Николай Александрович Некрасов. Русские женщины. Княгиня М. Н. Волконская

Сочинение

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Художественные особенности

Первая часть

«Княгиня Трубецкая», написанная «быстрым, напряжённым ямбом»[8], состоит из двух частей. Первая повествует о прощании героини с отцом, а также представляет собой череду воспоминаний о детстве, юности, балах, замужестве, путешествиях. Во второй части героиня, добравшаяся до Иркутска, демонстрирует волю и характер в противостоянии с губернатором[16].

«Княгиня Трубецкая» создана методом «смежного изображения снов и яви»: во время долгой дороги Екатерина Ивановна то грезит наяву, то вновь погружается в сон, неотличимый от яви[17].

6 стр., 2852 слов

Некрасов Николай Алексеевич

... Николаевна Некрасова), с которой будет обвенчан в 1877 г. 1871—1872 Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». 1875 Начало последней болезни Н. А. Некрасова. 1876 Работа над четвертой частью поэмы ... смертельной болезни. Но Некрасов остается, верен своей Музе. И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года ...

По словам литературоведа Николая Скатова, фрагментарное строение первой части, являющейся «сплавом чередующихся картин» (реалистические воспоминания о жизни в Италии или восстании на Сенатской площади внезапно обрываются, переходя в романтические видения), применено автором сознательно: подобный калейдоскоп должен показать, что «героиня охвачена одним всепоглощающим порывом»[18].

При создании образа Трубецкой Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями»[19]:

Он [губернатор] решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Н. Бестужев. «Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме». 1830

Вторая часть

В «Княгине М. Н. Волконской» ямб сменяется «спокойным, разговорным амфибрахием»; темп и интонация тоже ломаются, переходя в лирическое повествование от первого лица. Здесь уже нет отрывочных впечатлений; всё действие представляет собой «семейные воспоминания» с точным соблюдением хронологии: детские годы, гордость за отца и фамилию, воспитание, выход в свет, замужество[8].

В «Княгине М. Н. Волконской» автор неукоснительно следует композиции записок Марии Николаевны, сохранившихся в доме Михаила Сергеевича Волконского. Сами воспоминания достаточно подробно рассказывают о пребывании декабристов и их жён в Сибири, однако Некрасов взял из них лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска[20].

Тот факт, что в финале «Княгини Волконской» происходит встреча Волконской с Трубецкой и наконец свидание обеих с ссыльными, придаёт сюжетную завершённость обеим поэмам и произведению в целом[8].

Образ Пушкина в поэме

Пушкина автор включает в действие второй части «Русских женщин» дважды. Вначале его образ возникает в тех воспоминаниях княгини Волконской, что относятся к беспечному периоду «проказ и кокетства». В ту пору поэт жил в доме генерала Раевского в Юрзуфе, затем вместе с его семьёй перебрался в Крым, где много общался с пятнадцатилетней Марией. Второй раз Пушкин появляется в поэме при драматических обстоятельствах: он приходит в салон к Зинаиде Волконской, чтобы проститься с уезжающей в Сибирь княгиней и дать ей напутствие в дорогу[21].

Обращаясь к Марии Николаевне, поэт произносит монолог, в котором напрочь отказывается от знакомого многим «привычного насмешливого тона»; в разговоре с Волконской он выступает как гуманист и радетель свободы, восхищающийся поступком княгини: «Поверьте, душевной такой чистоты / Не стоит сей свет ненавистный! / Блажен, кто меняет его суеты / На подвиг любви бескорыстной!»

По мнению автора монографии «Мастерство Некрасова» Корнея Чуковского, адресованные Марии Николаевне слова Александра Сергеевича перекликаются со строфой из шестой главы «Евгения Онегина», не вошедшей в итоговую редакцию: «

2 стр., 854 слов

Образ Марьи Болконской. Образ Наташи Ростовой. Воплощение нравственного ...

