«Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс»
Тема: Р/р Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: разные судьбы.
Цели: 1) учить составлять сравнительную характеристику героев; аргументировать свои суждения, привлекая цитаты из текста произведения;
2) развивать письменную речь учащихся, логическое мышление;
3) воспитывать человечность, смелость, стойкость, мужество.
Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Ход урока
I. Организация внимания.
II. Проверка домашнего задания.
1.Беседа:
- Кто из героев рассказа «Кавказский пленник» вам понравился больше? Почему? А кто был вам неприятен? Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
- Давайте сравним этих двух героев.
2.Проверка таблицы, составленной учащимися.
- На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить работу вам нужно было дома. Давайте обсудим, что у вас получилось.
Жилин |
Костылин |
||
Значение фамилий героев |
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. ( См. Толковый словарь С.И.Ожегова) Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами. |
Костыль — высокая палка с короткой поперечиной наверху, на которую при хождении опираются, закладывая ее под мышку, люди с больной ногой или хромые. |
|
Портрет |
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» |
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» |
|
Поведение в плену |
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»» «А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетёнки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер». |
«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; |
|
Отношение к животным |
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил)…» «…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…» |
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого» |
|
Наблюда-тельность, любознательность |
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему» «Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть» |
||
Предусмотрительность |
« Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперёд прикормил её»(собаку) |
||
Выносливость, мужество, терпеливость |
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает» |
«Костылин всё отстаёт и охает» |
|
Верность, преданность другу |
«…не годится товарища бросать» |
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
|
Храбрость — трусость |
«…Не дамся же живой…» « …С ними что робеть, то хуже» |
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости» «А Костылин заробел. «Костылин так и упал со страху» |
|
Мнение татар о пленниках |
«Джигит» |
«Смирный» |
- Какие выводы о героях можно сделать?
Выводы: слабохарактерности и пассивности Костылина писатель противопоставляет целеустремленность, выносливость и человечность Жилина. Мужество, стойкость помогли ему бежать из плена, преодолевая все трудности. Основная идея произведения состоит в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упорно стремиться к своей цели.
а) постановка цели;
- б) осмысление темы и идеи сочинения;
сравнительная характеристика
г) составление плана (с помощью учителя) :
I. Жилин и Костылин – герои рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
II Сравнительная характеристика героев.
1.Сходство:
а) русские офицеры;
- б) пленники татар.
2. Различие:
а) портреты героев;
б) черты характера ( смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность);
в) отношение к жизни ( активность, целеустремлённость).
г) отношение татар к пленникам.
3. Разные судьбы в финале рассказа.
III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину.
г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание);
- д) повторение общих требований к сочинению и его оформлению.
Памятка
Как писать сочинение
1. Обдумай формулировку темы, выяви идейный смысл работы.
2. Определи главные вопросы, отражающие тему.
3. Сформулируй основные пункты плана.
4. Подбери материал к сочинению, в том числе цитаты, перечитай нужные эпизоды.
5. Составь устное сочинение.
6. Напиши черновик сочинения.
7. Тщательно отредактируй текст (под руководством учителя).
8. Проверь свою работу (самопроверка).
IV. Работа над черновиком сочинения.
Индивидуальная помощь учителя.
V. Самостоятельная работа над чистовиком сочинения.
VI. Самопроверка.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
Использованные интернет-ресурсы