Лучший урок письма

Сочинение

МОУ СОШ № 4 г. Беслана, Короевой Заремы Александровны, Адрес ОУ: РСО – Алания,

363 000, г. Беслан,

Ул. Иристонская, 84 а;

Тел.: 3-10-81

Номинация:

«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма »

2011 г.

Номинация  1

Письма, обращённые , писали ребята из 5 «А» класса. Методическая разработка на всероссийский конкурс была представлена учителем русского языка и литературы Короевой своей учитель поставил: научить писать сочинение в эпистолярном жанре. Одной из главных задач, которые педагог поставил перед собой, это: воспитывать социально активную и духовно богатую личность. воспитания этикета при оформлении письма, интереса к литературевв, культуры письменной речи, активизации интереса к эпистолярному жанру у учащихся с целью возрождения эпистолярного жанра. учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)">российских традиций эпистолярного жанра

ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения в эпистолярном жанре., ЦЕЛЬ УРОКА: Научить писать сочинение в эпистолярном жанре.

ЗАДАЧИ:

познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

  • развивать речевые навыки, расширять представления учащихся о роли и значении письма в жизни человека;

воспитывать социально активную и духовно богатую личность. воспитания этикета при оформлении письма, интереса к литературе 18-19 вв, культуры письменной речи, активизации интереса к эпистолярному жанру у учащихся с целью возрождения российских традиций эпистолярного жанра

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • словарь на доске (слова «этикет», «эпистолярный жанр», «письмовник»;
  • портрет ;
  • мультимедийный проектор, презентация.

ТИП УРОКА:

3 стр., 1203 слов

Оригинальные жанры школьных сочинений «Эпистолярный жанр ...

... хорошего! III. Образцы сочинений учащихся в жанре письма. (см. сочинения учащихся) IV. О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». (см. материалы книг и газет ) V. Итог урока. VI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из ...

урок усвоения новых знаний, умений и навыков

ЭПИГРАФ К УРОКУ

«У писателя только и есть один учитель — сами читатели»

ХОД ЗАНЯТИЯ:, Организационный момент., Вступительное слово учителя:

— Мы закончили изучение «Мертвых душ» , и теперь вам предстоит написать сочинение об этом произведении. Свое сочинение вы будете писать в новом для вас эпистолярном жанре, оно будет называться «Письмо Гоголю». То есть вы от своего имени будете писать письмо Николаю Васильевичу. В нем вы расскажете о том, какие мысли посетили вас после прочтения его поэмы.

Но сначала поговорим о традиции написания писем писателям, ушедшим в «мир иной». Несколько таких историй нам расскажут ребята, получившие предварительное задание.

Рассказы учащихся сопровождаются показом презентации., Франческо Петрарка., Марка Туллия Цицерона

Титу Ливию

Пока читаю тебя, мне кажется, будто я нахожусь рядом с Корнелием, Сципионом Африканским, Лелием, Фабием Максимом, Метеллом, Брутом, Децием, Катоном, Регулом, Торкватом… В сладостных мечтах я мыслю себя живущим среди этих великих людей, а не среди воров и бандитов, которые на самом деле меня окружают… С наибольшим рвением предавался я, среди многого другого, изучению древности, ибо время, в которое я жил, было мне всегда так не по душе, что, если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках».

«,

страшно думать, что Вас нет на свете. Но знаю твердо: Вы непререкаемо присутствуете в нашей, еще продолжающейся жизни. И может быть, Вы еще нужнее и дороже, чем прежде, когда мы, не ценя как должно этого дара судьбы, были рядом с Вами и приобщались к богатствам, которыми Вы владели. Я говорю сейчас не о чудотворном Вашем искусстве, звучащем всегда, но о том, что мы могли видеть Вас чаще, чем видели, — Вашу усталую улыбку, руки, слышать Ваш голос, низкий, медлительный, который я помню, когда он был еще молодым, легким, крылатым, взлетающим.

