РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ, Обучающее изложение, Прочитай текст.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить (38 слов).
(По Л. н. Толстому)
- О чём этот текст?
- Что было нужно галке?
- Почему она не могла напиться?
- Что она придумала?
— Как можно назвать этот текст? Какая была галка?
Впиши слово в название текста. Помни, что после заголовка точка не ставится!, Слово какой части речи ты вписал? Подчеркни правильный ответ., Глагол, существительное, прилагательное.
0 Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту., Какова главная мысль текста?
- Чтобы воды в кувшине прибавилось, туда надо набросать камушков.
- Без питья птицы не могут жить.
- Галка — очень умная птица, которая нашла выход из сложного положения.
0 Для того чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.
о Выбери план, который соответствует тексту.
A. 1) Галка.
2) Кувшин.
3) Камушки.
Б. 1) Галка хотела пить.
2) Воды в кувшине было очень мало
3) Птица добралась до воды.
B. 1) Кто хотел пить?
2) Что стояло во дворе?
3) Что галка бросала в кувшин?
V Когда ты будешь работать над изложением, ста-^ райся писать своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.
А. Проверь, правильно ли ты понимаешь слова., Кувшин — высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой., Галка — небольшая птица с серо-сине-чёрным оперением.
Б. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. К каким двум словам можно подобрать одно проверочное слово?
х…теть — __
в…да — _
к… дать — _
нак…дать — _
В. Найди слова, которыми можно заменить слова из текста. Соедини их стрелками.
не добраться мало
кидать не достать
на дне стала выше накидать
бросать
поднялась
набросать
Перечитай ещё раз текст и напиши изложение. Не забывай пользоваться планом., Изложение с творческим заданием, Прочитай текст., Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!», Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно., Отчего детям стало скучно? (31 слово)
(К. Д. Уши некий)
Уроки № 42-43. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ...
... воспоминания юности, но и за то, что она добрая и требовательная. IV . Изложение с элементами сочинения. ... любовь к ней не застилает мои глаза. III . Работа над содержанием текста. Примерный план изложения В этих звуках есть что-то от рассвета… Песня – душа народа. ... мало и ста жизней. Мерить ли её великими реками-работягами с городами и сёлами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? Одна ...
- О чём этот текст?
- Что сказал брат сестре?
- Что сказала сестра брату?
- Что случилось потом?
- Почему?
- Зачем в конце текста автор задаёт вопрос? Выбери подходящее название:
- Ссора
- Вместе тесно, а врозь скучно
- Настоящая дружба
- Гусь свинье не товарищ
- Брат и сестра
Впиши название текста. Помни, что после заголовка точка не ставится!
Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту, а в конце попытаешься ответить на вопрос автора.
Какова главная мысль текста? Высказал ли автор основную мысль текста или хотел, чтобы это сделал читатель?
Ответь на вопрос в конце текста., Расположи пункты плана по порядку., Почему детям стало скучно? Чем были недовольны брат с сестрой? Что случилось после ссоры?
1) _
2) _
3) _
Когда ты будешь работать над изложением, старайся писать своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.
А. Проверь, правильно ли ты понимаешь слово «волчок». В этом рассказе волчок — это не маленький волк, а игрушка. Чтобы узнать, что это за игрушка, прочитай стихотворение:
Волчок
Мой волчок — на тонкой ножке, С деревянной головой. Покрутил его немножко — Оказалось, он живой! Он и пляшет, и поёт, И гудит, как самолёт, Он бежит бегом, Он жужжит жуком. Покружился мой волчок, Завалился на бочок, Лёг на коврик — И молчок…
(Н. П. Са ко некая)
О какой игрушке идёт речь в стихотворении? Подчерк ни правильный ответ., Карусель, каталка, вертушка, юла, неваляшка матрёшка., Б. Вставь пропущенные буквы. Г..ворит, отв…чает, с…стра, В. Заполни пропуски:, Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Говорит брат, чтобы сестра не трогала его волчка., Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих
кукол!» Говорит сестра, чтобы _
не её
Как нужно произносить слово «скучно»?
Перечитай ещё раз текст и напиши изложение. В конце ответь на вопрос автора. Не забывай пользоваться планом.