Тип урока:
Вид урока:
Цель: научить писать сочинение-описание предмета:
1) образовательная:
- дать представление об особенностях создания сочинения-описания предмета, вспомнить признаки текста-описания;
- расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах.
2) развивающая:
- закрепить умения описывать, сопоставлять, сравнивать;
- развивать умения подбирать материал на заданную тему, размышлять, формулировать умозаключение.
3) воспитательная:
- воспитывать любознательность, наблюдательность, творческую активность, любовь к прекрасному, интерес к народному искусству.
Оборудование:
1. Эмоциональный настрой учащихся на урок
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: маленькие и большие; плюшевые и пластмассовые; заводные и на пульте управления. У каждого из вас, наверняка, есть любимая, дорогая сердцу игрушка. Но героиня сегодняшнего урока — русская народная игрушка. О какой кукле пойдет речь, вы узнаете сами, отгадав загадку:
Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют? (матрёшку)
Верно, говорить мы сегодня будем о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым – о матрёшке (показываем матрёшки).
Чтобы описать матрёшку, нужно будет представить себя сначала мастером по изготовлению кукол, затем художником, а после писателем. Главная наша задача — передать своё представление о предмете, создать яркое, образное и эмоциональное описание матрёшки. Вам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутьё. Мы будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. Запишите число и тему урока.
2. Запись числа, темы урока
3. Повторение изученного
- Какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, разговорный)
- Каковы особенности художественного стиля речи? (в тексте художественного стиля нарисована словами какая-то картина;
- для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
9 стр., 4352 слов
Определите стиль и тип речи докажите свою точку зрения
... 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи? 1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, ... балла за 3 слова) 3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте? (макс. 5 баллов) 4.Напишите значение слова «культура» в 1 и 2 тексте(6 баллов) 5.Определите тему ...
- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- По схеме расскажите о каждом типе речи (к тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ? преобладают прилагательные;
- к тексту-повествованию задаем вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? чаще встречаются глаголы;
- к тексту-рассуждению задаем вопрос ПОЧЕМУ? помним об особом построении текста: тезис, доказательства, вывод).
- Что можно описывать? (предмет, человека, животное, природу)
- Какой же тип речи и стиль мы должны использовать при описании матрёшки? (описание, художественный)
Давайте попробуем собрать языковой материал, который пригодится вам при работе над сочинением-описанием матрёшки.
4. Сбор материалов для сочинения
а) работа с понятием
У меня матрёшка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В ней сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернёшь –
Там еще матрёшка.
Та матрёшка вовсе крошка,
То – любимая матрёшка.
Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрёшку. (З.Медведева)
Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром.
В толковом словаре
«Матрёшка –
А вы знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю? Послушаем сообщения одноклассников.
б) выступления учащихся об истории происхождения матрёшки
1 учащийся
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Матрёшки деревянные,
Круглолицые, румяные.
Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.
2 учащийся
Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрёшей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоровьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.
Тема : «Обучающее -описание «Моя любимая игрушка».» методическая ...
... (2-3 ученика составляют устные описания, ребята их поправляют) Сам. Работа с проверкой по эталону - Сейчас вы будете работать самостоятельно. Пользуясь планом, на черновике вы напишите сочинение-описание «Моя любимая игрушка». ...
3 учащийся
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.
в) слово учителя о мастерах
Делают такие чудесные игрушки добрые люди, искусные мастера. Изготовление матрёшки — дело непростое и требует от столяра ювелирной точности.
Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к тексту, прочитаем выразительно.
Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.
Подберём слова-определения к слову МАСТЕРА (виртуозные, талантливые, умелые, способные, искусные, даровитые) . Запишите.
г) описание матрёшки
А теперь давайте вместе подберём слова, которые помогут вам в работе над сочинением-описанием матрёшки.
Перед вами изображение матрёшки. Какая она?
Матрешка — пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся.
Опишите её лицо (губы, нос, глаза, щёки).
Глазки — круглые, озорные, весёлые, лучистые …
Губы — алые, бантиком, горят, как пламя…
Нос — маленький, курносый…
Щёки — румяные, будто яблочки, алые…
Наряд: …
5. Составление плана
Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким:
I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.
II. Основная часть: описание игрушки.
III. Заключение: моё отношение к игрушке, мастерству художников.
6. Итоги урока, оценки
- Какой стиль и тип речи будем использовать в сочинении-описании?
- Чтобы описание игрушки удалось, какие части речи будем использовать чаще?
- Какие средства выразительности могут помочь?
- Понравился ли вам урок?
7. Домашнее задание
Разукрасить матрёшку (на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4).
Используемая литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vladimir-pavlovich-detkov-miniatyura-matreshka/
1. http://nsportal.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://festival.1september.ru
3.
Приложение
1 уч.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Матрёшки деревянные,
Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.
В гости к дымковской игрушке. – описание игрушки
... можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной. Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ... глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в ...
2 уч.
Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоровьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.
3 уч.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.