... Курагиных. А Марья и Наташа останутся жить в своих потомках. Образы Марьи Болконской и Наташи Ростовой – это воплощение нравственного идеала Л. Н. ... не менее развитым и сложным, чем Марья Болконская. Ее отличительные черты: деликатность, чуткость, готовность прийти на помощь. Она ... автора, ни читателей. Совсем по-другому обстоит дело с княжной Марьей и Наташей Ростовой. Взгляд княжны Марьи заслуживает ...

Среди бездушных гордецов, / Среди блистательных глупцов…/ В сем омуте, где с вами я / Купаюсь, милые друзья»

  • Пушкинское напутствие в «Русских женщинах», согласно замыслу Некрасова, должно было завершиться словами[21]:

Наталья Долгорукова

Пускай долговечнее мрамор могил,

Чем крест деревянный в пустыне,Но свет Долгорукой ещё не забыл,А Бирона нет и в помине.

Это четверостишие было изъято цензурой и не включалось в текст «Русских женщин» вплоть до 1949 года. Речь в нём идёт о юной Наталии Долгоруковой (Шереметевой), которая, став женой князя Ивана Долгорукова, через несколько дней после венчания отправилась вслед за мужем в ссылку в Берёзово[21].

Отметив, что образ княгини Волконской близок характеру Наталии Долгоруковой, Чуковский уточнил, что в воспоминаниях Марии Николаевны рассказывается о Пушкине более сдержанно, чем в поэме; согласно её запискам, во время встречи в салоне Зинаиды Волконской поэт сообщил, что планирует завершить «Историю Пугачёва», а затем отправиться «в Нерчинские рудники просить пристанища»[22].

Однако до Нерчинска он не добрался[21].

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Вариант 2

Н.А. Некрасова всегда поражала и влекла таинственная женская душа, подтверждения чему мы видим в каждом его произведении. Поэма «Русские женщины» также не стала исключением.

Писатель, в какой-то момент, яро заинтересовался темой декабристов и начал собирать о них всю информацию, которую мог найти из всех возможных источников. Вскоре Некрасов отправляется в село Карабиха, где садится за написание своей новой поэмы.

Изначально поэма задумывалась в трех частях, но, автор выкинул из головы данную идею и оставил лишь две. В первой части речь идет о Екатерине Трубецкой, а вторая посвящена Марии Волконской, на чьих письмах и основывается.

Образ княгини Екатерины Трубецкой является собирательным, но, вместе с тем индивидуальным. Это женщина, которая знает себе цену, она полна достоинства, силы и любви, чтобы последовать за своим мужем куда угодно и разделить его судьбу. Повествование начинается со сцены прощания Екатерины со своим отцом. Женщина понимает чувства отца, она понимает насколько ему в данный момент трудно принять решение. Но также она уверена в том, что отец горд за свою дочь.

Вся судьба героини определяется с помощью всего лишь одного решения отправки в Сибирь за своим супругом. Трубецкая знает, что ее судьба станет тяжелее во множество раз, но уже ничто не способно ее остановить. Она ни на секунду не сомневается в верности своих мыслей и действий. Автор необычайно точно изображает героиню, раскрывает ее характер, душевные порывы и силу духа, с помощью которой женщина пробивается через все жизненные трудности. В поэме есть сцена встречи Екатерины и губернатора, который изо всех сил старается напугать женщину, рассказывая ей о предстоящих тяготах судьбы. Но княгиня не обращает внимания на слова губернатора, она уже приняла решение и от него не отречется.

4 стр., 1957 слов

Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова

... мужем. Сочинение на тему: «Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос», 5 класс Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении недалеко от Волги, поэтому он видел жизнь ... поэма делится на две части: ⇒ «Княгиня Трубецкая». ⇒ «Княгиня Волконская». Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так ...

