАТ;
  • опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

Художник кинофильмов[ | ]

  • Иван Никулин — русский матрос, 1944

Художник мультфильмов[ | ]

  • Каштанка, 1952

Летописец каменного зодчества

Константин Юон. Весенний солнечный день (фрагмент).

1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Троицкая лавра зимой (фрагмент).

1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Юон. Весна в Троицкой лавре (фрагмент).

1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Юон любил провинциальный русский пейзаж и часто писал виды Ростова Великого , Углича , Торжка и других старинных русских городов. В Троице-Сергиевой лавре были написаны «К Троице» (1903), «Троицкая лавра зимой» (1910).

У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.

Константин Юон

Памятники русского зодчества Юон изображал в окружении современной ему действительности. Он писал яркими, чистыми красками, а городской архитектурный пейзаж соединял с сюжетами из жизни народа. Юон использовал в картинах высокую панорамную точку зрения, которая позволяла передать простор и свет пейзажа.

Литература[ | ]

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/yuon-hudojnik-biografiya-dlya-sochineniya/

  • Апушкин Я. В., К. Ф. Юон, М., 1936;
  • Третьяков Н., К. Ф. Юон, М., 1957;
  • К. Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. [Каталог-сборник], М., 1968;
  • Нордштейн Т. Константин Юон. Альбом. Л., 1972
  • Ромашкова Л. Константин Юон. Альбом. М., 1973;
  • К. Ф. Юон, Столетие со дня рождения, 1875—1975, М., 1976.
  • Сокольников М. П.

    Ликующая красота Отчизны (К. Ф. Юон) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников; Предисловие народного художника РСФСР А. Каманина. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 28-38. — 195 с. — 10 000 экз. (в пер.)

  • Осмоловский Ю., К. Ф. Юон, М., 1983.

Москва: от сценок из жизни окраин до величественного Кремля

Константин Юон. Лубянская площадь зимой (фрагмент).

1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Вербный базар на Красной площади (фрагмент).

1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Москворецкий мост. Зима (фрагмент).

1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вместе с художниками Игорем Грабарем и Арбамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.

Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».

Константин Юон. Ночь. Тверской бульвар (фрагмент).

1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Августовский вечер (фрагмент).

1922. Симферопольский художественный музей, Симферополь, Республика Крым

Константин Юон. Тройка у старого Яра (фрагмент).

1909. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Киргизия

Большое оживление на этом мосту, соединяющем Красную площадь с Замоскворечьем, наглядно выражает неизменно господствовавшие в московской уличной жизни неразбериху и людскую сутолоку. Картина написана на фоне Кремля и части Китайгородской стены; в ней передан серебристо-серый, жемчужный колорит московского зимнего дня.

Константин Юон о картине «Москворецкий мост. Зима» (1911)

Юона увлекало искусство французских импрессионистов . Он писал: «Мной было принято то, что, казалось, поможет лучше увидеть красоту родного живого мира; моя палитра, бывшая до того несколько серой, после знакомства с этими мастерами стала просветляться и зазвучала звонче».

Влияние импрессионизма проявилось в серии вечерних и ночных пейзажей с эффектами искусственного освещения, которые художник называл «московскими ноктюрнами».

Константин Юон. Парад Красной Армии (фрагмент).

1923. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Новая планета (фрагмент).

1921. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года (фрагмент).

1942. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После революции 1917 года Константина Юона захватила новая жизнь страны. Он создал серию акварельных работ о московских событиях 1917 года, мастерски сочетая сцены из городской жизни и архитектурный пейзаж. Юон был очевидцем революционных событий в Москве: он побывал на местах недавних битв и решил запечатлеть последние моменты борьбы.

На акварели «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот» он изобразил солдат и рабочих на грузовиках у забаррикадированных ворот Кремля.

Константин Юон. Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Никольские ворота (фрагмент).

1927. Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Константин Юон. Утро индустриальной Москвы (фрагмент).

1949. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Юон. Утро Москвы (фрагмент).

1942. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск

Особняком в ряду полотен художника стоит картина «Новая планета» (1921).

В те годы Юон много внимания уделял работе в театре, и полотно родилось из его эскиза к театральному занавесу для Большого театра , отчего на холсте господствует сценическая условность. Мнения зрителей и критиков о картине разделились: одни видели в ней образ нового мира — рождения «красной планеты» революции, другие — предчувствие грядущих потрясений XX века.

Константин Юон. Сени. Лигачево (фрагмент).

1929. Частное собрание

Константин Юон. Кормление голубей на Красной площади (фрагмент).

1946. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск

В зрелые годы Константин Юон занимался общественной и педагогической работой. Он преподавал в , в , написал сборник статей и эссе «Об искусстве» и другие работы.

В 1940-е годы Юон создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов, работал театральным художником в Малом театре . В военное время он не покидал столицу и писал любимый город.Константин Юон. Вид с балкона осенью (фрагмент).

1910. Частное собрание

Константин Юон. Голубой куст (фрагмент).

1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

До конца жизни главным в творчестве Юона оставался пейзаж, в том числе индустриальный. В 1949 году он создал картину «Утро индустриальной Москвы» — вид столицы из окна мастерской художника на улице Чкалова. Об этой работе Юон писал: «Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».

Константин Юон скончался в 1958 году в возрасте 82 лет в Москве. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России. В его наследии, помимо живописных полотен, — научные статьи по педагогике, истории и теории изобразительного искусства.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947).

Народный художник СССР (1950).

Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Член ВКП(б) с 1951 года.

Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

С 1892 по 1898 год учился в МУЖВЗ. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации.

Вёл художественную студию на Пречистенских рабочих курсах с И. О. Дудиным (один из учеников — Ю. А. Бахрушин.)

В 1925 года Юон стал членом АХРР. Есть все основания полагать, что он симпатизировал большевизму. Так, на созданной в 1921 или 1922 году картине «Новая планета» художник изобразил космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революцию. В другой «космической» картине «Люди» (1923 г.) речь идет о наполненном тем же содержанием созидании нового мира, хотя кое-кому и хочется «угадывать» контуры Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

В том же плане выполнена и картина «Парад Красной армии» (1923).

Большой известностью пользуется и картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.).

Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви

Помимо работы в живописном жанре, Юон занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.

С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4)

Константи́н Фёдорович Юо́н

(1875-1958) — русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947).

Народный художник СССР (1950).

Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Происхождение и семья

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец — работник страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

Брат — композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.).

Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР).

В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Премии
Медиафайлы на Викискладе