Тема войны в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Сочинение

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», раскрывающее особенности изображения военных действий в произведении.

Действие в романе-эпопее Л. Н. Толстого охватывает период с 1805 по 1822 годы. Перед глазами читателя проходят две войны, которые противопоставлены друг другу. Благодаря этому приему автор хочет показать, как ничтожна роль исторической личности при свершении великих событий. Толстой показывает военные действия через восприятие героев, их поведение. Для него имеет гораздо меньшее значение, кто какие маневры совершает. Ему важно, какие чувства, эмоции, мысли в ответ на это появляются в душе человека.

В названии романа обозначается расстановка сил. Герои делятся на два лагеря, расположившиеся на противоположных полюсах. На полюсе войны находится Наполеон и те, кто его поддерживает, ведет похожий образ жизни, стремится к тем же целям, служит тем же идеалам. Полюс мира представляет Кутузов и герои, тяготеющие к его миропониманию и ценностям.

В войне 1805 – 1807 годов Российская империя выступает как союзник Австрии. Русские войска терпят поражение за поражением. Толстой объясняет это тем, что солдатам не хватает боевого духа. Они не понимают смысла боевых действий. Это чужая война, на которой они случайные люди. Солдатам она несет увечья и смерть. Офицеры мечтают о славе, чинах, наградах, которые принесут им положение в обществе, деньги, власть. Толстой осуждает пустоту и никчемность этих людей.

Князь Андрей Болконский отправляется на войну, мечтая о славе. Его идеалом является французский император. Он так же, как Наполеон, желает найти свой Тулон. Болконский с презрением относится к петербургскому светскому обществу. Тщеславное желание выделиться из общей массы руководит князем Андреем. Его мечты рисуют ему героическое будущее: он становится спасителем армии. Шенграбенское сражение показало ему, что его мечты имеют мало общего с реальностью. Все планы, которые разрабатывал Болконский перед битвой, оказались неприменимы. Никакое организованное руководство процессом невозможно. Важную роль играют и второстепенные персонажи, такие, как Тушин, который выполняет свое дело, не думая о награде. Этот в мирной жизни незаметный человек находится под непрерывным огнем неприятеля и проявляет чудеса храбрости.

Впереди Аустерлиц, у Болконского появляется еще один шанс совершить подвиг. Он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы его имя осталось жить в веках. Судьба предоставляет ему великолепный случай отличиться. Батальон пускается наутек, знаменосец убит. Князь Андрей подхватывает знамя и бросается вперед, увлекая за собой бегущих солдат. Ему удалось остановить отступление, но сам он тяжело ранен. Он падает и теряет сознание. Очнувшись, Болконский видит «высокое небо» и ощущает свою ничтожность перед ним. Он понимает, что все, к чему он стремился до этого, блекнет в сравнении с этим высоким, недосягаемым небом. Даже Наполеон и его достижения кажутся мелкими и ничтожными на фоне этой высоты. Все идеалы Болконского рухнули в одночасье. Князь меняет свое направление и устремляется к полюсу мира.

2 стр., 959 слов

Положительные герои в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в понимании ...

... самому Наполеону, а в чем-то повторить его судьбу. Путь Андрея Болконского не был и не мог быть сколько-ни- будь прямолинейным и равномерным. Жизнь Андрея, как и жизнь всех любимых героев Толстого, ... Андрей Болконский идет на войну. Он хочет прославить себя, заставить говорить о себе, хочет, чтобы другие люди, не близкие и не знакомые ему, знали и любили его. Честолюбие князя Андрея Толстой ...

В этой войне и солдаты, и офицеры далеки от патриотизма. Если они и совершают героические поступки, то делают это скорее инстинктивно, чем ведомые какой-то высокой идеей. Пример Болконского показывает, что его прежние расчеты оказались ошибочными.

Войне 1805 – 1807 годов противопоставлена Отечественная война 1812 года. Она стала проверкой человеческих характеров, духовной силы. Война 1812 года – это битва за Отечество. На его защиту поднялось все население великой державы, независимо от социальной принадлежности. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне – все сплотились в едином стремлении изгнать иноземцев с российской земли. В этой войне рождается то, что приносит победу армии. Людьми движет гнев, ответственность за судьбу страны, выражающие боевой дух войска.

Большую роль в исходе войны сыграло партизанское движение, получившее название «дубины народной войны». Количество партизанских отрядов исчислялось сотнями. Толстой подчеркивает единство, овладевшее солдатами, офицерами, гражданским населением.

Боевой дух войска был поднят прибытием Михаила Илларионовича Кутузова, авторитет которого среди простых солдат был очень велик. Барклай де Толли был талантливым полководцем, но далеким от народа. Кутузову солдаты верили и были готовы идти за ним в огонь и в воду. Они не желали бездействовать, отступать. Они рвались в бой.

Военные картины романа являются композиционными центрами, которые соединяются в Бородинском сражении. Лучшие качества русских воинов проявились под Бородино. Этот день стал переломным в ходе войны. Французское войско, потрясенное полученным отпором, почувствовало силу противника и уже не смогло прийти в себя. Если война в Австрии показана глазами князя Андрея, то участником Бородинской битвы стал далекий от военных действий Пьер Безухов. Общение с простыми людьми стало для него откровением. Он увидел народ другими глазами, стал ближе к нему. Это коренным образом изменило его мировоззрение.

Кутузов понимал, будучи опытным полководцем, как важно поддерживать боевой дух войска. Он заведомо распространял ложные сведения об успехах на всех участках фронта, чтобы солдаты не потеряли веру в свои силы. Для Кутузова это была последняя война, он был слишком стар, поэтому он не мог подвести людей, которые верили ему, он не мог проиграть. Он чувствовал, когда можно принимать бой, когда войско сможет совершить невозможное. Кутузов принимает правильные решения, которые были не всем понятны, не заботясь о почестях и славе. Его главной стратегической линией было соединение терпения, времени и боевого духа, о котором он так пекся.

57 стр., 28355 слов

Система образов в романе «Война и мир»

... Толстой, — всеми силами души всегда искал одного: быть всегда хорошим». Первоначально роль Болконского в романе была очень скромной. Гордый индивидуалист должен был умереть на поле боя, стать ... и спасает все войско. ... для солдат. ... и по внешнему виду и такой же, но во внутреннем мире началась его новая жизнь». И в ... и более благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь объясняет свой уход на войну: ...

Толстой противопоставляет старому полководцу молодого французского императора. В романе Наполеон проигрывает Кутузову изначально. Его образ вызывает неприязнь. Толстой говорит, что «нет величия там, где нет простоты и правды». Он лишает величия этого великого человека. Его поражение – это закономерность. Русская армия отстаивала свое Отечество, французская своего императора, который бросил их, спасая свою жизнь.

По мнению автора, война – это «любимая забава праздных и легкомысленных людей». Видимо, именно таким он считал Наполеона. Противник всех войн, Толстой проводит эту мысль в своем произведении, показывая низость, ничтожность, тщеславие Наполеона и героев, подобных ему. Умаляя роль личности, автор возводит на пьедестал народ, совершающий историю.