Система эпиграфов в художественной структуре «Капитанской дочки» А.С.Пушкина как выражение авторской позиции

Сочинение

Сочинение: Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(335 слов) Нельзя недооценивать роль эпиграфов в произведениях русской классической литературы. Это, прежде всего, зачин, формирующий у читателя интерес и обращающий внимание на идейно-нравственное содержание. В повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» мы можем встретить множество эпиграфов, но самый главный из них предваряет произведение и звучит следующим образом: «Береги честь смолоду».

Эта пословица была наставлением Гринева-отца сыну. Далее сюжет разворачивается таким образом, что главный герой проходит испытания, руководствуясь понятиями нравственности и морали. Петр Гринев в повести является человеком, который как раз заботиться о своей чести с молодости. Для него это понятие — не пустой звук. Он благороден в своих поступках, и даже страх смерти не может заставить его пренебречь своим долгом. Так, он отказывается присягнуть Пугачеву: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Стойкость характера подкупает не только читателя, но и Пугачева. Он милует юношу и отпускает его. Петр также бесконечно добр. Ему не жалко заячьего тулупчика для человека, который помог ему. Он заботится о Маше Мироновой и не оставляет ее, когда девушка становится сиротой. Петр – смелый человек. Он перестает защищать себя в суде, когда понимает, что его возлюбленную могут вызвать на допрос. Гриневу невыносима мысль, что бедную девушку станут допрашивать. Он хочет сберечь ее честь и берет вину на себя.

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.

Автор: Дарина Третьякова

7 стр., 3197 слов

Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка. Честь и долг ...

... чести и долга, он старается спасти свою жизнь любой ценой. И ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. ... защиты. Таким образом, А.С. Пушкин глубоко раскрыл проблему чести и долга, противопоставив Гринева и Швабрина. Автор показал Петра как воплощение ... тем произведения Пушкина является проблема чести и долга. Один из повести – Петр Гринев. Он родился в дворянской семье ...

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка» , Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка».

Казалось бы, довольно банально: – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и , пока ещё, никто не сбрасывал с «корабля современности». Хочу познакомить со своим видением работы над анализом этой повести.

Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так : по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

Обращаясь к данной теме исследования, хочется разобраться, как литературоведы понимают термин «эпиграф». Что говорят словари? Например, в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона» можно прочитать следующее: «Эпиграф (греч. epigrajh — надпись) — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле».

А в «Литературной энциклопедии »

понимание данного термина такое: «Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п.

«Школьный поэтический словарь» даёт следующее понимание эпиграфа: «Эпиграф (греч. epigrajh — надпись)

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

2) В общеевропейской литературе под эпиграфом разумеется изречение или цитата, поставленная перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его. В эпиграфе создаётся основная мысль, развиваемая автором в повествовании». Таким образом, мы видим, что эпиграф относится к числу необязательных элементов композиции литературного произведения. Благодаря этому эпиграф всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, что перед нами вид авторского выражения, выделяется два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф является составной частью структуры художественной речи, дающейся от имени автора.

В другом — единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд».

часто использовал в своём творчестве эпиграфы. Мы встречаемся с ними в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке», «Полтаве», «Каменном госте», «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Арапе Петра Великого», «Дубровском», некоторых лирических произведениях, «Египетских ночах», «Бахчисарайском фонтане». По поводу последнего однажды заметил: «Так и Бахчисарайский Фонтан в рукописи назван был «Харемом», но меланхолический эпиграф (который, конечно, лучше всей поэмы) соблазнил меня». Приведенный список произведений подчеркивает не случайность употребления автором эпиграфов. Ясно, что эпиграфы в них определенным образом формируют смысл этих произведений. Каков механизм этой работы? В каких связях с текстом оказывается каждый эпиграф? Чему он служит? Ответы на эти вопросы прояснят роль пушкинских эпиграфов. Без этого нельзя рассчитывать на серьезное понимание его творчества.

3 стр., 1333 слов

Семья Мироновых в повести Пушкина Капитанская дочка

... в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых. Удивительно похожи ... даже ехать в Петербург к самой императрице. Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ...

Литературоведы всегда внимательно относятся к эпиграфу, который использует автор в своём произведении. Попробуем разобраться, какова роль и значение этого литературного приёма в прозе . «Капитанская дочка», одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина, неоднократно была предметом исследовательского внимания. Это однако не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе. Более того, многие вопросы всё ещё продолжают оставаться спорными. На наш взгляд, эпиграфы в данной повести представляют интерес для исследования. Перед нами, как полагают многие пушкинисты, и мы вслед за ними, целая система эпиграфов. Перейдём к непосредственному анализу эпиграфов перед главами повести.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Приложение.