Основной тематикой произведения является преданность жен, которые разделяют печальные судьбы своих супругов. «Русские женщины» является произведением, посвященным решимости и воли жен декабристов, которые не думая о проблемах и тяготах, отправляются со своими спутниками жизни в ссылку, в Сибирь, в самые дикие и непригодные условия. Женщины отрекаются от всех богатств и комфорта, отказываются от своих гражданских прав и выбирают тяжелую судьбу ссыльных, только бы быть рядом с любимыми людьми. Таким образом, мы видим непоколебимый характер русских женщин. Они полны храбрости, решимости и верности. Целеустремленность, преданность, любовь – именно это движет главными персонажами поэмы «Русские женщины».

Основное внимание Некрасов акцентирует на представительницах дворянства. У них сытая жизнь, их все удовлетворяет, но все также меняется после ссылки мужей. Николай Александрович не был очевидцем тех громких событий, но все же он сумел воссоздать портреты героинь, описать их подвиг и самопожертвование ради своей родины и близких людей. Женщины, своим примером, смогли доказать, что дворянские девушки способны на многое, а не только на то, что от них ожидает общество. Женщины в силах встать плечом к плечу с народом и выступить против власти тиранов, именно в этом состоит главная мысль произведения.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая . Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская . В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Анализ поэмы Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская»

«Русские женщины»

5 стр., 2042 слов

«И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет» — образ ...

... и тем, невозможно не заметить описание судьбы русских женщин в творчестве Некрасова, когда читаешь его работы и делаешь их анализ. Работая над творчеством Некрасова и темой русская женщина в его творчестве, хочется написать в ... только недавно мы изучили на уроке поэму писателя Русские женщины, где главными персонажами выступили княгини, жившие в достатке, роскоши. Вопреки уговорам, осуждению, ...

— это ода преданности настоящих русских женщин. Произведение являет собой две части, в которых главными героинями выступают княгини. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой, а вторая – Марии Волконской. Часть «Княгиня М.Н. Волконская» включает подзаголовок «Бабушкины записки». Эта часть отличается по тональности от первой. Она более спокойная, задушевная, доверительная. Ведь теперь события развиваются не в настоящем для героев времени. Княгиня уже имеет внуков и для этих сорванцов она пишет записки о прошлом. Все рассказать сейчас она не может, ведь внуки еще малы, и поэтому многое не поймут. Однако Волконская считает своим долгом оставить им мемуары.

Свое повествование главная героиня начинает с описания своей жизни в доме родителей. Жили они в деревне под Киевом. Их род был знатен и очень богат. Отца особенно ценили за военные заслуги. В глазах дочери и жены он был почти божеством. В дом к ним часто приходили знаменитые генералы, такие же седые, как и отец. После отставки глава семьи вел спокойный образ жизни. Образование дочери он доверил хорошей гувернантке, которая обучала всему, что необходимо знать богатой дворянке.

Будучи уже бабушкой, Волконская без стыда говорит о своей красоте в юности. У нее были лучистые голубые глаза, иссиня-черные волосы. А ее смуглое красивое личико пленяло на балах очень многих мужчин. Она считалась царицей балов в то время.

Когда Волконская подошла к возрасту замужества, ее отец нашел жениха. Это был бравый генерал Сергей Волконский. Он был несколько старше Марии, но все еще выглядел молодцом. Девушка мало знала этого человека, но против замужества не возражала. Бок о бок они прожили не долго, когда однажды Сергея забрали. Ему предъявляли причастность к движению декабристов. Наказанием была ссылка в Сибирь. Мария в то время ждала ребенка. Поэтому не могла помочь мужу. Тем более она надеялась на то, что Сергей скоро вернется домой. Женщина не верила в виновность мужа, и надеялась, что все разрешится в его пользу. Но бывший генерал так и не вернулся к ней. Поэтому верная жена приняла решение следовать за мужем на каторгу. О Сибири княгиня знала немного, но она ее страшила. Холодный климат, тяжелый труд каторжан – все это было чуждым знатной женщине. Однако она делает вывод, что как бы ни было сложно на Сибири, и там люди живут. А значит, и она выживет ради любви.

20 стр., 9716 слов

Судьбы женщин в русской литературе

... общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С ... принцип, которому подчинена вся её жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, ...

