Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть

Сочинение

Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии. Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.

На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца – беречь «честь смолоду», верно служить. По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным. Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват.

15 стр., 7307 слов

Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская ...

... отец, товарищи и отчизна?-сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!’ ... Гринев был готов повторить их участь, и лишь случайное вмешательство Савельича, узнавшего в предводителе бродягу, получившего барский заячий тулуп, помогло герою ... для нее всего. Отчизна моя — ты! … И все, что ни ...

Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости. Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких. Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.

Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка

Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного. Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице. Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина. Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.

Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ПЕТРА ГРИНЁВА»

13 стр., 6036 слов

Рассуждение: образ петра гринёва

... Образ Петра Гринева Главная » Сочинения » 8 класс |<p> Средняя оценка: 4.4 Гринев Петр Андреевич — главный герой последнего крупного ... офицера. Но и тут Пётр не сдаётся признанный предателем и соучастником Пугачёва он ... со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний. Гринев — не герой в обычном смысле ...

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Глава XII. «Сирота»

Определи роль эпизода освобождения Марьи Ивановны в развитии художественной мысли автора.

Освобождение Марьи Ивановны, распоряжение Пугачёва выдать пропуск во все заставы и крепости, дружеское расставание – всё это явило целую эпоху в жизни Петра Гринёва, небольшую по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, мудрости, благородства. «Чудные обстоятельства» разъединили двух молодых людей, дворянского сословия, офицеров, принявших одну и ту же присягу, полюбивших одну девушку, сделав одного, Швабрина, подлым предателем и отточив алмазным резцом лучшие человеческие качества другого – Петра Гринёва, соединив его узами дружбы, взаимопомощи, участия и сочувствия с неграмотным казаком, беглым каторжником, бунтовщиком и потрясателем государственных устоев, против которого по долгу службы он принуждён был воевать.

Глава XIII. «Арест»

1. Намереваясь отвезти невесту к родителям, Пётр Гринёв меняет план. Почему?

Герой сам объясняет это тем, что «долг чести требовал» его присутствия в войске Зурина.

2. Как ты понимаешь слова П.Гринёва: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»?

Во-первых, такой серьёзный вывод – слова не мальчика, но мужа. Стремительно взрослеющий в водовороте трагических потрясений русской истории вчерашний недоросль видит страшные картины пыток, казней, смерти, голода, кровопролития, видит искалеченные человеческие судьбы. Он понимает, что бунтовщики, объединённые случаем, порывом, каторгой, нуждой, действуют бесцельно, подменяя понятие «воля» своеволием, разнузданностью, жестокостью. Это делает беспощадный русский бунт бессмысленным.

Глава XIV. «Суд»

1. Почему вдруг на суде Пётр Гринёв «почувствовал непреодолимое отвращение», «замялся и спутался»?

Искренность героя, его уверенность в собственной правоте вызвали в судьях «некоторую благосклонность». Однако в какой-то момент ему пришлось для объяснения «странной дружбы» с Пугачёвым назвать имя возлюбленной. Мысль о том, что её вызовут в суд, была для него нестерпима, он «замялся и спутался», обрёк себя тем самым на высшую меру наказания.

2. «Я приехала просить милости, а не правосудия». Почему эти слова в данной ситуации как бы конфликтуют?

В дни тягостных испытаний человек поставлен перед выбором, который может привести к самым неожиданным последствиям. В мирные дни Пётр Гринёв показал себя достаточно легкомысленным человеком: проигрыш крупной суммы, азартная игра с первым встречным, щедрая благодарность за пустяковую услугу, дуэль.

В суровых испытаниях быстро взрослеющий герой не растерял своих драгоценных качеств, не экономит их, а щедро отдает: он испытывает сочувствие, уважение, благодарность и к людям своего круга, и к неграмотному беглому каторжнику Емельяну Пугачёву.

У судей эта «странная дружба» вызвала недоумение и недоверие так же, как у «енаралов» Пугачёва – Белобородова и Хлопуши.

Таким образом, в словах героини выражена заветная мечта А.С.Пушкина о милосердном правителе, о гуманных законах и правосудии, о человечности, объединяющей все сословия, об улучшении жизни путём улучшения нравственности.

Образ Гринева

Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности. Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич. В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы. В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице. Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей. Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры.

2 стр., 625 слов

По роману А.С.Пушкина «Береги честь смолоду..» Гринев и Швабрин

... Гринев вступился за честь девушки, он вызвал Швабрина на дуэль за грязные намеки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Петр Гринев ... о долге, чести, благородстве, верности слову российского офицера. Как же Петруша исполнил наказ отца? Первые шаги самостоятельной жизни не красят ... ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; ...

В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком. Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин. В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей. 8 класс

Сочинение на тему что значит идти дорогой чести капитанская дочка

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее. А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…» Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений — повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге. Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести — Петр Гринев — во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.

11 стр., 5102 слов

Мой любимый герой пушкина

... единого прекрасного жрецы». 10 сочинений на тему: Мой любимый герой из книги | Литерагуру В данной подборке мы объединили 10 сочинений для всех классов от 1 до 9 ... как нечто само собою разумеющееся, лишают Сальери покоя: Пушкин передал Моцарту часть своей души. Они родственны и ... щедр от безмерности своего природного дара, он ловит жизнь каждой клеточкой тела. Моцарт, как гений, ощущает опасность, ...

Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», чувство чести оказывается сильнее. Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника — Швабрина — о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…» Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу.

Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев — «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно. Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имя капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную сними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» — комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству ;\юбви и гордости за своего мужа. Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость — вот чему учит эта сцена. В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки. Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических).

2 стр., 533 слов

Мой любимый герой из сказки Пушкина

... всегда будет олицетворением силы, веры и любви. Также читают: Картинка к сочинению Мой любимый герой из сказки Пушкина Популярные сегодня темы При анализе произведений русской классической литературы особое внимание ... героизм, силу, хитрость и находчивость. Гвидон — герой с сильной и любящей душой, он настоящий русский царь и богатырь. "Сказка о царе Салтане..." была задумана Александром Сергеевичем ...

Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина. Сама форма произведения — воспоминания — предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее — в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому.