«Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». по картине осенние листья васнецова

Сочинение

«Алёнушка» Виктора Михайловича Васнецова — Сочинение

В русском искусстве есть немало картин, которые пленяют и волнуют нас с детства. Но, пожалуй, по силе воплощения чувства, по глубине проникновения в мир сказочных народных образов картина Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка» едва ли имеет себе равных в мировом искусстве.

Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими золотыми листьями. Низко нависло хмурое осеннее небо. В молчании застыли молоденькие ёлочки с начинающей темнеть зеленью; под лёгким набегающим ветерком словно шепчутся листья стройных осинок. Грустная, задумчивая осень уже вступила в свои права. Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе.

Одна-одинёшенька прибежала Алёнушка в лесную чащу, чтобы выплакать своё горе, успокоить печаль. Уселась на камень, обхватила руками колени, поджала босые ноги, опустила голову со спутавшимися русыми волосами — затосковала, пригорюнилась.

И никому нет до неё дела, не с кем ей поделиться, некому горе развеять… Только природа словно грустит и плачет вместе с Алёнушкой.

Не торжествующая золотая осень привлекает внимание художника, а первая пора осеннего увядания, робкая и тихая грусть молодых деревьев, дрожащих под порывами холодного ветра. Есть какая-то особая трогательность и поэтичность в этих молоденьких, хрупких и тоненьких, как сама девушка, деревцах на берегу заводи. Но не только природа созвучна настроению девушки, гармонирует с её душевным состоянием. Посмотрите на цветовое решение картины, и вы почувствуете, что не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. Осенние блёклые, жёлто-коричневые краски пейзажа, перекликаясь с цветом сарафана, волос девушки, дополняют основное лирическое звучание, создают настроение тихой грусти, печали. И вместе с тем в эту скромную цветовую гамму художник ввёл и иные тона, контрастирующие с осенними красками природы. Это розовые цветы на сарафане девушки, нежная голубизна её кофты, яркая зелень осоки и появившаяся на тёмном небе светлая полоска зари. Введение этих ярких звучных тонов в картину ещё более усиливает её эмоциональное воздействие.

«Алёнушка» сразу, с момента её появления в 1881 году, заняла значительное место в русском искусстве как произведение, свидетельствующее об огромной любви художника к своему народу, об его умении проникнуть в мир народной фантазии.

4 стр., 1668 слов

Занятие элективного курса по развитию речи учащихся в 3-м классе ...

... плана сочинения. Художник В.М. Васнецов и картина «Алёнушка». Девушка у омута. Природа сочувствует Алёнушке. ... осени, отсутствие ярких и радостных тонов – всё вместе создаёт печальное и грустное настроение.) 6. Работа по раскрытию замысла картины. Попробуйте сформулировать своё отношение к Алёнушке. ... 3. Знакомство с творчеством художника. - В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно ...

Вернуться:

Сочинения на тему «Живопись и архитектура»

free-topic.ru

Развитие речи Обучающее сочинение-описание по картине ВМ Васнецова Аленушка

Урок в 3-м классе по русскому языку.

Урок провела: учитель I категории

Мурадова Лейла Дамировна

«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

План урока.

1.Организационный момент .

2. Постановка цели.

3. Повторение.

4.Работа над новым материалом.

5. Физическая минутка.

6. Работа над новым материалом.

7. Орфографическая минутка.

8. Написание сочинения.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка цели.

  • Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже.

Что мы для этого должны

(на доске)

Знать. Уметь.

  • художественное отношение;
  • составлять художественное описание;
  • микротемы в описании. –«читать» картину;
  • выбирать точные слова для описания.

3. Повторение.

  • Но сначала вспомним, что такое текст?
  • Какие типы текстов вы знаете?
  • Чем отличается текст-описание от других типов текста?
  • Какие виды описания вы знаете?
  • Чем отличается художественное описание от научного?

4. Работа над новым материалом.

  • Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника).

    Юра нас познакомит

С биографией живописца Васнецова.

Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Какие детские впечатления легли в основу написания картин?

(Сообщение).

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому.

Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству. Посмотрите на его картины.

(На доске прикреплены картины художника)

  • Ребята, какой картины здесь нет?
  • Дома вы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и были в роли художников и рисовали иллюстрации к этой сказке. (Оформлена выставка.)
  • Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?

-Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?

  • Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

(Вывешивается картина и дописывается тема урока.)

  • Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?
  • Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)
  • Одну из лучших своих картин В.М.

Васнецов написал в 1881 году. Эта картина «Аленушка». И хранится она в Москве, в Третьяковской галерее.

