Тема и основная мысль сочинения
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как
написать и для чего написать. М.Горький
В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы), в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.
Тема сочинения, Основная мысль сочинения
Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.
Сочинение может быть снабжено эпиграфом.
Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.
Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.
Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:
Береги честь смолоду., Пословица, Задания для учащихся.
1. Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая — сочинение-рассуждение, а какая — сочинение-описание?
Портрет Пугачева.
Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.
1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.
Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения - «Золотая осень», то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать «золотой», но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п. В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.
2. Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.
Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.
Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина
... с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на ... с нашей историей. Таков смысл эпиграфа к «Капитанской дочке», определяющий разрешение в ней главной трагической коллизии. Пушкин избрал для ... видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». «Конечно,— пишет Н. Н. Скатов,— это книга о смуте, о ...
3. Умение собрать материал для сочинения.
Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.
4. Умение систематизировать материал.
Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.
5. Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.
Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.
6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.
Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» (по выражению В.Г.Белинского), т.е. точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.
7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, О работе над совершенствованием рукописи.
Памятка.
1. Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного. Определите:
- соответствует ли сочинение теме;
- высказана ли основная мысль;
- соответствует ли сочинение составленному плану;
- соразмерны ли его части;
- не нарушена ли связь между частями сочинения;
- удачно ли подобраны цитаты.
2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.
4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты.
Использованная литература:
- Теория и практика сочинений разных жанров, составители Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
- Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», составители Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
- Поиск новых путей: Из опыта работы, составитель С.Н.Громцева. – М., 1990.
Написание хорошего сочинения – задача, требующая помощи учителей, которые сотрудничая со школьниками, подходят к решению индивидуально. Педагогика сотрудничества позволяет использовать разнообразные методы помощи начинающим авторам, проявляя уважение к их сочинительскому труду.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ. методическая ...
... СОЧИНЕНИЕМ. Работа над сочинением как таковым,изолированная от других видов деятельности, не приносит успеха.Развитием специальных умений (определять тему, собирать материал, ... ными навыками написания сочинений и ... сочинением; конкретизация целостной системы умений, лежащих в основе методики обучения сочинениям; определение типов сочинений ( по содержанию,по источнику по- лучения материала, по жанру ...
Владение литературной речью и жанром высказывания дают большую свободу творческой мысли, способствуют использованию нестандартных выразительных средств и раскованности изложения. Постановка задач в сочинении способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы.
Литературное творчество является проявлением активных сил души, формирует интеллект и нравственные начала. В.А.Сухомлинский считал чуткость к красоте слова огромной силой, облагораживающей духовный мир ребенка. Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.
4 .Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.
Зепалова. – М., 2011