Введение цитат в текст сочинения

Сочинение

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.

Важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит к ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Способы оформления чужой речи Пример
Прямая речь А: «П». А: «П!» А: «П?» Поэт Н.А.Некрасов утверждал почти два века назад: «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…» «П», – а. «П!» – а. «П?» – а. «Чудаки украшают мир», – когда-то мудро заметил Максим Горький. «П, – а, – п». «Словарь, – однажды заметил Вольтер, – это Вселенная в алфавитном порядке». «П, – а. – П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, – сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».
Косвенная речь Об учителях говорят, что они «сеятели разумного, доброго, вечного».
Цитата как часть предложения Л.Чуковская в данном тексте вспоминает своего отца К.И.Чуковского, который «мечтал о возведении лестницы», где «каждый возраст – это ступенька», а её вершина – это Пушкин.
Предложение с вводной конструкцией По словам Сонечки Мармеладовой, «переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя».
Цитирование стихотворного отрывка Особенно мне запомнились строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»: Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна, — именно эти прекрасные и драматические слова, которые станут эталоном поведения русских женщин, героиня произносит в конце романа.

Авторская позиция, Авторская позиция

Помните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки геро­ев?

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Речевые клише, используемые для выражении позиции автора.

Авторская позиция может быть отражена через Примеры
1) рассмотрение содержа­ния проблемы и предложенных автором способов ее решения § Автор текста считает, что… (В подтверждение данных слов добавить подходящую цитату).

§ Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста).

NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).

§ Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста).

NN утверждает, что… § Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста).

NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN,…. (далее идет разъяснение цитаты).

2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит § Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмуща­ет) то, что… § Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… § С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что …. NN уверен: § Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что …
3) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи § Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… § Данные аргументы позволяют автору прийти к обосно­ванному выводу о том, что… §Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Он убежден:…

Примечание.

1) Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицисти­ческого стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей).

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик ге­роев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств.

Автор данного текста рассматривает вопрос о скрытой позиции автора в литературных произведениях. Для понимания этой позиции автор предлагает ответить на несколько вопросов: что хотел сказать автор текста, одобряет или осуждает ли автор поступки и поведение героя, как относятся к герою окружающие персонажи и как его поступки влияют на других персонажей произведения.

Автор подчеркивает, что не следует ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком, так как это разные понятия. Даже если автор не выражает прямо своего отношения к герою, но герой совершает поступки, которые по мнению читателя являются неправильными и вредными для окружающих, то, скорее всего, автор разделяет это мнение.

Автор приводит пример художественного текста, в котором авторская позиция не выражена прямо, но портретные и речевые характеристики героев, их поступки и использование различных средств языковой выразительности позволяют определить позицию автора.

Важно не допустить ошибок при формулировании авторской позиции. Ошибками могут быть отсутствие формулировки авторской позиции в сочинении, слишком широкое или неточное формулирование позиции автора, формулирование позиции по другой проблеме текста, а не заявленной в сочинении, а также подмена позиции автора мнением героя-рассказчика.

Ниже приведены примеры возможных формулировок авторской позиции из сочинений:

  1. Автор Никляев призывает читателей учиться культуре радости и считает, что находить её нужно «среди однообразных и трудных будней», как бы ни была тяжела жизнь.
  2. Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.
  3. Автор считает, что патриотизм людей в годы войны проявлялся в стремлении защитить Родину от врага, сберечь Москву – столицу государства. «Каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было, что защищать!»

В данном тексте автор не высказывает явно свою точку зрения, однако через поведение героя он подчеркивает важность не уходить от ответственности за совершенные проступки. Согласно автору, чтобы научиться быть в ответе за свои действия, необходимо столкнуться с последствиями своих поступков, как, например, в случае с «разбитым стеклом», которое должно попасться на пути в нужный момент. Таким образом, автор подчеркивает необходимость осознания и принятия ответственности за свои поступки.

С точки зрения автора, дети часто оценивают людей только по их внешней красоте, не задумываясь о глубине родительской любви и душевной щедрости. Автор выражает беспокойство по поводу того, что людям не хватает мужества признаться перед другими, что недавно разговаривали с человеком, являющимся их родителем. Он считает, что необходимо осознавать и ценить родительскую любовь и щедрость, а также иметь смелость признаться в своих родственных связях.

Завершая свои рассуждения, К. Паустовский делает закономерный вывод о том, что писательство не может быть просто занятием или ремеслом. Для него писательство – это призвание, так как только призвание может побудить человека заниматься таким прекрасным, но одновременно и мучительным трудом. По мнению автора, писательство требует особого внутреннего побуждения и преданности, чтобы создавать произведения искусства.