Описание предмета (матрёшки)

Сочинение

Тип урока:

Вид урока:

Цель: научить писать сочинение-описание предмета:

1) образовательная:

  • дать представление об особенностях создания сочинения-описания предмета, вспомнить признаки текста-описания;
  • расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах.

2) развивающая:

  • закрепить умения описывать, сопоставлять, сравнивать;
  • развивать умения подбирать материал на заданную тему, размышлять, формулировать умозаключение.

3) воспитательная:

  • воспитывать любознательность, наблюдательность, творческую активность, любовь к прекрасному, интерес к народному искусству.

Оборудование:

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: маленькие и большие; плюшевые и пластмассовые; заводные и на пульте управления. У каждого из вас, наверняка, есть любимая, дорогая сердцу игрушка. Но героиня сегодняшнего урока — русская народная игрушка. О какой кукле пойдет речь, вы узнаете сами, отгадав загадку:

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют? (матрёшку)

Верно, говорить мы сегодня будем о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым – о матрёшке (показываем матрёшки).

Чтобы описать матрёшку, нужно будет представить себя сначала мастером по изготовлению кукол, затем художником, а после писателем. Главная наша задача — передать своё представление о предмете, создать яркое, образное и эмоциональное описание матрёшки. Вам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутьё. Мы будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. Запишите число и тему урока.

2. Запись числа, темы урока

3. Повторение изученного

  • Какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, разговорный)
  • Каковы особенности художественного стиля речи? (в тексте художественного стиля нарисована словами какая-то картина;
  • для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

    9 стр., 4352 слов

    Определите стиль и тип речи докажите свою точку зрения

    ... 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи? 1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, ... балла за 3 слова) 3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте? (макс. 5 баллов) 4.Напишите значение слова «культура» в 1 и 2 тексте(6 баллов) 5.Определите тему ...

  • Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
  • По схеме расскажите о каждом типе речи (к тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ? преобладают прилагательные;
  • к тексту-повествованию задаем вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? чаще встречаются глаголы;
  • к тексту-рассуждению задаем вопрос ПОЧЕМУ? помним об особом построении текста: тезис, доказательства, вывод).

  • Что можно описывать? (предмет, человека, животное, природу)
  • Какой же тип речи и стиль мы должны использовать при описании матрёшки? (описание, художественный)

Давайте попробуем собрать языковой материал, который пригодится вам при работе над сочинением-описанием матрёшки.

4. Сбор материалов для сочинения

а) работа с понятием

У меня матрёшка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

А её откроешь –

В ней сидит вторая,

Вся в зелёном, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернёшь –

Там еще матрёшка.

Та матрёшка вовсе крошка,

То – любимая матрёшка.

Вся она как маков цвет –

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрёшку. (З.Медведева)

Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром.

В толковом словаре

«Матрёшка –

А вы знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю? Послушаем сообщения одноклассников.

б) выступления учащихся об истории происхождения матрёшки

1 учащийся

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Матрёшки деревянные,

Круглолицые, румяные.

Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба­ми, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.

2 учащийся

Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрёшей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас­социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро­вьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.

5 стр., 2214 слов

Тема : «Обучающее -описание «Моя любимая игрушка».» методическая ...

... (2-3 ученика составляют устные описания, ребята их поправляют) Сам. Работа с проверкой по эталону - Сейчас вы будете работать самостоятельно. Пользуясь планом, на черновике вы напишите сочинение-описание «Моя любимая игрушка». ...

3 учащийся

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю­ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра­жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

в) слово учителя о мастерах

Делают такие чудесные игрушки добрые люди, искусные мастера. Изготовление матрёшки — дело непро­стое и требует от столяра ювелирной точности.

Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к тексту, прочитаем выразительно.

Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.

Подберём слова-определения к слову МАСТЕРА (виртуозные, талантливые, умелые, способные, искусные, даровитые) . Запишите.

г) описание матрёшки

А теперь давайте вместе подберём слова, которые помогут вам в работе над сочинением-описанием матрёшки.

Перед вами изображение матрёшки. Какая она?

Матрешка — пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся.

Опишите её лицо (губы, нос, глаза, щёки).

Глазки — круглые, озорные, весёлые, лучистые

Губы — алые, бантиком, горят, как пламя…

Нос — маленький, курносый…

Щёки — румяные, будто яблочки, алые…

Наряд: …

5. Составление плана

Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким:

I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.

II. Основная часть: описание игрушки.

III. Заключение: моё отношение к игрушке, мастерству художников.

6. Итоги урока, оценки

  • Какой стиль и тип речи будем использовать в сочинении-описании?
  • Чтобы описание игрушки удалось, какие части речи будем использовать чаще?
  • Какие средства выразительности могут помочь?
  • Понравился ли вам урок?

7. Домашнее задание

Разукрасить матрёшку (на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4).

Используемая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vladimir-pavlovich-detkov-miniatyura-matreshka/

1. http://nsportal.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://festival.1september.ru

3.

Приложение

1 уч.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Матрёшки деревянные,

Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба­ми, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.

6 стр., 2926 слов

В гости к дымковской игрушке. – описание игрушки

... можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной. Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ... глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в ...

2 уч.

Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас­социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро­вьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.

3 уч.

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю­ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра­жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.