Чему меня учит комедия недоросль

Сочинение

Характеристика текста

Перед тем как анализировать комедию, необходимо узнать смысл названия произведения. В XVIII веке людей, которые не имели документов об образовании, называли «недоросль». Такому человеку было запрещено вступать в брак и кроме этого, его не брали на работу.

Фонвизин долгое время прожил во Франции. Находясь там, он тщательно изучал страну, отличия французского дворянства от русского. Но большее внимание писатель уделял театру. Вернувшись в Россию, Денис Иванович решил написать произведение «Недоросль». Темой комедии стало воспитание и образование нового поколения.

Автор работал над своим детищем три года и в результате решил, что кроме любовной линии, в произведении должно быть отражено состояния современного ему помещичьего дворянства. Драматург планировал высмеять его недостатки, осудить пороки и указать нравственные ориентиры, в которые не в последнюю очередь входит образованность, а также честность, нравственность и патриотизм.

Своим указом Петр I запретил жениться дворянским детям, пока они не получат образование, но многие нашли способ обойти этот указ, давая детям домашнее обучение, которое при этом на самом деле ничему не обучало. Невежественные и косные люди не только сами были против учения, но и настраивали против него своих отпрысков, полагая, что учеба и знания дворянству ни к чему. Фонвизин же считал, что дворяне обязаны обучаться профессионально, только за просвещенными личностями с высокими идеалами будущее.

В своем творении Фонвизин посредством диалогов раскрывает внутрисемейный конфликт. Именно в этой проблеме кроется вся суть. Семейное воспитание очень сказывается на становлении личности, помимо того, оно является причиной деградации российского дворянства.

Главный герой повествования нанимает непрофессиональных педагогов, которые, по сути, являются рабами, они могут научить быть такими, как они сами. Фонвизин своими строками указывает на то, что воспитание дворянских личностей должно проходить по-другому. Он утверждал, что российскому образованию срочно требуется реформация. Каждого дворянина должны воспитывать как сильную и самостоятельную личность с высокими моральными принципами.

4 стр., 1989 слов

Над чем смеется Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль»

... сочинение в единственном экземпляре. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания ... любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, ... но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и ... день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая ...

Анализируя комедию, можно заметить, что автор затронул еще одну очень важную тему. Она касается долга перед родиной. Из текста становится ясно, что повлиять на честное исполнение своих обязанностей перед родиной могут только родители или учителя. На момент создания произведения это понятие было немного искажено. В то время все считали, что служить нужно не родине, а государю. Комедия выражает антикрепостнические идеалы.

Он с осуждением относился к таким человеческим порокам как:

  1. Жестокость.
  2. Безнравственность.
  3. Глупость.
  4. Жадность.

Описывая поведения невежественных дворян, Фонвизин обличал все их пороки. Именно по этой причине Екатерина II ограничила литературную деятельность писателя.

Композиционная структура

Особенности композиции произведения заключаются в том, что автор знакомит своих читателей в самом начале комедии. Мастерски выстроенный текст дает возможность понять, что завязка начинается уже в конце первого действия.

Последующие действия описывают главные события. На протяжении всего повествования напряжение растет. Самый пик приходится на четвертое действие. Пятое действие содержит в себе развязку.

При написании произведения автор использовал множество художественных приемов. Говорящие фамилии действующих лиц дают возможность читателям понять, как сам автор относится и характеризует свои образы.

Жанровые особенности

Произведение Дениса Ивановича написано по законам классицизма. Все описываемые действия происходят в одном и том же месте на протяжении одного дня. Комичность пьесы выражается в острых насмешках автора над пороками человека. В работе автора имеются смешные мотивы, но, кроме этого, нашлось место и для печальных действий, когда помещица издевается над крепостным.

Герои выглядели карикатурно

Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина «Недоросль»?

Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России.

Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил».

Пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». «Недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку».

11 стр., 5102 слов

Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания

... дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору ... шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла. Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка? Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка». Митрофан растет избалованным, ...

Комедия учит меня трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню». Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день».

«Недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает Часослов». Его познания в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль — нуль. Один да один… «.

Комедия меня учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь». И сын ее такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». Простакова считает, что география — наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». Она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…» Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».

Комедия «Недоросль» учит меня ценить доброту и честность. Мне нравятся высказывания Стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. Он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

«Недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости».

Комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на Простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». Драка ей даже приносит удовольствие: «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!»

«Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги невеждам-учителям?» Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не сходит со сцен театров. Ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться на благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее России в руках честных, просвещенных людей.

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, ... ценить в людях такие человеческие досто- инства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну /имеется в виду война 1805-1807 гг./, старый князь говорит ... - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует ...

Действующие лица

Пьеса Фонвизина имеет признаки классического стиля. Он использовал имена и фамилии, которые говорят сами за себя. Для того чтобы донести до читателя главные проблемы воспитания того времени,

  1. Митрофанушка — шестнадцатилетний парень. Герой необразован, и не стремиться к тому, чтобы это исправить. В какой-то степени героя можно считать идейным противником всего того, что касалось образования. Он грубо высказывался об учителях, и его заботливая мать, начала ограждать парня от них. Юноша единственный ребенок в семье, очень избалован и пользуется тем, что женщина его очень любит.
  2. Стародум — представитель придворных людей, которые честно несли свою службу. Мужчина является опекуном Софьи. Автор использовал его выразителем собственных мыслей.
  3. Простакова — необразованная и глупая женщина. В тексте она играет отрицательного персонажа. Героиня не уважает никого, кроме собственного сына, которого она старается направить на такой же путь.
  4. Правдин — государственный слуга. Честный и справедливый мужчина, который всегда борется за правду и желает всех вывести на чистую воду.
  5. Еремеевна — няня Митрофана. Для этой женщины на первом месте стоит чувство долга. Она верно и преданно служит семье Простаковых, и искренне переживает за своего воспитанника, несмотря на то, что ей пришлось вытерпеть от него.
  6. Скотинин — фамилия героя говорит сама за себя. Он имеет сходство с животным, для него чуждо просвещение и моральные ценности.
  7. Милон — положительный персонаж. Честный и смелый парень, полюбивший Софию.

Произведение представляет собой собрание анекдотических рассказов, которые описывают поведение дворян того времени. Положительные персонажи не вызывают ярких эмоций, но зато позволяют выразить авторское мнение. Благодаря собирательным образам, читатель может разглядеть всю комичность и трагичность каждой ситуации.

Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России. Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». «Недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку». Комедия учит меня трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню». Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день». «Недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает Часослов». Его познания в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался)». Комедия меня учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь». И сын ее такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». Простакова считает, что география — наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». Она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…» Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки». Комедия «Недоросль» учит меня ценить доброту и честность. Мне нравятся высказывания Стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. Он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб помочь тому, у кого нет нужного». «Недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости». Комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на Простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». Драка ей даже приносит удовольствие: «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!» «Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Правдин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги невеждам-учителям?» Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не сходит со сцен театров. Ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться на благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее России в руках честных, просвещенных людей.

7 стр., 3266 слов

Софья в комедии «недоросль» (характеристика и образ) 8 класс

... Софья — это идеал женской красоты и образованности в комедии «Недоросль». Девушке приходилось непросто, но она смогла справиться с жизненными невзгодами. Софья и Простакова Образ Софьи в «Недоросле» также противопоставляется второму главному женскому образу ... насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство. Нравственные ценности героини Софья в переводе с ...