Контрасты в поэзии Блока на примере стихотворения «Двенадцать»
Строение поэмы Александра Блока «Двенадцать» отличается использованием контрастов. Внимание автора сконцентрировано на противопоставлении двух миров – старого, с представителями буржуазии, церкви и дворянства, и нового, представленного двенадцатью красногвардейцами.
Наглядной иллюстрацией данного контраста является сцена с подсчетом портянок ребятами, где люди старшего поколения вынуждены судить новое поколение, и как следствие – выражать свое недовольство. В этом же месте сюжета Блок показывает безучастность и ироничность взглядов молодежи на проблемы взрослых.
Противопоставление старого и нового мира также раскрывается в описании событий на улицах города. Старые кареты богачей и чиновников противостоят красным флагам и лозунгам социалистов. Вторжение в эти улицы двенадцати молодых и энергичных ребят, подобно надвигающемуся шторму, символизирует приход нового времени.
Один из главных контрастов в поэме Блока отражается в главных героях – Кате и Петрухе. Она – выражение старого мира с его скрытыми страстями и запретами, он – олицетворение нового поколения, свободного от старых моральных устоев, но пока еще не обретшего новых ценностей.
Трагическая история любви Кати и Петрухи прекрасно иллюстрирует непримиримость между древними традициями и новыми устремлениями. Если старый мир не справился с проблемами, которые определяли прежнюю жизнь, то бурное развитие революционных событий может привести к исключению из социальной жизни старшего поколения, и Петруха станет прообразом нового поколения, не затерявшегося в мире социальных изменений.
Особое внимание стоит уделить символике шторма, предвещающего наступление новой эры. Стихия является отсылкой к непредсказуемости обстоятельств, свойственных революционным событиям. Но лишь новый путь должен являться вехой на направлениях развития социальных изменений, в процессе которых не должно теряться старое – история и наследие, культура и традиции.
«И идут без имени святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль…»
В противовес этой безучастности, Александр Блок выступает за бережное отношение к наследию культуры, к своим корням. Поэт стремится переносить эти ценности и на ближайшую будущность страны:
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени
... и Александра Блока. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. Они так ... А. А. Блок Произведение: Двенадцать Это сочинение списано 59 575 раз Александр Блок жил и ... бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму. Вариант 3 В 1917 ... Гляди В оба! Как атрибуты старого уклада жизни Блок изображает отживший, никчемный мир, отвергнутый ...
«Не обидно своих поныне заботой мучить,
Да на детях главное – сохранить.
Не убив добрую истину жестоко,
Не забывай прежней любви…»
Таким образом, использование контрастов в поэме «Двенадцать» позволяет Александру Блоку показать раскол между древним миром предшествующей эпохи и новой эрой социалистической России, а также выступить за бережное отношение к наследию культуры.
Развитие темы в исследовательской работе
В исследовательской работе будут рассмотрены различные аспекты поэмы А. Блока «Двенадцать», включая образ Христа и его символическое значение. Финал поэмы, где Христос предстает с красным флагом в белом венчике из роз, вызывает интерес и требует тщательного анализа.
Один из возможных подходов к трактовке этого образа — это попытка Блока оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Поэт видит революцию как неизбежное орудие обновления жизни. Однако, в то же время, он хочет напомнить «творцам революции» о ценностях, которые легко теряются в борьбе.
В поэме А. Блока присутствует особая «музыка», которая звучит вокруг поэта и в его душе. Это проявляется в ритмическом, лексическом и жанровом разнообразии произведения. Маршевые интонации сменяются городским романсом, народными запевами и призывами. Поэт выражает свои опасения, но одновременно благословляет музыку истории, которая возвращается в мир.
В ходе исследования будут проанализированы различные интерпретации образа Христа в финале поэмы и его связь с идеями революции и общечеловеческими ценностями. Также будет изучена роль «музыки» в произведении и ее влияние на атмосферу и содержание поэмы.