Виды сочинений по литературе. 10—11 классы

Сочинение

РАЗДЕЛ 3

СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

В методике преподавания литературы существуют разные подходы к пониманию того, что такое сочинение в жанре литературно-критической статьи.

Многие методисты, занимающиеся проблемой сочинений, считают, что этот жанр оказывается применим к большинству традиционных сочинений, создаваемых учениками.

Например, Т. А. Калганова предлагает такой аспект выделения этого жанра: «Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («„Татьяны милый идеал“ в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин“», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова „Обломов“», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нём проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова „Мцыри“», «Л. Н. Толстой о роли личности в истории (по роману „Война и мир“)», «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева „Отцы и дети“»)».

Иначе определяется этот жанр в пособии С. А. Ташлыкова:

«Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что ещё не стало предметом научного исследования. Такого рода сочинение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения».

В данном пособии будет рассмотрено сочинение, к которому применимо определение, данное С. А. Ташлыковым.

По сути, от ученика требуется научно-исследовательский подход к поставленной проблеме. Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным видом.

Предметом исследования могут стать элементы содержания (тема, проблема, идея, конфликт, пафос) или формы произведения (жанр, сюжет, композиция, приёмы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественная деталь, тропы и т. д.).

46 стр., 22674 слов

Сочинения по произведениям русских классиков

... того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто ... ” и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, -говорит герой поэта. Блок ...

Очевидно, что для данного вида сочинений от ученика требуется и отличное знание текста анализируемого произведения, и основательная теоретическая подготовленность. Но ученик должен не только владеть теоретико-литературными понятиями, ему необходимы и навыки применения их в процессе анализа.

Это под силу не каждому. Ученик, взявшийся за такую тему, должен обладать аналитическими навыками, умением работать с научной литературой и иметь склонность к научно-исследовательской деятельности. Поэтому темы подобного жанра сочинений желательно предлагать индивидуально.

Для данного жанра сочинений желательно предложить наблюдение над таким аспектом произведения, который в науке недостаточно разработан. Это позволит более глубоко, по-новому посмотреть на произведение.

Сочинение данного типа может стать основой доклада для научной конференции.

Вот пример такой литературно-критической статьи, написанной Жанной Б. при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

РОЛЬ ЛЕРМОНТОВСКИХ РЕМИНИСЦЕНЦИЙ В БИОГРАФИИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА (ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)

Алексей Аркадьевич Столыпин-Монго был родственником и приятелем М. Ю. Лермонтова. Характеристика М. Б. Лобанова-Ростовского даёт нам наиболее выразительное представление о Столыпине: «<В Петербурге> я познакомился с красивым Монго, получившим это прозвище от великолепной белой ньюфаундлендской собаки, носившей эту кличку. Он только что вернулся тогда из кавказской экспедиции и щеголял в восточном архалуке и в огромных шароварах, лёжа на персидских коврах и куря турецкий табак. …Он тогда ещё не сделался блестящим фатом и не предавался культу общественной персоны, не принимал по утрам и вечерам ванны из различных духов, не имел особого наряда для каждого случая и каждого часа дня».

Можно смело сказать, что характеристики, данные Тургеневым Павлу Петровичу, являются чуть ли не прямыми цитатами воспоминаний Лобанова-Ростовского. Действительно, сопоставляя мемуары с художественным текстом, мы видим, что и Павел Петрович, и его прототип были красивыми «светскими львами», блестящими фатами, в светском обществе имели успех. Различие заключается в том, что одна достаточно яркая фраза воспоминаний об особом наряде для каждого случая превращается в художественном произведении в ряд развёрнутых картин. Целых шесть раз в романе приводится описание костюма, внешнего вида Павла Петровича в разных ситуациях. Например, при первой встрече с Базаровым он вышел, «одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки», к завтраку «на нём был изящный утренний в английском вкусе костюм; на голове красовалась маленькая феска», а на дуэль он отправился «одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны».

Но с другой стороны… Неподдельной горечью веет от такой характеристики Павла Петровича. Тургенев создал образ человека, который, как может, пытается противостоять сложившимся обстоятельствам. Стоит вдуматься, на что тратит свои силы неглупый человек: на то, чтобы содержать свой внешний вид в идеальном порядке, безукоризненно соблюдать правила этикета. Но это попытка найти хоть какой- то смысл жизни, не дать опуститься окончательно, когда почти всё потеряно. Как больно видеть, на что уходят силы человека и как мелки эти действия. Здесь возникает ассоциативная связь с «Думой» Лермонтова, где создаётся образ поколения 1830-х годов, которое в «бездействии состарится». Уместно здесь вспомнить и другую характеристику Лермонтова: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

2 стр., 949 слов

Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева образ характеристика

... кем не преклонится. У Калиныча иное восприятие мира. Образ Калиныча Тургенев написал произведение «Записки охотника», в которое входит рассказ «Хорь и Калиныч». Рассказ был опубликован в 1847 ... и старался по меньше верить ему. Калиныч в свою очередь по своей натуре доверчив и предан, поэтому всегда делал то, что ему скажет барин. Также читают: Картинка к сочинению Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч ...

