С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык

Сочинение

С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык.

По-моему, это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям – одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем людям. Я искренне верю в то, что русский язык –

« великий и могучий», потому что это язык А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Чехова и других классиков русской литературы. А что с ним происходит? Язык полон иностранных слов, жаргонизмов. Идет оскудение, засорение русской речи.

У тебя клевый прикид

2. Теоретические исследования.

Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:лексика-это словарный состав любого языка

общеупотребительными

необщеупотребительные

диалектной

  • Одни утверждают, что диалектизмы — это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;

  • Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно»;

  • Некоторые ответили « не знаю» на вопрос « Что такое диалектизмы».

Конечно, жаль, что в нашей речи диалектных слов становится все меньше и меньше, а ведь какую выразительность, эмоциональность они придают языку! Например, рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок». В этом рассказе писатель использует очень много диалектных слов, используемых донскими казаками. И когда мы читаем , как говорит Мишка или его дед, мамка или батянька, — нам смешно, и мы переносимся в казачью станицу начала прошлого века. И я думаю, что мы не должны забывать совсем те слова и выражения, тот язык, которым пользовались наши деды и прадеды.

31 стр., 15371 слов

Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский

... слова в конкретном случае; диалог и монолог (скрытое значение) [Мукаржовский, 1994]. Исследователь отмечает, что язык, в составе которого находятся вышеперечисленные элементы, является ... в геометрической прогрессии. Объектом исследования в данной работе является англоязычные музыкально-поэтические тексты и их переводы на русский язык. Предмет исследования - выявление особенностей перевода ...

Значение непонятного диалектного слова можно узнать из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

профессионализмами

Термин — это научное обозначение понятия ( синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие.

аккумулятор, радиатор, коробка передач

Что такое сленг?

Существует несколько определений сленга.

Сленг — речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг — это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?

Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»)

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

2.4.Молодёжный сленг

Молодёжный сленг

На мой взгляд, понятие

используется преимущественно в устном общении.

Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

Причины употребления сленга.

Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.

Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?

Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы).

Выясняла, что учащиеся 5-9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:

21 стр., 10092 слов

Коррекция речи и голоса у учащихся третьих классов с дизартрией

... составляет цель исследования, которая заключается в системном исследовании и коррекции речи и голоса у учащихся третьих классов и дизартрией. Объект исследования:. Речевая деятельность у ... исследовались возможности узнавания и отражённого воспроизведения адекватных изолированных вариантов перенапряжения голоса учащимися третьих классов с ТНР (на основе сравнения с голосовой продукцией нормально ...

отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

11

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова

В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения).

В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).

3. Практические исследования

3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью

Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.

Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, немец) старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.

10 стр., 4714 слов

Рассуждение Использование жаргонизмов в речи. Социальный проект ...

... определения:круга наиболее употребительных жаргонных слов, причин употребления школьниками жаргонизмов. Систематизировать материал. Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление ...

: блин, государственная оценка, фигня, шпора

4. Вывод.

В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных , профессиональных, жаргонных слов и выражений.

Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорят.

Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача- учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.

6. Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/leksika-s-tochki-zreniya-ee-upotrebleniya/

  1. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.

  2. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

  3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).

  4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.

  5. Материалы Интернет

  6. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.

  7. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. — (под редакцией Н. Ю. Шведовой), — М.: «Русский язык», 1989

1 7. Приложения

Вопросы анкеты для учащихся:

  1. Что такое молодежный сленг?

    6 стр., 2771 слов

    Культура речи современной молодежи

    ... среде городской учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Исследователи, занимающиеся молодежным сленгом, включают в ... например, в современной экономике или вычислительной технике. В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может ... паразитический нарост на теле языка, который вульгаризирует устную речь говорящего, а органическая и в какой-то мере ...

  2. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

  3. Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)

  4. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.

  5. С какой целью вы их употребляете?

а) Считаете, что модно, современно.

б) Нужны в речи для связи слов.

в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

г) Делают речь понятнее для друзей.

д) Помогают самоутвердиться.

е) Придать своей речи живость, юмор.

6. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

7. Стараетесь ли вы обойтись без них?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.

8. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

а) Да

б) Нет

в) Не думал об этом

Выборочный опрос учащихся 6 и 7 классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. Всего было опрошено 14 человек.

На вопрос, для чего употребляется сленг учащимися, были получены данные, представленные в таблице:

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления сленга – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью.

Повседневная речь школьников насыщена сленгом и устранить его практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что сленг — это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения он допустим к употреблению. Сленг – это временное явление, он носит возрастной характер. Чтение литературы, знакомство со словарями, специальной литературой приведут к обогащению речи школьника. Словарный состав русского языка позволяет овладеть правильным литературным языком