Ученическое самоуправление в классе (стр. 3 )

Сочинение

Лист самооценки:

Наш класс

4

3

2

1

1.

2.

3

4

Целеустремленный

Организованный

Сплоченный

Активный

+

+

+

+

Фамилия, имя учащегося ______________________

Лист общей оценки:

Фамилия, имя учащихся класса

Наш класс

Целеустремленный

Организованный

Сплоченный

Активный

1

1

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Методика «Сочинение»

С помощью данной методики можно получить информацию о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу и одновременно включить ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни и роли каждого в нем.

Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаются темы: «Мой класс» или «Я и мой класс». Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: «Если бы я был ». Могут быть и другие темы: «Мое общественное поручение», «Мои радости и огорчения», «Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе», «Письмо самому себе» и другие.

После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят.

К примеру, определена тема «Мой класс». Круг вопросов может быть следующим:

1. С какими делами по содержанию (политические, трудовые, познавательные, развлекательные и другие), по направленности (для своего класса, для себя, для младших, для окружающих людей и т. п.) связывают ребята жизнь своего класса? Какие дела им нравятся и почему? Предлагают ли они и что именно для улучшения дел класса?

2. Какие отношения попадают в поле зрения учащихся: к деятельности (учебной, общественной и т. д.), друг с другом, с коллективом своего, соседнего класса, со школой в целом, с органами самоуправления, с классным руководителем и т. д. Какие из этих отношений устраивают ребят и почему? Какими они не удовлетворены и почему? Видят ли ребята пути изменений отношений, думают ли об этом?

3. Какую роль отводят себе в жизни класса? Удовлетворены ли своей ролью? Хотят ли ее изменить?

Сочинение предлагается ребятам написать дома и определяется срок его сдачи. Можно написать его в школе во урока. Перед сочинением внимание ребят обращается на то, что отметки за него ставить не будут, что по объему оно может быть разным, что подписывать его не обязательно, главное – изложить свою личную точку зрения. По усмотрению классного руководителя ребятам может быть предложен ориентировочный круг вопросов.

Написанные сочинения обрабатываются обычно на основании более полного из них по объему: из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. Из последующих сочинений, если суждения совпадают, их плюсуют уже к имеющимся, если нет – мнения учащихся дописываются.

В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая анализируется далее. Выделяются вопросы, которые более всего интересуют ребят, вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех, вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнение большинства совпадает, по каким суждениям резко противоположны.

Полученная информация может быть использована для осмысления дел в классе на ученическом собрании, на заседании совета класса.

Анкета «Мои отношения»

1. Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:

— ребятам своего класса;

— совету класса;

— девочкам класса;

— мальчикам;

— ребятам из другого класса;

— классному руководителю.

Условные обозначения

ровные отношения

уважительные

конфликтные

презрительные

переменчивые

не знаю, затрудняюсь ответить

восторженные

2. Пойдешь ли ты на собрание класса (да, нет):

— чтобы участвовать в решении важных вопросов;

— потому что у тебя есть ответственное поручение на собрании;

— если тема собрания интересная;

— если на собрании будут решаться важные дела для твоего класса;

— если явка на собрание обязательна.

С какой другой целью? ______________________________________

Анкета «Мое поручение»

Цель: выявить отношения подростка к своему поручению, причины положительного восприятия дел класса.

1. Как ты оцениваешь результаты выполнения поручения? ____________________________________________________

Укажи их: _____________________________________________

Подчеркни нужное:

— моя работа приносит пользу классу и интересна мне;

— классу полезна, а мне не интересно;

— классу мало пользы, а мне интересно;

— работа бесполезна.

2. Какие дела класса тебе запомнились? ___________________

Почему? Подчеркни нужное:

— узнал много нового;

— принесли пользу людям;

— все действовали дружно;

— сами все придумывали;

— я был организатором;

  • работали вместе со взрослыми.

Дополни: _________________________________________________

_________________________________________________

Методика «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек пять. Если ученик считает нужным, одну из этих ступенек он определяет для себя.

Данная методика позволяет увидеть учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Методика «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.

Анализируя полученные «групповые снимки» педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

Анкета для учащихся

1. Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

2. У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

3. Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

4. Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

5. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

6. Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

Методика «Идеальный класс»

Цель: Выявление эталонности классного коллектива в восприятии отдельных школьников.

Ход выполнения: Учитель должен подобрать примерно 30 положительных качеств, характеризующих классный коллектив (дружный, сплоченный, целеустремленный и т. п.), и предложить учащимся проранжировать эти качества для эталонного (идеального с их точки зрения) класса. Другими словами, каждое качество должно получить свой номер.

Ученик может рассуждать примерно так: «По моему мнению, идеальный класс должен быть прежде всего сплоченным. Поэтому сплоченность я ставлю на первое место и приписываю ей первый ранг. На втором месте в идеальном классе, на мой взгляд, должна стоять целеустремленность. Ей приписываю ранг 2. Дружный будет на третьем месте, поэтому ему ранг 3 и т. д. Затем ту же процедуру учащиеся должны проделать для своего класса, т. е. проранжировать все 30 качеств для класса, в котором они учатся («В нашем классе на первом месте стоит, пожалуй, дружба – ранг 1, на втором целеустремленность – ранг « и т. д.).

Для удобства обработки данных эти качества удобно расположить в следующую таблицу.

Качества

Ранг для идеального класса

Ранг для своего класса

Разность рангов

d

2

d

1.

2.

3.

Дружный

Сплоченный

Целеустремленный и т. д.

3

1

2

1

9

2

2

-8

0

4

64

0

Обработка полученных данных.

На описании проранжированных качеств для идеального (эталонного) и реального класса (см. таблицу) вычисляется коэффициент корреляции r по формуле:

6 d 2

r = n (n — 1)

Где r — количество предложенных качеств (в нашем случае =30) Для вычисления достаточно просуммировать последний столбик таблицы. Смысл получаемого коэффициента корреляции можно определить согласно следующей закономерности:

  • слабая связь;
  • умеренная связь;
  • значительная связь;
  • сильная связь;
  • очень сильная связь;
  • противоположная (обратная) связь.

Таким образом, чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь, корреляция между эталонными и реальными классами, тем ближе ученик оценивает свой класс относительно идеального (эталонного).

Определитель степени заинтересованности в коллективных поручениях и общественной активности

Перечень позиций активности, трудолюбия, ответственности и инициативы

Да

Нет

Проявление личностных качеств

Да

Нет

1

Активно участвую во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем

8

Умею распределить свою работу во времени, чтобы все успеть вовремя

2

Стараюсь уклониться от любого дела

9

Никогда не довожу до конца начатое дело

3

Всегда в срок выполняю общественное дело

10

Не проявляю интерес к порядку «вокруг»

4

Довожу до конца порученные дела, хотя не очень хочется

11

Принимаю активное участие в классных делах, но стараюсь не тратить на это собственное время

5

Выступаю инициатором дел и не жду признания

12

Поручения для меня не интересны, но я их выполняю

6

Редко предлагаю идеи каких-либо дел

13

Часто не выполняю из-за лени

7

Трачу зря время, не зная чем заняться

14

Уклоняюсь от дел, так как занято все свободное время

Определитель степени участия в классных делах

Ф. И.О.

Предлагает идею

Организует дело

Участвует с радостью

Участвует по долгу

Отказывается

Мешает делу

Примечание

Определитель отношения к общественным поручениям

Ф. И.О.

Делает все с большим желанием

Хорошее исполнение

По принципу «тяп-ляп»

Категорически отказывается

Дополнит. наблюдения

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Сравнение результатов диагностики