Я храню в сердце Ваше многолетнее доброе внимание к себе, и хотел бы этим письмом возобновить прерванное общение с Вами. Хочу, пока не поздно, осторожно заглянуть в щель той двери, которая еще медлит закрыться за Вами, и сказать Вам, как живой, вдогонку, нечто важное для себя, — то, о чем мне не привелось в свое время поговорить при наших встречах. Может быть. Вам не покажется докучным вспомнить о прошлом, о простом и земном. А если покажется, — простите тогда и не слушайте меня.

…Я не выдумывал этой пропорции мрака и света. Она сама возникла из моего состава (гоголевское слово!), столкнувшегося с жизнью. В этой обреченности зрения, в его колеблющемся постоянстве — мое единственное оправдание, других нет. Еще раз прошу Вашего снисхождения. Простите мои стихи и это обращение к Вам, моей грусти, — к Вашей силе, славе и власти. Простите меня, любящего Вас и дерзнувшего потревожить в Вашем великом покое.

Учитель : Сегодня меня в руках письмо, посланное вам, ребята, самим Николаем Васильевичем Гоголем. Это его обращение к вам как читателям, оно написано писателем в предисловии ко второму изданию «Мертвых душ»:

«Кто бы ты ни был, мой читатель, <…> я прошу тебя помочь мне. В книге, которая перед тобой, <…> многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов <…>: я прошу тебя, читатель, поправить меня» (Акад., VI, с. 587).

3 стр., 1232 слов

Дети ненавидят писать сочинения. Почему это происходит и как вы можете им помочь

... Письмо может выглядеть так: «Привет, Вася! Я сегодняшний пишу себе письмо. Знаю, что через неделю ты сдашь этот сложный экзамен в музыкальной школе, напишешь сочинение… Я ... заменить на «Если бы я был психологом, как бы я помог Карениной?» Ещё чаще учителя не предлагают простор для творчества, ... 5. Отсутствие опыта Многие не знают, о чём писать. И здесь проблема в том, что и дети, и взрослые не ...

В своих «Четырех письмах разным лицам по поводу «Мертвых душ» также писал:

И хоть бы одна душа подала голос!, У писателя только и есть один учитель — сами читатели. А читатели

1843»

Как видите, Николай Васильевич очень хотел, чтобы читатели откликались на его творчество, чтобы их так же, как и его волновала судьба родины. Именно поэтому вы будете писать свое сочинение в виде письма автору и рассуждать о том, что вы думаете об актуальности проблем, которые волновали писателя в его время.

Однако в написании письма есть свои правила. Во времена Гоголя существовали специальные письмовники, помогающие правильно составить свое послание. Чтобы ваше письмо было написано надлежащим образом, мы составим свой письмовник.

С чего ваше письмо должно начинаться?

Ответы детей

Учитель: Безусловно, письмо должно начинаться с обращения, вопрос в том, какое обращение лучше выбрать. Вы в своем письме можете использовать как современный этикет: «», так и варианты, принятые во времена Гоголя, например, « Милостивый государь».

В начале письма уместно и приветствие, например такое, какое прозвучало в письме Петрарки. Думаю, вы понимаете, что ни в коем случае нельзя писать «здравствуйте» и «до свидания».

Дата и место написания во времена Гоголя писались в начале письма, а сейчас дату в начале письма принято ставить только в деловой переписке, а в частной – дата ставится в конце. Выбор варианта зависит от стиля вашего письма.

Начало письма, как правило, – раскрытие повода, объяснение причины, почему данное письмо пишется. В вашем случае будет уместно примерно такое начало: « Прочитав Вашу поэму, спешу поделиться своими мыслями…»

Далее – изложение сути, основное содержание письма. Вы, конечно помните, что уважительная форма обращения требует употребления множественного числа , и местоимение «Вы» надо писать с большой буквы.

Обязательно надо подумать, как попрощаться. Для этого тоже существовали формулы: «С почтением остаюсь, искренне Ваш…». Предложите возможные варианты…..

Напоминаю, что к этикету относятся не только формулы , но и грамотность, и разборчивый почерк.

Ваше домашнее задание: написать сочинение «Письмо Николаю Васильевичу Гоголю».

Подведение итогов урока.