Анализ поэмы Цветаевой «Приключение»

Сочинение

1. История создания произведения.

Марина Цветаева обратилась к жанру драмы в 1918−1919 гг. Побудили её к этому две причины — дружба с актёрами студий Вахтангова и Художественного театра и внутренняя потребность: голос, по её словам, перерос стихи. За такой короткий период ею были написаны шесть пьес, ещё несколько остались в замыслах.

Среди пьес особенно выделяется дилогия о Казанове («Приключение» и «Феникс»).

Над «Приключением» Марина Ивановна работала с 25 декабря 1918 года по 23 января 1919 года. В основе пьесы — «Мемуары» Казановы (IV том), которым Цветаева следовала довольно точно, опуская незначительные подробности. Образ легендарного Джакомо Казановы занимал её ещё со времён путешествия по Италии. Принимаясь за пьесу об этой яркой и неоднозначной личности, поэтесса ставила перед собой задачу — переложить на язык поэзии материал мемуаров.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанр пьесы М. Цветаевой «Приключение», как и других её драматических произведений, — лирическая драма. Это понятие впервые было употреблено Блоком в отношении его трёх пьес («Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади»).

Он впервые внёс лирическое начало в драму, синтезируя два рода жанров — драматический и лирический.

3. Название произведения и его смысл.

Название пьесы «Приключение» взято автором из первоисточника — «Мемуаров» Казановы. Он не раз использует это слово в истории о Генриетте. Казанова полагал, что его отношения с Генриеттой будут лишь приключением на три-четыре дня, но чем больше он знакомится с личностью этой женщины, тем более значительный, судьбоносный характер приобретает это «приключение».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в драматическом произведении (сюжетная информация) осуществляется через авторские ремарки (от третьего лица) и речь действующих лиц (от первого лица).

Кто-то из персонажей (в данном случае — Генриетта) является носителем идеи, позиции автора.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Художник-творец — женщина.

Идея: Романтический идеал женщины — подруга мужчины, равная ему по уму, по силе духа, наделённая особым (женским) пониманием основ бытия.

Проблематика: В образе Анри-Генриетты заключена идея гармоничного сосуществования женского и мужского начал, что является основой слаженного равновесия в мире (гостиница, где состоится встреча Казановы и Генриетты, не случайно называется «Весы»).

7 стр., 3367 слов

Почему произведения островского называют пьесами жизни?

... Пьесы жизни К пьесам Александра Николаевича Островского отлично подходит фраза: «Времена меняются, а люди остаются прежними». произведения писателя считают «пьесами жизни» В пьесах ... торжество добра над невежеством В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей ... Идея жить в столице купцу по душе. дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей Композицию пьесы ...

При этом равновесием управляют с той стороны, откуда приходит письмо с семью печатями.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В итальянском городе Чезене молодой, двадцатитрёхлетний, Казанова встречает двадцатилетнюю Генриетту (сначала — в образе молодого гусара Анри).

Генриетта наделена умом, красотой, талантом музыканта. Она образованна и отважна, её по плечу драка на дуэли и бешеная скачка верхом. Казанова, отмеченный жаждой жизни, острым интеллектом, смелостью, благородством, покорён личностью Генриетты, которая ни в чём не уступает ему.

Герои недолго были счастливы. Генриетте вручают письмо с семью печатями. Это роковое письмо требует разлуки героев. Генриетта берёт слово с возлюбленного не пытаться разыскать её и не подать виду в случае встречи. Семь печатей — это символично. Вступает в силу «демонический план всемирной игры», по которому нельзя продолжать этот союз: в нём заключена «чужая тайна». Раскрыть её — сорвать семь печатей со врат ада.

Герои расстаются в гостинице «Весы». Перед разлукой Генриетта делает на оконном стекле надпись подаренным Казановой кольцом: «Вы забудете и Генриетту». И «исчезает в полосе лунного света». Через тринадцать лет тридцатишестилетний Казанова вновь оказывается в этой гостинице. Он увидел эту надпись, и воспоминание о таинственной возлюбленной, единственной любви, как громом поразило его, но скоро он успокаивается с семнадцатилетней девчонкой Мими.

Так завершилась романтическая история о встрече «угля» (Казанова) и «лунного льда» (Генриетта), Амура и Психеи.

7. Система образов произведения.

Джакомо Казанова — молодой человек 23 лет в первой картине и 36 лет — в пятой. Наделён автором всем лучшим, что было в 18 веке: кипучая кровь, преклонение перед женщиной, благородство, ум, мечтательность.

Генриетта (Анри) — загадочная двадцатилетняя женщина, появившаяся ниоткуда. В её основе образ Психеи — Души, которая принадлежит, однако, тьме, а не свету: «бессонная приверженка Луны», тайна семи печатей, семь цифр. Словом, достойная пара Казанове.

Капитан — военный около 50 лет.

Ле-Дюк — слуга Казановы, «подвигами» превосходящий хозяина.

Девчонка (Мими) — 17 лет, «тысячепервая утеха» Казановы.

8. Композиция произведения.

Пьеса состоит из пяти картин.

Завязка — вторжение Генриетты в комнату Казановы под видом гусара Анри (I картина «Капля масла»).

Название картины отсылает к мифу об Амуре и Психее.

Развитие действия: Казанова увлекся Генриеттой, она не уступает его настойчивости; с помощью модисток из гусара она превращается в блестящую даму, отвечает взаимностью Казанове (II картина «Десять цехинов»); в гостях на загородной вилле в Парме Генриетта покоряет всех аристократов, завораживает прекрасной музыкой, играя на виолончели; получает письмо с семью печатями (III картина «Виолончель»).

34 стр., 16628 слов

По режиссуре по пьесе В. Зимина «Брысь! или истории кота Филофея»

... этапом в деятельности режиссера является постановочный план спектакля, первая часть которого представляет собой работу над пьесой согласно методу действенного анализа. Овладение методом ... авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционно сказочных ...

Кульминация: Генриетта возвращает кольцо Казанове, предварительно сделав на оконном стекле надпись.

Развязка — исчезновение героини в лунном свете (IV картина «Гостиница «Весы»)

Эпилог. Через тринадцать лет Казанова оказывается в той же гостинице «Весы» с девчонкой для утех и обнаруживает надпись на стекле, оставленную Генриеттой (V картина «Тринадцать лет спустя»).

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Каждый герой произведения характеризуется особым строем речи. Так, в пьесе противопоставлены два женских образа: высокий (Генриетта) и сниженный (девчонка Мими).

В ремарках автора отмечен разный строй души, они отличаются манерой поведения, диалоги Генриетты и Мими противопоставлены как в лексике, так и в интонации. Речи Генриетты свойственна быстрота, Мими — замедленность. К Генриетте Казанова обращается исключительно на «вы», а к Мими — на «ты».

10. Отзыв о произведении.

Пьеса «Приключение» открывает, что Марина Цветаева не только мощный поэт, но и блестящий драматург. Есть мнения, что «Приключение» — вершина её драматургии. Сомнительна (с налётом инфернальности) главная героиня, при этом Генриетта — типичная цветаевская героиня, с идеями автора периода создания пьесы. И всё же энергетика стиха, афористичность языка, парадоксальность её формулировок действуют магически.

Понравилось сочинение? А вот еще: