В романе И.А.Гончарова «Обломов» ленивый и апатичный герой, которого никак не могут поднять с постели гости, вдруг, воспламенившись, встаёт с дивана и произносит вдохновенную речь. Что же так взволновало Илью Ильича, стремящегося к покою, к тому, чтобы жизнь его «не трогала», «не доставала»?
Литератор Пенкин советует Обломову прочитать «великолепнейшую» поэму под названием «Любовь взяточника к падшей женщине». Задача модного физиологического направления – показать все общественные сословия, обнажить человеческие пороки.
Хозяин Обломовки отказывается читать произведения, в которых чувствуется только «видимый, грубый смех, злость». Он не видит в подобных «шедеврах» человечности. «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь над ним», — учит герой модного журналиста. Илья Ильич отстаивает гуманистическую концепцию человека, близкую к христианскому отношению к грешнику. Пенкин же провозглашает целью литературы лишь «голую физиологию общества» и предлагает «карать, извергнуть из гражданской среды, из общества» воров, ростовщиков, «тупоумных чиновников». Мягкосердечный, добрый Обломов возмущён этой позицией. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он сравнивает «испорченного человека» с «негодным сосудом», но напоминает Пенкину, «что в этом негодном сосуде присутствовало высшее начало». «Человека, человека давайте мне!» — призывает Илья Ильич литератора. Он уверен, что мысли настоящего писателя «оплодотворяются любовью» к человеку.
Современная писательница Людмила Евгеньевна Улицкая, обладательница Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий, героями своих произведений делает маленьких людей, бедных, больных и убогих. Почему она обращается к теме нищих и калек? Конечно же, не для того, чтобы дополнить физиологическую картину общества. В центре её внимания человек, стоящий на самой низкой ступени социальной лестницы, но всё-таки человек. Автор стремится вызвать чувство сострадания к людям, отвергаемым обществом.
«Почему люди деградируют?» (Направление «Разговор с собой»)
... оказавшись на самом её дне. Плюшкин погубил в себе человека. Заканчивая сочинение, хочу привести мудрый наказ Н.В.Гоголя молодым: «Забирайте с ... в этом. Он и раньше был эмоционально холоден к людям, и до этого им владела страсть к накопительству. Плюшкин ... ему простые человеческие радости: семейное счастье, теплое отношение к людям, любовь. Писатель подчёркивает, что наступила «опустошающая старость» и ...
Рассказ «Народ избранный» имеет многозначительное название. В первую очередь мы обращаем внимание на инверсию в заголовке, которая делает его выразительным и возвышенным. Одно из значений слова «избранный» — выбранный, отборный, лучший, отличный. Мы убедимся, что «настоящие нищие» во многом отличаются от обывателей, стремящихся больше захватить материальных благ. Персонажи Улицкой лишены зависти, полны смирения и покорности, они терпеливо сносят свои страдания.
Священник Игорь Поляков, оговорившись, называет рассказ «Народ Божий». Но это не случайная ошибка! Одна из героинь, Катя Рыжая, так объясняет своей новой подруге Зинаиде: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то».
В чём же назначение этих убогих людей, для чего Господь выпускает их на белый свет? Та же Катя так отвечает на этот вопрос: «Для сравнения, для примера или для утешения…» Посмотрит человек, недовольный своей жизнью, на несчастных калек, сравнит их судьбу со своей и подумает, что есть на свете люди, которым гораздо тяжелее на свете жить. Он утешится мыслью о том, что не всё так уж плохо в его жизни, и не будет роптать на Бога, а только благодарить за свою судьбу. «Настоящие нищие» — это пример смирения, покорности и терпения. Эти бедняки, в отличие от образованных и грамотных людей, верят безоговорочно в Бога, им не нужно проходить путь нравственных исканий. Недаром говорят, что только чистые сердцем «Бога узрят». Это о них написано в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». «Нищие духом» в первую очередь лишены человеческой гордыни, стремления к справедливости, которая разъединила бы их с людьми и с Богом. О себе и о таких, как она, говорит Катя: «А мы теперь хвалим Бога. Он нам болезни, а мы хвалим! Всякое дыхание да хвалит…»
Не сразу пришла героиня к этой истине. У неё был очень сложный период в жизни, о котором она говорит: «Настроение – хоть вешайся». Одноногая женщина, отбыв срок, вернулась домой. Мать, «не старая, красавица собой, глаза чёрные, брови, цыганская кровь», не прописывает дочь, да и мужа у неё уводит. Встреча в церкви полностью изменила Катю. Она увидела несчастное существо: без рук, без ног. Это была монахиня Евдокия со своей престарелой матерью. И тогда Катя поняла, какой вопрос надо задавать Богу. Не нужно роптать на Господа, спрашивая: «За что мне такое мыкать?» Правильнее понять: для чего человек, немощный и убогий, на свет выпущен?» И она нашла ответ на вопрос, открыла своё назначение : «Господь поставил, там и стой!»
Интересна и другая героиня Улицкой – немолодая женщина по имени Зинаида. Инвалид второй группы с детства, она обладает уродливой, непривлекательной внешностью: «…была такой ширины, что в трамвай не влезала». Похоронив престарелую мать, Зинаида остаётся совершенно одна. Не приспособленная к жизни, ничего не умеющая делать, робкая, беззащитная женщина вспоминает наказ матери идти к храму и просить подаяние « за ради Божьей Матери». «Добрые люди помогут твоему убожеству», — советует старая мать. В отличие от своей подруги Кати, защитившей её от «церковной мафии», Зинаида не умеет осмысливать явления окружающего мира: мысли у неё «большие, одутловатые, неповоротливые». Как и у героини А. Н. Островского Катерины, в храме «блаженная» женщина переживает чувство полёта: «она оторвалась вверх и поплыла между золотых столбов, арок и зыбких нимбов, а густой воздух, которого она касалась рукой, был к ней благосклонен и ласков…»
Фауст «Гете и» Мастер и Маргарита «Булгаковалибо» Бог, дьявол ...
... i-margarita-bulgakova-i-faust-gete-sravnenie/ Рассматривая истории создания «Фауста» Гете и «Мастера и Маргариты» Булгакова, можно заметить интересные параллели. Во-первых, для обоих авторов их ... человек — вместилище слабостей, недостатков и пороков или носитель изначального добра. Помогают разрешить этот сложный вопрос силы зла: в «Фаусте» — Мефистофель, в «Мастере и Маргарите» — Воланд. Есть и ...
Улицкая открывает перед нами мир «маленьких людей», которые по своим нравственным качествам оказываются выше, чем обыкновенные люди, поглощённые мирской суетой. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека», потому что, изучая человека, мы познаём жизнь, учимся жить, делаем нравственные открытия».