Повесть «Капитанская дочка»

Береги честь смолоду.

Пословица

Название главы Эпиграф Источник

эпиграфа

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/epigraf-k-sochineniyu-grineva/

Роль и значение эпиграфа в главе.
1. Сержант гвардии — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно: пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит… ………………………………….. Да кто его отец? Княжнин. «Хвастун». В главе раскрываются причины несения воинской службы Петром Гринёвым. Причём эпиграф наталкивает на мысль, что герой, прежде чем ступить на жизненную дорогу, должен послужить. Немаловажную роль будет играть образ отца: он направляет своего сына испытать все тяготы армейской жизни в отдаленный от столицы гарнизон.

Смысл использования второго эпиграфа (ответ на вопрос) раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.

Эпиграф здесь выполняет также функцию вступления. Художественное мастерство проявляется в переходе от текста эпиграфа к основному тексту главы, которая начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…»

2. Вожатый Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прыткость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

Автор изменил текст этой рекрутской песни. В оригинале первые строчки такие: “Сторона ль ты моя, сторонушка, // Сторона моя незнакомая”. Эпиграф намечает основные положения главы: герой оказывается в чужой стороне, из-за своих ошибок без денег в буране, судьба сталкивает не только с непогодой, но и с вожатым, который в дальнейшем окажется Пугачёвым. Бунтовщик спасёт Гринёва и сыграет и благородную, и роковую роль в его судьбе.
3. Крепость Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня.

Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль.

Неизвестно до сих пор, перед нами стилизация Пушкина или народная песня.

Цитата из комедии Фонвизина «Недоросль» изменена. Простакова произносит: “Старинные люди, мой отец!”

Атмосфера передаётся с первых строк эпиграфа: комендант и Василиса Егоровна доброжелательно встречают Петрушу, они, действительно, старинные люди – второй эпиграф стилизован под речь Василисы Егоровны, комендантша расскажет о случае со стрельбой в пушку.
4. Поединок -Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин.

, комедия «Чудаки» Эпиграф предсказывает, что будет дуэль, на которой один из её участников “проколет” другого. Раненый — Петруша.
5. Любовь Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Песня народная.

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, вспомянянешь.

То же

Народные песни. Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринёва в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящён благословением будущих свёкра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т. к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви.

Второй же эпиграф передаёт чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страданием.

6. Пугачёвщина Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати.

Песня

Народная песня. Эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В конце романа Гринёв так оценил действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
7. Приступ Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила мне головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую Ещё петельку шелковую.

Народная песня

Народная песня. Подыскивая эпиграф к этой главе, издатель стремился наиболее объёмно раскрыть замысел Гринёва, назвавшего главу седьмую «Приступ». Штурма, как такового, не было. Ворвавшись в крепость, Пугачёв и его банда приступили

к привычной работе — к зверским расправам с теми, кто осмеливался выступать против них.

Непосредственно с судьбой Гринёва эпиграф седьмой главы не соотносится: герой скорбит о судьбе капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича.

8. Незваный гость Незваный гость хуже татарина.

Пословица

Пословица. Толкование эпиграфа неоднозначно, но мы считаем, что автор данной пословицей имел ввиду следующее: Гринёв находится на пиру у Пугачёва по приглашению, а бунтовщика и его шайку в крепость никто не приглашал, поэтому незваный гость — Пугачёв!
9. Разлука Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой.

Херасков

«Разлука». Эпиграф нацеливает на лирический, даже минорный настрой: Гринёв с болью в сердце расстаётся Машей, которая осталась во власти Швабрина.
10. Осада города Заняв леса и горы, С вершины, как орёл, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков

«Россиада»: “Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, // С вершины, как орёл, бросал ко граду взоры”. Автор изменил текст. Эпиграф передаёт чувства героя и рассказывает о том, что предпринимает Гринёв для освобождения Маши. Эпиграф предсказывает, что Пётр Андреевич («как орёл») поскачет из города («в нощи») в Белогорскую крепость, чтобы освободить любимую из рук Швабрина.
11. Мятежная слобода В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. “За чем пожаловать изволил в мой вертеп?” — Спросил он ласково.

А. Сумароков

Пушкина. Стилизация ярко раскрывает смысл главы: Пугачёв (лев) был и сыт, и свиреп (о его злодеяниях мы уже читали на страницах романа).

Уже в эпиграфе мы чувствуем, что между героями состоится важный разговор, несмотря на грозный тон, хозяин будет ласков с Петром.

