9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Елены Михайловны Лазуткиной: «Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности».
Восклицательные предложения выражают особое чувство, с которым произносится какая-либо фраза. Иногда они выражают сильную эмоцию, иногда показывают эмоциональность говорящего и таким образом служат речевой характеристикой.
Например, в предложении 19 в тексте, который я прочитал, выражаются чувства детей, которые очень расстроились, когда узнали, что их учителя уволили. В данном случае восклицательный знак призван выразить глубину огорчения ребят.
Далее в тексте мы встречаем много предложений с восклицательным знаком: 30 – 31, например. Восклицательным является также предложение 36. Всё это слова учителя, про которого идёт речь в тексте — Ивана Яковлевича. Можно предположить, что он был по натуре очень эмоциональным человеком, поэтому из нескольких предложений, которые он произносит на протяжении текста, почти все являются восклицательными. Действительно, мы можем и по содержанию текста понять, что Иван Яковлевич — человек с большой душой. Он очень неравнодушный и поэтому неудивительно, что в словах его столько чувства.
Рассмотрев примеры из текста Н. С. Лескова, я могу сделать вывод что восклицательный знак действительно выражает эмоциональность говорящего.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Для этого одного стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни. Это чистая совесть!»
В финале текста приведены слова учителя Ивана Яковлевича. Возможно, это самые важные слова во всем тексте. В них говорится о том, что чистая совесть — это важное достоинство человека и добиться чистоты совести можно с помощью правдивости и честности.
Действительно, в тексте мы встречаем много доказательств этой мысли. Например, в начале текста говорится о том, как как мальчик, пришедший в гости в семью рассказчика нашалил, но никому не признавался и даже попросил других ребят поклясться, что они тоже никому не скажут. Таким образом ребята сразу стали как бы соучастниками его нехорошего поступка. Они уже не чувствовали себя спокойно и радостно, как бывает, если у человека чистая совесть.
Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...
... отражения личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема ...
Но ребятам стало стыдно, особенно когда они узнали, что за дурной поступок наказали ни в чём не повинную сына садовника. В предложении 12 говорится о том, как рассказчик не мог заснуть: его мучила совесть. И он обо всем рассказал учителю. К сожалению, раскаяние было слишком поздним: неповинного мальчика уже наказали, а попытка исправить случившееся привела к тому, что учителя уволили.
И всё же Иван Яковлевич не сердится на детей — он рад, что они усвоили урок и поняли, что только правдивый человек может иметь чистую совесть.
9.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?
Совесть — это способность человека оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, понимать, что хорошо, а что плохо, и стараться воздерживаться от тех поступков, которые позже будут вызывать моральный дискомфорт.
Чистая совесть важна именно потому, что человек, которому нечего стыдиться, чувствует себя спокойно и радостно. Он прямо смотрит в глаза окружающим людям и ничего не боится. Если же совесть человека нечиста, он чувствует себя виноватым, ему тяжело.
Действительно, дурные поступки часто приводят к неприятностям не только для совершившего их человека, но и для окружающих. Именно так произошло с героями текста, который я прочитал. В предложении 12 мы читаем, что мальчик-рассказчик чувствовал себя очень несчастным, понимая, что из-за его молчания пострадал ни в чём не повинный человек. Совесть обличала его. На этом примере мы видим, что если у кого-то совесть нечиста, то он испытывает муки и не может быть спокойным.
В жизни мы часто встречаем примеры того, как плохо приходится людям, совершающим поступки, которых они потом стыдятся. Был такой эпизод и в моей жизни. Теперь мне очень стыдно о нем вспоминать. Однажды (я училась тогда в третьем классе) мы с девчонками решили подшутить над одной общей знакомой и сильно напугали ее. Удивительно, но мне казалось это смешным. И только позже я осознала, как нехорошо мы поступили. Мне стыдно до сих пор, хотя эта девочка простила нас и позже с нами общалась по-дружески.
Трудно сохранить совесть чистой. Есть такая шутка: «У него была чистая, не бывшая в употреблении совесть». Вот, наверное, только такой человек, по сути бессовестный, и может хвастать своей «чистой» совестью. А у большинства из нас есть поступки, которых мы стыдимся. Но надо стремиться к тому, чтобы их было меньше, и стараться исправить зло, которое мы причинили.