Судьба этой женщины была связана с именами великих писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. А конец был трагическим: она умерла в Париже, всеми забытая.

М. Ю. Лермонтов знал её, он отобразил её образ в стихотворении «К портрету». Образ княгини Р, созданный И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети», свидетельствует о том, что писатель знал это стихотворение, так как образ княгини Р. во многом совпадает с образом лирической героини стихотворения Лермонтова. Оба подчёркивают непостоянство поведения, изменчивость характера героинь.

У Лермонтова:

Как мальчик кудрявый, резва,

Нарядна, как бабочка летом…

Ей нравиться долго нельзя:

Как цепь ей несносна привычка,

Она ускользнёт, как змея,

Порхнёт и умчится, как птичка.

У Тургенева: «Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала во мраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная, над псалтырём. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение».

Волнуют глаза героини и Тургенева, который даёт им развёрнутое описание, подчёркивая «тёмные» тайны души княгини Р.: «…во всём её лице только и было хорошего, что глаза и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нём, даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи».

Весь облик лирической героини Лермонтова обладает непреодолимой притягательной силой:

Понять невозможно её,

Зато не любить невозможно.

У Тургенева мы видим то же самое: «Павел Петрович… влюбился в неё страстно… ещё мучительнее, ещё крепче привязался к этой женщине, в которой… всё ещё как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе — бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных сил для неё самой, неведомых сил, они играли ею, как хотели; её небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Всё её поведение представляло ряд несообразностей».

3 стр., 1476 слов

Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева

... принятию важных решений. Самым главным для Павла Петровича является честь его самого и его семьи. Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Несколько интересных сочинений Написанный в 1898 году, напечатанный в журнале «Семья» рассказ А. П. ...

Таким образом, вслед за Лермонтовым, Тургенев в числе первых писателей создаёт новый для русской литературы тип «роковой женщины», которую полюбил Павел Петрович. Любовь к ней перевернёт его жизнь раз и навсегда.

Описание княгини Р. намеренно цитатно. А. Жук подчёркивает «этот тонкий аромат литературности, пронизывающий целиком главное событие жизни героя». Смысл его она видит в том, что он показывает как бы «сокрушающую силу кирсановской страсти», однако «её жизненный корень не очень чувствуется. Вот в чём слабость характера Павла Петровича. Он далёк от жизни не только в любви. И в отношениях с народом он лишён этого «жизненного корня», потому что говорит с мужиком, а сам в это время надушенным платком нос закрывает.

Итак, судьба прототипа Тургеневу нужна, чтобы создать образ человека, который живёт в «лермонтовскую» эпоху. Тургенев показывает, как обычный человек оказывается отторгнутым этой жизнью.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Собственно это мы и видим в отношениях «сына» Базарова к «отцу» Кирсанову.

Будущее Кирсанова так же «пусто иль темно», о чём свидетельствуют авторские характеристики. Самая безжалостная из них даётся после дуэли: «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Это приговор. Но у читателя он не вызывает усмешки, особенно если вспомнить сцену с Фенечкой, которая произошла за несколько минут до этого, где Павел Петрович взывал к Фенечке, чтобы она любила его брата и была им любима. На склоне лет у него не осталось ничего, кроме воспоминаний.

Сама тема сочинения нетрадиционна для учеников старших классов. Она ставит именно исследовательскую задачу.

Одной из самых распространённых ошибок при написании сочинений является то, что ученики только излагают факты, но не размышляют над ними.

Достоинством данного сочинения является логичное, последовательное изложение историко-литературных фактов. Ученица достаточно умело ведёт сопоставительный анализ. Она не только делает наблюдения над художественными текстами И. С. Тургенева и М. Ю. Лермонтова, но и даёт им оценку, делает аргументированные выводы. Сочинение имеет чёткую концепцию, т. е. отражает авторское видение, понимание произведения, что является одним из важнейших требований к сочинениям такого рода.

2 стр., 925 слов

Иван Петрович Павлов

... февраля 1936. Список литературы Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951 Павлов И.П. Полное собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1951–1952 Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов: Жизнь, творчество и современное ... этого вида. Условный же рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде, он вырабатывается в результате накопления индивидуального жизненного ...

Следует отметить, что удачен и способ подачи материала, и комментарии пишущего, в которых звучит то горечь, то сожаление, то сочувствие к персонажу. Это определяет эмоциональный тон сочинения, в котором проявляется личностное начало ученика.