  • Об этом ценитель искусства художника Эмма Игоревна Голубева сказала:

«Картина «Аленушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к

Своему народу»

Это и будет нашим эпиграфом к уроку.

  • Посмотрите внимательно на картину.

Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.

  • Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)
  • Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)
  • Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)
  • Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?
  • Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?
  • Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.
  • Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)
  • Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?

Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)

  • Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)
  • Возьмите карточку под номером 1 и заполните:
  • Глаза

    Внешность

    Поза

    • Что окружает Аленушку? Давайте опишем фон. (Лес, озеро.)
    • Что можно сказать о лесе?
    • Если трудно, вспомните, как его описывают в русских народных сказках.

    (Дремучий, темный, страшный, загадочный, колдовской.)

    • А какая в озере вода? (Тоже темная, как и страшный лес.)
    • Какое время года изображено на картине? Найдите признаки. (Осень: желтые листья на березах и на поверхности воды)
    • Почему Васнецов выбрал осень? (Грустное время, природа, как и челове, печалится.)
    • Лес темный, и на душе темно.
    • Заполните карточку №2.
    • Лес

      Небо

      Озеро

      • Какие слова получились?
      • Какие из них являются эпитетами?

      5. Физминутка.

      • А сейчас физминутка. Ее тоже я взяла не случайно, какое время года изображено на картине и физическая минутка осенняя.

      Мы листики осенние,

      На ветках мы сидели.

      Дунул ветер – полетели.

      Мы летели, мы летели

      И на землю тихо сели.

      Ветер снова набежал

      И листочки все поднял.

      Закружились, полетели

      И на землю тихо сели.

      (Дети садятся на места.)

      — Отдохнули, работаем дальше. Для того, чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителей. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.

      6. Составление плана.

      • А сейчас мы вместе составим план нашего описания.

      1. Вступление.

      Художник-сказочник.

      2.Основная часть.

      • Какие микротемы в картине?

      1) Описание Аленушки.

      2) Описание леса.

      3) Описание озера.

      3. Заключение.

      Отношение художника к героине и наше отношение.

      • Расскажите по плану и , используя карточки, описание картины.

      7.Орфографическая подготовка.

      • Перед тем, как начать писать сочинение, обратимся к карточкам. В каких словах вам встретились знакомые орфограммы? Назовите их.

      8. Написание сочинения.

      • Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Пользуясь планом и карточками, составьте художественное описание картины «Аленушка», используя два пункта.

      (Звучит «Лунная» соната)

      9. Итог урока.

      • Обратимся еще раз к эпиграфу. Свидетельствует ли картина об огромной любви Васнецова к своему народу?
      • Понравилась ли вам картина?
      • Какие чувства вызвала?
      • Так, чему мы сегодня учились?

      10. Домашнее задание.

      • Откройте дневники. На дом – дописать сочинение.

      Главная > Конспекты > Развитие речи Обучающее сочинение-описание по картине ВМ Васнецова Аленушка

      aret.ru

      «Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

      Русский язык.

      Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

      Цели: 1. Учить писать сочинения-описания. Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме. Проводить речевую подготовку учащихся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

      2. Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи. А также развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях. Развивать чувство прекрасного.

      3.Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое воспитание произведениями искусства. Воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи.

      Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

      Ход урока.

      1. Беседа о художнике В.М.Васнецове.

      — Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться описывать картину известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Сюжет картины навеян художнику русскими народными сказками об Алёнушке. Нравилось ему очень русское имя Алёнушка. С творчеством этого художника мы немного знакомы.

      • Что вы можете рассказать о нём? (Дети рассказывают, учитель дополняет)

      Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году и провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах.

      В 1867 году, в 19 лет, Васнецов уехал в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе. А через год поступил в Академию художеств. Он занимался старательно и успешно. Одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

      На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эту тему немало картин.

      • С былинной картиной «Три богатыря» мы знакомы. Сегодня знакомимся подробно с картиной «Алёнушка».

      2. Рассматривание картины.

      • Вглядитесь внимательно в картину. Какой изобразил художник Алёнушку? (Задумчивой, печальной)

      — Присмотритесь к лицу девочки. Опишите его. (Глаза большие, грустные, смотрят в одну точку. Рот полуоткрыт, и, кажется, что из него вот-вот вырвется стон.)

      • Расскажите, как одета Алёнушка. (Одета Алёнушка бедно: В старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту, ноги босые.)
      • О чём говорит весь вид девочки? (О том, что она очень бедна, осталась без матери, без отца – сирота.)

