Текст: Ольга Разумихина
Так что нынешний молодой человек вряд ли бы нашёл общий язык с юношей, жившим сто лет назад. Или нет?
Направление «Между прошлым и будущим» — нечто среднее между двумя другими направлениями: «Забвению не подлежит» и «Время перемен». В первом случае школьника призывают поразмышлять, почему важно знать историю и с почтением относиться к достижениям не только великих, скажем, полководцев, учёных и поэтов, но и простых тружеников, — а во втором подумать, перед какими вызовами стоит человечество в начале XXI века. Так что, чтобы написать хорошее итоговое сочинение по направлению «Между прошлым и будущим», сперва стоит проработать два вышеупомянутых. А потом задать себе вопрос: какие черты свойственны типичному представителю нынешнего молодого поколения — как положительные, так и отрицательные? Или в наши дни настолько ценится индивидуальность, что говорить о каких-либо общих закономерностях нельзя?
«Между прошлым и будущим»: примерные темы
«Настоящие» темы декабрьского сочинения, конечно, будут известны за 15 минут до экзамена, но мы можем предположить, как они могут звучать. Примерно так:
- •Какие ценности и интересы, по моему мнению, свойственны нынешним подросткам?
- •Почему для современной молодёжи важно знать историю своей страны?
- •Чем «первое цифровое поколение» отличается от предыдущих?
- •Чему мы можем научиться у наших родителей, бабушек и дедушек?
- •Какие уроки нынешнее поколение должно вынести из потрясений ХХ века?
- •Почему представителям разных поколений сложно понимать друг друга?
- •Проблема отцов и детей в XXI веке.
- •Каким я вижу себя через 15 лет.
- •Какими, по моему мнению, будут представители следующего поколения?
- «Между прошлым и будущим»: эпиграфы
Эпиграф — это фраза, которую можно поместить в начале сочинения, между заголовком и основным текстом. Писать её следует ближе к правому полю листа.
Вот варианты для тех, кто хочет покритиковать сверстников:
- •Печально я гляжу на наше поколенье! (М. Ю. Лермонтов , цитата из одноимённого стихотворения)
- •Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы! (М. Ю. Лермонтов , цитата из стихотворения «Бородино»)
- •Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся над дедушками и восхищается прадедами. (У. С. Моэм )
- •Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Джордж Оруэлл )
- А вот — для тех, кто смотрит на современников с большим оптимизмом:
- •Хотя мир в целом двигается вперёд, молодежи приходится всякий раз начинать сначала. (Иоганн В. Гёте )
- •Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни. (Н. А. Бердяев )
- •Пожалуй, каждое поколение считает себя потерянным поколением, и, пожалуй, каждое поколение право. (Эрика Йонг )
- •Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи. (Рабиндранат Тагор )
Как писать итоговое сочинение
«Декабрьскую» работу, как и любое другое сочинение, следует писать по простой схеме: один абзац — введение, ещё два-три абзаца — основная часть, последний абзац — заключение.
Как научить учеников писать сочинения: приемы и рекомендации для учителей
... сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос. Учим писать сочинение правильно: важные аспекты Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение ... после написания сочинения. Этап 4. Собираем материал Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения. ... — то же самое: составьте план. В методике существует и такой прием, который учит выделять ...
Во введении следует привести тезис — основную мысль вашего текста. Например, если тема звучит «Какие ценности свойственны сегодняшним подросткам?», тезис может быть таким: «Ценности нынешней молодёжи примерно такие же, как у всех предыдущих поколений: нам важно, чтобы нас окружали близкие люди, чтобы мы могли учиться, работать, искать себя. Разница лишь в том, что в XXI веке для этого появилось много новых возможностей».
Основная часть сочинения — это пространство для более глубоких рассуждений. Здесь можно, к примеру, написать, что кто-то считает главной ценностью семью, домашний уют; кто-то жаждет новых знаний или признания; а кто-то посвящает жизнь поиску удовольствий, — и так было во все времена.
К тому же внутренние установки всегда зависели от среды, в которой растёт ребёнок. Выходцы из знатных родов с младенчества окружены просвещённой публикой, произведениями искусства и предметами роскоши, зато они зачастую не умеют радоваться простым мелочам, как ребята из «рабочих» семейств. Однако прогресс не стоит на месте, и сейчас ребёнок из бедной семьи может выучиться и получить престижную профессию благодаря интернету. Но всякий ли пользуется такими возможностями? Не говорят ли этому самому ребёнку что-то вроде: «никогда хорошо не жили — нечего и начинать»?
Наконец, третий абзац стоит посвятить аргументам из литературы.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. ... деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются ... фольклором служит действенный методом гуманизации воспитания ребёнка; фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с уч ...
«Между прошлым и будущим»: аргументы
И. С. Тургенева, А. С. Грибоедова
Если же рассуждать о XXI веке, то стоит обратиться к научной, а не художественной литературе. Современные учёные называют ребят, родившихся после 2000 года, «зетами». Вот что пишет отечественный учёный А. В. Сапа о таких подростках в статье, которая так и называется — «Поколение Z»:
« Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Зеты не склонны становиться частью определённых групп — они настаивают на собственном праве принимать решения ».
В этом отрывке много дискуссионного: так, нетерпеливость и резкость суждений может быть свойственна и зрелому человеку — это во многом зависит от его воспитания и темперамента. Или учёный всё-таки уловил тенденцию? Думайте, сомневайтесь, спорьте: в общем-то, итоговое сочинение нужно именно для этого.