12. Сирота Как у нашей яблонки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то её некому, Благословить-то её некому.

Свадебная песня

Народная песня, автор её изменил. Первоначальный вариант: « Много, много у сырa дубa, Много ветвей и пoветвей. Только нету у сырa дубa Золотые вершиночки: Много, много у княгини-души, Много роду, много племени, Только нету у княгини-души, Нету её родной матушки: Благословить есть кому, Снарядить некому». Автор изменил оригинал песни: дуб заменил яблоней. И сразу становится всё понятно: судьба Марьи Ивановны зависит от убийцы её родителей (а мы знаем, что Пугачёв был жесток с детьми дворян).

Поэтому в качестве спасителя сироты Пугачёв опасен!

13. Арест — Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин

Стилизация под . Эпиграф главы указывает на арест Гринёва и колебания того, кто должен выполнить долг: Гринёва арестовывает Зурин, который когда-то «учил его жизни» в Симбирске. Но и вторая часть эпиграфа тоже может относиться к Зурину. Ведь он знал от Петруши о его “дружеских путешествиях с Пугачёвым”, был убеждён, что и Следственная комиссия не найдёт в них ничего предосудительного.
14. Суд Мирская молва — Морская волна.

Пословица

Пословица. Рифмой “молва–волна” автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым: сначала Следственная комиссия поверила Швабрину, потом отец Андрей Петрович поверил приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. А затем Маша спасает честь своего любимого от оговора.

Анализируя роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка», мы пришли к следующим выводам.

1. Эпиграфы в повести не играют роли аннотаций.

Да кто его отец?»

— звучит эпиграф, а текст главы начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…». С другой стороны, смысл данного эпиграфа будет разъяснён в финале романа, когда Екатерина могла задать такой вопрос при обсуждении дела Гринёва и, выяснив всё, даровала Петру жизнь из-за заслуг его отца.

2. Сопоставление значения, заключённого в эпиграфе, со смыслом главы можно сравнить с эффектом прохождения света через призму. Перед нами особые рекомендации читателям. Например, в главе «Поединок» эпиграф (см. таблицу) предсказывает, что будет дуэль, на которой один из участников «проколет» другого. Петруша — пострадавший. Ирония чувствуется уже в самом эпиграфе.

3. Нередко у эпиграф передаёт стиль и атмосферу всего ниже изложенного. Например, в 3 главе «Крепость» народная песня и отрывок из Фонвизина задают атмосферу всей главы (см. таблицу).

Пётр Гринёв попадает в доброжелательную атмосферу. Комендант и Василиса Егоровна, действительно, старинные люди. А второй эпиграф великолепно стилизован под речь простого человека Василисы Егоровны.

4.В главе «Пугачёвщина» эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В

конце повести Гринёв так оценит действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”1

5.В главах «Вожатый», «Любовь», «Приступ», «Разлука», «Осада города», «Сирота» лирические ноты, содержащиеся в эпиграфе, задают настроение, пронизывают содержание всей главы.

6.Многие эпиграфы в романе изменены автором (главы 3(второй эпиграф), 10, 12) в соответствии со смыслом главы. А в главе 11 и 13 автор выступает как искусный стилизатор: в 11 главе им создан отрывок – подражание басне Сумарокова, а в 13 главе реплики в стиле Княжнина. Эти эпиграфы уже в самом начале раскрывают значение и основную идею главы.

7.Рифмой “молва–волна” в эпиграфе к 14 главе «Суд» (см. таблицу) автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым. 1 волна — Следственная комиссия принимает показания Швабрина за истину, 2 — отец Андрей Петрович верит приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. 3волна — Маша спасает честь своего любимого от оговора.

8.Автор использует в качестве эпиграфов отрывки разных стилей и жанров: народные песни, пословицы, лирические стихотворения, басни, комедии.

9.Пословица, вынесенная в эпиграф автором ко всему роману: “Береги честь смолоду”, — задаёт тон всей повести. Мудрость, закреплённая в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом. И главный герой повести, мы думаем, не запятнает честь никогда.

Таким образом, мы видим, что эпиграфы в повести имеют большую смысловую нагрузку, являются обращением к читателю, создают атмосферу, выражают авторский взгляд, становятся единым целым со всем романом.

РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА. В качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка» А. С. Пуш­кин взял сокращенный вариант русской пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду». Эпиграф обращает внимание читателя на идейно-нравственное воспитание, формирование личности главного героя повести Петра Гринева.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина. Как указывают литературо­веды, с особой остротой эта проблема встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Пушкин ощущает настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преем­ственную связь между ними.

