Юмор в классической музыке

Сочинение

Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора. Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.

Маленькие хитрости больших композиторов

Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта:

  • нарочито введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты;
  • неоправданное паузирование;
  • неуместное усиление или затухание звучности;
  • включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала;
  • подражание легко узнаваемым звукам;
  • шумовые эффекты и многое другое.

Кроме того, музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа. Такова, например, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта.

В. Моцарт “Маленькая ночная серенада”

Все жанры юмору покорны

шутка, ирония, гротеск, сарказм

Известны примеры скерцо и в качестве самостоятельной пьесы. Юмор в музыке представлен очень ярко в скерцино М. П. Мусоргского. Пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов». В музыке слышна имитация птичьего щебета, трепета маленьких крылышек, изображаются неуклюжие подпрыгивания. Дополнительный комический эффект создает плавная, ясно оформленная мелодия танца (средняя часть – трио), которая звучит на фоне переливающихся в верхнем регистре трелей.

М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов

из цикла «Картинки с выставки»

Юмор в классической музыке русских композиторов встречается довольно часто. Достаточно упомянуть жанр комической оперы, известной в русской музыке с XVIII века. Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности:

  • речитатив secco («сухой»);
  • комическая скороговорка;
  • нарочитая простота мелодического рисунка;
  • многократные повторения мелодических и .

Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»).

9 стр., 4283 слов

Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков

... у подростков выявить причины падения музыкального вкуса у подростков предложить идею по созданию программы воспитания музыкального вкуса средствами эстрадной музыки Глава I. Эстрада как ... по причине особенности человеческой психологии. По определению народного артиста России, композитора, профессора В.М.Лебедева, с музыкой которого выросло не одно поколение россиян, сегодня эстрада, эстрадная музыка ...

М.И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

Неувядающий юмор

Юмор в классической музыке не оскудевает, и сегодня он звучит особенно свежо, обрамлённый в новые, найденные современными композиторами музыкально-выразительные средства. Р.К. Щедрин написал пьесу «Юмореска», построенную на диалоге осторожных, крадущихся интонаций, «замышляющих» какое-то озорство, со строгими и жесткими. В конце концов, настойчивое кривляние и насмешки исчезают под звуками резкого, «вышедшего из терпения» заключительного аккорда.

Р.К. Щедрин Юмореска

Остроумие, жизнерадостность, оптимизм, ироничность, экспрессивность свойственна как натуре, так и музыке С.С. Прокофьева. В его комической опере «Любовь к трём апельсинам», кажется, сосредоточены все существующие виды юмора от безобидной шутки до иронии, гротеска и сарказма.

Фрагменты из оперы “Любовь к трём апельсинам”

Печального принца ничто не может обрадовать, пока он не найдет три апельсина. От героя требуется для этого мужество и воля. После многочисленных забавных приключений, происшедших с Принцем, возмужавший герой находит в одном из апельсинов Принцессу Нинетту, спасает её от злых чар. Триумфальный ликующий финал завершает оперу.

Автор – Алла Чайка