      — Что вы можете рассказать о жизни детей-сирот в давние времена? (Жизнь детей-сирот была очень мучительна. Они ходили по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Сочувствовали сиротам такие же бедные люди, как и они сами. Бедняки делились с детьми последним, хотя и самим голодно жилось.)

      • Как на картине Алёнушке сочувствует окружающая её природа? (Над головой щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть.)
      • В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия к людям. Ласточки у злой семьи под крышей гнезда не вьют – говорится в народе.
      • Что ещё старается защитить девочку? (Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей.)
      • Почему художник изобразил на картине осень? ( Тихая и грустная природа осени отражает печаль и тоску девочки.)
      • Если мы вглядимся в картину, то увидим, что ярких красок мало, но они есть.

      Назовите, где использованы яркие краски? (На картине мы видим светлую полоску гаснущей зари и яркую зелень осоки.)

      • Что же старался показать художник своей картиной? (Своей картиной художник постарался вызвать сочувствие у зрителя к судьбе Алёнушки. Он желал ей счастья и радости.)
      • Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Смотришь на картину, и хочется верить, что пройдёт время и наступят для Алёнушки счастливые дни.)

      3. Речевая подготовка.

      • При написании сочинения наша речь должна быть правильной, образной, точной. Поэтому следует избегать неоправданныхповторов.
      • Какими словами, близкими по значению, можно заменить:

      живописец – (художник)

      полотно – (картина)

      грустная – (печальная)

      поникла голова – (согнулась)

      мрачные воды – (тёмные)

      сочувствует – (жалеет)

      • Объясните значение слов и выражений:

      поза – (положение тела)

      сиротская доля – (одинокая участь, судьба)

      смотрит неподвижно – (в одну точку)

      • Какие орфограммы встретились в этих словах?

      4. Работа над планом.

      • Для того чтобы описание было последовательным, необходимо составить план.
      • Из каких частей состоит текст? (Вводная, основная, заключительная.)
      • О чём напишем во вводной части? (Почему В.М.Васнецов написал картину.)
      • Как назовём вводную часть?
      • А можно назвать так: «Любимое имя художника В.М.Васнецова»?
      • Расскажите, о чём напишите во вводной части?
      • Перейдём к основной части. О чём будем в ней говорить? (О самой картине, будем её описывать.)
      • С чего начнём описание? (С Алёнушки.)
      • Какая часть речи поможет ярче описать черты девочки? (Имя прилагательное.)
      • С чего же начнём? ( С позы.) (Запись ведётся учителем на доске)

      Поза: печально сложены на коленях руки.

      Голова: поникла.

      Волосы: свешиваются, спутанные пряди.

      Глаза: большие, грустные, смотрят в одну точку.

      Рот: полуоткрыт, кажется, что из него вот-вот вырвется стон.

      Одежда: старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта.

      • А теперь, используя записанные выражения, опишите Алёнушку.
      • Мы продолжаем описывать картину. О чём речь пойдёт дальше? (О природе.)
      • Как можно назвать эту часть?
      • Мы говорим, что природа сочувствует Алёнушке.

      Давайте назовём так эту часть. Этим предложением вы сможете начать описание природы.

      • Расскажите, что же сочувствует Алёнушке?
      • Чем художник передал настроение картины? (Красками.)
      • Когда мы описываем картину, обязательно должны сказать о красках, которыми она написана. Следующий пункт нашего плана и будет: «Краски картины».
      • Расскажите, какие краски использовал живописец?
      • Итак, картина описана полностью.

      При описании картины в заключительной части сочинения всегда высказывается, какое впечатление произвела на вас картина, что вы чувствуете, глядя на неё.

      • Следующий пункт плана так и запишем: «Мои впечатления».

      План.

      1. Любимое имя художника В.М.Васнецова.
      2. Описание Алёнушки.
      3. Природа сочувствует Алёнушке.
      4. Краски картины.
      5. Мои личные впечатления.

      5. Запись учащимися личных впечатлений.

      — Ребята, мы рассмотрели всю картину. Подробно разобрали каждую её деталь, составили план. У каждого из вас сложилось своё мнение об этой картине. Каждый из вас по-своему прочувствовал её. Сейчас постарайтесь записать свои впечатления. (Дети самостоятельно записывают, а потом зачитывают то, что у них получилось.)

      • На следующем уроке русского языка мы напишем сочинение целиком.
      • Урок закончен.

      tnu.podelise.ru


      Смотрите также