Мария Волконская

– очень пленительный образ в поэме. Ее характер нравился многим людям. Она не выставляла напоказ свою грусть, всегда была любезной с друзьями мужа. А перед чиновниками не склоняла головы, вела себя достойно и требовательно по отношению к ним. Когда отец объявил о том, что нашел жениха, она проявляет мягкость и повиновение. Генерала Волконского до замужества она почти не знала, да и во время семейной жизни им не удавалось часто быть вместе. Но когда ее муж оказался в сложной ситуации, она поверила ему и последовала за ним на каторгу.

Трогательным является момент, когда Волконская описывает, как помогала сжигать опасные бумаги мужу. Она не знала, в чем дело, но считала своим долгом помочь любимому. Ее вера в него – это признак преданности и настоящих чувств. И когда Волконский не сказал всей правды о своей ситуации, она оправдывает такой поступок его заботой о ней и ребенке.

Кульминационным моментом во второй части является встреча Волконской с мужем. Она целует его цепи, словно пытаясь облегчить его боль.

Поступок княгини Волконской и других декабристок можно трактовать и как открытый протест властям, которые пытались препятствовать им в воссоединении с мужьями.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины» Анализ поэмы Некрасова «Княгиня Трубецкая» Образ княгини Трубецкой в поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» («Русские женщины») Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» («Русские женщины»)

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены , которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
  2. Бал . Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
  3. Дорога . Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России . В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Дружба как живительная сила

Трубецкая поддержала Волконскую в правильности выбора. Они потеряли игрушки и тщеславье, а теперь перед ними «дорога добра, дорога избранников Бога». Дружба дала силы дойти до конца, вместе легче снести самые трудные муки.

2 стр., 610 слов

Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. ...

... русской народной жизни. Некрасов в своем произведении как бы поэтизирует "мысль семейную", но не только это привлекает его. Поэт не может без сострадания говорить о судьбе простой русской женщины. ... и идеалами, что его авторским "я" стал сам человек из народа — бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме "Мороз, ...

  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»
  • «Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

По произведению: «Русские женщины»

По писателю: Некрасов Николай

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

1 стр., 472 слов

Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины»

... эти женщины готовы скрасить нелегкую жизнь «изменников». Поэма Некрасова «Русские женщины» предлагает нашему вниманию образы двух женщин, которые похожи в главном: ... такой подвиг способны только единицы. В разговоре с губернатором княгиня Трубецкая высказывает мысль о том, ... благородные женщины, совершившие подвиг ради своих мужей, восхищают уже много веков подряд. Понравилось сочинение? А вот ...

Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871— 1872) — поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.

Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века.

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения — «Де­кабристки» — было заменено новым, укрупнившим и рас­ширившим содержание авторского замысла: «Русские жен­щины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примеча­ние, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Основная черта характера некрасовских декабрис­ток — высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку — подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справед­ливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэ­тому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторж­ные цепи.

В работе над поэмой Некрасов опирался на историчес­кие источники. Это в известной мере обеспечивало факти­ческую достоверность повествования, хотя поэт не распо­лагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идей­но-эмоциональное содержание и художественная вырази­тельность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказыва­ний персонажей.

Две части поэмы — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» — соотносятся по принципу контраст­ного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанро­вым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчерк­нуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспомина­ния, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подза­головок — «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких пате­тических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

1 стр., 460 слов

Можно ли назвать подвигом поступок княгини Трубецкой? (по поэме ...

... Екатерина Трубецкая едет к мужу в рудники. Неужели же поступок этой женщины нельзя считать подвигом? Героиня ... событием в определении, насколько поступок княгини Трубецкой можно считать подвигом, является встреча с иркутским губернатором, ... Перелистывая страницы, мы вместе с Трубецкой направляемся в Сибирь. На санях по непролазным дорогам ... подвиг во имя любви и долга. Понравилось сочинение? А вот еще:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего жи­вого обаяния для новых и новых поколений читателей.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»).

Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?..»), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Автор: Дарья Попова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Продолжение после рекламы:

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Брифли существует благодаря рекламе: