Проблема женского счастья испокон веков волновала многих гениальных и талантливых поэтов и писателей; об этом рассказывал еще неизвестный автор «Слова о полку Игореве», это продолжают описывать и современные писатели русской и зарубежной литературы. Однако хочется отметить, что наибольший интерес тема женского счастья, безусловно, вызывает при чтении литературы эпохи крепостничества. На мой взгляд, тема счастья простой крепостной женщины 18-19 столетий привлекает больше внимания и интереса, чем там счастья в современном мире. Изучая и рассматривая вопросы, связанные с темой счастья крепостной женщины, я бы позволил себе сказать, что в крепостническую эпоху найти это «маленькое и простое» женское счастье было не просто сложно, но почти невозможно.
Тема счастья простой крепостной крестьянки, конечно, не могла не волновать А.С.Пушкина — писателя-гуманиста, человека, верящего в свободу и равенство всех людей, в человечность, в милосердие, в сострадание…. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», — писал о художнике В.
Г. Белинский. Наиболее ярко гуманизм и чувство сострадания Пушкина раскрылись в описании крепостничества, тяжелого и угнетенного положения женской его части первой трети 19 века. Так, этот вопрос автор поддал на страницах романа в стихах «Евгений Онегин», описав жизнь и судьбу простой бедной крестьянки — няни Татьяны.
Поэтому, очерчивая в романе тип крепостной воспитательницы, простой русской женщины, Пушкин не только вложил в этот образ всю любовь и теплоту своих чувств, но и смог без тени неправды и в высшей степени объективно описать тяжелое положение крестьянок и их невозможность найти то мое «простое и маленькое» семейное счастье, которое ищут все.
«Я горько плакала со страха, мне с плачем кому расплели, да с пеньем в церковь увели», — рассказывает старуха Филипьевна, никогда не знавшая ни что такое настоящая любовь, ни что такое счастье… Важно отметить, что подобная судьба ожидала тогда практически всех крепостных женщин, которые вступали в брак поневоле и жили несчастливую жизнь с нелюбимым человеком.
Великий народный поэт Н.А.Некрасов так же, как и А.С.Пушкин постоянно художнически исследовал народную жизнь, напряженно ловил её «лихорадочный пульс», и это исследование, видимо, не вызывало у него особенно радужных надежд… Мучительно размышляя о народной судьбе, о тех, кто «все терпит, во имя Христа», поэт не мог не затронуть тему женской счастья простой русской крестьянки. Эта тема в поэзии Некрасова проникнута довольно безрадостными мотивами: поэт видит, что женское счастье в условиях крепостничества недосягаемо, что крестники не просто не знаю, что такое счастье и любовь, но им, как и всем крепостным, чужды понятия «право» и «бог», они бредут по «житейской дороге» как в «подземной тюрьме без свечи».
Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох
... мы обратимся к репродукциям картин известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые ...
В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848г) художник в двух четверостишиях мастерски раскрыл тему бедственного положения крепостных женщин, их нескончаемого горя и тех унижений, которые приходилось терпеть.
Тему женского счастья крепостных крестьянок — а точнее его отсутствия, как стало ясно из стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» — художник поднимал и в стихотворениях, написанных уже после отмены крепостного право, показывая, что положение крестьянства после 1861 года никак не изменилось, и русский народ так и продолжает нести свое несчастное и повинное существование, выбравшись из одной кабалы, чтобы сразу попасть в другую. Героиня «В полном разгаре страда деревенская…», по-видимому, женщина нормально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова ответ на вопрос вполне очевиден — нет, не стал. Все еще формально зависимые женщины как и терпели все несчастия и невзгоды, будучи крепостными, так и продолжают их терпеть, будучи формально свободными. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», — с горечью восклицает автор, рассказывая о судьбе простой русской женщины, излишне терпеливой и готовой на любой труд, в жизни которой просто нет времени на счастье: «Вкусны ли, милая, слезы соленые с кислым кваском пополам?..»
Таким образом, к теме несчастной и горькой доли простых крепостных женщин обращались многие гениальные поэты и прозаики того времени. Как А. С. Пушкин, так и Н. А. Некрасов понимали, что в жестоких условиях крепостничества русские женщины просто не могли знать, что такое счастье, любовь или любое светлое и доброе чувство, зная только суровый долг, каторжную работу, телесные наказания и терпение, которое помогало им на их пути, и я полностью разделяю мнения гениальных поэтов о том, что «простое и маленькое» женское счастье в условиях крепостной России и полного угнетения крестьянского сословия было очевидно неслыханной вещью.
Русский народ в изображении Н.А.Некрасова
... Крепостная женщина для Некрасова — своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе. Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова — это, конечно, Матрена Тимофеевна в "Кому на Руси ... Руси жить хорошо" к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. ... все заботы и труды. А поход ...