Старшее поколение повести представляет, в первую очередь, отец главного героя — Андрей Петрович Гринев. Он отставной премьер- майор, который, окончив службу, поселился в деревне и женился. Судьбу Андрея Петровича Гринева Пушкин частично уподобляет судьбе своего деда, майора гвардии Льва Александровича Пушки­на, который в день дворцового переворота 1762 года пытался удер­жать Преображенский полк на стороне Петра III, за что был поса­жен в крепость.

В дальнейшем изложении Гринев-отец сочувственно упоминает о своем пращуре, казненном на лобном месте, и об отце, который пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. В фамильных свойствах семьи Гриневых писатель усматривает черты, сближающие этот род с мятежным родом Пушкина: неукротимость, прямолинейность, вер­ность присяге, отсутствие политической гибкости.

По обычаю, еще не рожденного сына Гринев-отец записывает сержантом в Семеновский полк. Предъявляя столь высокие требо­вания к будущему сына, он, тем не менее, мало уделяет внимания его воспитанию и образованию. Сначала Петю обучает русской гра­моте стремянный Савельич, а затем всем наукам французский па­рикмахер Бопре. Иронично отзывается рассказчик о временах свое­го детства: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но ситуация резко меняется, как толь­ко мальчик достигает шестнадцатилетнего возраста. Моральный об­лик сына очень волнует отца. Вместо предполагаемого Семеновско­го полка Гринев-отец отправляет Гринева-сына служить в Оренбург: «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает поро­ху…»

Свою систему ценностей Андрей Петрович излагает, напутствуя сына, отправляющегося в армию: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не на­прашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: бе­реги платье снову, а честь смолоду». В дальнейшем отец внимательно следит за судьбой сына, наказывая за ослушание и неправедные поступки.

Петр Андреевич, вырвавшись на волю из родного гнезда, сразу же совершает ряд оплошностей: чрезмерно увлекается спиртным, проигрывает в карты большую сумму денег. Пытаясь доказать свою взрослость, обижает старика Савельича. Но врожденная порядочность тут же вызывает у героя безмолвное раскаяние.

Прибыв в Белогорскую крепость, молодой офицер находит жизнь здесь «не только сносною, но даже и приятною». Главную роль в этом сыграла Маша Миронова, в которую герой влюбляется. Любовь вдох­новила Гринева-сына на «подвиги»: он участвует в дуэли и предла­гает Маше выйти за него замуж. Гринев-отец категоричен в оценке поведения Гринева-сына: «…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу но­сить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей…» Однако дальнейшие события доказывают обрат­ное: Петр Гринев способен защищать и отечество, и дорогих ему людей, и собственную честь.

Можно опровергнуть эту мысль, утверлсдая, что Петр Гринев предал отечество, нарушил клятву верности, ибо находился в дру­жеских отношениях с мятежником Пугачевым.

Но обратим внимание, что в общении с бунтовщиком Гринев не только позволяет себе некоторые вольности, но и пытается убедить последнего стать на путь праведный: «Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию госуда­рыни?» В представлении Гринева, связанного с Пугачевым личны­ми отношениями и испытавшего на себе его великодушие, образ пред­водителя восстания не сливался с образами его ближайших спод­вижников. В понимании Гринева Пугачев скорее жертва « злодейско­го бунта», чем один из его инициаторов.

В этой связи следует сказать еще об одном персонаже — Швабрине, поведение которого прямо противоположно поведению Петра Гринева. Швабрин добровольно переходит на сторону Пугачева. Он человек властный и злой: без малейших сомнений унижает и оскор­бляет любимую им Машу Миронову.

Гринев, напротив, защищает и спасает любимую, оставаясь бе­режным к ее чувствам. Даже оказавшись перед угрозой тюремного заключения (и как следствие — гнева отца), Гринев не защищается, боясь, что его оправдания принесут вред Маше: «…мысль впу­тать имя ее между гнусными изветами злодеев … так меня порази­ла, что я замялся и спутался».

Поведение Гринева свидетельствует о том, что под влиянием чрезвычайных событий он взрослеет и мудреет.

Позиция, избранная пушкинским героем, внутренне «подсказа­на» ему родовым преданием, примером и заветом отца: «Береги честь смолоду». Линия поведения героя является результатом со­словного воспитания в духе чести, преданности присяге и свидетель­ствует о преемственности лучших традиций высших духовных цен­ностей.

«Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»»

«Капитанская дочка» – итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий. В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов в каждой главе. В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его – Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».

Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»

Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта. В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» – войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» – взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.

В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну. В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, – у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.