Я иду на урок
Оксана Москаленко
Оксана Вячеславовна Москаленко (1972) — учитель русского языка и литературы средней школы № 141 г. Уфы (Республика Башкортостан).
На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по «Грозе», заканчивая «Вишнёвым садом». Литература — один из немногих предметов, обращённых к душе, к духовному наследию, к нравственности.
Когда мы подходим к изучению «Господ Головлёвых», ребята уже имеют представление о “мысли семейной” в разных произведениях. Мы подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.
И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца». Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлёвым».
Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.
Изучение романа происходит следующим образом.
Урок 1
Тема. Простая русская семья
Учащиеся заранее получают задания.
Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.
Другая группа — «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.
Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны (портрет, черты характера, сфера интересов, манера поведения, отношения с людьми, цели и смысл её жизни, ключевые фразы-понятия Арины Петровны).
Ход урока
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
«Я иду на урок литературы» статья
... смотришь – росточки проклюнулись. А некоторые зазеленели и потянулись к солнцу. Я иду на урок литературы… 7 класс. Непростой возраст. Прозвенел звонок, прозвучали первые приветственные фразы, и неожиданно ... хочется дела-то человеческие…»,- реплика горьковского Луки в чем-то ключ к урокам литературы, их связи с современностью, их большого нравственного потенциала. Развивать личность учащихся, помогать ...
Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
- На чём строятся отношения между родственниками?
- Как герои относятся друг к другу?
- Можно ли назвать их родными людьми?
- С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
- Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
- Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
- Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
После беседы об Арине Петровне Головлёвой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают её с Коробочкой.
Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых?
Читается «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.
При подведении итогов урока в особо отведённый лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.
Урок 2
Тема. Головлята
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).
- О Степане от имени пассажиров кареты;
- о Павле от имени соседей-помещиков;
- о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
- об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).
3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрёва («Мёртвые души») и Степана.
Ход урока
Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
- Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
- С какими мотивами связан герой, и почему?
- Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение
о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.
Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлёва
Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу. (Идею заполнения подобной таблицы я позаимствовала из пособия «Конспекты уроков для учителя литературы». 10-й класс. Проект П.И. Угроватова и Л.Г. Максидоновой. М.: Владос, 1999.)
Портрет | |
Черты характера | |
Цели и смысл жизни | |
Авторская характеристика | Из главы «Семейные итоги» |
Характеристика, данная другими героями |
Одна из рабочих групп готовит сравнительный анализ Плюшкина («Мёртвые души») и Иудушки.
Индивидуальное задание.
Урок начинается с обсуждения характеристики Порфирия Владимировича, данной в первой главе романа.
- Кто даёт эту первую характеристику? Что в ней странного и загадочного?
- Почему его называют Иудушка , кровопивушка и откровенный мальчик ?
- Какова история библейского Иуды?
Мы обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.
Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.
Странные, непривычные суффиксы эти — замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок.
Зловещие слова замаскировались, надели маску “приличности”, “благодушия“.
Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его “загадочность” для автора, для читателя и даже для Арины Петровны.
После обсуждения Иудушки Головлёва в классе заполняется таблица.
В конце урока проводится запись нравственно-философских понятий, затронутых на этом уроке.
домашнее задание
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-podgotovka-k-sochineniyu-po-romanu-gospoda-golovlevyi/
1. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983.
Белова М.Г., Мурин Д.Н.
3. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.
Приложение. Нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых
Накопительство
Изворотливость
Жестокость
Очерствение сердца
Утрата способности любить и сострадать
Нравственное прозрение
Чуждые
Вражда
Бессмысленность существования
Неспособность к поступку
Опустившийся человек
“Постылый”
Убогое одинокое существование
Деградация
Апатия, угрюмость
Безволие
Тунеядство
Паразитизм
Пропойца
Стяжательство
Лицемерие
“Умертвия”
Призраки
Вырождение
Фальшь слов
Раскаяние
Окостенение и омертвление жизни
Моральный урод
Вымороченность
Душевный примитивизм
Двуличие, двоедушие, обесчеловечивание
Праздномыслие, пустословие